kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Становление толерантных отношений учитель-ученик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была защищенна в октябре 2014 года во всероссийском конкурсе "Меня оценят в XXI веке" и заняла 3 место. В дальнейшем эта работа была изменена и получила название "Становление толерантных отношений учитель-ученик" и в 2015 году также заняла 3 место в  городской студенческой конференции г. Сочи, которая проводилась в ГБПОУ СПО "Сочинский колледж поликультурного образования". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Становление толерантных отношений учитель-ученик»

26




IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ

«МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ»

_______________________________________________________

















Секция: Педагогика. Психология. Социология



Тема: Становление толерантных отношений «учитель-ученик»















Автор: Клименко Лиана Георгиевна



Научный руководитель: Рубецкая Ирина Евгеньевна



Место выполнения работы: ГБПОУ Краснодарского края «Сочинский колледж поликультурного образования»









2014

ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

5

1.1.Направления и концепции толерантности


5

1.2. Воспитание этнической толерантности


7

1.3.Школьная толерантная среда


10

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»


12

1.1 Диагностика уровня толерантности учителей по отношению к школьникам


12

2.2. Формирование толерантного отношения учащихся к учителю


14


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


18


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


19


ПРИЛОЖЕНИЯ

21



ВВЕДЕНИЕ


Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Осознавая эту проблему, современные школьные педагоги уделяют ее решению большое внимание.

Поведение, образ жизни, жизненный опыт учеников, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором возможно практически реализовать свои задачи. Толерантность – это не равнодушие, а труд души. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

Речь идет не о том, чтобы изменить взгляды ребенка, заставить его иначе мыслить, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования. Воспитание толерантности как раз и призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации. С педагогической точки зрения, это связано прежде всего с целенаправленной организацией позитивного опыта толерантности, т.е. созданием условий, требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы они ни выглядели в его глазах.

Для успешности в процессе воспитания толерантности учитель должен изучать семью, образ жизни, круг общения детей. С особым вниманием стараться относиться к фактам, примерам, когда школьник проявил лояльность к товарищу, тепло отозвался об однокласснике, приятеле по компании, о ком-то из домашних.

Все это предпосылки или проявления толерантности. Профессиональный глаз не может не увидеть и другого: нетерпимость к представителям иной национальности, упрямого нежелания с кем-то взаимодействовать, неумения прислушаться к чужому мнению, ссор с одноклассниками, конфликтов вне школы. Такого рода наблюдения помогают в предупреждении и преодолении дефицита толерантности.

Решению таких задач содействует организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, например, продемонстрировать свои способности и увлечения спортом, техникой, компьютерными программами, танцами [4].

Когда учитель видит новое в своих учениках, ему легче понять причины возникших трудностей и конфликтов ребят, а, следовательно, искать и находить способы развития их толерантности: интерес к личности – главный путь к тому, чтобы понять ее и быть понятым ею.

Из вышесказанного следует очевидная значимость усилий педагога по самовоспитанию толерантности. Они связаны в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего наряду с самоуважением и способностью уважать других людей, коллег, в том числе и детей. Такое желательно для каждого человека, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно.

И для учителя и для ученика полезен самоанализ реальных отношений с окружающими, честная оценка своих мыслей, решений, поступков. И дело, не в признании собственных удач и ошибок, а в стремлении владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то или чему-то в окружающем.

Тема толерантных отношений «учитель–ученик» крайне актуальна. Проявляя нетерпимость, учитель провоцирует обострение обстановки, отношений. Недостаток толерантности приводит к неотвратимой «амортизации сердца и души», жертвами которой оказываются дети. Поэтому учителям следует целенаправленно заниматься самовоспитанием. Это становится не только личной, но и социальной проблемой. Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Вся работа педагога с родителями детей, с коллегами, как и его работа над собой – все это во имя самих детей [18].

Объектом исследования является процесс формирования толерантности.

Предметом исследования является формирование толерантных отношений между учителем и учеником.

Цель работы: определить эффективные методы формирования толерантных отношений между учителями и учениками начальной школы.

Определены следующие задачи:

  • изучить литературу по проблеме исследования;

  • выявить уровень толерантности во взаимоотношениях учителей и учащихся начальной школы;

  • на основе анализа литературы сделать выводы о формах и методах по формированию установок толерантного сознания в отношениях «учитель-ученик».

При выполнении работы использованы следующие методы исследования:

  • реферирование литературы по заявленной теме;

  • анкетирование;

  • опрос.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ


1.1.Направления и концепции толерантности

Толерантность, или терпимость – это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в каком-либо отношении от окружающих или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное достижение по той причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. 

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость [1].

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:

1.Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

2.Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

3.Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства

4.Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира [13]. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе - это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятия “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение” [4].

Без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, - не просто отвлеченный философский идеал, а практическое условие выживания.


Этим возможным моделям толерантности соответствуют некоторые реально существовавшие и существующие концепции.

1.Толерантность как безразличие

Первое понимание толерантности было первым исторически.

Согласно этому пониманию истина, основные моральные нормы, основные правила политического общежития могут быть неоспоримо и убедительно для всех установлены и обоснованы. Однако среди мнений есть такие, истинность которых никогда не может быть установлена бесспорно. Это, прежде всего, религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенности этнических верований и убеждений, некоторые личные предпочтения и т.д.

Что касается норм права и нравственности, то нельзя терпимо относится к тому, что им противоречит. Люди, нарушающие нормы морали и права, должны быть наказаны. Однако и в этом случае нужно отдавать себе отчет, что истина не может быть навязана силой. К принятию истинного решения человек должен прийти сам. Поэтому нужно вести борьбу с действиями, нарушающими разумно установленные правила общежития и вместе с тем проявлять в некоторых пределах терпимость к неразумным взглядам, создавая для тех, кто их придерживается, такие условия, в которых они могли бы сами прийти к признанию истинности того, что может быть бесспорно установлено.

2.Толерантность как невозможность взаимопонимания

Второе понимание толерантности опирается на результаты современных культурно-антропологических исследований. Согласно данному пониманию религиозные взгляды, ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества, а определяют сам характер этой деятельности и способ развития той или иной культуры.

Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому человеку, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать.

3.Толерантность как снисхождение

Между разными системами ценностей, разными традициями, разными концептуальными каркасами идёт постоянное соревнование, в ходе которого они пытаются показать свою состоятельность, возможность с их помощью и на их основе справиться с решением различных технических, социальных и интеллектуальных проблем, с которыми столкнулась современная цивилизация. А при всем различии традиций и культур им все же приходится решать немало общих проблем. Сегодня это, прежде всего, экологические проблемы. Но также и целый ряд других глобальных проблем: отношения Севера и Юга, кризис старых способов самоидентификации и поиск новых и т.д. В результате соревнования происходит отбор тех норм, систем ценностей, интеллектуальных традиций, которые соответствуют требованиям постоянно меняющейся ситуации.

Данное понимание плюрализма, таким образом, исходит из того, что в многообразии различных систем существует привилегированная система отсчета. Это традиции и ценности моей культуры, и это мои личные взгляды в рамках этой культуры. Поэтому я могу показать несостоятельность других взглядов, дать их критику. Но я не могу силой навязать свои убеждения другим людям или ценности моей культуры другим культурам.

В случае такого понимания толерантность выступает как снисхождение к слабости других.

4. Терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог.

Согласно этому пониманию существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и сходят со сцены, если не могут этого сделать. Каждая культура не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта.

Особенно остро эта проблема стоит сегодня, когда сложные процессы, происходящие в социальном и культурном мире, нередко вызывают кризис индивидуальной идентичности. Развитие идентичности возможно только на основе постоянной коммуникации с другими, диалога с иными точками зрения, позициями.

Сегодня мир стоит перед дилеммой: либо столкновением разных цивилизаций, либо налаживание между ними диалога, попыток взаимопонимания, взаимной критики, самокритики и взаимоизменения.

Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога [11].


1.2. Воспитание этнической толерантности

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в работе “Многокультурное образование” выделил четыре уровня развития толерантности в образовании.

1.Обучение толерантности

Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

2.Изучение и поддержка другой культуры.

Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

3.Уважение культурных различий.

Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

4.Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда следует вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое с детьми способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. С точки зрения психологии это деление весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой [6].

В психологии определены основные черты и отличия:

  • Знание самого себя. Толерантные люди относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. Интолерантные люди замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

  • Защищенность. Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

  • Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

  • Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

  • Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях). Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

  • Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

  • Авторитаризм. Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций. Роль учителя при этом очень высока.  Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;

  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
    быть примером для детей;

  • уметь слушать;

  • поддерживать эмоциональные привязанности;

  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
    избегать жестких иерархических отношений;

  • не допускать проявлений авторитаризма;

  • поощрять совместную деятельность.


Применение различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя по отношению к детям; большую степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку. Любая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а учитель использует те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Предлагается проводить работу по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:

Урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

Внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс (бесед, классных часов, тренингов и т.д.), который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную т. к. располагает большим временем.

Реализовать эти два направления предлагается при помощи педагогических технологий.

Тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

  • овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; 

  • обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей; 

  • способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей; 

  • через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Индивидуальный тренинг представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. 

Групповой тренинг представляет более высокий уровень социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. 

Педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама).  Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают, конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций [11].


1.3.Школьная толерантная среда

В современном российском обществе имеет место дефицит толерантного отношения между людьми, проявляющийся в неприятии взглядов других людей, иной культуры и нетерпимости к ним. Следствиями такого дефицита являются рост детской преступности и жестокости, кризис семьи, нарушения в межличностном общении (в том числе в образовательной среде). Детей и подростков нужно учить такому взаимодействию с окружающими людьми, которое характерно для партнерского поведения и исключает отношение к другому человеку как к объекту манипулирования.

В связи с этим возникает важная проблема развития толерантного отношения учащихся к другому человеку, и в особенности к учителю. Наиболее остро эта проблема стоит для подростков, так как в возрасте 13 -14 лет у учащихся наблюдается заметное снижение личного авторитета учителей и общего доверия к ним и происходит качественное изменение позиции школьников в целом по отношению к взрослым. Учитель более не рассматривается учениками как носитель непререкаемого авторитета, данного его социальным положением.

Проблема развития толерантного отношения ученика к учителю в педагогической психологии в полной мере еще не разработана. В этой связи, среди многих проблем, возникающих при изучении толерантного отношения учащихся к учителю, следует исследовать такие, которые связаны с обоснованием сущности понятия «толерантное отношение к учителю», структуры толерантного отношения; с разработкой программы развития толерантности по отношению к учителю у учеников с определенным социально-психологическим типом личности.

Очевидным становится противоречие между потребностью общества в личности учащегося, толерантного по отношению к учителю, и отсутствием научного обоснования психолого-педагогических условий для развития личностных качеств ученика, обусловливающих его толерантность к учителю.

Выживание человека в современном социокультурном пространстве возможно лишь при условии стремления к сотрудничеству с окружающими субъектами, протекающему в форме диалога и основанному на способности индивидов к выходу за пределы своего «Я», пониманию и принятию других как субъектов, наделенных свойством активности, побуждающем к собственному саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Теоретический анализ литературы показал, что толерантные отношения не возникают сами по себе, они создается усилиями сторон, участвующих в межличностном общении. Толерантность, как качественная характеристика установок на другого человека, формируется в сознании индивида и актуализируется при общении с другим человеком в ситуации несовпадения «идеального», существующего в сознании образа с реальным человеком, его взглядами и действиями.

Толерантное отношение учащегося к учителю представляет собой результат действия его системы установок на учителя как на субъекта деятельности, к которому ученик доброжелателен, испытывает не страх, а доверие, в общении с которым готов воспринимать его точку зрения и стремится избегать приписывания ему различных негативных характеристик. Развитие толерантного отношения к учителю станет успешным тогда, когда будет внедрена программа оптимизации межличностных отношений между учеником и учителем, включающая:

-активные методы социально-психологического обучения учащихся, направленные на развитие у них системности знаний о способах эффективного общения и взаимодействия с учителями, на формирование у ученика целостного образа «Я» учителя и личностного образа «Я» как субъекта общения с учителем; на развитие отзывчивости, дружелюбия, самокритичности, коммуникабельности, деликатности, на формирование умений и навыков саморегуляции в ситуации взаимодействия с учителем;

-психологическое консультирование по проблеме межличностных отношений с учетом социально-психологического типа личности учащегося, способствующее осознанию учеником причин своего затрудненного общения с учителем и определению им путей оптимизации отношений с учителем [12].

Толерантные отношения многообразны. Как система связей человека с другими они состоят из нескольких компонентов. Развитость эмоционального компонента толерантных отношений школьников разных социально-психологических типов оценивались по уровням развития его показателей - доверия, доброжелательности, тревожности и эмпатии, развитость поведенческого компонента - по уровням показателей «принятие Другого», «центрация на себя» и «проекция», развитость когнитивного компонента - по модальности описаний образа «обыкновенного», «привлекательного» и «непривлекательного» учителя в сознании учащихся.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»


1.1 Диагностика уровня толерантности учителей по отношению к школьникам

Практическая часть работы направлена на выявление проблемных точек во взаимодействии учителя и учеников, для чего было проведено анкетирование среди учителей г. Сочи. Применена анкета, разработанная Л.П. Курышевой. В анкетировании приняло участие 18 человек. Среди них учителя начальных классов школы № 16, где я проходила педагогическую практику, и преподаватели Сочинского колледжа поликультурного образования.

На приведённые ниже вопросы анкеты получены следующие ответы:

1.Случались ли у Вас конфликты в процессе профессиональной деятельности?

а) часто - 0

б) иногда – 14 [82%]

в) никогда – 3[18%]

2.Какие конфликты наиболее часто случаются в процессе Вашей профессиональной деятельности в школе?

а) конфликты между учителем и учеником – 2[12%]

б) конфликты между учителем и администрацией школы – 1[6%]

в) конфликты между учениками12[70%]

г) конфликты между учителем и группой (классом) учеников - 0

д) конфликты между учителем и родителями ученика – 2[12%]

3.Оказывают ли конфликты влияние на Вашу профессиональную деятельность?

а) влияют – 3[18%]

б) сильно влияют – 2[12%]

б) не влияют – 9[52%]

в) никогда об этом не думал (а) – 3[18%]

4. При конфликтной ситуации обычно я обращаюсь к:

а) директору -0

б) завучу – 5 [29%]

в) школьному психологу – 1 [6%]

г) родителям учащихся - 0

д) коллегам – 5 [29%]

е) учащимся – 2 [12%]

ж) решаю самостоятельно – 4 [24%]

5. Что, по Вашему мнению, чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика?

а) невыполнение школьником учебных заданий – 3 [18%]

б) нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках или вне школы – 13 [76%]

в) негативное отношение учеников к предмету - 0

г) негативное отношение учеников к Вам как учителю – 1 [6%]

6.Какие способы разрешения конфликта представляются Вам наиболее приемлемыми?

а) использование своей власти для принуждения ученика принять Вашу сторону - 0

б) совместный поиск решения с учётом интересов обеих сторон – 11 [64%]

в) обращение к посреднику для разрешения конфликтной ситуации - 0

г) установление согласия на основе взаимных уступок. – 3 [18%]

д) проявление доброжелательности и заботы к ученику – 3 [18%]

7. При разрешении конфликта с учащимися Вы:

а) опираетесь на личный опыт в разрешении конфликтов – 8 [47%]

б) консультируетесь со специалистом – 1 [6%]

в) используете соответствующую литературу - 0

г) проводите дополнительную диагностику личности ученика – 2 [12%]

д) стараюсь конфликт уладить самостоятельно – 5 [29%]

8. Если конфликт с учеником уже произошел, то лучше всего:

а) вмешаться и попытаться разрешить ситуацию – 2 [12%]

б) оставить все как есть - 0

в) обратиться к школьному психологу – 1 [6%]

г) заручиться поддержкой администрации школы - 0

д) проконсультироваться с коллегами -2 [12%]

е) обратиться к родителям ученика - 0

ж) еще раз попытаться придти к согласию вместе с учеником – 12 [70%]

9. Считаете ли Вы, что опыт других учителей в разрешении конфликтов мог бы быть Вам полезен?

а) Часто – 6 [35%]

б) Иногда – 10 [59%]

в) Никогда – 1 [6%]

10. Чего Вам не хватает при разрешении конфликтных ситуаций?

а) знаний о способах профилактики и разрешения конфликтов – 2 [12%]

б) опыта предотвращения конфликтных ситуаций – 6 [35%]

в) знаний о возрастных особенностях школьников – 3 [18%]

г) знаний о личностных и индивидуальных качествах учеников – 6 [35%]

11. Какие из личностных качеств учителя являются, на Ваш взгляд, наиболее важными для эффективного взаимодействии учителя и ученика?

а) профессионализм в преподавании своего предмета - 7

б) общительность - 9

в) способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность) - 10

г) сопереживание (эмпатия) - 6

д) справедливость - 9

е) способность к сотрудничеству - 10

ж) требовательность - 4

з) эмоциональная привлекательность - 6

и) доброжелательность - 9

к) терпение - 9

л) вежливость - 5

м) организованность - 4

12. Какие личностные качества Вы считаете необходимыми для предотвращения конфликтов в педагогической деятельности?

Терпение – 3

Доброта – 5

Педагогическое предвидение – 3

Взаимопонимание, диалог – 1

Общительность – 1

Требовательность – 1

Тактичность – 1

Помимо этого, получены следующие ответы:

«Любовь к своей профессии, которая поможет быть эффективной во всём!» - 1

«Уважение к учащимся со стороны учителя» - 1

«Умение разрешить конфликт педагогично» - 1

«Понимание того, что ваше мнение не всегда единственное и верное, есть и другие мнения» - 1

В практической части работы я также попыталась выявить отношение учителей к употреблению учениками школьного сленга. Например, в ученической среде популярны выражения «ботаник». «училка», «мелочь пузатая», «свалить», «слинять», «наехать» и др.

Учителям был задан вопрос об их отношении к жаргонизмам в речи учеников. Были даны следующие ответы: «Я терпимо отношусь к жаргонизмам в речи школьников, но останавливаю их, когда они употребляют их во время ответов на уроке или беседе с взрослыми». «Надо заставлять детей говорить правильно, развивая их литературную речь, даже если это им не нравится». «Видя у ребенка потенциал к жаргонной речи необходимо в данной ситуации, как можно чаще на уроках литературы заставлять ребенка пересказывать любые произведения, своими словами, используя литературный язык». «Я отношусь негативно к такой лексикологии, т.к. считаю это не приемлемым». «Если учитель так же говорит на жаргонизмах, то он не имеет никакого права делать замечание ученику, который разговаривает на сленге!». «Я отношусь к этому нейтрально, но не приемлю употребления таких слов на моих занятиях». «Я не приемлю в речи учащихся суррогатных слов, такие вещи пресекаю». «Я в своей лексике использую жаргонизмы, но стараюсь не использовать в своей профессиональной деятельности».

Диагностика выявила осознание учителями значимости толерантного отношения к обучаемым и создания доброжелательной атмосферы в школе. Учителя готовы работать над предотвращением и конструктивным разрешением возникающих в процессе обучения конфликтов, открыты к психологической помощи.


2.2. Формирование толерантного отношения учащихся к учителю

Учащимся 4-го класса была предложена анкета, направленная на выявление их отношения к учителю. В анкетирование приняло участие 24 ученика. Хочу отметить, что предварительно я показала анкету учителю 4-го класса и попросила разрешения опросить ребят.

Обработка результатов дала следующую картину:

1.Какой ты видишь свою учительницу?

Свою учительницу видят доброй, умной, милой, хорошей, веселой, ласковой, понимающей 22 чел. На первое место среди этих качеств стала доброта, «иногда злой» - 1 чел., «иногда строгой» - 1 чел.

2.Какой бы ты хотел видеть свою учительницу?

Хотят видеть такой же, как всегда 6 чел., весёлой – 1 чел. 2 человека не дало ответа. «Меня всё устраивает в моей учительнице» написал 1 чел. «Моя учительница без недостатков» - 1 чел. Следует отметить, что 4 человека написали «красивой, нарядной».

3.На вопрос «С радостью ли ты идешь в школу?» ответили положительно 16 чел. Большинство хочется общаться с друзьями, 2 ответили «нравится учиться». «Не всегда» написало 5 чел., из них трое ответили: «Тяжело рано вставать». 1 чел. не ответил на вопрос. Один ответ звучал так: «Главное, иду».

4.Как поступит учитель, если ученик забыл тетрадь?

Если ученик забыл тетрадь, то учитель дает листочек для работы в классе - 10 чел. Учитель попросит принести тетрадь завтра – 6 чел., поругает – 3 чел., «ничего» - 4 чел. Не ответил 1 чел. «Я тетрадь не забываю никогда» - 2 чел.

5.Какие качества тебе нравятся в твоём учителе? В учителе нравится доброта троим ученикам, «хороший учитель» - 1 чел., «умная» - 1 чел., «объясняет хорошо» - 1 чел. В учительнице нравится всё 14-ти ученикам, «она нам подсказывает на контрольной» - 1 ученик.

6.Что тебе не нравится в твоем учителе? Не нравится в учительнице, что она строгая – 2 чел., то, что ругает – 1 чел., то, что она кричит – 1 чел., то, что «она меня редко спрашивает» - 1 чел. 19 человек ответили, что им в учительнице нравится всё.

7.Интересно ли тебе на уроках? На уроках интересно 19-ти учащимся, иногда -4-м учащимся, «не очень. Но бывает» - 1 чел.

8.Учитель понимает своих учеников всегда – 13 чел., не понимает 2 чел., не всегда 2 чел., ответ «не знаю» дали 3 чел.

9. 6 человек указало, что учитель хвалит их часто, 4 чел. – не часто, 9 чел. – иногда.

10. Категорически не хотят переходить в другой класс – 21 чел., «да» ответили 3 чел. Среди них есть тревожащий ответ «с радостью от всех» перешёл в другой класс.


Анкетирование выявило высокий уровень толерантности учащихся 4 класса к своему учителю.

Работа была продолжена в сентябре 2014. года на базе Гимназии № 9 г. Сочи. Учащимся 4-го класса была предложена анкета, направленная на выявление уровня толерантности к учителям (Приложение 1).

Обработка анкет выявила следующую картину:

На вопрос: «младший брат сломал твою игрушку» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты его прощаешь, ответило 24 человека, что составило 92 % опрошенных; 2) Ты ударишь его, ответило 2 человека, что составило 8 % опрошенных.

На вопрос: «ты поссорился со своей сестрой» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты попытаешься объясниться с ней ответил 21 человек, что составило 81 % опрошенных; 2) Ты обижаешься и мстишь, ответило 5 человек, что составило 19 % опрошенных.

На вопрос: «с тобой поступают жестоко» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты отвечаешь тем же, ответило 13 человек, что составляет 50 % опрошенных, 2) Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью, ответило 13 человек, что составляет 50 % опрошенных.

На вопрос: «Ты недоволен собой» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает, ответило 23 человека, что составило 88% опрошенных; 2) Ты всё сваливаешь на других, ответило 3 человека, что составило 12 % опрошенных.

На вопрос «тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты устраиваешь истерику, ответил 1 человек, что составило 4 % опрошенных; 2) Ты идешь с ними гулять, ответило 25 человек, что составило 96%.

Н вопрос: «Саша плохо одет …» предлагалось два варианта ответа: 1) Это неважно, ответило 26 человек, что составило 100%, 2) Ты будешь смеяться над ним ответило 0 человек.

На вопрос: «пожилая женщина медленно идет» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать, ответило 0 человек; 2) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь, ответило 26 человек, что составило 100%.

На вопрос: «На твоих глазах на кого-то нападают» предлагалось два варианта ответа: 1) Ты пытаешься защитить его, ответило 23 человека, что составило 88%; 2) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь, ответил 1 человек, что составило 4 %, 2 из класса, ответили: не знаю, что составило 8 %.

Анализ результатов выявил, что сформирован средний уровень установок толерантного сознания по отношению к окружающим людям.

После анкетирования было проведено первое формирующее мероприятие - урок под названием: «Путешествие в город толерантность» (Приложение 2).

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.

  • Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умение видеть в каждом собеседнике, прежде всего человека.

Ход урока представлен в Приложении 3 (фотоматериалы).

Цели урока были достигнуты.

Вторым формирующим мероприятием стал тренинг по методике «Конференция». В тренинге приняло участие 6 человек – ребят, у которых часто возникают конфликты с учителями.

Участникам тренинга были заданы следующие вопросы:

1) Учитель всегда является для меня примером.

Ответы:

3-может быть;

2-да;

1-нет

Ответ ученика «не нравятся все его поступки(учителя)»

Во время обсуждения участники изменяли свои позиции.

2) Учитель не должен повышать голос.

Ответы:

6-да

Ответы учеников: «может подействовать на детскую психику», «превышение полномочий».

3) Учитель может опоздать на урок.

Ответы:

4-да;

2-может быть.

Ответы учеников: «у него свои причины», «задержался на совещание», «учитель не может проспать».

4) Если возникнет конфликт между моими родителями и учителем я поддержу родителей.

Ответы:

3-может быть;

3-да.

Ответы учеников: «это зависит от ситуации, может родители неправильно поняли учителя».

5) Я боюсь идти в школу потому что не выполнил домашнее задание.

Ответы:

4-нет;

2-может быть;

Ответы учеников: «я выполню домашнее задание», «лучше рассказать, что не выполнил и выполнить на следующий урок», «если мне поставят-это будет справедливо».

6) Я знаю кто сломал ноутбук на учительском столе, но не за что не скажу учителю.

Ответы:

6-нет

Ответы учеников: «это его вещь», «врать нельзя, это стоит денег».

7) Если я нагрубил учителю, я обязательно извинюсь.

Ответы:

6-да.

Ответы учеников: «оскорблять нельзя, я тоже оскорблю».

Во время обсуждения участники изменяли свои позиции.


Таким образом, опытно-практическая работа с учениками содержала анкетирование и два формирующих мероприятия. Беседа с учащимися после их проведения показала, что младшеклассники стали более терпимо относиться к учителям, они склонны простить им некоторые недостатки и даже не всегда справедливое, по мнению детей, отношение учителя к ним.

С другой стороны, учителя продемонстрировали готовность повышать свой уровень толерантного отношения к ученикам. Учителями была позитивно воспринята информация о возможности участия в соответствующих тренингах.


Заключение


Теоретический анализ литературы показал, что толерантные отношения не возникают сами по себе, они создается усилиями сторон, участвующих в межличностном общении.

Толерантное отношение учащегося к учителю представляет собой результат действия его системы установок на учителя как на субъекта деятельности, к которому ученик доброжелателен, испытывает не страх, а доверие, в общении с которым готов воспринимать его точку зрения и стремится избегать приписывания ему различных негативных характеристик.

Поэтому важно вести систематическую работу по формированию толерантного отношения к учителю, начиная с начальной школы.

На основании проведенной работы сделаны следующие выводы:

1.Толерантность учителя по отношению к ученикам является составляющей его профессионализма, и должна формироваться в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров, в системе повышения квалификации и профессиональной деятельности.

2.Развитию толерантного отношения ученика к учителю способствует реализация специальных воспитательных программ, направленных на формирование у школьников собственного образа «Я» как субъекта общения с учителем, развитие отзывчивости, дружелюбия, самокритичности, коммуникабельности, деликатности, формирование умений и навыков саморегуляции в ситуации взаимодействия с учителем;

3.Применение коллективных и индивидуальных тренингов, направленных на формирование установок толерантного сознания, является эффективной формой формирования толерантности, как учащихся, так и учителей.

4. Наиболее частыми причинами конфликтов между учителями и учениками являются невыполнение школьниками учебных заданий и невыполнение правил поведения.

5.Учителя осознают необходимость в выстраивании толерантных отношений с учениками, и готовы работать в этом направлении.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему [Текст] /С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М: 5-22 с.

  2. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства [Текст] /Б.З. Вульфов. //Внешкольник. – 2012. - № 6. – 22 с.

  3. Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) [Текст]: Издательский дом «Первое сентября». - 2002. - № 39. - 43-44 с.

  4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] /Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во Московского социально-педагогического института, 1998. – 432 с.

  5. Громова Е.Л. Развитие этнической толерантности в школе [Текст] /Л.Е. Громова. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета. - 2009. – 125 с.

  6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. [Текст] /Г.Д. Дмитриев. М. Народное образование, 1999. - 208 с.

  7. Мухина Ю.Р. Характеристика толерантных отношений современных подростков к учителям [Текст] /Ю.Р. Мухина //Вестник Башкирского университета. - 2007.Т. 12. №3. – 57 с.

  8. Мухина Ю.Р. «Я - другой» как системообразующий фактор социально-педагогической деятельности [Текст] /Ю.Р. Мухина //Материалы Ш научно-практической конференции «Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы» / Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – 78 c/

  9. Мухина Ю.Р. Толерантные отношения между учеником и учителем как фактор психологической безопасности подростка [Текст] /Ю.Р. Мухина //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы» /под ред. М.Н. Акимовой. - Самара: Издательство СНЦ РАН, 2006. – 132 с.

  10. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст]. /В.В. Сафонова. - Воронеж, Истоки,1996. - 217-220 с.

  11. Сыродеева А.А. Поликультурное образование [Текст] /А.А. Сыродеева. М.: 2001. 116-129 с.

  12. Эристави Н.Д. Шаги навстречу: формирование толерантной поликультурной образовательной среды [Текст]: Учебное пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и социальных педагогов /Н.Д. Эристави. – Сочи: Дория, 2009. - 63-68 с, 124 с.

  13. Декларация принципов толерантности //[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml

  14. Краткая философская энциклопедия //[Электронный ресурс] /Режим доступа:

  15. http://svitk.ru/004_book_book/15b/3353_kratkaya_filosofskaya_enciklopediya.php

  16. Мухина Ю.Р. Психолого-педагогические условия развития толерантного отношения школьников к учителю государством /Ю.Р. Мухина //[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tolerantnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-uchitelyu#ixzz2yQjeRTYT

  17. Щербинина Е.В. Становление толерантных отношений «учитель-ученик» /Е.В. Щербина //[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/stanovlenie-tolerantnykh-otnosheniy-uchitel-uchenik

Приложение 1

Анкета на выявление уровня толерантности по отношению к окружающим



  1. Младший брат сломал твою игрушку.

А) Ты его прощаешь.

Б) Ты ударишь его.

  1. Ты поссорился со своей сестрой.

А). Ты попытаешься объясниться с ней.

\Б) Ты обижаешься и мстишь.

  1. С тобой поступают жестоко.

А) Ты отвечаешь тем же.

Б) Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  1. Ты недоволен собой.

А) Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

Б) Ты все сваливаешь на других.

  1. Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

А) Ты устраиваешь истерику.

Б) Ты идешь с ними гулять.

6) Саша плохо одет...

А) Это неважно.

Б) Ты будешь смеяться над ним.

7) Пожилая женщина медленно идет.

А) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Б) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

8) На твоих глазах на кого-то нападают...

А) Ты пытаешься защитить его.

Б) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.



Приложение 2

Урок толерантности


Цель. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.


ХОД УРОКА


Учитель: Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность".

Учитель читает стихотворение С. Маршака "Всемирный хоровод".

Стих для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;з тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!


Учитель: О чем это стихотворение?

Предполагаемый ответ детей: О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Возможный ответ детей: Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Возможный ответ детей: Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

Учитель: Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Возможный ответ: Это дружба между людьми.

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Учитель: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

Учитель: Завершаем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Как вам кажется, тали ли вы после этого урока по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?



Приложение 3

Фотоматериалы по уроку толерантности







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Становление толерантных отношений учитель-ученик

Автор: Клименко Лиана Георгиевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства