Создание специальных условий для дошкольников с ОВЗ
Создание специальных условий для дошкольников с ОВЗ
В нашей стране существуют различные образовательные учреждения для детей, которым требуется психолого-педагогическая и социально-медицинская помощь, оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, дошкольные группы при специальных школах и школах-интернатах. Все эти учреждения имеют необходимый штат квалифицированного персонала, обладают современными методиками и приемами коррекционно-развивающего обучения, оснащены необходимым оборудованием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание специальных условий для дошкольников с ОВЗ»
Создание специальных условий для дошкольников с ОВЗ
В нашей стране существуют различные образовательные учреждения для детей, которым требуется психолого-педагогическая и социально-медицинская помощь, оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, дошкольные группы при специальных школах и школах-интернатах. Все эти учреждения имеют необходимый штат квалифицированного персонала, обладают современными методиками и приемами коррекционно-развивающего обучения, оснащены необходимым оборудованием.
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей. Комплектование учреждений происходит в зависимости от первичного дефекта.
В РФ могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:
1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;
2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;
3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;
5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.
Коррекционно-педагогическая работа идет по основным направлениям:
- Развитие игровой деятельности;
- Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонематического строя речи;
- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
- Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- Формирование математических представлений;
- Развитие ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом;
- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида.
Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Основные направления деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста с ОВЗ:
- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;
- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
Коррекционная работа в детском учреждении компенсирующего вида:
1 – формирование сотрудничества со взрослыми и способов усвоение общественного опыта.
Самое главное развитие подражательной способности. Активность ребенка пробуждается как внимание к взрослому, эмоциональное отношение к его действиям и желание наладить контакт. Эмоциональный контакт формируется у ребенка мотивы для деловой формы общения и основные способы усвоения; совместные действия взрослого и ребенка, указательные жесты, подражание действиям взрослого, действие по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочной деятельности: целенаправленные пробы, практическое применение, зрительное соотношение;
2 – формирование мышления. Это создание предпосылок наглядно-действенного мышления:
а) – целенапрвленая орудийная деятельность в практических и игровых заданиях;
б) – обобщенное представление об вспомогательных орудиях и предметах;
в) – знакомство с проблемными практическими ситуациями.
Формируется способы ориентировки в условиях этих ситуаций и способы ее решения, при этом метод проб сопровождается бализацией действия. Обучаем воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, как целостную и для этого привлекаем практический и социальный опыт ребенка. Формируем понимание временных и причинно-следственых связей и отношений. Формируем умение предметной классификации по образцу, слову и самостоятельно, учим решать простые логические задачи;
3 – сенсорное восприятие.
Формирование перцептивных действий, освоение систем сенсорных эталонов, зрительное восприятие, слуховое внимание и восприятие, тактильно-двигательные и вкусовые представления. Сенсорный опыт вербализуется возникают образы-представления;
4 - физическое восприятие и развитие.
Полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование моторики рук;
5 - формирование игровой и продуктивных видов деятельности и главное их психологических механизмов, начиная с потребностей и мотивов и заканчивая конкретными действиями.
Одно и тоже содержание многократно отрабатывается в разных видах деятельности, а его обогащение связано с повышением инициативой детей и выходом за пределы предположенной ситуации;
6 – эмоционально-эстетическое и эмоционально-нравственое воспитание – восполнение недостатков аффективной сферы осуществляется разных видах деятельности.
Кроме того включается специальное музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей, влияющих на эмоциональную сферу;
7 – развитие речи прежде всего как средство социализации.
Осуществляется в разных видах деятельности и специальных занятиях по речевому общению и развитию речи;
8 - трудовое воспитание.
Овладение навыками самообслуживания и посильный бытовой труд. Развитие к ручной и мелкой моторики – коррекционная составляющая;
9 – ознакомление с окружающим, в том числе с представлениями о человеке, его социальных отношений и приобретении начального опыта общечеловеческих ценностей;
10 – подготовка к школьному обучению.
В специальных дошкольных учреждениях предусматривается еженедельная (2-3 раза в неделю) индивидуальная работа с каждым ребенком.