Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения как средство повышения качества образовательного процесса»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной личности, развитие творческого потенциала воспитанников, развитие у детей устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией. А значит, педагогам сферы дополнительного образования в целом и преподавателям хореографии в частности необходимо использовать в своей работе новые методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.
Сам термин «технология» (от греческого téchne – искусство, мастерство, умение), применительно к сфере образования, обозначает совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Применяемые в педагогике технологии имеют практический, прикладной характер и предполагают такое построение деятельности педагога (преподавателя), в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности, обеспечивающей достижение прогнозируемого результата.
Отметим, что традиционные технологии, используемые при обучении детей хореографии, основаны на методах и рекомендациях по изучению истории становления и развития искусства танца, изучении основ музыкального движения, танцевальной техники, построении и разучивании танцевальных комбинаций, постановке танца, отработке движений. Эти технологии доказали свою эффективность и продолжают широко применяться в настоящее время. С другой стороны, в современных условиях в основу деятельности всех субъектов педагогического процесса заложена модель «Я сам учусь, а не меня учат», т.е. перед работниками сферы дополнительного образования, занятыми обучением детей хореографии, стоит задача развития у воспитанников таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы, активное применение полученных умений и навыков в практической деятельности. Решению данной задачи оптимально соответствует использование инновационных методов и технологий, все более широко используемых в обучении хореографии.
Рассмотрим основные технологии, применяемые в современном обучении хореографии.
1. Технология обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, традиционно применяемых на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве основана на применении индивидуально-групповой и командно-игровой работы. В первом случае происходит разбивка занимающихся на небольшие группы (по 4-6 человек), каждая из которых получает определенное задание, например, самостоятельно сделать танцевальный этюд. Такая форма работы эффективна для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидность индивидуально-групповой работы – индивидуальная работа в команде, когда каждая из команд придумывает свой этюд, а затем показывает их друг другу с дальнейшим обсуждением, указанием на недочеты.
Еще один вид сотрудничества в рамках данной технологии – коллективный, применяющийся для проведения сводных репетиций, ансамблей, а также постановок танцев, где, к примеру, задействовано несколько возрастных групп.
Основными принципами педагогики сотрудничества являются: принцип учения без принуждения; право каждого на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; принцип сочетания индивидуального и коллективного воспитания.
2. Игровые технологии. Указанные технологии обладают средствами активизирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Наиболее часто игры применяются в хореографической подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста, однако игровая форма применима и в занятиях с более старшими занимающимися, если содержание игры будет адаптировано к их возрасту.
Известно, что игра не только повышает настроение, развивает координационные способности, физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает функциональные возможности организма. Игровая форма стимулирует у детей, занимающихся хореографией, интерес к выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо двигательного навыка и согласовать движение с музыкой. Музыкальные игры и игровые упражнения развивают музыкальную память, чувство ритма; способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал.
3. Здоровье сберегающие технологии. Данный вид технологии представляет собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью здоровье сберегающих образовательных технологий является обеспечение занимающимся хореографией возможности сохранения здоровья, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни. На занятия хореографией, как правило, принимаются дети, отличающиеся друг от друга по физическим данным, а потому бывает необходимо заниматься и общим физическим развитием ребенка, и исправлением (коррекцией) физических недостатков.
В работе педагога-хореографа возможно использование следующих здоровье сберегающих образовательных технологий: организационно-педагогических, психолого-педагогических, учебно-воспитательных, лечебно-оздоровительных и физкультурно-оздоровительных.
Формирование правильной техники исполнения движений. В процессе обучения в хореографическом коллективе создается более совершенная, в плане «скульптурности», форма тела; воспитанникам прививаются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, которые они учатся использовать в повседневной жизни, что способствует общему оздоровлению организма.
4. Технология проектной деятельности. Проект как технология включает в себя 5 «П»: 1. Проблему; 2. Проектирование или планирование; 3. Поиск информации; 4. Продукт; 5. Презентацию.
Использование метода проектов в обучении хореографическим дисциплинам – средство, способное обеспечить высокую эффективность эстетического воспитания, ведь главная особенность проектной деятельности – осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо готовые решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает фантазию, познавательную и творческую активность занимающихся, повышает самостоятельность мышления.
В зависимости от характера конечного продукта проектной деятельности выделяют такие виды проектов в сфере изучения танца:
- проекты конструктивно-практического характера, например, трансформация игр в хореографии, создание танца или танцевального этюда на основе игры, их разбор и семантическое описание.
- сценарные проекты, предполагающие разработку сценария какого-либо внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия, например, «Недели хореографического искусства»;
- проекты по созданию композиционного плана, подбору музыкального материала, сочинению лексического материала для создания хореографической постановки.
5. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии. Их использование стало характерной чертой современности, необходимой для материально-технического оснащения работы хореографического коллектива. Так, применение компьютерного оснащения позволяет:
- обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям,
- создавать базы музыкальных файлов;
- менять темп, звук и высотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной деятельности и т.д.
Итак, современные педагогические технологии в обучении детей хореографии весьма разнообразны. К их числу относятся технология обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии, технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.
Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет обеспечить гармоничное развитие личности обучающихся, улучшить процесс их самостоятельной творческой деятельности, сделать исполнение хореографических номеров более качественным и в целом повысить качество хореографического обучения.
Литература
1. Брунь Е.А. Современные образовательные технологии и методики, используемые при обучении детей хореографии / Е.А. Брунь. – [электронный ресурс]. – режим доступа: http://cdt.goruno-dubna.ru/wp-content/uploads/2015/09/Brun_Sovremennye_o...
2. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 200 с.
3. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях / И.В. Кузнецова. – М.: Радио и связь, 2013. – 224 с.
4. Москалева О.А. Использование игровых методов в музыкально-ритмической подготовке начинающих танцоров / О.А. Москалева, А.А. Коваленко // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М., 2010. – С. 34-38.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе / Л.Е. Пуляева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
6. Самоволикова Т.Л. Инновационные технологии обучения детей хореографического коллектива / Т.Л. Самоволикова. – [электронный ресурс]. – режим доступа: http://psihdocs.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-detej-v-horeograf... (дата обращения: 14.10.2017).
7. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.