kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы к организации психологического сопровождения учащихся в условиях образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье рассмотрены современные подходы к организации психологического сопровождения учащихся в условиях образовательной среды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации психологического сопровождения учащихся в условиях образовательной среды»

Современные подходы к организации психологического сопровождения учащихся в условиях образовательной среды

Система психологического сопровождения образовательного
процесса в общеобразовательных учреждениях разработана
с учетом современных требований и задач образования, основана
на идее психолого-педагогического сопровождения развития
личности каждого ребенка и включенности психологической
службы в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет
повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

Деятельность по психологическому сопровождению образовательного процесса регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами.

Психологическое сопровождение обучения как научная парадигма и практическая психолого-педагогическая помощь субъектам образовательной деятельности традиционно применяется в сфере образования и рассматривается учеными, прежде всего, применительно к учебной деятельности школьников и студентов (Н. В. Калинина, Т. Я. Киящук), к профессиональной деятельности педагогов средней и высшей школы (И. В. Молочковой, М. И. Плугиной), применительно к работе практической психологической службы школы и вуза (М.Р. Битянова, И.В, Дубровина, Ю. В. Суховершина) [5,6,20 и др.].

Психологическое сопровождение неоднозначно по своему определению. В толковом словаре Д. Н. Ушакова «сопровождать» - значит идти вместе с кем-то, кого-то провожать [59].

Первая попытка дать определение психологическому сопровождению была предпринята в середине 90-х годов прошлого столетия такими исследователями, как Г.Л. Бардиер, И.А.  Ромазан, Т.Н. Чередникова. Ученые понимали под психологическим сопровождением концептуальный подход к организации работы с дошкольниками и детьми младших классов, а также сопровождение естественного развития ребенка с предупреждением всякого возможного искажения и торможения [3].

Само понятие «сопровождение», как указывают Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, предполагает три взаимосвязанных элемента: путника, путь и сопровождающего, который идет рядом с путником, поддерживает его в трудных жизненных ситуациях [2].

Можно сказать, что в данном понятии заложены такие составляющие как: наличие совместных действий того, кто сопровождает и сопровождаемого, а также присутствие между ними различных отношений и связей, тесное взаимодействие между участниками процесса сопровождения.

Проблема психологического сопровождения раскрывается в трудах Е.И. Казаковой, которая считает, что основой данного феномена является системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступает опора на внутренний потенциал развития субъекта. По мнению автора, «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» [27, с.39].

М. М. Семаго в определении понятия «сопровождение» акцентирует внимание на двух методологических подходах. В основе первого заложены принципы гуманистической парадигмы сопровождения детей и подростков, создания для них благоприятных условий успешного обучения и развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Сопровождение в рамках второго подхода рассматривается как система мер, направленных на поддержание нормального функционирования ребёнка в образовательной среде, создание условий, предупреждающих дезадаптацию детей и подростков. Автор отмечает, что оба подхода схожи по содержанию и направленности, но второй из них исходит из ограниченности возможностей адаптации ребенка в образовательной среде и базируются на определении критериев зоны дезадаптации и зоны риска подезадаптации как границ, за которые обучающая среда не должна выходить. Данный подход и определяет содержание психологического сопровождения специалистов [51].

Л.М. Шипицына предлагает рассматривать сопровождение как метод, способный обеспечить создание условий для принятия индивидом оптимальных решений в ситуациях выбора. Автор отмечает, что сопровождение – это комплексный метод, в котором взаимодействуют специалист или специалисты (психолог, педагог, медик) и сопровождаемый (обучающийся). Целью данного сопровождения является помощь обучающемуся в разрешении проблем личностного развития [19].

Э. М. Александровская считает, что психолого-педагогическое сопровождение должно быть представлено как особый вид помощи ребенку, позволяющее успешно ему развиваться в образовательных условиях [2].

В исследованиях данного феномена отечественный психолог Р.В. Овчарова указывает, что сопровождение – это направление, а также технология в профессиональной деятельности психолога. Автор считает, что процесс сопровождения надо рассматривать как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, школьников, позволяющее решать проблемы разного рода у учащихся [41].

Психологическому сопровождению посвящены труды Э. Ф. Зеера, который указывает на движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание помощи и поддержки в определении возможных путей развития личности [24].

Основной акцент в своих исследованиях Э.Ф. Зеер делает на психологическом сопровождении учащихся в вопросах индивидуальных образовательных траекторий развития и профессионального самоопределения. Автор отмечает актуальность данной проблемы, которая обусловлена информатизацией общества, расширением масштабов личностной и профессиональной мобильности, скоростью развития наукоемкого производства, которое сопровождается ростом неопределенности, повышением конкурентности во всех сферах жизнедеятельности, изменениями в спросе и предложении на рынке труда и занятости населения. Как указывает автор, перечисленные выше перемены требуют внедрения в образовательный процесс комплексных и эффективных мероприятий, связанных с психологическим сопровождением обучающихся. Целенаправленного и непрерывного анализа, мер по коррекциии совершенствованию профессионально-образовательной деятельности субъектов образования. Э.Ф. Зеер отмечает, что сопровождение должно включать в себя организационные, диагностические, обучающие и развивающие мероприятия, направленные на обеспечение успешного профессионального будущего человека [25].

С. П. Жданова изучает психологическое сопровождение в образовательных условиях вуза и считает, что данный процесс должен быть четко выстроен, иметь систему в организации работы психологической службы учебного заведения, направленную на профессиональное развитие будущего специалиста, на раскрытие потенциальных возможностей студента, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии [22].

Т. В. Зайцева указывает, что психологическое сопровождение должно быть направлено на оказание помощи субъекту в решении основных жизненных затруднений: смыла жизни, ответственности, выборе и принятии решений и в других вопросах жизненного существования [23].

Актуальной проблемой сопровождения детей и подростков является оказание помощи, направленной на работу с эмоциональными переживаниями и чувствами, в частности горя, страдания, утраты, траура по умершему близкому человеку, домашнему питомцу, однокласснику. Современные психологи определяют феномен горя как сильное душевное потрясение, страдание, глубокую печаль, связанные с переживанием потери, утраты. Как указывает К. Изард, длительность утраты и острота переживаний, зависит от того, насколько данная утрата реальна, длительна и или воображаема, временна или постоянно проявляется в социальной, физи ческой, психологической, духовной или материальной сфере человека [52].

В своих научных исследованиях, В.И. Волынкин указывает, что сопровождение – система профессиональной деятельности, направленная на «создание социально-психологических условий для успешного воспитания обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе» [10].

С точки зрения системно-ориентационного подхода Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпицына рассматривают сопровождение как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития [49, с.8].

Понятие «сопровождение» Ю. В. Слюсарев определяет, как направленную психологическую помощь «на развитие и саморазвитие самосознание личности», запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [27].

И.В. Дубровина считает, что психологическое сопровождение должно быть направлено на создание оптимальных условий для развития детей, на укрепление и сохранение психологического здоровья школьников. Оно связано с двусторонним процессом взаимодействия образовательной среды и школьника, как единого процесса [20].

Наиболее активно разрабатывает понятие «сопровождение» М. Р. Битянова, которая считает, что сопровождение – это определенная система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития человека в ситуации учебного взаимодействия. С точки зрения отечественного автора, психологическое сопровождение - это модель организации психологической службы в образовательном учреждении, отражающая всю систему накопленных в психологической науке теоретических представлений о практической деятельности школьного психолога. Обучение и психическое развитие детей выступают в данной модели объектами сопровождения, а взрослые, включенные в образовательный процесс (родители, педагоги, психологи), рассматриваются как субъекты сопровождения, которые призваны обеспечить оптимальные условия для многостороннего развития обучающихся [5].

В структуре сопровождения М. Р. Битянова выделяет три взаимосвязанных и обязательных компонента. Первый – это систематический мониторинг эмоционального благополучия и отслеживание динамики психического развития детей и подростков в процессе школьного обучения. Выполняя данную задачу, психолог должен иметь четкие представления о том, что именно ему необходимо знать о ребёнке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Вторым компонентом сопровождения, по мнению автора, выступает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Данный компонент предполагает разработку индивидуальных и групповых программ психологического развития и коррекции. Третьим элементом сопровождения выступает комплекс специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении [6].

Психологическое сопровождение в условиях социальной среды, по мнению Ю. В. Слюсарева, является важным видом деятельности психолога. Под сопровождением автор понимает не директивную форму взаимодействия, в рамках которой обратившимся оказывается психологическая помощь, направленная на всестороннее развитие личности, на основе активизации ее собственных ресурсов [56].

В. М. Толстошеина рассматривает психологическое сопровождение как единство деятельностей всех участников педагогического процесса, ориентированное на создание условий для гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного и школьного периодов жизни при максимальном сохранении личностной свободы и формировании ответственности. Основной целью сопровождения является создание и поддержание в образовательном учреждении безопасной развивающей среды, способствующей максимально полному развитию потенциала каждого ребенка [46].

Л. Н. Воеводина и М. С. Молоканова М.С. [65] отмечают, что в российской практике разработана и внедрена концепция психологического сопровождения субъектов образовательной деятельности, которая учитывает актуальные запросы и проблемы современного общества и готова к их решению. Объектом психологического сопровождения, по их мнению, выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности которого выступает всестороннее развитие личности учащегося в системе его отношений с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.

Интересным представляется классификация подходов к организации психологического сопровождения, которую предложила М. Н. Швецова (Табл.1) [65].

Таблица 1

Содержательная характеристика концепций психологического сопровождения (в авторской модификации)


Подход к организации

психологического сопровождения

Содержательная характеристика подхода

1. Психологическое сопровождение нормального развития

1.1.

Личностно-ориентированный подход

Первостепенными в построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса выступают потребности, цели и ценности развития личности детей и подростков, максимальный учет их индивидуальных и личностных особенностей.

Сопровождение ориентируется на запросы, потребности, интересы, логику индивидуального развития детей и подростков, а не на заданные извне задачи.

1.2.

Ориентированный на психическое и психологическое здоровье подход

Ориентация на психическое и психологическое здоровье детей. Изучение личности ребенка в непосредственных условиях образовательной среды, учет ее влияния на состояние психологического здоровья детей и подростков. Приоритетность психопрофилактической работы. Систематический мониторинг и коррекция неблагоприятных параметров образовательного пространства.

1.3.

Концепция развивающего образования



«Психологизация» педагогической науки и практики. Проектирование системы образования, обеспечивающей развитие и формирование у детей и подростков, не только знаний, умений и навыков, но фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.

2. Психологическое сопровождение отклоняющегося поведения

2.1.

Концепция коррекционно-развивающего образования

«Психологизация» педагогической науки и практики. Проектирование системы образования, обеспечивающей развитие и формирование у детей и подростков, не только знаний, умений и навыков, но коррекция человеческих способностей и личностных качеств.

2.2.

Теория психолого-педагогической коррекционной поддержки

Ориентация на сопровождение процесса индивидуального развития личности, «самости». Создание условий для личностного, профессионального самоопределения посредством субъект-субъектных отношений, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

2.3.

Проектный подход в норме и при отклоняющемся поведении

Создание (проектирование) в образовательной среде благоприятных условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса, в том числе при решении проблемных ситуаций.

Авторы Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина указывают, что в условиях реализации ФГОС современная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, с одной стороны, должна включать в себя такие виды деятельности практического психолога, как диагностика, консультирование, коррекция, тренинги и др., с другой – сопровождение всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, и других специалистов). Формы сопровождения должны отличаться вариативностью, взаимодополнительностью и осуществляться на разных уровнях (индивидуальном, групповом) [16].

По мнению И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева психологическое сопровождение образовательного процесса определяется следующими принципами [53]:

- принцип системности – осуществление деятельности психолога различной направленности с использованием комплекса приемов и методов практической психологии;

- принцип уникальности и ценности личности, приоритета
личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка,
в признании его индивидуальности. Согласно данному принципу, обучение выступает как средство развития личности каждого
ребенка, а не является самоцелью. Принцип уникальности и ценности личности ребенка отражает ориентацию содержания сопровождения на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого
ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности предполагает работу со всей личностью
в целом во всем многообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности
означает, что любое психологическое воздействие в рамках сопровождения должно быть осознанным и целесообразным. Оно должно быть подчинено решению практических задач, связанных с оказанием эффективной помощи ребенку. Психологу необходимо осознавать причину и конечную цель воздействия.

- принцип своевременности предполагает, что любое психологическое воздействие в рамках сопровождения должно быть проведено вовремя, в максимально благоприятных условиях для обучающихся;

- принцип активности - актуализация и мотивация активной позиции ребенка как активного субъекта личностных изменений;

- принцип практической направленности предполагает формирование
универсальных учебных действий у детей и подростков, способности применять их в ведущих видах деятельности и повседневной жизни;

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления физического, психического и психологического здоровья ребенка основывается на необходимости формирования у обучающихся привычек к аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, повышения адаптивных возможностей, обучения самоконтролю и саморегуляции.

Интересным представляется практический опыт школьной службы психолого-медико-педагогического сопровождения, который описан С.В. Прудниковой. Автор выделяет такие уровни психолого-педагогического сопровождения учащихся, как:

- индивидуальный, который отражает индивидуальную специфику оказания помощи учащимся (коррекционно-развивающие занятия, проектирование и реализация индивидуальных коррекционных маршрутов);

- групповой, предполагающий проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися «группы риска», сопровождение совместно с классными руководителями школьных классов, в рамках обеспечения необходимой педагогической поддержкой детей и подростков в решении задач обучения, воспитания и развития;

- сопровождение на уровне образовательной организации осуществляется всем педагогическим коллективом, включая педагогов-психологов, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, администрации школы, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками [42].

О.В. Булатова в статье «Теоретические подходы к определению сущности психолого-педагогического сопровождения школьников» отмечает, что основными содержательными компонентами деятельности педагога-психолога по сопровождению учащихся являются:

-осуществление комплексного психолого-педагогического обследования учащихся на разных ступенях обучения;

- комплектование коррекционных групп;

-разработка и реализация занятий коррекционно-развивающей направленности, в том числе предполагающих формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС;

- систематическое наблюдение за динамикой психического развития детей и подростков;

-разработка рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей и подростков, направленных на повышение профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях ФГОС;

- оказание консультативной, методической помощи педагогам и

- участие педагога-психолога в педагогических советах, консилиумах, методических объединениях, посвященных вопросам обучения, воспитания и развития детей т подростков [9].

По мнению А.Б. Кулаковой, приоритетной задачей психологического сопровождения в образовании является повышение уровня психологической безопасности образовательной среды, которая подразумевает под собой такие характеристики, как доброжелательный микроклимат, непредвзятое отношение к каждому обучающемуся, высокая степень вовлеченности детей и родителей в образовательную среду и процесс обучения, развитие социальных навыков взаимодействия обучающихся всех ступеней обучения и т. д. [33].

Образование является важным стратегическим ресурсом развития социума. В условиях современной действительности главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. С помощью группы психолого-педагогического сопровождения создается благоприятная среда для гармоничного развития личности каждого обучающегося на любой ступени обучения и поддержки педагогов в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение уже не просто представляет собой сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работы только с детьми, но и выступает как комплексная технология, как особая культура поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в целом

Подводя итог проведенного теоретического изучения понятия «психологическое сопровождение», можно сделать вывод о том, что в современной психологии представлены разные взгляды на проблему сопровождения и каждый исследователь изучает данный феномен, исходя из научных ориентаций и предпочтений. Психологическое сопровождение учащихся в образовательной среде рассматривается, с одной стороны, как предмет профессиональной деятельности педагога, психолога, педагога-психолога, социального педагога, и, с другой стороны, как инструмент оказания психологической, социальной, педагогической поддержки [4,20,28,39,51и др.].

Но, в целом, можно отметить, что это целенаправленная, постоянная работа психологической службы, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личностных, профессиональных качеств человека, находящегося в системе психологического сопровождения. Важно отметить, что многие исследователи отмечают в эффективности сопровождения роль активности самого объекта сопровождения.

Таким образом, психологическое сопровождение на современном этапе развития психологии рассматривается в двух аспектах: нормального развития как системная интегративная технология, цель которой создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности в определенной ситуации социального взаимодействия, сохранение «психологического здоровья» и отклоняющегося (аддиктивного) поведения, связанного с необходимостью психокоррекционной и профилактической работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябичева Татьяна Михайловна

Дата: 18.03.2019

Номер свидетельства: 503645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "«Интерактивная образовательная среда : модель организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве»."
    ["seo_title"] => string(159) "intieraktivnaia-obrazovatiel-naia-srieda-modiel-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-sovriemiennom-obrazovatiel-nom-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "267328"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450357059"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Системно - деятельностный подход в реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(49) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodvriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "305011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457861001"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы" "
    ["seo_title"] => string(94) "opisaniie-raboty-po-tiemie-orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "115447"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411992459"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства