Социальное партнерство в Рудненском колледже технологии и сервиса
Социальное партнерство в Рудненском колледже технологии и сервиса
Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата. Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования отношений между ГККП «РКТиС» и предприятиями города. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие социального партнерства, изучить формы и уровни, показать работу соцпартнерства на примере Рудненского колледжа технологии и сервиса. Сейчас, когда мы перешагнули порог 21 века, система профессионального образования приобретает решающее значение для достижения экономического роста, укрепления творческого потенциала. Именно начальное профессиональное образование является начальной ступенью мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, обеспечивающих социальную за- щищенность выпускников - будущих рабочих. И оттого, каким мы хотим видеть профессиональное образование будущего, должна строиться работа уже сейчас. По какому пути мы пойдем сегодня, зависит будущее про- фессионального образования и его «завтра». Социальные партнеры сегодня это не спонсоры, как многие ассоциируют. Это деловое обоюдовыгодное сотрудничество по многим вопросам. Социальное партнерство между учебным заведением и работодателями реализуется по следующим направлениям: 1. Предприятие дает социальный заказ на подготовку кадров в колледже по требуемым профессиям. Это обеспечивает предприятие надежным источником подготовленных квалифицированных рабочих кадров, с одной стороны, а с другой стороны дает колледжу возможность развиваться, вносить вклад в общегосударственное дело подготовки кадров и социальной защиты молодежи. 2. Работодатель (заказчик) предоставляет рабочие места для прохождения производственного обучения и производственной практики для учащихся колледжа. При обучении на производстве каждому студенту предоставляется рабочее место, закрепляется наставник, гарантируются безопасные условия труда, возможность пользоваться всей технической документацией, знакомство с новыми технологиями. Согласно положению о прохождении производственной практики нашими студентами, договорам о сотрудничестве в области подготовки кадров и другим совместным документам более 250 студентов в течение года проходят практику на предприятиях социальных партнеров для овладения рабочей специальностью. 3. Важным аспектом совместной работы является пересмотр содержания учебных планов и программ с главными специалистами предприятий. 4. Организует совместно с мастерами производственного обучения экскурсии с выездом на предприятия с целью ознакомления студентов с будущей профессией. 5. Руководители, главные специалисты предприятий осуществляют контроль за уровнем подготовки выпускников, участвуя в работе Государственной квалификационной комиссии. 8. Мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях социальных партнеров, знакомясь с новыми технологиями и оборудованием, что дает возможность: -постоянно повышать уровень профессиональной компетенции; -более качественно и квалифицированно готовить студентов. Создание рынка труда поставило перед процессом обучения будущих специалистов большие задачи с целью повышения качества образования, прочной гарантии конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда. Чтобы сегодня соответствовать современным требованиям, специалист, выпущенный из учебного заведения, должен не только уметь выполнять свою работу, а также должен уметь планировать свою работу, работать с потребителем, создавать технологические и экономические расчеты и заниматься самоконтролем своего труда. В КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» созданы все условия для качественного обучения обучающихся основам профессии - трудовым приемам, операциям, функциям рабочего, способом выполнения работ, характерных для соответствующих профессий. Рабочие места обучающихся оснащены оборудованием, инструментами, приборами, приспособлениями, необходимыми для производственного обучения в соответствии с требованиями Стандарта.Социальными партнерами колледжа являются предприятия малого и среднего бизнеса. КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» с 2008 года сотрудничает с такими организациями, как: ТОО «ТрансРудныйАвто», ТОО СТО «КостанайМоторс», ТОО РМФ «Имсталькон», ИП «Таскаев А.А.» а/м «Престиж», ИП «Балашов А.В.» а/м «Люкс», КГП «Рахат» акимата г.Рудного, ТОО «Меркурий», ТД «Фортуна», КРЦ «Горняк» и т.д.Но, конечно же не все так красиво в профессиональном образовании, как может показаться. Есть проблемы, над которыми необходимо работать, прилагая совместные усилия учебных заведений, социальных партнеров, отделов профессионального образования и всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии профессионального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальное партнерство в Рудненском колледже технологии и сервиса»
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Рудный технологиялар мен қызмет көрсету колледжі»
коМмуналдық мемлекеттік Қазыналық кәсіпорны
Коммунальное государственное казенное предприятие «Рудненский колледж технологии и сервиса»
Управления образования акимата Костанайской области
«Социальное партнерство в Рудненском колледже технологии и сервиса»
Подготовила мастер п/о Горбатенко Т.М.
г.Рудный
2016
Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.
Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции РК - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования отношений между ГККП «РКТиС» и предприятиями города.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие социального партнерства, изучить формы и уровни, показать работу соцпартнерства на примере Рудненского колледжа технологии и сервиса.
Проблема социального партнёрства в профессиональном образовании обсуждается в последнее время на разных уровнях и эта проблема не нова. Достаточно вспомнить такое понятие, как «шефское предприятие». Вместе с тем, в современном, во многом изменившемся обществе, она приобретает особую актуальность. Недаром говорят: «Все новое - хорошо забытое старое»
Социальное партнёрство в системе профессионального образования – это важный элемент в формировании современного подхода к профессиональному образованию, показатель реальной заинтересованности в его дальнейшем развитии.
Главными социальными партнёрами остаются работодатели – основной клиент для средних профессиональных учебных заведений и сотрудничество с ними является необходимой формой. Только в тесном контакте с работодателями возможна эффективная реализация основной функции - обеспечение рынка труда компетентными специалистами.
Непростые экономические условия, жесткая конкуренция, выход на международный рынок, освоение высоких технологий требуют подготовки специалистов, обладающих глубокими знаниями, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Все это невозможно без развитой системы профессионального образования.
Не секрет, что действующая система подготовки кадров не обеспечивает потребности отраслей промышленности высококвалифицированными, конкурентоспособными специалистами. Учебно-материальная база профессиональных учебных заведений устарела, обучение ведется по программам, не отвечающим требованиям работодателей. Поэтому уровень подготовки специалистов оставляет желать лучшего.
Сейчас, когда мы перешагнули порог 21 века, система профессионального образования приобретает решающее значение для достижения экономического роста, укрепления творческого потенциала.
Именно начальное профессиональное образование является начальной ступенью мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, обеспечивающих социальную защищенность выпускников - будущих рабочих.
И оттого, каким мы хотим видеть профессиональное образование будущего, должна строиться работа уже сейчас. По какому пути мы пойдем сегодня, зависит будущее профессионального образования и его «завтра».
Существует много моделей развития профессионального образования в мире, но во всех четко прослеживается взаимная дополняющая друг друга заинтересованность государства (в лице Министерства образования) и работодателей в подготовке высококвалифицированного специалиста.
Рынок труда в лице работодателей уже давно требует новых акцентов в обучении. Поэтому каждому учебному заведению необходимо разработать собственную систему развития человеческого капитала.
Анализ состояния профессионального образования в РК свидетельствует о необходимости механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров. Уже существуют основы регулирования качества профобразования - национальные центры присвоения и подтверждения квалификаций. Работодатели должны быть заинтересованы в работе этого центра, т.к. выдаваемый им государственный сертификат будет подтверждать квалификационный разряд выпускника в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Каким должен быть выпускник, диктует работодатель, делая заказ на специалиста, а как этого достичь, определяем мы сами.
Сегодня перед начальным профессиональным образованием время выдвигает основную задачу - соответствие требованиям рынка труда квалифицированных рабочих и специалистов, которые нужны работодателю. Подготовка специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания профессионального учебного заведения,- требование времени.
Для этого необходимо налаживать тесные контакты непосредственно с работодателями, учитывая их мнение и предложения по подготовке кадров.
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который:
- обладает профессиональными знаниями и опытом работы;
- обладает высокой профессиональной мобильностью;
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
- обладает креативным мышлением;
- умеет работать в группе.
Социальные партнеры сегодня это не спонсоры, как многие ассоциируют. Это деловое обоюдовыгодное сотрудничество по многим вопросам.
«Социальное партнерство - это современный тип взаимоотношений учебных заведений и работодателей»
Нашим колледжем разработана структура социального партнерства, по которой учебное заведение работает сегодня, и весьма успешно.
Социальное партнерство между учебным заведением и работодателями реализуется по следующим направлениям:
1. Предприятие дает социальный заказ на подготовку кадров в колледже по требуемым профессиям. Это обеспечивает предприятие надежным источником подготовленных квалифицированных рабочих кадров, с одной стороны, а с другой стороны дает колледжу возможность развиваться, вносить вклад в общегосударственное дело подготовки кадров и социальной защиты молодежи.
2. Работодатель (заказчик) предоставляет рабочие места для прохождения производственного обучения и производственной практики для учащихся колледжа. При обучении на производстве каждому студенту предоставляется рабочее место, закрепляется наставник, гарантируются безопасные условия труда, возможность пользоваться всей технической документацией, знакомство с новыми технологиями. Согласно положению о прохождении производственной практики нашими студентами, договорам о сотрудничестве в области подготовки кадров и другим совместным документам более 250 студентов в течение года проходят практику на предприятиях социальных партнеров для овладения рабочей специальностью.
3. Важным аспектом совместной работы является пересмотр содержания учебных планов и программ с главными специалистами предприятий.
4. Организует совместно с мастерами производственного обучения экскурсии с выездом на предприятия с целью ознакомления студентов с будущей профессией.
5. Руководители, главные специалисты предприятий осуществляют контроль за уровнем подготовки выпускников, участвуя в работе Государственной квалификационной комиссии.
8. Мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях социальных партнеров, знакомясь с новыми технологиями и оборудованием, что дает возможность:
-постоянно повышать уровень профессиональной компетенции;
-более качественно и квалифицированно готовить студентов.
Создание рынка труда поставило перед процессом обучения будущих специалистов большие задачи с целью повышения качества образования, прочной гарантии конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда.
Чтобы сегодня соответствовать современным требованиям, специалист, выпущенный из учебного заведения, должен не только уметь выполнять свою работу, а также должен уметь планировать свою работу, работать с потребителем, создавать технологические и экономические расчеты и заниматься самоконтролем своего труда.
В КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» созданы все условия для качественного обучения обучающихся основам профессии - трудовым приемам, операциям, функциям рабочего, способом выполнения работ, характерных для соответствующих профессий. Рабочие места обучающихся оснащены оборудованием, инструментами, приборами, приспособлениями, необходимыми для производственного обучения в соответствии с требованиями Стандарта.
Профессиональная практика обучающихся колледжа проводится поэтапно и состоит из: учебной и производственной, технологической, преддипломной практики.
Учебная практика проводится обычно в учебных лабораториях колледжа,
Производственная, технологическая, преддипломная- непосредственно на предприятии.
Практика предназначена для подготовки обучающихся к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика связывает теоретическое обучение в колледже и самостоятельную работу на производстве. На практике обучающиеся приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.
Первым условием успешного проведения производственной практики является усвоение обучающимися достаточного объема знаний, определенных программами учебных предметов.
Вторым условием успешного проведения производственной практики является наличие у обучающихся к моменту их выхода на практику первоначальных умений по специальности. Полученные на занятиях производственного обучения умения помогут обучающимся включиться в трудовую деятельность.
Технологическая, предвыпускная практика проводится на производстве, на основании договоров между колледжем и предприятиями.
Ежегодно заключаются также индивидуальные договоры на проведение профессиональной практики.
Профессиональная практика проводится на предприятиях соответствующего профиля специальности обучающегося. Продолжительность профессиональной практики определяется учебными планами по специальности, осуществляется на основе договоров. В период прохождения практики обучающиеся, проходящие производственную практику, полностью обеспечены рабочими местами, характер выполняемой ими работы в основном соответствует рабочей программе практики.
В зависимости от специальности профессиональная практика длится от 1 до 3 месяцев. Основной задачей профессиональной практики, как заключительного этапа учебно-воспитательного процесса, является совершенствование знаний и практических навыков, полученных обучающимися в процессе производственного обучения, освоение профессиональных умений, передовой технологии работ, рациональной организации труда, подготовки обучающихся к самостоятельной работе по профессии в конкретных производственных условиях предприятий.
Руководство профессиональной практикой осуществляют наставники, которые несут ответственность за правильность распределения обучающихся по рабочим местам, выполнение учебного плана и программы производственного обучения по профессии, воспитывает бережное отношение к оборудованию и инструментам, стремление добиваться высокой производительности труда и качества выполняемых работ.
Мастера производственного обучения, закрепленные за группами, при проведении практики регулярно предоставляют отчеты о ходе прохождения обучающимися практики по форме, разработанной в колледже.
В колледже составлен график контроля за прохождением обучающимися профессиональной практики. Данный график выполняется, имеются соответствующие отчёты.
Понимая важность обсуждаемых проблем поневоле проводишь анализ сделанного в своем учебном заведении. За время работы в КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» сформировалась устойчивая сеть базовых предприятий и она представлена наиболее стабильными предприятиями с развитой структурой и наиболее квалифицированным менеджментом. Социальными партнерами колледжа являются предприятия малого и среднего бизнеса.
КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» с 2008 года сотрудничает с такими организациями, как: ТОО «ТрансРудныйАвто», ТОО СТО «КостанайМоторс», ТОО РМФ «Имсталькон», ИП «Таскаев А.А.» а/м «Престиж», ИП «Балашов А.В.» а/м «Люкс», КГП «Рахат» акимата г.Рудного, ТОО «Меркурий», ТД «Фортуна», КРЦ «Горняк» и т.д.
К настоящему моменту в колледже проделана определенная работа:
заключены договора по закреплению баз производственных (профессиональных) практик по всем обучаемым профессиям;
обучающиеся колледжа получили реальную возможность прохождения производственной практики на предприятиях социальных партнеров;
представители базовых предприятий проводят не только профессиональные экскурсии, но и мастер-классы с обучающимися колледжа, раскрывая секреты профессионального мастерства, готовы предоставить возможность знакомиться с новейшим производственным оборудованием, передовыми производственными технологиями;
работники предприятий являются наставниками при прохождении практики обучающимися колледжа;
получены отзывы потребителей (работодателей) о качестве выпускников (специалистов) по всем обучаемым профессиям и специальностям;
выпускникам, положительно зарекомендовавшим себя во время прохождения практики, предоставляются рабочие места.
Также в колледже разработан пакет документов, необходимых при прохождении производственной практики обучающихся: индивидуальный договор составленный в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года N582 «Об утверждении формы Типового договора на проведение профессиональной практики», дневник практики, отчёт о прохождении практики, ходатайство на трудоустройство.
Перед выходом на производственную практику с обучающимися проводят инструктаж по технике безопасности и выдаются следующие документы: договор, направление, памятка о прохождении практики.
Обучающиеся ведут дневник производственной практики, в котором отображены записи работ. Соблюдаются правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Обучающиеся полностью выполняют программу производственной практики, получают положительные отзывы и рекомендации о работе. Об этом свидетельствуют благодарственные письма обучающихся от руководителей производственной практики.
Ежегодно проводятся встреча выпускников с сотрудниками городского Центра занятости, которые знакомят обучающихся с имеющимися вакансиями, с возможными вариантами трудоустройства по программе «Молодежная практика». Мастера производственного обучения с обучающимися выпускного курса посещают ярмарки вакансий. Проводятся встречи с выпускниками, которые рассказывают о своей работе, возможностях карьерного роста, уровне заработной платы и факторах, влияющих на возможность трудоустройства на более высокооплачиваемую работу по избранной специальности.
Трудоустройство выпускников колледжа осуществляется на основе результатов производственной практики (остаются на производстве), целенаправленной подготовки по заказу предприятия, самостоятельного трудоустройства, по рекомендации учебного заведения.
Но, конечно же не все так красиво в профессиональном образовании, как может показаться. Есть проблемы, над которыми необходимо работать, прилагая совместные усилия учебных заведений, социальных партнеров, отделов профессионального образования и всех, кто заинтересован в дальнейшем развитии профессионального образования.
Говорить о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются почти все начальные и средние профессиональные учебные заведения и наш колледж в том числе, а это:
1. Проблемы кадровой политики. В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования из-за низкого уровня оплаты труда сохраняется устойчивая тенденция старения кадрового состава, отток наиболее квалифицированных и перспективных мастеров п/о и преподавателей, замедлен приток молодых специалистов вследствие низкого социального престижа профессии педагога. В недостаточном количестве индустриально - педагогических колледжей, где должны проходить обучение будущие мастера п/о.
2. Ресурсы - многие организации образования не обладают необходимыми ресурсами для удовлетворения растущих образовательных потребностей учащихся, их родителей.
3. Несоответствие учебных программ требованиям работодателя, поэтому нужно решать их совместно с Министерством образования и науки РК, учебными заведениями и социальными партнерами. Предприятия могут внести существенный вклад, привлекая для разработки и написания стандартов, учебников и УМК своих ведущих специалистов, а на сегодняшний день мы в этом вопросе не достигли взаимопонимания.
4. Остается низким уровень оснащенности учебных кабинетов, лабораторий и мастерских и в целом материально - технической базы.
5. При недостаточной работе по вопросам социального партнерства может произойти:
- снижение качества подготовки специалистов;
- подготовка по узко профильным специальностям;
- отсутствие специальной материально-технической базы для подготовки конкурентоспособных специалистов;
- несоответствие учебно-лабораторного оборудования, учебной и методической литературы современному производству;
- отсутствие механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров к процессу организации профессионального обучения и подготовки специалистов.
Перечислять накопившиеся острые проблемы в профессиональном образовании можно и дальше. Ядром необходимого процесса изменений в системе профессионального образования могут стать предприятия.
Совместная работа колледжа и социальных партнеров помогает обучающимся: в получении положительных результатов в учебе; в повышении и закреплении качественных знаний; в изучении и освоении новой техники; в освоении новых энергосберегающих технологий; повышает их конкурентоспособность на рынке труда; имеют место положительные отзывы со стороны работодателей.
Осуществление успешного взаимодействия с социальными партнерами, реальная материальная и законодательная помощь государства в решении глобальных вопросов позволит решить проблемы:
- трудоустройство выпускников;
- контроль за качеством их подготовки;
- прогнозировать потребность в специалистах тех или иных профессий;
- совершенствовать содержание программ в соответствии с требованиями современного производства;
- укрепление материально-технической базы учебных заведений в соответствии с современными требованиями.
Для активизации деятельности предприятий в статусе «социальных партнеров» и повышения качества профессиональной подготовки специалистов мы предлагаем:
- совершенствовать законодательно-правовую базу для привлечеросе не достигли взаимопонимания.
4. Остается низким уровень оснащенности учебных кабинетов, лабораторий и мастерских и в целом материально - технической базы.
5. При недостаточной работе по вопросам социального партнерства может произойти:
- снижение качества подготовки специалистов;
- подготовка по узко профильным специальностям;
- отсутствие специальной материально-технической базы для подготовки конкурентоспособных специалистов;
- несоответствие учебно-лабораторного оборудования, учебной и методической литературы современному производству;
- отсутствие механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров к процессу организации профессионального обучения и подготовки специалистов.
Перечислять накопившиеся острые проблемы в профессиональном образовании можно и дальше. Ядром необходимого процесса изменений в системе профессионального образования могут стать предприятия.
Заключение
Совместная работа колледжа и социальных партнеров помогает обучающимся: в получении положительных результатов в учебе; в повышении и закреплении качественных знаний; в изучении и освоении новой техники; в освоении новых энергосберегающих технологий; повышает их конкурентоспособность на рынке труда; имеют место положительные отзывы со стороны работодателей.
Осуществление успешного взаимодействия с социальными партнерами, реальная материальная и законодательная помощь государства в решении глобальных вопросов позволит решить проблемы:
- трудоустройство выпускников;
- контроль за качеством их подготовки;
- прогнозировать потребность в специалистах тех или иных профессий;
- совершенствовать содержание программ в соответствии с требованиями современного производства;
- укрепление материально-технической базы учебных заведений в соответствии с современными требованиями.
Для активизации деятельности предприятий в статусе «социальных партнеров» и повышения качества профессиональной подготовки специалистов мы предлагаем:
- совершенствовать законодательно-правовую базу для привлечения средств работодателей в профессиональное образование, на подготовку и повышение квалификации рабочих кадров;
- создание условий для льготного налогообложения работодателей с тем, чтобы инвестиции в профессиональное образование были для них привлекательными;