kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная служба школы и семья: аспекты взаимодействия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзия - реальность образовательного процесса в каждой школе. Как работает в данном направлении социальный педагог в учреждении образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная служба школы и семья: аспекты взаимодействия.»

Социальная служба школы и семья: аспекты взаимодействия.

Социальный педагог

Кашкумбаева А.Т.


Развитие системы образования на сегодняшний день является одним из важнейших приоритетов государственной политики нашей республики. К основным принципам государственной политики в области образования относятся равенство прав всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица Один из процессов преобразования занимает вопрос инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей –инвалидов на образование.  Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия стала реальностью образовательного процесса и в нашей школе. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей - инвалидов. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Конечно, в стороне не остается и социальная служба школы.

Первым этапом данной работы – выявление таких детей из первичных списков классов.

В дальнейшем - это одна из форм социально-педагогической помощи семье является социальный патронаж семьи, которую я использую в своей практике очень активно. Получив предварительную информацию о семье, с целью профилактики и коррекции семейных отношений посещаю семью совместно с классным руководителем по месту жительства. При посещении семьи для себя определяю цели патронажа:

1. Диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследования проблемных ситуаций.

2. Контролирующие - оценка состояния семейных взаимоотношений, диагностика проблем.

3. Адаптационные – оказание конкретной, образовательной, посреднической, психологической помощи.

Диагностический компонент представляет собой изучение личности ребенка-инвалида и его взаимоотношений со средой. Реализация диагностического компонента социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду предполагает: изучение личности самого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятие своего «Я», а также особенности его взаимоотношений с ближайшим окружением, положение в семье и возможности включения в детский коллектив. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, дать общую характеристику развития его личности и отношений с окружающей средой.

Консультационный компонент социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду представляет собой организацию консультирования данной категории детей. Консультации детей-инвалидов должны носить индивидуальный характер, они направлены на преодоление тех затруднений, которые испытывает ребенок.

Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер, средств и форм социально-педагогической помощи детям-инвалидам. Реализация практического компонента включает несколько этапов:

1) подготовительный-на данном этапе осуществляется подготовка ребенка-инвалида и членов его семьи к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы.

2) вторым, или основным этапом реализации практического компонента является этап решения возникающих в процессе обучения проблем. У здорового ребенка начало обучения в школе –это определенный кризис, который в литературе принято называть «кризисом первых недель обучения». Для ребенка –инвалида адаптационный период больше по времени и сопряжен с дополнительными трудностями. Ему необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в результате того или иного дефекта, научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность, находить ей альтернативу, если ограничения, заданные дефектом, не дадут ему возможности ее выполнения.

3) следующий этап реализации практического компонента социально-педагогической помощи детям-инвалидам –это этап сопровождения ребенка в процессе его обучения в школе. Социально-педагогическое сопровождение –это процесс своевременной помощи ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития, адаптации его в детском коллективе и развития компенсаторных механизмов. Основная функция социально-педагогического сопровождения –помощьребенку-инвалиду и его семьев решении проблемных ситуаций.

Еще одним компонентом социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы является социально-реабилитационный компонент. Социальная реабилитация-это целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей. Социальная реабилитация –это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка-инвалида. Социально-реабилитационный компонент помощи детям-инвалидам реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, которые разрабатываются совместно: медицинский работник -социальный педагог, педагог-психолог –классный руководитель –ребенок –родители.

Два первых пункта протоколируются актом жилищно - бытовых условий ребенка - инвалида. По третьему вопросу намечается совместная работа с администрацией, социальным педагогом, классным руководителем и психологом. Составляется план работы по профилактике адаптационного периода.

В нашем обществе ребенку - инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но вместе с тем развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды также нуждаются в общении, как и здоровые дети. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, его будут обижать, у него не получится найти общий язык. В будущем это становится причиной развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут. Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей-инвалидов независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей-инвалидов часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей-инвалидов по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов вызывают прежде всего нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка-инвалида часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, причем у детей-инвалидов они зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть -адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная. Ребенок-инвалид в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено. Мы предлагаем детям-инвалидам обучение в массовой общеобразовательной школе в обычных классах совместно со здоровыми детьми, но при условии социально-педагогической помощи данной категории детей. Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидностью, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать. Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду–ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.

Администрация школы, педагоги и младший обслуживающий персонал готовы к принятию детей-инвалидов в нашем учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе, развитии и передвижении. Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов и др. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер. Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Таким образом, ребенок –инвалид должен иметь возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем, и это, на наш взгляд, позволит изменить сложившееся в обществе отношение к ним. В условиях нашей школы специалисты оказывают детям –инвалидам всестороннюю помощь. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.

Психолого-педагогическая помощь образовательного учреждения учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику, учителям и родителям для достижения успеха.

Неблагополучные семьи требуют не просто особого внимания со стороны педагога, а требуют полного погружения в их проблемы, такие, как отсутствие средств к существованию, жилищные проблемы, безработица, разводы, пьянство, рост цен на услуги, продукты питания. Дети испытывают дефицит родительского внимания, отсутствие заботы, тепла, отсутствие надёжной защиты со стороны старших. Эти родители не интересуются здоровьем детей, их образованием, воспитанием.

Главным в решении проблем семейного неблагополучия должно стать формирование ответственной родительской позиции. Поэтому особое внимание в профилактической деятельности уделяется следующим элементам: - активизации жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей; - воспитанию у подрастающего поколения позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству; - психолого-педагогическому сопровождению родительства на разных стадиях его становления; - раннему предупреждению неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка; - пропаганде позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства

При проведении патроната семей с детьми и их родителями необходимо проводить воспитательные беседы («Ответственность родителей за воспитание, обучение и содержание своих детей» «Родительская любовь и её роль в воспитании детей», «Режим дня», «Микроклимат семьи»), консультации («Семейные конфликты и невротические расстройства у детей», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка» и др.).

. Основными методами коррекционной работы являются: - убеждение (разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка); - моральная поддержка (по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным); - вовлечение в интересную деятельность (поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы); - готовность сопереживать (это часто отсутствует в неблагополучных семьях); Основной акцент в социально-педагогической работе поставлен на непрерывное социально-психологическое сопровождение семьи. Проведены консультации: «Жестокое обращение с детьми – причина самоубийства», «Как уберечь ребёнка от алкоголя», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка», «Трудный подросток: так ли это?», «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?» , «Телефон доверия: 8-800-2000-122».


Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

 в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

 в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

 в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

 в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

 в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.


Вывод; Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации. В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества и нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно само реализовываться в жизни. Главное в работе с семьей - не быть равнодушным к чужой беде.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям -инвалидам, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с инвалидностью проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей - инвалидов, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социальная служба школы и семья: аспекты взаимодействия.

Автор: Кашкумбаева Айгуль Телегеновна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Воспитательная программа 8 класс "Лестница успеха" "
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-naia-proghramma-8-klass-liestnitsa-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "239128"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444725762"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitaniie-lichnosti-shkol-nika-vazhnieishieie-usloviie-optimizatsii-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "125993"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415104700"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства