kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект – группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации)  и широком (объект – все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности»

Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности

Ашаргина Марина Геннадьевна

педагог – организатор по работе с населением

КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть - Каменогорска

Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект – группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации) и широком (объект – все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле.

В целом социальная работа представляет интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом – человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Цель социальной работы – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем.

Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя своеобразную социальную систему.

Прежде чем анализировать сущность и содержание объектов и субъектов социальной работы, кратко осветим содержание других вышеуказанных компонентов. Это позволит более конкретно и полно охарактеризовать ее объекты и субъекты.

Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание, которое определяется разнообразными функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, управленческой, а также функцией оказания практической помощи (в скобках отметим, что этот перечень функций не всегда совпадает у разных авторов).

Социальная работа осуществляется с помощью разнообразных средств (предметов, орудий, действий), которые позволяют достичь цели этой деятельности. Многообразие средств, среди которых деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние, а также телефон, специальные учетные бланки и т.д., - обусловлено многообразием функций социальной работы, ее объектами.

Управление как компонент социальной работы (прежде всего практической) включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников.

Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Субъект социальной работы - социальные работники, занимающиеся этим видом деятельности профессионально или на общественных началах. К субъекту могут быть отнесены и организации, ведущие социальную работу и управляющие ею.

Содержание социальной работы включает в себя:

- цели;

- задачи;

- функции;

- средства.

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:

Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

- осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

1. Диагностическая - социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

2. Прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3. Правозащитная - использует законы, правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту;

4. Организационная - способствует организации социальных служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи, социальных услуг населению;

5. Предупредительно - профилактическая- приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6. Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовки молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

7. Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно - досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

8. Психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности. Оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

9. Социально-бытовая - способствует в оказанию необходимой помощи и поддержке различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.) в улучшении их быта, жилищных условий;

10. Коммуникативная - установление контакта с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Средствами социальной работы называют те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы.

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

1. Воспитательный - где социальный работник рассматривается как учитель, консультант, эксперт, который дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения и т.п.

2. Адвакативный - применяется, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента (группы или общности), а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Сюда входит и помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документальной обоснованности.

3. Фасилитативный - социальный работник тут играет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой. Деятельность специалиста по социальной работе при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов, помощь в самореализации личности.

Мы считаем, что фасилитативный подход в наибольшей мере раскрывает сущность социальной работы. Более того, все чаще сегодня используется именно групповая форма социальной работы. «Социальная работа с группой - метод, который используется для оказания помощи человеку через передачу группового опыта развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения»(95, с.67). В настоящее время все больше социальных работников используют ее как основную форму работы.

Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей)»(127, с.425). Следовательно, будучи руководителя группы, социальный работник способствует более эффективной работе ее участников, их раскрытию и коррекции, создает комфортную обстановку участникам тренинга, поэтому мы можем называть его фасилитатором.

К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора:

1. Принятие группы.

2. Принятие человека.

3. Эмпатическое понимание.

4 Действование с точки зрения своих чувств.

5. Возможность конфронтации и обратная связь.

6. Выражение собственных проблем.

7. Избегание планирования и «упражнений».

8. Использование терапевтического потенциала группы.

9. Лспользование физических движений и физического

контакта.

По роду своей деятельности социальные работники постоянно сталкиваются с явлениями, которые в совокупности можно обозначить как «социальная патология». Официальное назначение социальной работы - искоренять эту патологию, оздоровлять общество. Само соотношение «норма» и отклонение от нее выступают как в высшей степени проблематичное. Живая реальность подталкивает социальных работников к пересмотру сложившихся стереотипов мышления, традиционных представлений и оценок. Необходимо помнить, что социальный работник имеет дело с конкретными людьми. Стремление помочь человеку порождает потребность как можно лучше понять его. Для этого необходимо поставить себя на место клиента, взглянуть на мир его глазами, попытаться ощутить его своеобразные переживания. Такая децентрация способствует расширению горизонта восприятия, освобождению от предрассудков, пересмотру привычных систем ценностей. Отсюда рождается особое мироощущение, в котором благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях сочетается с пониманием хрупкости социальных связей, необходимости специальных усилий по их поддерживанию и восстановлению.

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей. «Хорошо организованная групповая работа дает возможность остановиться в повседневной гонке, - как пишет В.Н.Макаревич, - и задуматься. Может быть, впервые за долгое время над смыслом собственной жизни», (93, с.85). Содействие этому процессу со стороны специалиста получило название «аксикреция». Термин означает порождение, выращивание у человека или группы новых или регенерацию и переосмысление старых ценностей.

При этом важно заметить, что в процессе аксикреции социальному работнику нельзя полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг - сохранять возможный контроль над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность.

Преимущество групповой работы перед индивидуальной - в получении «добавочного продукта» за счет достижения и использования синергетического эффекта, который получается в результате разделения труда, специализации, координации, интеграции, а также фасилитационного воздействия одних членов группы на других.

Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.

В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.

В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.

На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.

В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.

Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности

Автор: Ашаргина Марина Геннадьевна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сущность социальной работы как профессионального вида деятельности"
    ["seo_title"] => string(67) "sushchnost_sotsialnoi_raboty_kak_professionalnogo_vida_deiatelnosti"
    ["file_id"] => string(6) "493773"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546612857"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Социально-психологический тренинг «Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(97) "sotsial-no-psikhologhichieskii-trieningh-striessoustoichivost-v-profiessional-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "188327"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426666349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Педагогические ресурсы популяризации здорового образа жизни современной молодежи как основа успешной профессиональной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskie_resursy_populiarizatsii_zdorovogo_obraza_zhizni_sovremennoi_molo"
    ["file_id"] => string(6) "597889"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1642320017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства