Просмотр содержимого документа
«Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями посредством учебно-методического комплекса»
Тема: «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями посредством учебно-методического комплекса»
Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы.
Искусство театра, театрализованная деятельностьдетей с ОВЗявляется эффективным средствомкоррекциикоммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы этих детей.
Особенности развития детей с ОВЗ, их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др..
Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:
чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;
просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;
упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);
упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);
этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..
Приоритетным в работе с детьми с ОВЗ является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.
Например:
Люда – весёлая, активная, дружелюбная девочка, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый контроль за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. Поручаю ей в основном главные роли. Но в процессе подготовки спектакля девочка серьёзно относится к заучиванию текста, репетициям и на празднике удивляет педагогов тем, что может говорить «чисто и понятно».
Настя Ч. – подвижная, ритмичная, любит танцевать, поэтому её герою придумываем небольшой танец.
Настя З. – неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается в кружке с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём благоприятные условия – у её персонажа очень короткий текст. Девочка остается очень довольна, что ни разу не ошиблась.
Саша – практически неговорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. Сначала был пассивным участником - в основном разукрашивал, собирал разрезные картинки, смотрел мульфильмы. В процессе совместной деятельности у него появилось желание участвовать в инсценировках. Ему начали поручать роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав). В итоге – на последнем празднике его герой сказал простую фразу.
Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и трудовой деятельности. Так в процессе подготовки спектакля, как я уже сказала, дети вместе продумывают оформление, изготавливают декорации, элементы костюмов, учатся уважать и оценивать труд своих сверстников. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело. Очень важны для детей с ОВЗ отношения в коллективе. Театрализованная деятельность способствует вовлечению данной категории детей в совместную коллективную деятельность. Этому способствуют общие занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, занятия по подготовке и проведению общих праздников, выступлений. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческий коллективом.
В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам. А так же, здесь в процессе интересного, значимого для них сотворчества без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им. Развивается способность передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, движение; происходит коррекция всех психических процессов, личностных качеств, поведения.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие их личности.