kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему : " Озера и болота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

Составь из данных слов предложения и напиши текст.

идёт, труда, урок        на, бумага

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему : " Озера и болота"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОВЕРИЛ

преподаватель

_______________

Сообщение по русскому языку

Тема: «Грамматические признаки числительных. Изучение числительных в начальной школе»



Выполнила

студентка Ш-31 группы

Донченко Е.А

















Ейск, 2019 г.







Теоретические основы изучения темы «Имя числительное» младшими школьниками.

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь...

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет.

Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название «числительное» является производным от слова число, образованным по аналогии с наименованиями других именных частей речи (существительное, прилагательное). В начальных классах происходит знакомство с этой частью речи, даются представления о значении, грамматических признаках и синтаксической роли имени числительного.

По частоте употребления числительные занимают 8-е место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных. * Знаете ли вы, как появилось слово миллион? Сочинил его венецианский купец Марко Поло.

В 1271 году венецианские купцы Николо и Марффео Поло, посланники папы, отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третим был 17-летний сын Николо – Марко. 17 лет он находился на службе у Хубилая, а когда вернулся на родину, в Италию, то начал рассказывать о богатствах хана.

Купцы Венеции – состоятельные люди, прекрасно знали арифметику и произносили «милли», когда счет шел на тысячи. Но Марко уверял, что богатейший купец Италии уступает беднейшему из вельмож Хулибая. Как это вырозить словами? И Марко произнес «мильоне!»

Слово необычное, но понятное:

Милли – по итольянски «тысяча», - оне = - ищ(е). Буквально «тысячища» - тысячи тысяч.

Числительные - это слова со значением количества, порядка предметов при счете, крайности действий, событий и признаков. Это наиболее консервативный класс слов, наименее подверженный изменениям. Ориентирован ли этот класс на какую-либо особенную синтаксическую функцию или он используется уже выделенных значений предметности, признаков, процессов или признака процесса? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Можно заметить, что в обычной речи числительные весьма ограничены в своих возможностях употребляться в значении предметности. В математических выражениях числительные используются в функции подлежащего и дополнения. Обычно же числительные выступают в роли определения или обстоятельства, поэтому могут быть выражены в формах прилагательного (первый, двадцать пятый, сорок первый) и наречия (дважды, втрое), могут быть «спрятаны» в глаголе (удвоить, удесятерить). Числительные, морфологически совпадающие с существительными (количественные числительные, например, числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются по 3-му типу склонения существительных), синтаксически ведут себя как прилагательные и только именительно-винительном падеже, подобно существительному, управляют существительным, выражая, однако, определительную количественную характеристику.

Практическая направленность обучения русскому языку в начальной школе должна быть отражена, прежде всего, в упражнениях, предназначенных для формирования коммуникативных умений и навыков и построенных с учетом тех трудностей, которые возникают у учащихся при употреблении в речи слов из разных грамматических разрядов. Известно, что такие трудности зачастую связаны с использованием числительных. На наш взгляд, могут помочь преодолеть их предложенные ниже упражнения. Следует отметить при этом, что не всегда можно четко разграничить упражнения языкового и речевого характера и формировать вначале только навыки оперирования изолированными фактами в языковых упражнениях, а затем активизировать их в речевых.

Традиционно сложным для учащихся начанальной школы является правописание числительных, сочетание их с другими частями речи, а также склонение количественных числительных. Учитывая трудности морфолого-синтаксической структуры количественных числительных русского языка, мы уделили им больше внимания.

1. Виды работ по активизации числительных в речи учащихся

1. Употребить существительные «вишня, дерево, ребенок» с числительными «два, три, четыре, второй, третий, четвертый». Обратить внимание на особенности их сочетания.

2. Раскрыть скобки и написать числительные словами.

У меня 1 (сестра) и 2 (брата). В школе 12 (кабинет), 2 (мастерская), 1 (спортзал), У нас в классе 15 (мальчик) и 12 (девочка). В магазине мама купила 5 (ручка), 4 (книга), 10 (карандаш).

При изучении склонения количественных числительных можно предложить упражнения, которые помогут осознанному усвоению языкового материала при наблюдении над общностью словоформ внутри каждой группы числительных.

1. Просклонять количественные числительные «один (одна, одно, одни)» с существительными «парта, стол, окно, часы».

2. Просклонять количественные числительные «четыре, пять, четырнадцать, двадцать пять с существительными «книга, стол, окно».

3. Просклонять числительные «два (две), три, четыре, двести, триста, четыреста» с существительными «журнал, книга» и определить, что общего в изменении числительных.

Отработать произношение числительных можно с помощью таких заданий:

1. Прочитать числительные, просклонять их, правильно произнося звук «ч».

Тысяча, четыре, четырнадцать, четыреста.

2. Прочитать числительные, правильно произнося звук «ш».

Шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот.

В целях развития речи школьников и расширения их кругозора следует широко использовать в упражнениях статистические данные из газет и журналов. Это позволяет решать не только образовательные, познавательные, но и большие воспитательные задачи.

2. Работа с числительными на уроке и вне урока

Прежде чем проводить упражнения необходимо вспомнить материал о числительном

Краткие сведения об имени числительном

Имена числительные - это слова, обозначающие количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы который? какой?), например: одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер).

Числительные, обозначающие количество, называются количественными (например, один, десять, двадцать пять, триста шестьдесят четыре и т. д.); числительные, обозначающие порядок предметов при счете, называются порядковыми (например, первый, десятый, двадцать пятый, триста шестьдесят четвертый).

По составу числительные делятся на:

1) простые, которые имеют один корень, например: один, два, пять - десять, одиннадцать - двадцать, тридцать, сорок, сто;

2) сложные, которые состоят из двух (иногда и более) корней, например: пятьдесят - восемьдесят, девяносто, двести, триста, четыреста, пятьсот - восемьсот; пятидесятый, трехсотый, пятисотый; сорокапятитысячный;

3) составные, которые состоят из двух и более слов, например: двадцать один, девяносто три, пятьдесят четыре, пятьсот пятьдесят пять; двадцать первый, девяносто третий, пятьсот пятьдесят пятый.

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных - только последнее слово.

1. Буква ъ пишется на конце слова в количественных числительных пять - двадцать и тридцать и в середине слова (после первого корня) в числительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - девятьсот.

2. Буква а пишется на конце числительных триста и четыреста. У числительного девяносто на конце пишется буква о в именительном и винительном падежах (перевод на девяносто рублей), в остальных падежах пишется буква а (не хватает девяноста рублей, добавить к девяноста рублям; уезжать с девяноста рублями).

3. Слитно пишутся количественные числительные, последней частью которых являются -десят, -ста, -сот, и образованные от них порядковые числительные, например: восемьдесят - восьмидесятый, триста - трехсотый, восемьсот - восьмисотый.

4. Раздельно пишутся составные количественные числительные и образованные от них порядковые числительные, например: восемьдесят три - восемьдесят третий, восемьсот шестьдесят пять - восемьсот шестьдесят пятый, тысяча девятьсот двадцать семь - тысяча девятьсот двадцать седьмой.

Это лишь небольшая часть заданий и упражнений, которые можно использовать для знакомства с этой частью речи.

Имя числительное. Грамматические признаки числительных

Имя числительное -- самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на три основных лексико-грамматических разряда:

 количественные (двапятьдесятдвеститриста пятьдесят один) собирательные(обадвоепятеро) -- отвечают на вопрос сколько?

порядковые -- отвечают на вопрос который? (первыйвторойсотый).

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов в их совокупности как одно целое (двое).

Порядковые обозначают порядок перечисления предметов.

Мн. ч. порядковых числительных употребляется в следующих случаях:

1)​ в сочетаниях с существительными, имеющими только форму мн.ч. (восьмые сутки);

2)​ в составе дробных числительных (две пятых);

3)​ для обозначения десятилетий (тридцатые годы);

4)​ в сочетаниях типа десятые классы, третьи этажи – в значении неопределенного количества;

5)​ в сочетаниях первые блюда, вторые блюда…;

6)​ в тех случаях, когда счет ведется группами: первые десять дней;

7)​ при выражении счета-перечисления: одни, вторые, третьи;

8)​ в составе предикативных сочетаний: В очереди мы были восьмые.

В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (двачетырепятнадцатьполторастадвести), вторые -- неопределённое количество единиц; к ним относятся слова малонемаломногонемного, а также местоименные числительные несколькосколькосколько-нибудьсколько.

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  • 1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями --

  • · количественным (количество как признак предмета: пять головтри стуладесять днейнесколько лет) и

  • · числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остаткатрижды десять -- тридцатьнесколько -- это не всякое неопределенное количество: это может быть трипять,десять, вообще немного; устная речь).

  • 2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемьместо тридцать пять(место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

  • 3. Числительное - это самостоятельная повнозначна часть языка, что означает абстрактно-математическое число или количество предметов или их порядок при подсчете. Числительные отвечают на вопрос сколько? скольких? который? которая? которые? др. Например: 1. "Словарь украинского языка" включает словесное богатство русского литературного языка от И. Котляревского до наших дней, он содержит около ста тридцати шести тысяч слов (3 журнала). 2. А вечер ясный засмотрелся на четверо синих глаз (В. Сосюра). С.Девять делится на три.

  • 4. Свое лексическое значение числительные выражают в грамматической категории падежа, то есть они изменяются по падежам (это их постоянный морфологический признак). По числам изменяется только числительное один-одни. Большинство числительных, обозначающих абстрагированную или конкретное количество предметов, не имеют грамматического рода, кроме числительных: один, одна, одно, два - два, оба -обе.

  • 5. Числительные, обозначающие порядок предметов при подсчете, изменяются по падежам, числам и родам.

  • 6. V предложении числительные выполняют разнообразные функции. Сочетаясь с существительными, они в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего, а в косвенных - роль определения: Через левады и огороды два кума шло со свадьбы в дом (Л. Глебов). На распутье под семью ветрами стоял город (3 журнала). В первом предложении сообщения два кума выступает подлежащим, во втором числительное семью - определение к существительному ветрами. Числительное может выполнять роль именной части составного сказуемого: Два на семь - четырнадцать.

  • 7. Разряды числительных по значению

  • 8. По значению и грамматическим признакам числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

  • 9. являются Количественными числительные, обозначающие абстрактно - математическое число или количество предметов и отвечают на вопрос сколько?: два, три, десять, тридцать четыре, п 'пятеро, одна втораядр.

  • 10. Количественные числительные делятся на несколько групп: собственно количественные, количественно-дробные, количественно-сборные и неозначено количественные.

  • 11. Собственно количественные числительные называют точно очерченную количество в целых единицах: пять гектаров, двадцать тетрадей, двести п пятьдесят дней.

  • 12. Количественно-сборные (или просто сборные) обозначают определенное количество как неделимую, нечленовану совокупность предметов. К сборным относятся числительные от двое до двадцать и тридцать, а также оба, оба, обе.

  • 13. Собирательные числительные ограниченно сочетаются с другими словами, в частности они употребляются:

  • 14. * множественными существительными: четверо ворот, пятеро саней, двое ножниц;

  • 15. * существительными мужского и общего рода на обозначения существ: трое друзей, тридцать казаков, двое пассажиров, п 'пятеро сирот.

  • 16. o существительными среднего рода - названиями неістот: две двери, четыре окна;

  • 17. o существительными среднего рода - названиями малых по возрасту существ: четверо жеребят, щенков, утят.

  • 18. Количественно-дробные (или просто дробные) числительные называют точно фиксированное количество частей от целой: три п 'ятих, две третьих. Каждый дробное числительное состоит из количественного числительного (в числителе) и порядкового (в знаменателе). Дробные числительные могут сочетаться с собственно количественными, обозначающие число целых единиц: одна целая три п 'ятих, шесть целых одна третья. До дробных причисляют также числительное полтора, полторы, полтораста.

  • 19. Неозначено-количественные числительные указывают на неопределенную, нефик-совану количество: много (немного), мало (немало), немало, несколько, несколько, несколько, несколько, несколько, столько, сколько.

  • 20. Неозначені числительные мало, немало, много созвучны с наречиями, а числительные столько, сколько - с местоимениями. их принадлежность к той или иной части речи определяется на основе контекста: Я много читаю (наречие); Много прилетело птиц (числительное).

  • 21. Порядковые числительные означают порядок предметов при подсчете и отвечают на вопрос который?:восьмой, шестьдесят седьмой, две тысячи шестой.

  • 22. Сочетаясь с существительным, порядковые числительные согласуются с ними в роде, числе и падеж.

  • 23.​ У числительных нет категории одушевленности / неодушевленности (вижу пять человек – вижу пять столов), только числительные два, оба, три, четыре согласуются по одушевленности / неодушевленности с сущ-ми м. рода (смотреть на три стола – на трех слонов).

  • 24.​ Сочетаясь с существительными, числительные в форме им. п. (а при неод. сущ. и в форме в.п.) управляют существительными, требуя формы род. п. ед. или мн. числа (два стола, пять деревьев - управление), причем формы ед. числа требуют только числительные полтора, два, оба, три, четыре. В формах же косвенных падежей числительные согласуются с сущ-ми в падеже (двух столов, пяти деревьев - согласование).

  • 25.​ Сочетание числительного с сущ-м является одним, неделимым членом предложения (К столу подошел двадцать первый студент).

По структуре числительные делятся на:

1)​ простые представляют одно слово с одной корневой морфемой (один, пятнадцать, тридцать, сорок, тысяча);

2)​ сложные – представляют собой одно слово, состоящее из двух корней (пятьдесят, семисотый, четыреста). Особенность сложных количественных числительных заключается в том, что они имеют 2 окончания, при склонении изменяется каждая часть слова: пятьсот – пятьюстами.

3) составные – это числительные, которые состоят из нескольких простых или сложных числительных (двадцать один, двести пятьдесят первый). При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: двести тридцать пять километров – на всех двухстах тридцати пяти километрах.

Задания и вопросы

  1. «Прочитайте слова. Что общего в лексическом значении всех этих слов? Тройник, два, сдвоить, четверка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три. - Выпиши существительные и глаголы, опираясь на признаки этих частей речи (вопрос, значение, морфологические признаки, изменение). - На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? Выпиши их. - Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?

2)«Прочитайте. В какой группе предложений выделенные слова обозначают:

А) количество предметов и отвечают на вопрос сколько?

Б) число и отвечают на вопрос сколько?

В) порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?

Определите падеж выделенных слов.

I. Трем комнатам. Одиннадцати окон. Семью стульями.

II.Три и семь будет десять. Сложите одиннадцать и три. К семи прибавьте одиннадцать.

III. Третью комнату. Одиннадцатым окном. Семью стульями



В виде чего числительное может быть представлено в предложении и с какими частями речи они схожи?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение на тему : " Озера и болота"

Автор: Кустова Ксения Ивановна

Дата: 01.07.2019

Номер свидетельства: 516345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок по окружающему миру во 2 классе на тему:"Водоёмы.Родник"."
    ["seo_title"] => string(58) "urokpookruzhaiushchiemumiruvo2klassienatiemuvodoiomyrodnik"
    ["file_id"] => string(6) "281130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453472963"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Тема урока: Урок – игра «Воды суши России»"
    ["seo_title"] => string(34) "tiemaurokaurokighravodysushirossii"
    ["file_id"] => string(6) "277833"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452980985"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский "Барсучий нос" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-k-g-paustovskii-barsuchii-nos"
    ["file_id"] => string(6) "111192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407180942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока математики на тему: Введение понятия «умножение»"
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokamatiematikinatiemuvviedieniieponiatiiaumnozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "282934"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453743195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства