Просмотр содержимого документа
«Сколько талантов у одарённого ребёнка. Как его учить?»
Сколько талантов у одарённого ребёнка. Как его учить?
Одарённый ребёнок… сколько ожиданий, надежд, сомнений связано с этими словами. Задача педагога – увидеть способности у каждого ребёнка, привить потребность развивать и применять их на практике.
В современной психологической науке одарённость рассматривается как наличие внутренних условий для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой-либо деятельности.
Талант – высшая степень способностей личности к определённой деятельности.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Английский учёный Г. Ревеш сказал, что «Раньше всего в ребёнке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО – к концу периода зрелости, к началу второй половины юношеского возраста, т.е. к возрасту между 17-20 годами».
Кого считают одарённым?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одарёнными:
С высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
Высоким уровнем творческих способностей;
Достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;
Хорошо обучающиеся в школе;
Те, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления.
Всех одарённых детей можно разделить на три категории:
1.Дети с необычно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще обнаруживаются в младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости – в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Одарённость может проявляться:
Как явная (проявленная), которая «у всех на виду», таких детей примерно от 1 до 3%% от общего числа;
Как возрастная, в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а по истечении нескольких лет она куда-то исчезает;
Как скрытая, проявленная по каким-то причинам в деятельности ребёнка. Таких детей примерно 20-25% от общего числа.
Вот почему педагогам дополнительного образования особенно важно продолжать создавать и развивать творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.
Как иллюстрацию можно представить воспоминания польской писательницы И. Хмелевской.
«Это было в десятом классе. Кажется, тогда я впервые поставила под сомнение своё медицинское будущее. Стала серьёзно размышлять о нём и пришла к выводу: человек должен определить, что он любит, а чего не выносит, и выбирать такую профессию, которая привлекает его, а не отталкивает. Что делать? Выбрать профессию, которая отравит мне жизнь, зато я выполню свой долг, или послушаться велению сердца? Для принятия важного решения я потратила два года, и моё решение было сформулировано следующим образом: человек должен стремиться к тому, что он любит и к чему пригоден».
Очень обнадёживает, что выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей стали одной из приоритетных задач современного образования.
Главное направление работы видится в создании условий для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто особенных, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей.
Выявление одарённых и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, где присутствуют свои проблемные моменты.
Психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
2. Совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков детей.
Желательно строить работу, основываясь на принципах:
Индивидуализации обучения;
Свободы выбора учащимися дополнительных услуг, помощи, наставничества;
Возрастания роли внеурочной деятельности при снижении учебных требований;
Особого внимания к межпредметным связям.
Нельзя забывать, что одарённый ребёнок – это, прежде всего ребёнок! Создать среду, которая обеспечит его успешное развитие, будет построена на уважении его точки зрения, поощрении интересов – задача педагога и родителей.
Для поддержки одарённых детей необходимо использовать разные формы урочной и внеурочной деятельности.
В итоге возможны ожидаемые результаты:
Формирование системы с одарёнными детьми;
Творческая самореализация одарённых детей, педагогов и родителей;
Осуществление преемственности в работе общего и дополнительного образования;
Продуктивное сотрудничество с родителями.
Если дети – национальное достояние страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше обнаружатся его незаурядные способности и будут созданы образовательные условия, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.