kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Схема по педагогике «Классификация систем обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема по педагогике «Классификация систем обучения»Схема по педагогике «Классификация систем обучения»Схема по педагогике «Классификация систем обучения»Схема по педагогике «Классификация систем обучения»Схема по педагогике «Классификация систем обучения»Схема по педагогике «Классификация систем обучения»

Просмотр содержимого документа
«Схема по педагогике «Классификация систем обучения»»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕЖ

Тема конференции:

«Воинский долг- честь и судьба!»

Направление: «Духовность, как неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи»



Тема работы «ДУХОВНОСТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Донченко Елизавета Андреевна

студентка 4 курса отделения Школьного образования и прикладной информатики





















Ейск, 2019г.

Аннотация

Актуальность работы заключается в раскрытии темы духовности в патриотическом воспитании молодежи. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

Наше российское общество сейчас очень разнородно и противоречиво. Патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Не случайно любовь к Родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский назы­вал симптомом духовной жизни. Поэтому как проявле­ние духовной жизни в человеке, любовь к Родине соподчинена то­му, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духов­ной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.

В работе представлены варианты практического использования различных форм и методов духовно - нравственного воспитания на уроках в начальной школе.

Цель работы: показать важность духовности в патриотическом воспитании младших школьников и молодежи в целом.

Задачи работы: обосновать задачи и принципы патриотического воспитания, а так же роль духовности в данном виде воспитания.

Раскрыть всестороннее значение духовности и патриотичности в воспитании будущих поколений.























ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

4

Глава 1 ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

5

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»

5

1.2 Цели и задачи патриотического воспитания

7

Глава 2 ДУХОВНОСТЬ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

11

2.1 Понятие духовности

12

2.2 Формирование духовности у младших школьников

12

2.3 Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

15

ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

17

3.1 Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

17

3.2 Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках в начальной школе

19

Заключение

26

Список литературы и информационных источников

27































Введение

Тема духовности в патриотическом воспитании молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества.

Наше российское общество сейчас очень разнородно и противоречиво. Патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Только с того момента, когда человек осознает себя связанным со своим народом, когда он начинает чувствовать себя принадлежащим к определенной «нации», его личность открывается в нем во всей своей полноте. Поэтому патриотизм является одним из ценнейших проявлений духовной жизни человека.

Не случайно любовь к Родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский назы­вал симптомом духовной жизни. Поэтому как проявле­ние духовной жизни в человеке, любовь к Родине соподчинена то­му, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духов­ной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.

«Судьбы народа, - писал Иван Александрович Ильин, - сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего».

Для русского человека пока еще святы и актуальны такие ценности, как СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, ВЕРА, МИР, СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, РОССИЯ, но все-таки уже больше, чем когда-либо чувствуется тревога в том, что мы можем это благоговейное отношение к этим ценностям потерять.

Цель работы: показать важность духовности в патриотическом воспитании младших школьников и молодежи в целом.

Задачи работы: обосновать задачи и принципы патриотического воспитания, а так же роль духовности в данном виде воспитания. Раскрыть всестороннее значение духовности и патриотичности в воспитании будущих поколений.

Глава 1 ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»


В условиях многонациональности нашего государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов. Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Нашему патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность граждан к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан .

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (16).

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения страны.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития (9).

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач: - утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; - создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; - воспитание граждан в духе уважения к Конституции, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; - привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов– Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; - создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества; - формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.


1.2 Цели и задачи патриотического воспитания


Задачами патриотического воспитания школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине.

2. Воспитание у школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

Одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств.

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.

Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

- словесные (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

- действенные (ритуалы);

- музыкальные (мелодии, сигналы);

- изобразительные (рисунки).

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей школьников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу.(12)

Учитель должен так организовать пополнение информацией о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая.

Работа по патриотическому воспитанию младших школьников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Итак формирование у школьников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания А. С. Макаренко предостерегал педагогов против преувеличения роли отдельных средств, против универсализации методов и приёмов воспитания.(3)

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств школьников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам.

Труд ребёнка - невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для своего города, села.

Необходимы младшим школьникам и знания по истории отечества, хотя систематизированный курс истории - это задача среднего звена школы. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до этого сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Большая роль принадлежит методу игры.

ИГРЫ, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача учителя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установлена тесная связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это музей знаменитого писателя...» и т. д. А задача педагога пропагандировать опыт семейного воспитания.

Цель патриотического воспитания подразумевает:

  • воспитание патриотизма и преданности Родине;

  • повышение уровня физической подготовки у подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание также включает в себя развитие у учащихся социальной активности и ответственности за свои действия и поступки. Поэтому детей привлекают к различным спортивно-массовым мероприятиям. Дети очень любят соревнования и спорт. Тем самым, они всесторонне развиваются и повышают уровень своей физической подготовки.

Спортивно-массовые мероприятия помогают сохранять преемственность поколений и традиций различных военных формирований. А в глазах школьников повышается значение воинской службы.

Патриотическое воспитание помогает формировать у детей чувство гордости за себя, своих соотечественников, уважение к достижениям своей страны и историческим событиям прошлого.

Сложно недооценить роль патриотического воспитания школьников. Ведь воспитание патриотизма – это формирование любви к своей стране, а также воспитание ответственности и социальной активности у своих граждан. А, как известно, активная гражданская позиция является залогом становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.














Глава 2 ДУХОВНОСТЬ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


2.1 Понятие духовности


Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Духовность — это слово так же часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь.

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Его суть в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии.

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, ка ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

При рассмотрении понятия «духовность» в психологии наиболее распространенным является подход аксиологизма, в котором духовность видится в утверждении высших нравственных ценностей, рассматривается в контексте с проблемой личностных ценностей и жизненных приоритетов. При этом духовность как качество личности выражается в приоритете или, по меньшей мере, высоком ранге духовных ценностей в системе ценностей индивида. Духовные ценности - это ценности, которые определяются исключительно духовными потребностями. Оценка предметов, поступков или событий с позиции этих ценностей исключает их взвешивание с прагматической точки зрения. В аксиологии в качестве высших духовных ценностей особо выделяют истину, добро и красоту.


2.2 Формирование духовности у младших школьников


Проблема формирования духовности личности как одна из актуальных начинает осознаваться в России со второй половины XIX века, а духовность личности рассматривается как одна из общечеловеческих ценностей образования и воспитания. При этом характерным является значительное расхождение официальной государственной политики и прогрессивных педагогических течений в понимании духовности личности .(21)

О разрушении нравственных идеалов высказываются ряд ученых, занимающиеся возрождением традиционных педагогических культур (И.А.Арабов, Х.Х-М.Батчаева, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В.Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, Е. Троицкий, С.Б.Узденова, И.А. Шоров).

На протяжении всего XX века мировые интеллектуальные и духовные авторитеты поднимали вопрос о духовном кризисе человечества. В своём предсмертном "Письме к генералу N" А. де Сент-Экзюпери констатировал: «Есть только одна проблема, одна единственная во всём мире. Вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы».

В России проблема особенно обострилась в связи с проводимыми реформами, следствиями которых, в частности, стали понижение уровня духовности общества и размывание общественной морали. Сегодня в философской и психолого-педагогической литературе всё большее значение стало приобретать осмысление целей и методов воспитания молодежи в условиях плюрализма идеологических и мировоззренческих ориентиров и идеалов.

В 90-е годы XX века опубликовано свыше двадцати новых концепций воспитания, авторы которых, с учётом постсоветских реалий, так или иначе затрагивают проблематику и терминологию духовного, духовно-нравственного становления и развития личности, включённой в культурно-историческую среду.

Различные аспекты воспитания духовности в обществе в последние годы рассматривали В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, И.Ф. Гончаров, В.И. Додонов, А.Е. Зимбули, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, В.А. Мосолов, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, В.Н. Сагатовский, А.И. Субетто, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Г.Н. Филонов, В.Д.Шадриков, Т.Ф. Яркина и другие исследователи.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования .(23)

К каждому ученику необходимо подходить не по принципу индивидуального подхода, а личностного подхода. Воспитание – это питание духовной оси . Духовная ось ребенка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, науки, в результате чего он обретает целостность, основанную на фундаментальной мотиваций, сознании служения, творчески-деятельностном и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходное основание духовного опыта.

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий взрослых, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей .(22)

Наиболее эффективным и занимательным для младших школьников является использование фольклора.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя .(8) «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький.- Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего» .(7)

Слово “фольклор” в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.

Фольклористы, этнографы, а также ученые, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В. Ф. Миллер отождествил фольклористику с этнографией: «… область народной словесности представляется отраслью народоведения (этнографии) вообще» » (10). И недаром появилось и в настоящее время развивается особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Так называется и исследование Г. Н. Волкова, посвященное и этой отрасли науки, и сферам влияния народного воспитания, и фольклору как сокровищнице народной педагогики .(5)

«У народа – писал Г. М. Виноградов, - были и несть известные представления взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения, их известные средства и пути воздействия на юные поколения и т. д. Совокупность и взаимосвязанность их и дают то, что следует называть народной педагогикой» .(6)

Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа».

В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. «Народная педагогика еще в глубокой древности, - пишет автор книги «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников, - выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…».(20)

Детское творчество основано на подражании, как на важном факторе развития ребенка, в частности его нравственных особенностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность, положительные черты характера, модели правильного поведения.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества, как: Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши.Игровой фольклор: игры, считалки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Загадки. Волшебные сказки. Пословицы, поговорки.



2.3 Духовно-нравственные основы патриотического воспитания


Понятие «Отечество» неразрывно связано с понятием «патриотизм». Патриотизм (от греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Такие жизненно важные понятия, как ПриРОДа, РОДители, РОДственники, РОДина, наРОД, РОДной, РОДники, не случайно имеют один корень. По определению А.Н. Вырщикова, они отражают «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви…» (18). Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей «малой Родине», служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (годы патриаршества: 1990 – 2008 гг.) так раскрыл духовно-нравственную сущность этого понятия: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - это то же самое, что бездомный человек» (15)

Истинный патриотизм – это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. По своей сущности он гуманистичен, так как предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Совершенно очевидно, что никакие идеологические установки не ускорят процесс воспитания духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией. Духовность, православная вера – подлинные и действенные основы патриотического воспитания молодых россиян.

В организации процесса развития патриотического воспитания современной молодежи можно выделить следующие направления деятельности.

  1. Обогащение содержания воспитания и обучения посредством включения в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного компонентов.

  2. Усиление воспитательных функций педагогического процесса в образовательных учреждениях.

  3. Активизация многообразных форм, методов и средств патриотической работы среди молодежи на основе православных традиций.

Истинный патриотизм с православной точки зрения – это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. Однако ошибочно полагать, что Русская православная церковь является идеологическим инструментом в патриотическом воспитании молодежи. Она не представляет собой никакой политической силы.

Русская православная церковь – хранительница патриотических традиций народа. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого и праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова, великих полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов», которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», - должны вечно жить в памяти потомков.

















ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


3.1 Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе


«Покинут счастьем будет тот,

кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит».

Саади (персидский поэт-моралист )

На начальной ступени образования закладывается фундамент развития интеллектуальной деятельности,самоконтроля,самооценки, взаимодействия с окружающим миром.

Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений, любви к Родине.

Уроки русского языка и литературного чтения содержат огромный потенциал для духовно-нравственного воспитания учащихся, на всех этапах уроков можно применять разные виды работ, которые способствуют этому.

В начале каждого урока русского языка можно проводить минутку чистописания, для тренировки навыков каллиграфического письма предлагаются к записи пословицы, поговорки. Перед записью учащиеся объясняют смысл предложений, дают свои комментарии.

Например:

«Человек живёт век, а доброе дело два.

Не тот друг кто медком мажет, а тот кто правду скажет.

Язык- самое опасное оружие : рана от меча легче залечивается, чем от слова.»

Эта форма занимает от урока время, но как показывает опыт время потрачено не зря, многие пословицы и поговорки в последствии ребята употребляют в повседневной жизни, чтобы оценить свои поступки.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На этапе закрепления изученного учащимся предлагаются различные тексты требующие не только работы по теме урока , но и нравственной оценки .

Например при изучении темы «Склонение имён существительных» для работы предлагается текст «Однажды Солнце и сердитый Ветер поспорили. Решили они помериться силами над путником. Захотел Ветер плащ с путника сорвать. Начал он дуть. Но путник только крепче закутывался в плащ. Ветер сердился, осыпал человека дождём и снегом. Тогда путник надел плащ в рукава и подвязался поясом. Ветер понял, что ему плаща не сдёрнуть.А Солнце улыбнулось, обогрело землю и путника. Он приободрился и сам снял свой плащ. Тогда сказало кроткое Солнце сердитому Ветру: «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом»."

"У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Я очень радовался и позвал соседа Андрея. Мне хотелось сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта.

Андрей брал ложкой варенье из вазочки. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Андрей смеялся, рассказывал, как мы будем играть во дворе. Он ушёл, а мне стало очень грустно."

Перед работой над выполнением заданий проводится беседа с учащимися ,во время которой они дают оценку поступкам главных героев.

Выборочный  диктант.

– Запишите  имена  существительные  в  начальной  форме. 

– Определите  род,  склонение.

Нет  в  России  пальм  зелёных,

Всё  берёзоньки  да  клёны

И  пушится  над  водой

Верба  веткой  молодой.

Верба  ветки  дарит  нам –

Мы  несём  их  в  Божий  храм,

И  под  колокольный  звон

Ставим  ветки  у  икон.

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

С первых уроков обучения грамоте, опираясь на материал учебника, дети параллельно с изучением русского языка познают основы нравственности:

Россия – Родина моя.

Труд – основа жизни.

На  уроках  литературного  чтения  дети  знакомятся  с  биографиями  писателей  и  поэтов.  Это  даёт  благодатную  возможность  приоткрыть  детям  православные  странички  жизни  А.С.Пушкина,  И.А.Крылова, Н.Н. Носова и  многих  других  авторов.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

При анализе прочитанного произведения постоянно использую пословицы, которые выражают идею произведения, раскрывают характеры героев, содержат мудрый совет или предостережение. Дети соотносят пословицы, данные в книге для чтения, с содержанием произведения, подбирают другие,выражающие эту же мысль.

Много захочешь – последнее потеряешь.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Лад и согласие – первое счастье.

Не спеши языком, торопись делом.

Работа по формированию духовно-нравственных ценностей ведётся постоянно, требует внимания со стороны учителя.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.


3.2 Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках в начальной школе


Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе понятий добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и ориентацию на них в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно – нравственный уровень подрастающего поколения, процветает невежество, равнодушие, когда у молодежи складывается ограниченное, схематическое представление о богатейшем наследии собственного народа. Молодые люди не знают истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и общества.

Главным средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно – нравственного воспитания и просвещения.

Под «духовно-нравственными» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм;

- социальная солидарность;

- гражданственность;

- семья;

- труд и творчество;

- наука;

- традиционные российские религии;

- искусство и литература;

- природа;

- человечество.

Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.

Рассмотрим несколько форм духовно - нравственного воспитания.

1.Игра.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

2.Беседа.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

В содержании УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителям эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Немаловажную роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Так, например, учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

Огромную роль на уроках играют и народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», у детей развиваются представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. Учащимся предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняют такие задания.

Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех христианских народов нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваются такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев.

Русский язык - на уроках используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Проводится работа по обогащению словарного запаса учащихся, над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Нужен детям опыт небольших творческих работ, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Текстовые задачи, включённые в учебники для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного воспитания. В процессе решения задач обязательно проводится краткая целенаправленная беседа. По воспитательной направленности задачи можно сгруппировать следующим образом:

• задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

• задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;

• задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного;

• задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.

Например: В первый день посадили 6 саженцев деревьев, а во в торой на 5 больше. Сколько всего деревьев посадили?

В задаче говорится о том, как Катя собирала с мамой грибы, а Коля поливал огород.- Что можно сказать о Коле и Кате? Кто из вас помогает своим родителям? Ребята смастерили сначала 4 кормушки, а потом ещё 3. Сколько кормушек смастерили ребята? и д.р.

Приведённый пример задач действительно можно использовать в воспитательных целях, что такого характера задачи ориентированы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, формируют чувство сопричастности к жизни страны и гордости за свой народ и историю.

Музыка и изобразительное искусство, технология помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни.

Непременным условием формирования способностей воспринимать объекты православной культуры в структуре процесса учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Дети очень любят мастерить, раскрашивать, лепить, вырезать и т.д.

Эти знания и умения закрепляются при изготовлении сувениров в подарок родителям: рождественский венок, пасхальные корзиночки, расписывание пасхальных яиц гуашевыми красками, изготовление поздравительных открыток и т.д.

Почти все предметы предполагают проектную деятельность.

Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников.

Это классные праздники, поход в музеи, в библиотеку, классные часы, с интересными людьми.

Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции:

- День знаний, праздник осени, День матери;

- спортивные мероприятия;

- День Защитника Отечества, День Победы;

- благотворительные акции.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника.

1. Экскурсии в природу.

2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.

3. Обзорные экскурсии.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после уроков учащиеся станут хоть немного добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия благодарность, долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.







Заключение


Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения страны.

Любовь к Родине, как проявле­ние духовной жизни в человеке, соподчинена то­му, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духов­ной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей.

Огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителям эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» заложен в содержании учебного материала. И задача учителя – всесторонне использовать все формы и методы для развития духовности и патриотического воспитания детей.











Список литературы и информационных источников


  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005. - №11. - С. 68-71.

  2. Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 468-471

  3. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., «Просвещение», 2009.

  4. Беленький М.Г. Подросток в семье и школе, — М.: Олма-пресс, 2003. – с. 124

  5. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2000

  6. Виноградов Г. С. Народная педагогика. – В кн.: Сибирская живая старина. Иркутск. 1926, вып. 2 – с. 9

  7. Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т.29 – с. 20

  8. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // «Воспитание школьника». - № 2.-2012.

  9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17

  10. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образованиию. - 2003. - №3. - С. 9-12.

  11. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // «Воспитание школьника». - №5. - 2010.

  12. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 73 с.

  13. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52

  14. Кузьмин В., Латухина К. Верой и правом // Российская газета. 2009. 23 июля.

  15. Курцев С.Д., Гугуева Н.М. Александр Суворов. М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. 280 с

  16. Козлова С.А Социальное развитие школьника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005. - 183 с

  17.  Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 4-6.

  18. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-56.

  19. Миллер В. Ф. Лекции оп русской народной словесности (читаны на высших женских курсах в 1910 – 1911 гг.) М. .1911 – с. 7

  20. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970 – с. 42

  21. Максименко А.В. Педагогика, — М.: Гардарика, 2008.с.36

  22. Сультеев Д.В. Духовное развитие личности в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы воспитания», — М.: Олма-пресс, 2007. с.44Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. 2007. № 1. С. 93 – 102.

  23. Шацкий С.Т. Педагогика воспитания, — М.: Олма-пресс, 2001.с.28

  24. Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников, — Мн.: Аверсэв, 2002.с.175

  25. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Схема по педагогике «Классификация систем обучения»

Автор: Донченко Елизавета Андреевна

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Схема по педагогике на тему:"Классификация систем обучения""
    ["seo_title"] => string(70) "skhiema_po_piedaghoghikie_na_tiemu_klassifikatsiia_sistiem_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "442563"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512551049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Классификация систем обучения"
    ["seo_title"] => string(35) "klassifikatsiia_sistiem_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "446312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514126483"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Выстраивание уроков в рамках системно- деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(69) "vystraivaniie-urokov-v-ramkakh-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "226833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440493804"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства