Keywords:family, family traditions, family values.
Семейные традиции, обычаи, обряды в татарской семье, которые передаются из поколения в поколение, играют важную роль. Они являются механизмами передачи следующим поколениям правил, норм внутрисемейного поведения и взаимодействия.
Семья – это носитель этнокультурных традиций. Поэтому институт семьи для татар важен в свете сохранения своей национальной и религиозной идентичности.
Есть разные толкования понятия «традиция», например, Ю. Г. Волков определяет традицию как «совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение» [2], а С. К. Бондырева и Д. В. Колесов считают, что традиция – это способ накопления жизненно важного общественно значимого опыта. Главным критерием (признаком) традиции в этих определениях выступает то, что традиция – это сохранение и наследование некоторой социальной практики поведения и даже мышления для укрепления жизнестойкости [1].
А отсюда вытекает, что же есть семейные традиции? «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
Дети переносят образцы поведения, модели взаимодействия между поколениями, принятые в родительской семье, в свою собственную семью.
Ко всем традициям татары всегда относились свято. И это стало частью семейных традиций.
Особую роль в жизни татар играют такие религиозные обычаи и обряды, как Никах, Курбан байрам, Ураза байрам и праздник – «Сабантуй».
Никах по традиции сегодня является началом церемонии бракосочетания, который проводиться в доме невесты. Никах у татар - это религиозный обряд, одно из главных таинств татарской свадьбы, нечто вроде православного венчания: соблюдая мусульманские обычаи, жених и невеста слушают муллу, который читает им духовные и практические наставления. По семейной традиции, каждый из родственников жениха должен принести 5 гостинцев, главным которого является гусь.
Самыми почитаемыми обрядами является религиозные праздники Курбан-Байрам и Рамадан, которые прочно зашли в семейную традицию.
Месяц поста – Ураза аете. И по исламской традиции, пост во время Рамадана – это одна из ключевых обязанностей любого мусульманина. Он нужен для того, чтобы укрепить всех мусульман и повысить их самодисциплину, а также научить точно исполнять наказы Аллаха. На протяжении всего светового дня, от восхода солнца и вплоть до его заката категорически запрещено есть и пить, курить или вкушать удовольствия, либо предаваться другим развлечениям.
Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения. Праздновать начинают с наступлением утра. Старики и пожилые мужчины отправляются в мечеть для утренней молитвы. По окончании ее мула, который читал намаз, просит у Аллаха принятия поста, прощения грехов и о благоденствии. Далее все верующие, перебирая «тасбих», вместе читают «зикр». После завершения утреннего намаза все верующие торжественно возвращаются домой. В это время женщины готовят дома для них праздничный обед. С поздравлениями заходят в дома родственников и к соседям с гостинцами.
Самым же популярным и массовым сегодня праздником, включающим в себя народные гуляния с различными обрядами и играми, является Сабантуй. Дословно он означает «Праздник Плуга». Начинают праздновать с самого утра. Все наряженные собираются на большом лугу. Он зовется майдан. Развлечений тут великое множество. Главное – это национальная борьба под названием «керэш». Победивший зовется батыр и получает в качестве награды живого барана.
Таким образом, сабантуй и игры во время его проведения занимают особое место в воспитании детей. Ребёнок с младших лет приучается вести себя в обществе, прививает в себе элементы народного этикета, участвует в соревнованиях, при которых развивается и физически, и духовно.
Одно из значительных качеств традиций татарского народа – глубочайшее уважение к предкам, страшим, родным и близким. Семья играет важную роль в социализации ребенка.
Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культурообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость, и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство и труд.
Таким образом, татарская семья в российском обществе трансформируется, однако эти изменения не носят принципиального характера. Она сочетает в себе признаки современной и традиционной семьи, в которой, узаконенный добровольный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, любовь и согласие между собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства, которое соблюдает традиции своего этноса и уважительно относится в культуре другого этноса. Именно на таком фундаменте строится модель современной татарской семьи.
Литература
1. Бондырева, С. К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учебное пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2004. – 220 с.
2. Волков, Ю. Г. Социология: учебн. / под редакцией Ю. Г. Волкова. – 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
3. Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социологические исследования. – 2004. - № 5. – С.105-115.
Хусеинова Динэ Дамировна – МБОУ «СОШ №2» г. Чебоксары, учитель музыки (14.10.1996), [email protected]