kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Руководство для судей по раетомодельному спорту

Нажмите, чтобы узнать подробности

Появление ракетной техники и увлечение космонавтикой около 50 лет назад пробудило у школьников и молодежи интерес к конструированию, изготовлению и запуску моделей ракет. В настоящее время ракетомодельный спорт (РМС) приобрел большую популярность, как в нашей стране, так и за рубежом. Он является одним из эффективных средств приобщения детей и молодежи к изучению межпланетных полетов и вопросов космонавтики, знакомству с устройством ракетной техники.

Занимаясь в детских объединениях, школьники знакомятся с аэродинамикой и баллистикой полета, методами проектирования и конструирования летательных аппаратов, с термодинамикой и материаловедением, с вопросами прочности, с историей реактивной техники и космонавтики, с технологией изготовления, а также с эксплуатацией ракетных моделей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Руководство для судей по раетомодельному спорту »


МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

имени Ильдуса Харисовича Садыкова, г.Нижнекамск








Методические рекомендации:


«Рекомендации по организации и проведению

соревнований по ракетомодельному спорту»















Автор:

Россиев Александр Николаевич – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории















2015 годРекомендации по организации и проведению

соревнований по ракетомодельному спорту


Появление ракетной техники и увлечение космонавтикой около 50 лет назад пробудило у школьников и молодежи интерес к конструированию, изготовлению и запуску моделей ракет. В настоящее время ракетомодельный спорт (РМС) приобрел большую популярность, как в нашей стране, так и за рубежом. Он является одним из эффективных средств приобщения детей и молодежи к изучению межпланетных полетов и вопросов космонавтики, знакомству с устройством ракетной техники.

Занимаясь в детских объединениях, школьники знакомятся с аэродинамикой и баллистикой полета, методами проектирования и конструирования летательных аппаратов, с термодинамикой и материаловедением, с вопросами прочности, с историей реактивной техники и космонавтики, с технологией изготовления, а также с эксплуатацией ракетных моделей. Все это создает предпосылки для осознанного, глубокого восприятия школьниками физики, математики, химии и других учебных предметов.

Ракетные модели имеют целый ряд особенностей, отличающих их от других видов технических моделей. При внешней простоте конструкции модель ракеты требует длительной и сложной технологической подготовки, значительно более сложной, чем авто- или судомоделизм. Наличие пиротехнических систем в наземном оборудовании и на борту ракет, применение термостойких материалов и покрытий, особенности аэродинамики и баллистики, требования многоразового применения модели еще более увеличивают сложность данного вида технического творчества. Все это способствует подготовке моделиста к восприятию мира большой техники, стирает психологический барьер между классами и залами конструкторских бюро, пролетами цехов, стартовыми площадками. Происходит профориентация учащихся на инженерные специальности, подготовка будущих абитуриентов технических вузов.

Пионерами массового ракетного моделизма и инициаторами проведения соревнований юных ракетостроителей у нас в стране стали школьники из Краснодара и Подмосковья.

Во второй половине двадцатого века бурно развивается ракетомодельный спорт. Если в период его зарождения существовало только два класса моделей, то сейчас – 50 классов, которые объединены в 12 категорий.

Первые официальные соревнования школьников по ракетному моделизму в нашей стране состоялись в 1962 году в Коломне (Московская область).

Соревнования по РМС - это сложная организационно-техническая система, представляющая собой совокупность согласованно действующих людей и функционально взаимосвязанных технических средств, предназначенную для решения различных задач, связанных с ракетомодельным спортом.

Официальным соревнованием является любое соревнование по РМС, в котором в каждом классе моделей участвуют не менее трех спортсменов, по крайней мере, из трех различных организаций. Соревнования организуются и проводятся в соответствии с Правилами ФРМС России, и к участию в них допускаются спортсмены, являющиеся членами Федерации или имеющие международную лицензию. Исключение составляют кружковые и клубные соревнования, в которых могут участвовать все члены этого кружка или клуба.

Официальными лицами на соревнованиях являются представители организаций, проводящих соревнования, члены оргкомитета, члены жюри и судейской коллегии. Для подготовки и проведения соревнований крупного масштаба, их материально-технического обеспечения организация, проводящая соревнование, обязана создать оргкомитет и назначить начальника соревнований.

Начальник соревнований несет ответственность за оборудование стартов, обеспечение порядка и мер безопасности, организацию связи и медицинского обслуживания, обеспечение транспортом, размещением, питанием и обслуживанием спортсменов и судей, обеспечивает судей и участников измерительной аппаратурой и инструментами для контроля характеристик модели.

Соревнования не могут проводиться без положения о них. В Положении оговариваются:

а) характер и задачи соревнований;

б) участвующие организации и участники (возраст, квалификация);

в) порядок проведения;

г) условия участия и зачета;

д) система оценки результатов;

е) порядок медицинского контроля;

ж) медико-санитарное обеспечение;

з) меры по технике безопасности;

и) место и время проведения соревнований;

к) срок подачи заявок;

л) условия приема (финансирования);

м) порядок награждения и др.

Положение о соревнованиях должно быть известно участвующим организациям заранее:

- для городских (районных) соревнований – не позднее, чем за два месяца;

- для региональных (республиканских, краевых, областных) – за три месяца;

- для соревнований более высокого уровня – не позднее, чем за четыре месяца до начала соревнований.

Организация, проводящая соревнования, должна:

- обеспечить достаточное количество измерительных приборов и инструментов для контроля характеристик моделей;

- предусмотреть в расписании один резервный день, необходимый для завершения программы соревнований в случае задержек из-за погодных условий или других причин;

- отображать в процессе соревнований результаты каждого проведенного тура;

- обеспечить каждую стартовую зону парой хронометристов на соревнованиях по моделям ракет на продолжительность полета.

Для запуска моделей ракет подготавливается стартовая площадка прямоугольной или полукруглой формы, расположенная под прямым углом относительно преобладающего направления ветра, в удобном месте поля. Площадка разбивается на стартовые сектора размером 5х10 м, в зависимости от числа команд (участников). Каждый сектор делится на стартовую зону размером 5х7 м, где размещаются установки и пульты управления запуском, а также на зону судей и подготовки моделей размером 5х3 м. Разбивка производится флажками, вся стартовая площадка отгораживается от зрителей при помощи шнура, на котором прикреплены флажки. Нахождение зрителей со стороны стартовых зон в целях безопасности категорически запрещается.

Руководство для судей на соревнованиях по ракетомодельному спорту

разработаны в соответствии с правилами проведения соревнований по ракетомодельному спорту 2015 г.

.


1. Проверить секундомеры, настроить бинокль.

2. В стартовую зону и зону судей допускаются только участники. Нахождение зрителей со стороны стартовых зон категорически запрещается (п.2.7.8.1)

3. Выяснить у участника отличительные признаки модели для определения ее в процессе полета (цвет парашюта/ленты).

4. Проверить маркировку (контрольную метку) модели и правильность заполнения полетного листа.

5. Судьи обязаны отмаркировать двигатель, выбранный участником. Рекомендуется в состав маркировочной метки включить номер тура, класс модели, фамилию или стартовый номер участника и подписи судей. В случае если спортсмен после снаряжения модели двигателем забрал ее из-под контроля судей, они обязаны потребовать от спортсмена разрядить ее, двигатель сдать судьям, и снарядить модель другим отмаркированным двигателем (п.5.6). Двигатель модели не должен закрепляться клеем.

6. После готовности спортсмена к запуску (поднятие руки) судья стартовой зоны сигнализирует начальнику старта о готовности спортсмена и судей. Перед этим судьи должны удалить всех лиц. которые находятся около стартовых установок на безопасное расстояние (п.4.3.5.1).

7. Если в течение 10 сек. после команды «Пуск» модель не взлетела, начальник старта подает команду «Отбой», после чего стартовая зона считается свободной.

8. Время полета отсчитывается от первого движения модели на стартовой установке до окончания полета

9. Полет считается законченным, если модель касается поверхности земли, встретится с препятствием, которое определенно прервет ее полет или когда она совершенно определенно исчезнет из поля зрения. Если модель исчезает за каким-либо препятствием или в облаках, судья-хронометрист должен подождать 10 сек. и если модель не появится вновь, прекратить отсчет времени, причем 10 сек. вычитаются из времени полета (п.2.9.2).

10. Хронометристы могут перемещаться в пределах 10 м от своей стартовой зоны в процессе полета модели и должны фиксировать время полета независимо друг от друга (п.2.9.4).

11. Зачетным временем считается время, являющееся средним от двух зарегистрированных хронометристами значений, уменьшенное до ближайшего целого числа секунд. Если отклонение будет большим, то регистрируются оба результата, что доказывает ошибку в хронометрировании, в этом случае Главная судейская коллегия решает какое время регистрируется в качестве официального результата (п.2.9.5).

12. Отсчет времени ограничивается максимумом в соответствии с классом модели: S3 А - 300 сек.; S6A - 180 сек.; S4A - 180 сек.; S9A - 180 сек

13. Использование бинокля следует начать примерно через 1 мин. после старта (можно раньше). Во время хронометража судьи не должны обмениваться биноклями. Тот, кто начал использовать бинокль, должен пользоваться им до конца наблюдения за полетом, или до тех пор, пока хронометраж не будет остановлен. Если судья без бинокля потерял модель из вида, он должен не останавливать свой секундомер до тех пор, пока другой хронометрист не подаст ему сигнал «стоп»; то же самое должен делать и хронометрист с биноклем, если он потерял модель из поля зрения и не может найти ее снова, в то время как другой хронометрист продолжает видеть ее. В таком случае хронометрист, с которым это произошло, должен немедленно информировать своего напарника, чтобы тот знал о необходимости подать сигнал «стоп».

14. Если в процессе полета какая-либо деталь (кроме чехла и пыжа) отделяется от модели, судья сообщает об этом начальнику старта, который объявляет нулевую оценку.

15. Полет модели класса S-3-А оценивается нулевой оценкой, если парашют не вышел из корпуса модели полностью.

16. В классе моделей S-6-A в полете лента должна полностью развернуться до касания земли. Если этого не произошло, полет оценивается нулевой оценкой.

17. Двигатель модели/отсек класса S-4-A должен отстрелиться и спускаться на парашюте или ленте. Если лента меньше чем 25x300 мм, то такой полет должен быть оценен нулевой оценкой. Модели категорий S-4 должны иметь стабильное аэродинамическое планирование при возвращении на землю. Полет продолжительностью менее 30 секунд оценивается нулевой оценкой.

18. Полет модели класса S-9-A должен иметь стабильную авторотацию (самовращение) вокруг продольной оси модели.

19. Давать участникам советы по технике и тактике соревнований или другие рекомендации, влияющие на спортивные результаты, судьям запрещается (п.2.4.2.4).

20. В каждой группе судей назначается старший судья, который несет ответственность за достоверность результатов (п.5.8.7).

21. Каждый судья должен быть объективным, дисциплинированным, внимательным и требовательным к себе и участникам. Судья поступает в распоряжение главной судейской коллегии до окончания соревнований (п.2.4.2.4).

Выдержка из правил проведения соревнований, установления и регистрации рекордов, рекомендации для судейства и организации соревнований по ракетомодельному спорту в России

2.4.2.4.Каждый судья должен быть объективным, дисциплинированным, внимательным и требовательным к себе и участникам. Он должен готовиться к выполнению своих обязанностей и твердо знать все особенности работы на своем участке и иметь для работы два проверенных электронных секундомера с цифровой индикацией и бинокль. Судья поступает в распоряжение главной судейской коллегии до окончания соревнований.

Взаимоотношения между судьями и участниками должны быть строго официальными и корректными. Давать участникам советы по технике и тактике соревнований или другие рекомендации, влияющие на спортивные результаты, судьям запрещается.

2.7.8.1. Для запуска моделей ракет подготавливается стартовая площадка прямоугольной или полукруглой формы, расположенная под прямым углом относительно преобладающего направления ветра, в удобном месте летного поля. Площадка разбивается на стартовые сектора размером 5х10 м, в зависимости от числа команд (участников). Сектора разбиваются на стартовую зону, размером 5х7 м, где размещаются стартовые установки и пульты управления запуском и зону судей и подготовки моделей, размером 5х3 м. Разбивка стартовой площадки производится флажками с шагом 2-3 м. Вся стартовая площадка отгораживается от зрителей при помощи шнура, на котором с расстоянием 1,5-2м прикреплены флажки, или пластиковой ленты. Между внешними границами зон и линией веревочного ограждения должна быть полоса шириной 10-15 м. Нахождение зрителей со стороны стартовых зон категорически запрещается.

2.9.2.Полет считается законченным, если модель касается поверхности земли, встретится с препятствием, которое определенно прервет ее полет или когда она определенно исчезнет из поля зрения. Если модель исчезает за каким-либо препятствием или в облаках, судья-хронометрист должен подождать 10 сек. и если модель не появится вновь, прекратить отсчет времени, причем 10 сек. вычитаются из времени полета.

2.9.4.Хронометристы могут перемещаться в пределах 10 м от своей стартовой зоны в процессе полета модели и должны фиксировать время полета независимо друг от друга.

2.9.5. Зачетным временем считается время, являющееся средним от двух зарегистрированных хронометристами значений, уменьшенное до ближайшего целого числа секунд. Если отклонение будет большим, то регистрируются оба результата, что доказывает ошибку в хронометрировании, в этом случае Главная судейская коллегия решает какое время регистрируется в качестве официального результата.

4.3.5.1. В соревнованиях моделей ракет на продолжительность полета запуск производится в следующей последовательности:

а) все блокировочные ключи находятся у старшего судьи стартовой зоны;

б) участник сдает полетную книжку и входит в стартовую зону для подготовки модели к запуску;

в) участник поднятием руки показывает судьям, что он готов к запуску;

г) судьи должны удалить всех лиц которые находятся около стартовых установок на безопасное расстояние и выдают участнику блокировочный ключ;

д) судья стартовой зоны сигнализирует начальнику старта о готовности спортсмена и судей;

е) начальник старта по громкоговорящему устройству объявляет – «Зона №…, ключ на старт» и начинает трехсекундный отсчет времени в обратном порядке, оканчивающийся командой «Пуск».


Приложение


Протокол

соревнований ракетомоделистов-школьников

класс моделей S-6-А

ФИО

Команда

Тренер

Результаты полетов

Сумма очков

Занятое место

Команд. место

1 тур

2 тур

3 тур












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Руководство для судей по раетомодельному спорту

Автор: Россиев Александр Николаевич

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства