МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Тема: РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Специальность: 060501 Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2015
Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2015
Председатель
______________________ Скитович Н.В.
Автор-составитель: преподаватель Савкина И.С.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю «Проведение профилактических мероприятий» по теме «Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 060501 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
знать:
3 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
З 2 - роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 1.1 - 1.3
Методы и формы, используемые на занятии:
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение№1), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3), «Критерии оценки» (приложение №4)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения.
Место проведения: кабинет основ профилактики
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
- знать возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья; роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).
3. Развивающая: развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
З 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
З 2 - роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
Междисциплинарная интеграция:
ПМ. 02
Внутридисциплинарная интеграция:
Направление сестринской деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний
М
Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения.
Роль сестринского персонала при работе «школ здоровья»
етодическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, проектор.
Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, написание реферата по теме:
«Диспансеризация пациентов при кишечных инфекциях»,
«Диспансеризация пациентов при трансмиссивных инфекциях»,
«Диспансеризация пациентов при зоонозных инфекциях»,
«Диспансеризация пациентов при инфекциях кожных покровов»,
«Диспансеризация пациентов при ВИЧ- инфекции»,
«Диспансеризация пациентов при туберкулезе»,
«Диспансеризация пациентов при паразитарных болезнях»,
создание презентации теме «Диспансеризация пациентов».
Литература: интернет источник http://static-3.rosminzdrav.ru/
Описание хода занятия
№
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.; ОК 8.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Изложение нового материала (Приложение №1)
60мин
Формирование теоретических знаний
4.
Физкультминутка
реализация. ОК 13 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
5 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
5.
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №3,4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
10
Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
6.
Подведение итогов
5 мин.
Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
7.
Задание на дом
5 мин.
Работа с лекционным материалом, интернет источникам. Написание реферата по теме: «Диспансеризация пациентов при кишечных инфекциях»,
«Диспансеризация пациентов при трансмиссивных инфекциях»,
«Диспансеризация пациентов при зоонозных инфекциях»,
«Диспансеризация пациентов при инфекциях кожных покровов»,
«Диспансеризация пациентов при ВИЧ- инфекции»,
«Диспансеризация пациентов при туберкулезе»,
«Диспансеризация пациентов при паразитарных болезнях»,
создание презентации теме «Диспансеризация пациентов».
Всего
90 мин
Приложение №1.
Диспансеризация проводится бесплатно по полису ОМС в поликлинике по месту жительства (прикрепления) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 №1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».
Цель диспансеризации - раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности населения и преждевременной смертности.
Важной особенностью диспансеризации является проведение гражданам, имеющим факторы риска - краткого профилактического консультирования, а для лиц с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском - индивидуального углубленного и группового (школа пациента) профилактического консультирования.
Диспансеризации подлежат лица в возрасте 18 лет и старше: работающие граждане, неработающие, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме. Гражданин, имеющий полис ОМС (независимо от региона, где выдан этот документ), может пройти диспансеризацию 1 раз в три года в возрастные периоды (возраст (лет): 21; 24; 27; 30; 33; 36; 39; 42; 45; 48; 51; 54; 57; 60; 63; 66; 69; 72; 75; 78; 81; 84; 87; 90; 93; 96; 99). В случае, если в текущем году гражданин не попадает в указанные возрастные категории, то в течение года он может пройти бесплатно профилактический осмотр при обращении в поликлинику по месту жительства (прикрепления).
Примечание: Профилактический медосмотр проводится 1 раз в 2 года в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.
В год прохождения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится. Регулируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2012 г. № 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра").
Каждому гражданину, направляющемуся на диспансеризацию, необходимо иметь паспорт и страховой медицинский полис ОМС. Те, кто пришел на медосмотр, не стоят в очереди, им не нужно получать талон. Диспансеризация проводится с согласия гражданина. Можно отказаться от ее прохождения полностью или частично, при согласии пациент подписывает добровольное информированное согласие. Ответственный за организацию и проведение диспансеризации участковый врач – терапевт.
Начинается диспансеризация с кабинета медицинской профилактики, где проводится анкетирование, антропометрические исследования, бесконтактная тонометрия глаз (измерение внутриглазного давления в возрасте 39 лет и старше). Потом человек получает маршрутный лист, начинает проходить исследования: флюорографию, электрокардиографию, маммографию и так далее.
Основным принципом проведения диспансеризации является ее двухэтапность:
1-й этап диспансеризации (скрининг) основан на выявлении у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких, глаукома), факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача.
Первый этап заканчивается приемом врача-терапевта и проведением краткого профилактического консультирования.
Если по результатам первого этапа диспансеризации у пациента выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает ему об этом и направляет на второй этап диспансеризации.
2-й этап диспансеризации заключается в дополнительном обследовании и уточнении диагноза, проведении углубленного профилактического консультирования и осмотра специалистами, проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования.
Все граждане по результатам диспансеризации разделяются на три большие группы: относительно здоровые, (I группа состояния здоровья), лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (II группа) и больные (III группа). Каждому гражданину, прошедшему диспансеризацию, выдается Паспорт здоровья, в который вносятся основные выводы (заключения, рекомендации) по результатам проведенного обследования. Подробную информацию о сроке, порядке и условиях прохождения диспансеризации и профилактических осмотров можно получить в регистратуре поликлиники, у участкового врача , в своей страховой медицинской организации или по телефону «горячей линии».
Контроль организации проведения диспансеризации осуществляет орган управления здравоохранением, Территориальный фонд ОМС и страховые медицинские организации.
РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ОТПУСКАТЬ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ИХ ПРОХОЖДЕНИЯ (СТАТЬЯ 24 ФЗ ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. № 323-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ).
Регулярное прохождение диспансеризации необходимо вне зависимости от самочувствия. Даже если человек считает себя здоровым, во время диспансеризации у него нередко обнаруживаются хронические неинфекционные заболевания, лечение которых наиболее эффективно на ранней стадии. Прохождение диспансеризации позволит уменьшить вероятность развития наиболее опасных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности или выявить их на ранней стадии развития, когда лечение наиболее эффективно.
Объем диспансеризации
Конкретный перечень проводимых в рамках диспансеризации осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий зависит от возраста и пола гражданина.
На 1-м этапе диспансеризации (скрининг) проводится:
1. Анкетирование – для определения факторов риска развития заболеваний; 2. Антропометрия – измерение роста и веса; 3. Измерение артериального давления; 4. Электрокардиография (мужчинам с 36 лет, женщинам с 45 лет); 5. Клинический анализ крови, в том числе развернутый; 6. Анализ крови биохимический общетерапевтический (в объеме не менее определения уровня -общего белка, альбумина, фибриногена, креатинина, общего билирубина, аспартат-аминотрансаминазы, аланин-аминотрансаминазы, глюкозы, холестерина, натрия, калия) (для граждан в возрасте 39 лет и старше; 7. Общий анализ мочи; 8. Определение уровня холестерина и глюкозы (сахара) крови; 9. Определение уровня простатспецифического антигена в крови (для мужчин в возрасте старше 50 лет); 10. Для женщин осмотр в смотровом кабинете, включая забор мазков на цитологию – раннее выявление рака шейки матки; 11. Маммография (для женщин в возрасте 39 лет и старше); 12.Определение уровня простатспецифического антигена в крови (для мужчин в возрасте старше 50 лет); 13.Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (для граждан в возрасте 39 лет и старше); 14. Флюорография легких – выявление туберкулеза и других заболеваний легких; 15. Исследование кала на скрытую кровь – ранняя диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта ( для гражданам 45 лет и старше); 16. УЗИ органов брюшной полости (для граждан 39 лет и старше); 17. Измерение внутриглазного давления – раннее выявление глаукомы ( для граждан 39 лет и старше); 18. Профилактический прием врача-невролога (для граждан в возрасте 51 год и старше); По итогам первого этапа терапевт определяет группу здоровья и решает, необходимо ли более детальное обследование (направление на 2 этап диспансеризации).
На 2-м этапе проводится 1. Дуплексное сканирование брахицефальных артерий и консультация врача-невролога, если у пациента есть предрасположенность (факторы риска) к возникновению инсульта (у него повышено артериальное давление, высок уровень холестерина, имеется излишний вес). Данное исследование назначает врач-невролог, либо терапевт; 2. Консультация врача-невролога - в случае указания или подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения; 3. Консультация врача-хирурга или врача-уролога - для мужчин в возрасте старше 50 лет при впервые выявленном повышении уровня простатспецифического антигена в крови и (или) выявлении по результатам анкетирования жалоб, свидетельствующих о возможных заболеваниях предстательной железы; 4.Эзофагогастродуоденоскопия (ФГС), если пациент жалуется при анкетировании на расстройства со стороны ЖКТ, которые врач оценивает как риск возникновения онкологического заболевания (особенно, если случаи рака были у родителей) (в возрасте старше 50 лет); 5. Консультация врача-хирурга или врача-колопроктолога, который при необходимости назначает колоноскопию или ректороманоскопию (для пациентов старше 45 лет); 6. Определение липидного спектра крови (уровень общего холестерина, холестерина липопротеидов высокой плотности, холестерина липопротеидов низкой плотности, триглицеридов) (для граждан с выявленным повышением уровня общего холестерина в крови) 7. Консультация врача-акушера-гинеколога (для женщин с выявленными патологическими изменениями по результатам цитологического исследования мазка с шейки матки или маммографии); 8. Определение концентрации гликированного гемоглобина в крови или тест на толерантность к глюкозе (для граждан с выявленным повышением уровня глюкозы в крови); 9. Консультация врача-офтальмолога (для граждан в возрасте 39 лет и старше, имеющих повышенное внутриглазное давление); 10. Прием врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, а также направление граждан на индивидуальное углубленное профилактическое консультирование, для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения.
Результаты осмотров врачами и исследований, проведенных во время диспансеризации, вносятся в маршрутную карту или в медицинскую карту амбулаторного больного с пометкой «Диспансеризация».
Организация проведения диспансеризации, ее порядок, консультативные рекомендации, включая режим питания, указаны в Методических рекомендациях "Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения" (утв. Министерством здравоохранения РФ 1 февраля 2013 г. № 14-1/10/2-568).
Приложение № 2.
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
2) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
3) выявление инфекционных заболеваний, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
4) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, основных факторов риска их развития, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
5. Цели диспансеризации:
1) раннее выявление заболеваний и факторов риска их развития; определение группы здоровья; профилактическое консультирование; определение группы диспансерного наблюдения
2) раннее выявление заболеваний и факторов риска их развития; профилактическое консультирование
3) определение группы здоровья; профилактическое консультирование; определение группы диспансерного наблюдения
4) определение группы диспансерного наблюдения.
6. Диспансеризация взрослого населения в РФ проводится по принципу:
1) одноэтапности
2) двухэтапности
3) трёхэтапности
4) пятиэтапности.
Дайте определение понятию:
7. Комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации – это _____________________ .
8. Осуществление медицинского скрининга с целью снижения влияния вредных факторов риска и раннего выявления и предупреждения развития заболевании различных целевых групп населения – это _____________________ .
9. Система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на формирование общеи гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни – это ______________________ .
Эталон ответов
1. 3
2. 2
3. 3
4.4
5. 1
6. 2
7. диспансеризация
8. профилактический медицинский осмотр
9. гигиеническое воспитание и обучение
Приложении №4.
Критерии оценки:
8-9 правильных ответов – 5 (отлично)
6-7 правильных ответов -4 (хорошо)
4-5 правильных ответов – 3 (удовлетворительно)
Меньше 4 правильных ответов – 2 (неудовлетворительно).