kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения

Нажмите, чтобы узнать подробности

После изучения данной темы студент должен знать роль персонала при приведении диспансеризации населения в разные возрастные периоды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ



По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ


Тема: РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Специальность: 060501 Сестринское дело

(базовый уровень)





















Купино

2015

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей

Протокол № « » 2015

Председатель

______________________ Скитович Н.В.












Автор-составитель: преподаватель Савкина И.С.






























Пояснительная записка


к методической разработке по профессиональному модулю «Проведение профилактических мероприятий» по теме «Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 060501 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

знать:

3 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

З 2 - роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»

Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 1.1 - 1.3

Методы и формы, используемые на занятии:

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение№1), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3), «Критерии оценки» (приложение №4)


























УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения.

Место проведения: кабинет основ профилактики

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья; роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).

3. Развивающая: развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

З 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

З 2 - роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
















Междисциплинарная интеграция:

ПМ. 02



Внутридисциплинарная интеграция:


Направление сестринской деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний











М

Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения.

Роль сестринского персонала при работе «школ здоровья»


етодическое обеспечение занятия:
методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, проектор.

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, написание реферата по теме:

«Диспансеризация пациентов при кишечных инфекциях»,

«Диспансеризация пациентов при трансмиссивных инфекциях»,

«Диспансеризация пациентов при зоонозных инфекциях»,

«Диспансеризация пациентов при инфекциях кожных покровов»,

«Диспансеризация пациентов при ВИЧ- инфекции»,

«Диспансеризация пациентов при туберкулезе»,

«Диспансеризация пациентов при паразитарных болезнях»,

создание презентации теме «Диспансеризация пациентов».

Литература: интернет источник http://static-3.rosminzdrav.ru/


Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.; ОК 8.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Изложение нового материала (Приложение №1)

60мин

Формирование теоретических знаний

4.

Физкультминутка

реализация. ОК 13 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №3,4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10

Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу


6.

Подведение итогов

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

7.

Задание на дом

5 мин.

Работа с лекционным материалом, интернет источникам. Написание реферата по теме: «Диспансеризация пациентов при кишечных инфекциях»,

«Диспансеризация пациентов при трансмиссивных инфекциях»,

«Диспансеризация пациентов при зоонозных инфекциях»,

«Диспансеризация пациентов при инфекциях кожных покровов»,

«Диспансеризация пациентов при ВИЧ- инфекции»,

«Диспансеризация пациентов при туберкулезе»,

«Диспансеризация пациентов при паразитарных болезнях»,

создание презентации теме «Диспансеризация пациентов».



Всего

90 мин








































Приложение №1.

Диспансеризация проводится бесплатно по полису ОМС в поликлинике по месту жительства (прикрепления) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 №1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Цель диспансеризации - раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности населения и преждевременной смертности.

Важной особенностью диспансеризации является проведение гражданам, имеющим факторы риска - краткого профилактического консультирования, а для лиц с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском - индивидуального углубленного и группового (школа пациента) профилактического консультирования.

Диспансеризации подлежат лица в возрасте 18 лет и старше:  работающие граждане,  неработающие, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме.
Гражданин, имеющий полис ОМС (независимо от региона, где выдан этот документ), может пройти диспансеризацию 1 раз в три года в возрастные периоды (возраст (лет): 21; 24; 27; 30; 33; 36; 39; 42; 45; 48; 51; 54; 57; 60; 63; 66; 69; 72; 75; 78; 81; 84; 87; 90; 93; 96; 99). 
В случае, если в текущем году гражданин не попадает в указанные возрастные категории, то в течение года он может пройти бесплатно профилактический осмотр при обращении в поликлинику по месту жительства (прикрепления).

Примечание: Профилактический медосмотр проводится 1 раз в 2 года в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.


В год прохождения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится.  Регулируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2012 г. № 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра").


Каждому гражданину, направляющемуся на диспансеризацию, необходимо иметь паспорт и страховой медицинский полис ОМС. Те, кто пришел на медосмотр, не стоят в очереди, им не нужно получать талон. 
Диспансеризация проводится с согласия гражданина. Можно отказаться от ее прохождения полностью или частично, при согласии пациент  подписывает добровольное информированное согласие. 
Ответственный за организацию и проведение диспансеризации участковый врач – терапевт.

Начинается диспансеризация с кабинета медицинской профилактики, где проводится анкетирование, антропометрические исследования, бесконтактная тонометрия глаз (измерение внутриглазного давления в возрасте 39 лет и старше). Потом человек получает маршрутный лист, начинает проходить исследования: флюорографию, электрокардиографию, маммографию и так далее.

Основным принципом проведения диспансеризации является ее двухэтапность:

1-й этап  диспансеризации (скрининг) основан на выявлении у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких, глаукома), факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача.


Первый этап заканчивается приемом врача-терапевта и проведением краткого профилактического консультирования.

Если по результатам первого этапа диспансеризации у пациента выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает ему об этом и направляет на второй этап диспансеризации. 

2-й этап диспансеризации заключается в дополнительном обследовании и уточнении диагноза, проведении углубленного профилактического консультирования и осмотра специалистами, проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования.

Все граждане по результатам диспансеризации разделяются на три большие группы: относительно здоровые, (I группа состояния здоровья), лица с высоким и очень высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (II группа) и больные (III группа). 
Каждому гражданину, прошедшему диспансеризацию, выдается Паспорт здоровья, в который вносятся основные выводы (заключения, рекомендации) по результатам проведенного обследования.
Подробную информацию о сроке, порядке и условиях прохождения диспансеризации и профилактических осмотров можно получить в регистратуре поликлиники, у участкового врача , в своей страховой медицинской организации или по телефону «горячей линии».

Контроль организации проведения диспансеризации осуществляет орган управления здравоохранением, Территориальный фонд ОМС  и страховые медицинские организации.


РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ОТПУСКАТЬ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ИХ ПРОХОЖДЕНИЯ (СТАТЬЯ 24 ФЗ  ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. № 323-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ).

Регулярное прохождение диспансеризации необходимо вне зависимости от самочувствия. Даже если человек считает себя здоровым, во время диспансеризации у него нередко обнаруживаются хронические неинфекционные заболевания, лечение которых наиболее эффективно на ранней стадии. Прохождение диспансеризации позволит уменьшить вероятность развития наиболее опасных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности или выявить их на ранней стадии развития, когда лечение наиболее эффективно.

Объем диспансеризации

Конкретный перечень проводимых в рамках диспансеризации осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий зависит от возраста и пола гражданина.

На 1-м этапе диспансеризации (скрининг) проводится:

1. Анкетирование – для определения факторов риска развития заболеваний;
2. Антропометрия – измерение роста и веса;
3. Измерение артериального давления;
4. Электрокардиография (мужчинам с 36 лет, женщинам с 45 лет);         
5. Клинический анализ крови, в том числе развернутый; 
6. Анализ крови биохимический общетерапевтический (в объеме не менее определения уровня -общего белка, альбумина, фибриногена, креатинина, общего билирубина, аспартат-аминотрансаминазы, аланин-аминотрансаминазы, глюкозы, холестерина, натрия, калия) (для граждан в возрасте 39 лет и старше;
7. Общий анализ мочи;
8. Определение уровня холестерина и глюкозы (сахара) крови;
9. Определение уровня простатспецифического антигена в крови (для мужчин в возрасте старше 50 лет);
10. Для женщин осмотр в смотровом кабинете, включая забор мазков на цитологию – раннее выявление рака шейки матки;
11. Маммография (для женщин в возрасте 39 лет и старше); 
12.Определение уровня простатспецифического антигена в крови (для мужчин в возрасте старше 50 лет);
13.Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (для граждан в возрасте 39 лет и старше);
14.  Флюорография легких – выявление туберкулеза и других заболеваний легких;
15. Исследование кала на скрытую кровь – ранняя диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта ( для  гражданам 45 лет и старше);
16. УЗИ органов брюшной полости (для граждан 39 лет и старше);
17. Измерение внутриглазного давления – раннее выявление глаукомы ( для  граждан 39 лет и старше);
18. Профилактический прием врача-невролога (для граждан в возрасте 51 год и старше); 
По итогам первого этапа терапевт определяет группу здоровья и решает, необходимо ли более детальное обследование (направление на 2 этап диспансеризации).

На 2-м этапе проводится
1. Дуплексное сканирование брахицефальных артерий и консультация врача-невролога, если у пациента есть предрасположенность (факторы риска) к возникновению инсульта (у него повышено артериальное давление, высок уровень холестерина, имеется излишний вес). Данное исследование назначает врач-невролог, либо терапевт;
2. Консультация врача-невролога - в случае указания или подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения; 
3. Консультация врача-хирурга или врача-уролога - для мужчин в возрасте старше 50 лет при впервые выявленном повышении уровня простатспецифического антигена в крови и (или) выявлении по результатам анкетирования жалоб, свидетельствующих о возможных заболеваниях предстательной железы;
4.Эзофагогастродуоденоскопия (ФГС), если пациент жалуется при анкетировании на расстройства со стороны ЖКТ, которые врач оценивает как риск возникновения онкологического заболевания (особенно, если случаи рака были у родителей) (в возрасте старше 50 лет);
5. Консультация врача-хирурга или врача-колопроктолога, который при необходимости назначает колоноскопию или ректороманоскопию (для пациентов старше 45 лет);
6. Определение липидного спектра крови (уровень общего холестерина, холестерина липопротеидов высокой плотности, холестерина липопротеидов низкой плотности, триглицеридов) (для граждан с выявленным повышением уровня общего холестерина в крови)
7. Консультация врача-акушера-гинеколога (для женщин с выявленными патологическими изменениями по результатам цитологического исследования мазка с шейки матки или маммографии);
8. Определение концентрации гликированного гемоглобина в крови или тест на толерантность к глюкозе (для граждан с выявленным повышением уровня глюкозы в крови);
9. Консультация врача-офтальмолога (для граждан в возрасте 39 лет и старше, имеющих повышенное внутриглазное давление);
10. Прием врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, а также направление граждан на индивидуальное углубленное профилактическое консультирование, для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения.

Результаты осмотров врачами и исследований, проведенных во время диспансеризации, вносятся в маршрутную карту или в медицинскую карту амбулаторного больного с пометкой «Диспансеризация».

Организация проведения диспансеризации, ее порядок, консультативные рекомендации, включая  режим питания, указаны в  Методических рекомендациях "Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения" (утв. Министерством здравоохранения РФ 1 февраля 2013 г. № 14-1/10/2-568).

 
























Приложение № 2.

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.






Приложение № 3.

Ответьте на вопросы тестовых заданий, выбрав один из предложенных вариантов ответа: 1. К категории взрослого населения относятся граждане:

1) работающие

2) работающие и неработающие

3) достигшие 18-летнего возраста

4) достигшие 25-летнего возраста.

2. Диспансеризация взрослого населения проводится:

1) 1 раз в год

2) 1 раз в три года

3) 2 раза в год

4) 1 раз в два года.

3. Группы взрослого населения, подлежащие диспансеризации:

1) работающие, неработающие

2) работающие, неработающие, обучающиеся по очной и заочной форме в ВУЗе

3) работающие, неработающие, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме

4) работающие, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме.

4. Основные цели диспансеризации:

1) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний

2) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача

3) выявление инфекционных заболеваний, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача

4) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, основных факторов риска их развития, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

5. Цели диспансеризации:

1) раннее выявление заболеваний и факторов риска их развития; определение группы здоровья; профилактическое консультирование; определение группы диспансерного наблюдения

2) раннее выявление заболеваний и факторов риска их развития; профилактическое консультирование

3) определение группы здоровья; профилактическое консультирование; определение группы диспансерного наблюдения

4) определение группы диспансерного наблюдения.

6. Диспансеризация взрослого населения в РФ проводится по принципу:

1) одноэтапности

2) двухэтапности

3) трёхэтапности

4) пятиэтапности.

Дайте определение понятию:

7. Комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации – это _____________________ .

8. Осуществление медицинского скрининга с целью снижения влияния вредных факторов риска и раннего выявления и предупреждения развития заболевании различных целевых групп населения – это _____________________ .

9. Система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на формирование общеи гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни – это ______________________ .






































Эталон ответов

1. 3

2. 2

3. 3

4.4

5. 1

6. 2

7. диспансеризация

8. профилактический медицинский осмотр

9. гигиеническое воспитание и обучение




Приложении №4.

Критерии оценки:


8-9 правильных ответов – 5 (отлично)

6-7 правильных ответов -4 (хорошо)

4-5 правильных ответов – 3 (удовлетворительно)

Меньше 4 правильных ответов – 2 (неудовлетворительно).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения

Автор: Савкина Ирина Сергеевна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 401991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1860 руб.
2320 руб.
1790 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства