kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль классного руководителя в развитии ученического самоуправления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие ученического самоуправления в школе зависит от успешности решения целовго ряда задач: организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в развитии ученического самоуправления»

Развитие ученического самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач: организационного, кадрового, программно-методического, социально -психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Для     развития     ученического     самоуправления     целесообразно     шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также  современные  компьютерные  технологии,  возможности  всемирной  сети. Интернет.

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления, в частности, должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Нужны спецкурс по основам организации ученического самоуправления в педагогических вузах страны и специальные программы повышения квалификации в учреждениях профессионального дополнительного образования работников образования.

Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание своего опыта по организации ученического самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т.д.).

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при под­держке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправ­ления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях [10].

Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.' Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).

Социально-психологические условия. 

Администрации общеобразова­тельного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как «второсортной». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делиться своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Один из важных принципов школьного управления - принцип демократизации невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление. Управление школой - целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление - участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное самоуправление - передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об ученическом (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской, разрабатывалась С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, позже И. П. Ивановым, В. М. Коротовым, В. Т. Кабушем и другими педагогами [14].

Ученическое самоуправление - атрибут коллектива школьников и важное условие формирования коллек­тивных отношений. Ученическое самоуправление - такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей, Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях:

1. Интегративная – дает возможность сочетать групповые и индивидуальные виды деятельности, объединить усилия учащихся, педагогов, родителей для достижения тех или иных целей деятельности.

2. Освоение управленческой культуры – дает возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность.

3. Адаптационная – обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе.

4. Прогностическая – помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы.

5. Организационное саморегулирование – гибкость в реализации организаторских функций учащихся, устойчивое влияние актива на коллектив, способствовать коллективу самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения управленческих задач.

6. Коллективный самоконтроль – постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

7. Самоактивизация – приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем, а также вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности [15, с.58].

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно соз­даваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование соответствующих микрогрупп; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в за­висимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент. Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства - подчинения.        Формы ученического самоуправления разнообразны. При этом формы самоуправления в общешкольном коллективе имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и само­стоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год. Общее собрание ученического коллектива выбирает органы самоуправ­ления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советы дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе кото­рого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, основанную на равенстве их прав как членов коллектива. Итогом классных собраний являются конкретные решения, направленные на улучшение тех или иных сторон жизни классного коллектива, Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждает планы, обсуждает разные памятки, инструкции, положения (например, о консультантах по предмету). Классное собрание может быть тематическим или организационным, на котором обсуждается ряд вопросов. Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц [19, с.35].

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития орга­низаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей по организации своей жизни и деятельности менялись. При этом необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретают опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль классного руководителя в развитии ученического самоуправления

Автор: Тарабаева Анастасия Викторовна

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 527960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "педагогический совет "Формирование социально-успешной личности через развитие различных форм ученического самоуправления" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-soviet-formirovaniie-sotsial-no-uspieshnoi-lichnosti-chieriez-razvitiie-razlichnykh-form-uchienichieskogho-samoupravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "235249"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443635059"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Самоуправление класса "Мой класс-мой выбор!" "
    ["seo_title"] => string(43) "samoupravlieniie-klassa-moi-klass-moi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "178688"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424871279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Иследование истории становления классного руководство "
    ["seo_title"] => string(58) "isliedovaniie-istorii-stanovlieniia-klassnogho-rukovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "200010"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428686819"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Доклад по теме «Самоуправление в классе» "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-po-tiemie-samoupravlieniie-v-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "169755"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423467992"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему "Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(128) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-i-mietodiki-v-vospitatiel-noi-sistiemie-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "157786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421653867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства