Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по обобщению педагогического опыта»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Методическая рекомендация
для педагогов дополнительного образования
«Хочешь облегчить свой труд
– передай другому»
Рекомендацию подготовила
методист
Н.М. Красноперова
июнь 2022 год
Самообобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта - это оптимально организованная деятельность, дающая максимально возможные учебно - воспитательные результаты при рациональном использовании времени и усилий педагога и обучающихся.
Назначение материалов о педагогическом опыте – познакомить педагогов с поисками методических подходов коллег по реализации основных направлений современной концепции дополнительного образования.
Структура материала о педагогическом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.
Показатели, критерии ПО:
высокая результативность;
актуальность (новшество там, где есть проблема);
новизна;
научная обоснованность;
стабильность конечных результатов;
нормализация затрат времени и усилий педагога и обучающихся;
готовность опыта к передаче другим педагогам.
Схема описания ПО
наименование опыта, из которого должно быть понятно, о чем идет речь;
актуальность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса;
условия, в котором создавался ПО кратко охарактеризовать УДО, контингент обучающихся;
теоретическая база опыта (учебно-методический комплекс, программа, план, разработки);
основная часть (описываем опыт в становлении, т.е. как начинали, продолжали);
оценка результативности опыта и перспективы его дальнейшего развития.
Описание ПО должно быть конкретным, не нужно все лакировать, приукрашать. Текст должен быть последовательным.
Формы обобщения ПО
Описание ПО в форме: статьи, оформление в виде тезисов, фрагментов, в учебно - методическом уголке, стенде. Запись выступления на педсовете в письменной форме, выпуск учебно - методического пособия, сборника.
Оформление обобщенного педагогического опыта
титульный лист;
тема опыта (обобщенный педагогический опыт педагога дополнительного образования Ф.И.О.Необходимо четко определить наименование темы, в которой должен быть отражен характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы);
идея опыта (главная цель). Идея – центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей: цель = конечный результат +средства его достижения.Идея должна следовать теме, а опыт – раскрывать идею.
Условия формирования опыта Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы,
изучение опыта коллег,
курсовая переподготовка (курсы повышения квалификации),
активное участие в работе методических объединений и т.д.
Адресность опыта
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высшей планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.), определить область применения опыта (в группах первого года обучения, на отдельных занятиях и т.д.)
Технология опыта
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приемах и методах воспитания и обучения обучающихся. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
Результативность опыта отражает динамику качественных показателей уровня сформированности основных компетенций обучающихся в процессе работы над реализацией данного опыта. Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представить в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений обучающихся по годам (в сравнении).
Приложения к опыту работы
(Содержание приложений строго зависит от темы опыта и соответствует в его описании)
алгоритм и конспект проведения занятий и других видов деятельности;
система занятий по теме опыта; конспекты занятий;
план самообразовательной работы;
продукты детской деятельности;
фотографии педагога, кабинета, стендов;
данные о выпускниках (успехи, имеющие отношение к системе работы педагога);
аудио-видео записи;
дидактический материал; публикации СМИ; тексты выступлений, рефератов, докладов и т.д. на методических мероприятиях, сценарии мероприятий, и т.д.
поощрения педагога (награды, звания);
Материалы оформляются:
в папку в виде печатного текста на бумаге стандартного формата А-4 или в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом;
также все материалы дублируются на электронных носителях для хранения в электронном банке данных.
Варианты тем обобщения педагогического опыта:
Документация, планирование деятельности педагога дополнительного образования.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как средство повышения профессионального мастерства педагога.
Оформление портфолио педагога.
Создание методических материалов. Создание дидактических материалов.
Создание дополнительных образовательных программ.
Подготовка и проведение занятий в детских объединениях, самоанализ занятий.
Деловые и ролевые игры в работе педагога. Методика применения современных информационных технологий в деятельности педагога. Современный подход к организации обучения одаренных детей. Игровые методы обучения обучающихся в детском объединении
Использования метода наглядного моделирования на занятиях объединения. Использование современных пед. технологий в работе педагога.
Методика организации работы по патриотическому воспитанию.
Организация воспитательной работы в детских объединениях. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми. Организация исследовательской деятельности обучающихся в детских объединениях. Оформление детских исследовательских работ. Подготовка к конкурсам творческих работ обучающихся. Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности обучающихся. Взаимодействие с родителями при работе с одаренными детьми. Методика организации и проведения коллективно-творческого дела в объединении.