Развитие творческого потенциала учащихся театрального коллектива через сценографическое решение спектакля
Развитие творческого потенциала учащихся театрального коллектива через сценографическое решение спектакля
Инновационный подход в воспитании учащихся театрального коллектива. Проект направленный на развитие творческого потенциала учащихся средствами сценографического решения спектакля "Снежная Королеа".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учащихся театрального коллектива через сценографическое решение спектакля»
«Инновации в дополнительном образовании детей»
«Инновация в воспитании»
Тема «Развитие творческого потенциала учащихся детского театрального коллектива через сценографическое решение спектакля»
Автор:
Рызыванова Лиля Абзалтеновна
педагог дополнительного образования
2016 год
Описание инновации
Тема: «Развитие творческого потенциала учащихся детского театрального коллектива через сценографическое решение спектакля»
Рызыванова Лиля Абзалтеновна
Структурное подразделение Детская Школа искусств
Цель: «Изготовление модульных сценографических композиций к постановкам детских спектаклей»
Задачи представляемой инновации:
раскрыть понятие «сценография»
познакомить с историей развития художественно-декорационного искусства на основе истории русского и зарубежного театров
дать представление о видах, способах и средствах выразительности сценографии, о технических возможностях сцены и сценического оборудования
познакомить с практическими приёмами и навыками воплощения режиссёрского замысла средствами пространственных видов искусств
развитие творческих способностей, творческого мышления, актерских навыков при создании декораций
воспитание аккуратности, внимательности, при выполнении работ
повышение мотивации к познанию, творчеству, саморазвитию
воспитание коммуникативных навыков
Содержание и структура инновации.
Театр – искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, актеры, режиссёр, композиторы, художники, музыканты, костюмеры и многие другие. Специфика нашего театрального коллектива «Мозаика» такова, что в работе над спектаклем принимают участие дети – актеры и педагог дополнительного образования. В данном случае педагог находится в постоянном творческом поиске средств выразительности спектакля, начиная от поиска драматургического материала, развития актерских навыков и умений обучающихся, и заканчивая полным оформлением спектакля. Это работа над костюмами, подбором музыки, пошивом костюмов и сценографией спектакля. Сценография — это наука о художественно-техничеких средствах театра. Все художественно-декорационные и технические средства, которые использует театр в реализации сценического произведения, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму спектакля. От гармоничного сочетания всех этих элементов вплотную зависит успех постановки в целом. Таким образом, педагог дополнительного образования имеет полную возможность не только сам искать творческие решения поставленных задач, а так же создавать условия для развития творческого потенциала учащихся детского театрального коллектива.
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы работы с обучающимися театрального класса: уроки, творческий поиск, конкурс эскизов, выбор материалов для модулей, изготовление модулей, применение модулей в подготовке и выпуску спектакля.
Цель уроков: познакомить детей с понятием «сценография»; с историей развития художественно-декорационного искусства; с видами, способами и средствами выразительности сценографии; со способами оформления спектакля; с практическими приёмами и навыками воплощения режиссёрского замысла средствами пространственных видов искусств.
Творческий поиск вариантов организации сценического пространства решал ряд задач:
Зрительный зал Детской школы искусств является классом для занятий хореографов и поэтому декорации не могут постоянно находиться на сцене и должны быть убраны со сцены после репетиции и спектакля.
Основным минусом зрительного зала является опорная широкая колона в центре, которая основательно мешает восприятию театральных постановок. Был найден выход в решении сценического пространства. Сценическая площадка располагалась диагонально и состояла из трех самостоятельных мест действия. Так как в сказке «Снежная королева» идет постоянная смена мест действия, то и сценическая площадка требует постоянной смены декораций. Первая площадка располагается на сцене, имеет по форме квадрат. Основное место действия выдвигается на авансцену. Вторая площадка расположена перпендикулярно к первой – имеет форму прямоугольника, подходит для воплощения сцен, в которых действие происходит в лесу. Третья площадка маленькая по площади, располагается на углу пересечения первой и второй площадок, применяется для диалогов Герды с другими персонажами сказки.
Конкурс эскизов проводился среди участников театрального коллектива. Одна из главных задач данного конкурса состояла в том, что участники спектакля, знакомясь с материалом, творческими задачами роли могли выразить свое ощущение места, времени и действия через рисунок. Обсуждение эскизов и выбор будущих декораций – всё это обогатило восприятие материала, творческого поиска выразительности роли, характерностью и глубиной переживания каждого из персонажей спектакля. Это явилось основным из положительных моментов для всего творческого коллектива в работе над выразительностью каждой роли и спектакля в целом.
В связи с тем, что возраст детей, принимающих участие в данном спектакле от 6 до 15 лет, возникла необходимость в выборе материала для модулей, который удовлетворял бы ряду требований.
Во-первых: безопасность. Это необходимое условие для любой творческой деятельности, особенно в детском коллективе.
Во-вторых: легкость. Так как все монтировки декораций производились детьми без участия взрослых, то за основу были взяты нормы СанПиН. По нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вес, переносимый ребенком в 1-2 классе должен составлять не более 1,5 кг.
В-третьих: решать творческие задачи сценической постановки в целом. Декорации должны были быть наиболее мобильными и в ограниченном количестве. Большое количество деталей отнимает много внимания и творческий процесс в таких условиях невозможен и поэтому выбор в данной постановке пал на модули в виде игрушечных кубиков для составления картинок. Дети, играя в спектакле со знакомыми предметами – раскрепощаются, действия для них становятся не навязанными, а являются результатом собственного творческого поиска.
В-четвертых: экологичность. Основным фактором в работе с детьми является использование экологически чистых материалов.
Таким образом, выбор для воплощения декораций в спектакле «Снежная королева», был сделан в сторону картонных коробок.
Расчет расходуемых материалов. В настоящее время реальность такова, что мы ограниченны в количестве средств, выделяемых на постановку спектакля. Исходя из этого, выбирали материалы и краски дешевле по стоимости. Картонные коробки – бесплатно можно взять в любом магазине. Для раскраски использовалась водоэмульсионная краска и колеры (они значительно дешевле остальных покрасочных материалов). Этот подход к выбору краски для раскрашивания коробок имеет ряд плюсов: без запаха, легко отстирывается, хорошо наносится, быстро сохнет, абсолютно безопасна для окружающей среды и здоровья человека, инструменты после работы с краской легко очищаются, в том числе краска не пачкает руки во время дальнейшей эксплуатации. Эти требования к краске полностью отвечали требованиям выбора материала, который можно было использовать детьми. Ведь все модули дети в основном раскрашивали самостоятельно!
Работа с модулями на репетициях, занятиях. С момента начала работы над спектаклем и до его выпуска театральный коллектив находится в постоянной творческой атмосфере. Для поддержания этой атмосферы всегда нужно найти что-то новое, интересное. На начальном этапе в репетициях использовались коробки без рисунков, и дети относились к ним формально. Попутно с репетициями шла работа по изготовлению модулей. Когда появились коробки раскрашенные, тогда и появился смысл в их действиях. Возник интерес, и творческая атмосфера стала более активной. Ведь без грима, костюма, декорации воплотить роль бывает очень сложно и для взрослого человека. Здесь же возникла ситуация заинтересованности творческим процессом, что является одной из ведущих задач любого творческого коллектива.
Показ спектакля с применением модулей (приложение 1). Зрители с интересом восприняли сценическое решение спектакля. Это было понятно из отзывов, оставленных после спектакля (приложение 2).
Основная идея инновации состоит в том, что декорации к спектаклю изготавливались самими детьми в соответствии с их творческим замыслом, проектом.
Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости.
Уместным будет рассказать о взглядах известного психолога С. Л. Рубинштейна, который считал неотъемлемыми характеристиками зрелой сформированной личности следующее: свобода выбора, ответственность за сделанный выбор и самостоятельность в принятии решения. И данная концепция не теряет своей актуальности уже на протяжении практически века.
Подготовка к выпуску спектакля – процесс интересный и творческий. Постановки, которые выпускались раньше, с точки зрения декорации и реквизита, были полностью подготовлены руководителем театрального коллектива. В данном случае дети являлись лишь потребителями, что приводило к ряду негативных явлений: небрежное отношение к реквизиту и декорациям в процессе репетиций и спектакля, что в конечном итоге приводило к понижению качества исполнения роли и спектакля в целом; потребительское отношение к декорациям и реквизиту приводило к быстрому приведению в негодность; декорации не обживались полностью; в процессе работы над ролью ребенок полностью погружался в обстоятельства предложенные руководителем и этот фактор ограничивал свободу творческого процесса; дети ничего не знали о роли сценографии в постановочном плане спектаклей и относились к декорациям и реквизиту как к посторенним предметам со снисхождением.
В данном случае возникла необходимость в создании такого реквизита и декораций, которые были бы полностью «родными» для детей. Ведь любое творение, созданное самостоятельно становится ценным, близким и своим. В данном случае дети самостоятельно придумывали эскизы декораций, отстаивали свою точку зрения при защите своих эскизов, самостоятельно изготавливали модули для декораций, то есть воплощали свои собственные творческие замыслы.
С точки зрения практичности данный вид декорации полностью соответствовал всем требованиям, выдвигаемыми при работе с детьми (об этом говорилось раннее), сценическая площадка полностью соответствовала замыслу спектакля.
Ожидаемые результаты введения инновации.
В ходе проделанной работы были достигнуты следующие результаты: повысился уровень актерского мастерства; сценическое воплощение роли стало более выразительным вследствие повышения внимания к декорации и реквизиту; появилось умение организовать свое рабочее место; развился навык соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; наладилось сотрудничество товарищей при выполнении заданий в группе; появилось умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; отношение к декорации и реквизиту стало более осознанным, бережным; дети узнали о способах сценографического решения спектакля и его воплощении.
Ожидаемыми результатами станет следующее: показ спектакля для более широкой аудитории, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; повышение творческой активности всего творческого коллектива; популяризация детской театральной деятельности среди населения Шенталинского района; освещение данного события с местной районной газете «Шенталинские вести». Так же выяснилось, что в сценографии спектакля для зрительного зала Детской школы искусств модульные композиции самый оптимальный результат, то планируется применять элементы этого решения и в дальнейшем.
Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации. Данная инновация может найти применение в сфере дополнительного образования в воспитательной и образовательной работе в детском театральном коллективе.
Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известными. Основным преимуществом данной инновации является то, что руководитель театрального коллектива создает условия для развития творческого потенциала, расширяя зону применения творческих способностей за пределами театральной деятельности, учит решать самостоятельно и креативно сценические задачи – не являясь при этом авторитарным в принятии решений.
Сроки осуществления замысла инновации
Этапы реализации
Сроки реализации
Ответственный
1 этап
Подготовительный
Выбор материала для постановки. Был выбран мюзикл А.Морсина «Снежная королева».
Август 2015 г.
Рызыванова Л.А.
2 этап
Ознакомительный
Цель уроков: познакомить детей со способами оформления спектакля
Октябрь 2015 г.
Рызыванова Л.А.
3 этап
Творческий поиск
Поиск вариантов организации сценического пространства
Октябрь 2015г.
Рызыванова Л.А.
4 этап
Конкурс эскизов
Главная цель: участники спектакля, знакомясь с материалом и творческими задачами роли могли выразить свое ощущение места, времени и действия через рисунок.
Октябрь 2015г.
5 этап
Выбор материалов для модулей
Требования к выбору материалов: безопасность, легкость, решать творческие задачи сценической постановки в целом, экологичность.
Ноябрь 2015г.
6 этап
Изготовление модулей.
Творческая работа по изготовлению декорации к спектаклю.
Ноябрь 2015г.
Рызыванова Л.А.
7 этап
Применение модулей в подготовке и выпуску спектакля
Репетиции с применение модулей.
Ноябрь-декабрь 2015г.
Рызыванова Л.А.
8 этап
Показ спектакля с применение модулей
Выпуск спектакля «Снежная Королева». Ожидаемыми результатами станет следующее: показ спектакля для более широкой аудитории, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; повышение творческой активности всего творческого коллектива; популяризация детской театральной деятельности среди населения; освещение данного события с местной газете.
Январь-февраль 2015-16г.
Степень (уровень) проработанности инновации.
На данном этапе декорации полностью готовы к выпуску спектакля. Генеральный прогон с использованием модулей состоялся 24 декабря, на котором присутствовали родители обучающихся и педагогический коллектив. Первый показ намечается на конец января 2016 года. В результате внедрения инновации произошли следующие положительные перемены. Во-первых творческая атмосфера в детском театральном коллективе «Мозаика» остается на высоком уровне. За время каникул дети не потеряли творческий настрой. Занятия на первой неделе после каникул показали готовность коллектива к показу спектакля. Во-вторых основная цель «Изготовление модульных сценографических композиций к постановкам детских спектаклей» достигнута в пределах постановки спектакля «Снежная Королева». В перспективе намечается деятельность по изготовлению модульных сценографических композиций внедрять и в другие спектакли. Дети стали аккуратнее в обращении с декорациями и реквизитом, появилось внимание сценическое, повысился уровень исполнительского мастерства, улучшились коммуникативные навыки.
Спектакль планируется показать 4 раза: для учеников школы, одноклассников из общеобразовательной школы, в детских садах, ветеранов, детей из приюта. Эти показы повысят уровень исполнительского мастерства творческого коллектива, уровень мотивации в обучении в театральном классе, интерес к детскому театральному творчеству в целом. Показы будут проходить в зрительном зале Детской школы искусств, для которого и была разработана сценография спектакля «Снежная Королева».
Эскизы, выполненные на листах формата А4, надо было перенести на модули для этого привлекались педагоги дополнительного образования художественно-графического отделения. Наброски, сделанные карандашом, дети раскрашивали красками.