kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие технических навыков баяниста и творческих способностей на уроке специальности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неоспоримой истиной является то, что формирование и развитие технических навыков - одна из важнейших задач обучения игре на баяне. Но одно дело понимать важность этой задачи, другое - как ее решать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие технических навыков баяниста и творческих способностей на уроке специальности»»

ГККП АККОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА





Методическое сообщение



Тема: «Развитие технических навыков баяниста и творческих способностей на уроке специальности»









Подготовил: Гайворонский А.А.

Преподаватель второй категории









2016г.



Неоспоримой истиной является то, что формирование и развитие технических навыков - одна из важнейших задач обучения игре на баяне. Но одно дело понимать важность этой задачи, другое - как ее решать.

Сам термин "технические навыки" (множественное число) говорит о том, что данную проблему можно и нужно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения формирования и развития отдельно взятого навыка и, во-вторых, с точки зрения формирования и развития целого комплекса разнообразных навыков, необходимых для игры на баяне. В первом случае речь должна идти о самом процессе формирования и развития навыка, во втором - о последовательности развития системы навыков по степени трудности. Рассмотрим первый аспект проблемы, поскольку второй представлен нотным текстом пособия, который расположен в строго определенной последовательности. (В этом, собственно, и заключается смысл данного пособия).

Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного). Следовательно, описать процесс формирования и развития технического навыка - это значит описать процесс формирования и закрепления условного рефлекса в условиях обучения игре на баяне. Поэтому необходимо прежде всего уяснить хотя бы схематично механизм этого процесса.

Условный рефлекс - это индивидуально приобретенная сложная приспособительная реакция организма, возникающая при определенных условиях (отсюда и название). Механизм формирования условного рефлекса представляет собой сложную и строго определенную структуру, схема которой сводится к следующему. В результате воздействия раздражителя на рецепторы возникает возбуждение, которое проводится нервными проводниками в мозг. Полученная информация перерабатывается и передается от мозга на периферию к исполнительным органам и вызывает в них рефлекторный ответ - возникновение или изменение их функцио­нальной деятельности. Рефлекторный ответ всегда запаздывает на определенное время (от миллисекунд до нескольких секунд), что зависит от многих факторов и прежде всего от типа высшей нервной деятельности. Многократное повторение этого процесса при неизменных условиях приводит к формированию и закреплению в мозге определен­ной системы нервных связей, которая называется динамическим стереотипом.

Для примера можно взять гамму До мажор, которая и является в данном случае раздражителем. Увидев первую ноту до и получив тем самым информацию, учащийся мысленно конструирует программу действия и только после этого воспроиз­водит звук до на баяне (рефлекторный ответ). Этот процесс протекает относительно быстро, так же как и процесс исполнения всей гаммы, поскольку к этому времени, когда изучается гамма До мажор, учащийся уже приобрел необходимые для этого навыки (достаточно хорошо развито умозрительное представление клавиатуры, освоены определенные правила аппликатуры, необходимые навыки чтения нот и т. д.). Теперь же задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить новый навык, то есть сформировать новую систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей гаммы До мажор (последовательность клавишей, движений пальцев и звуковой состав), то есть внешний стереотип. В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок и по возможности без остановок (исключением является только период чтения и заучивания, когда остановки, наоборот, ограждают от ошибок). Это условие обеспечивается доступным на каждом этапе тем­пом исполнения, ибо главное не в скорости, а в точности. А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно. Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры. Другими словами, скорость игры зависит от скорости предвидения в каждый момент следующего движения (или цепи движений) и его контроля. Поэтому правильным условием формирования и развития навыка нужно рассматривать такой темп, когда играющий не спешит, но успевает. То есть необхо­дим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

Здесь уместно подчеркнуть, что все движения, даже если они доведены до предельной скорости, всегда контролируемы. Первоначально контроли­руется каждое движение, а при игре, доведенной до предельной скорости, контролируется каждая цепь движений как одно целое и связи между ними. То есть увеличение скорости - это результат тренировки нервных процессов, приводящей к увеличению объема смысловых объектов (смысловых единиц), которые могут быть охвачены вниманием играющего (например, по две шестнадцатых или по четыре).

Понятно, что тренировка пальцев имеет тоже немаловажное значение, но с точки зрения физической работоспособности мышц. Сказанное можно легко проверить на опыте. Хорошо освоив навык игры гаммы в одну октаву, учащийся не сможет с первого раза сыграть ее в две октавы, хотя беглость пальцев и позволяет это сделать. Причиной этому является включение в навык новой связи - связь двух октав в восходящем и нисходящем движении, что не отражено в динамическом стереотипе навыка игры гаммы в одну октаву. Поэтому для игры гаммы в две октавы необходимо сформировать путем тренировки новый стереотип, включающий эту связь. В этом, собственно, и заключается новизна его, тогда как в общем оба стереотипа сходны. Это обстоятельство и является условием быстрого овладения новым навыком (ведь закрепить надо только одну связь). Более того, оно является в данном случае и отправной точкой для понимания принципа последовательности развития системы разнообразных навыков.

Все, по-видимому, согласятся, что техника игры на баяне в действительности бесконечно разнообразна, но с такой же уверенностью можно сказать, что она и бесконечно однообразна, поскольку всегда можно найти сходные элементы. Если бы это было не так, то в каждом отдельном случае приходилось бы начинать все сначала, поскольку новое произведение в таком случае - это комплекс новых 10незнакомых навыков. Следовательно, чем больше сходства между навыками, необходимыми для исполнения новой пьесы, и уже приобретенными, тем быстрее протекает процесс чтения и заучивания. Поэтому разумное сочетание (дозирование) сходства и степени различия и ведет к успешному формированию разнообразных навыков по принципу постепенного усложнения. Например, освоение навыка игры гаммы терциями должно быть подготовлено освоением навыков игры одноголосной гаммы, коротких арпеджио, эпизодически встречающихся терций. То есть формирование нового технического навыка всегда предполагает наличие определенных предварительно приобретенных знаний и умений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гайворонский Андрей Анатольевич

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства