kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие музыкальности и ритмичности у учащихся хореографического отделения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для педагогов дополнительного оброзования.

Музыканты, хореографы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальности и ритмичности у учащихся хореографического отделения»

Развитие музыкальности и ритмичности у учащихся

хореографического отделения

Роль ритма для танцора

Многим начинающим танцорам советуют сперва научиться слушать музыку. Ведь именно музыка является основой танца. Музыка определяет ритмический рисунок и задает настроение и динамику движений. От того насколько человек глубоко слышит музыку зависит то, как он умеет выразить это в танце. Дело в том, что слышать музыку на бытовом уровне умеют все. Однако слышать ее по – настоящему умеет далеко не каждый.

Вот почему, если человек хочет научиться танцевать ему необходимо научиться слушать музыку. Не редко именно неумение слушать становится преградой на пути начинающих танцоров к своей мечте стать профессионалами. Для того чтобы научиться ее слушать необходимо улавливать ритм. Для это в свою очередь танцор должен иметь представление о том, что из себя представляет ритм. Одной из основных ошибок начинающих танцоров является то, что они всеми силами пытаются усвоить различные техники и движения. В дальнейшем, когда они ими уже владеют не каждый умеет станцевать их под музыку. Многие начинают двигаться и даже не подозревают, что не попадают в ритм. Не редко танцоры опережают его или наоборот. Таким образом во время танца проявляется чувство ритма танцора. Однако, если станцевать в ритм удается не всегда с первого раза это не значит, что о занятиях танцами можно забыть. Существуют способы научиться слушать музыку. Одним из способов научиться слушать музыку является регулярное ее прослушивание. Однако при этом человек должен не просто слушать, а пытаться разложить музыкальную композицию на слои. В каждой композиции можно выделить 3 слоя. В их число входит пение, музыка и непосредственно ритм. Зачастую человек обращает свое внимание на вокал и мелодию. Однако ритм в данном случае служит фоном – основой музыкальной композиции. Для танцора именно ритм является ориентиром в танце.



Упражнения на развития ритмичности. На начальном этапе обучения танцоров необходимо научить слушать и слышать не только музыку в целом, но и ритмический рисунок в конкретной музыке конкретного танца. Это можно сделать путем тренировки переключения слуха с одних звуков на другие.

Обычно я говорю детям в тренировочном зале: "Ребята, закройте глаза, и попробуйте сейчас переключиться и услышать только те звуки, что слышны с улицы, а теперь давайте послушаем только те звуки, которые слышны в помещении, ну и самое сложное - положите руку туда, где у вас сердце, и попробуйте услышать ритм своего сердца. Оно бьется ритмично и четко, такое же ритмичное и четкое биение есть в музыке. Теперь откроем глаза, и послушаем музыку. В музыке этот ритм звучит от определенных инструментов. Нам нужно услышать эти инструменты, и попробовать назвать их".

После того, как ребята сделали это упражнение, они называют ударные инструменты в этой музыке, так же мы обращаем внимание на то, каким образом еще в музыке выделяются удары. Таким образом я настраиваю слух детей на определенные звуки, которые они в дальнейшем учатся находить и выражать различными движениями - в зависимости от исполняемого танца.

Следующей комплекс упражнений - "Выражение ритма в движении"

После того, как ребята научились ориентироваться в потоке звуков, я подключаю к работе двигательные навыки. Теперь нужно ритм выразить при помощи хлопков, но при этом необходимо следить, чтобы дети не переключались на свой собственный внутренний ритм, и не переключались на общий ритм группы, а оставались на ритме музыки, его слышали и интерпретировали.

Для этого я рекомендую сказать ребятам, чтобы хлопки были негромкими, и музыку включать не громко, чтобы ученики старались прислушаться к ней.

Следующим этапом можно учить ребенка "шагать музыка" - то есть выражать постукиванием ноги о пол. В этом упражнении нужно следить за тем, чтобы удар в музыке совпадал с моментом наступаием ноги на пол.

Когда ребенок освоил эту информацию, он выполняет следующее упражнение. Передает ритм при помощи шагов на месте (с переносом веса с ноги на ногу). Здесь так же необходимо следить за тем, чтобы нога при наступании на пол совпадала с моментом удара в музыке.



Следующий этап: " Находим сильную долю"

Научившись слышать и выражать ритм при помощи элементарных движений теперь можно поговорить о ритмической и темповой окраске музыки.

Одним из первых этапов нужно научить слышать сильные доли в музыке. Это также можно сделать при помощи вышеперечисленных упражнений.

Ребята учатся слышать в музыке самые сильные звуки, рассказывают - каким образом выделяются эти звуки, и показывают сильные доли при помощи хлопков.

Далее я объясняю ученикам, что эти сильные звуки - это начало музыкального такта, и музыкальной фразы... В зависимости от танца количество музыкальных ударов в одном такте меняется, и музыкальные фразы содержат в себе разное кол- во тактов.

В каждой музыке мы просчитываем эти фразы, простукиваем при помощи упражнений, предложенных раннее, и это учит ребят навыкам ритмичности и музыкальности.

Самое сложное упражнение для многих учеников - это научиться показать музыкальную фразу - например - хлопками, простукивая каждый удар, но сильные доли выделять более сильными ударами, а слабые доли - хлопать еле слышно. Следующим этапом необходимо разобрать такие понятия темпа - как "слоу" (медленно) и "квик"(быстро). Я знакомлю учеников с этими понятиями относительно каждого танца.



Упражнение для более продвинутых танцоров

Данное упражнение я применяю на практике с теми танцорами, которые уже имеют представление об основах танцев, и умеют их исполнять. В этом упражнении я тренирую способность различать те звуки в музыке, которые отвечают за начало музыкального удара, здесь уже происходит деление удара на несколько частей, и определение конкретной исполнительской задачи в каждую часть удара. Когда ребенок учиться распознавать в музыке тот момент, который является началом удара, он начинает понимать, что между ударами есть пауза, и в зависимости от темпа музыки она может быть или долгая, или короткая. Для быстрых темпов пауза будет короткая, для медленных - соответственно длинная. При условии, что наступание на ногу происходит именно в начало удара, у танцора появляется возможность научиться заполнить эту паузу каким либо движением.



Как же добиться решения этих задач с начинающими, совсем маленькими танцорами?

Я глубоко убеждена в том, что выстроить в учениках этот непростой пласт задач может только концертмейстер.

Дети первого года обучения имеют различную слуховую подготовку: у кого-то есть дошкольный опыт, у кого-то нет, у кого-то развито внимание, а у кого-то напрочь отсутствует, а третьи, вообще не понимают зачем их мамы привели, поэтому на первых уроках должно быть все понятно, легко выполнимо, интересно и в хорошем темпе.

Очень важный момент - «поймать» внимание, «включить» в процесс, заинтриговать, подчеркнуть доступность, чтобы не оттолкнуть учеников: Самое простое и доступное – это хлопки в ладоши. Понятно, что хлопать в ладоши умеют все, но давайте поэкспериментируем с нашими ладошками. Установим правила: в ладошках пальчики вытянуты и хлопаем перед собой, на уровне носика.

1 – вытянуть руки вперед и хлопнуть один раз (вот тут-то и рассыплется «горох» из хлопков). Надо переделать. Повторим еще раз и еще, всего один хлопок, но после него давайте услышим. паузу. Этот «глоток» тишины имеет волшебную силу. Получилось. Затем – два хлопка, три, четыре, пять. Сосчитать до четырех, а на пятый хлопнуть в ладоши, сосчитать до трех, а хлопнуть на четвертый, сосчитать до двух- хлопок на три, хлопок на два. Такое же задание повторить с притопами.

2 - выполнить три хлопка – три притопа (в ритме двух восьмушек и четверти), два притопа (четверти) –три хлопка (две восьмые и четверть) Один хлопок - два притопа, один притоп – два хлопка (тот же ритм).

3 – Раз, два, три, четыре – стоим на месте руки на поясе. Пять, шесть, семь, восемь – хлопки перед собой. Четыре хлопка – громко, а четыре хлопка – тихо и наоборот. Четыре шага на месте – руки на поясе – четыре шага с хлопками над головой.

4 – двигаясь маршевым шагом по линии танца, произносить ритмослоги «дон», «дон», «дон», «дон», а в обратную сторону, выполняя бег, произносить «ди-ли», «ди-ли», «ди-ли», «ди-ли»

(Идея этих ритмических слогов принадлежит автору сборника «Котенок на клавишах» Е. Туркиной. СПб «Композитор» 1998).Это пособие для начинающих пианистов замечательно адаптирует ребенка в донотный период, а нам оно поможет развить чувство ритма почувствовать его в музыкальных произведениях, поможет развить танцевальную память, услышать музыкальную и танцевальную фразу.

5 – Следующий этап. Услышать начало и окончание музыкальной фразы и одновременно выполнить танцевальные движения. У начинающих выполнение движения рассчитано на одно предложение в 2/4-м размере, т. е. просчитывается оно от1-го до 8-ми (восемь четвертей. «восьмерка»).

- на первую восьмерку – хлопки в ладоши.

- вторая восьмерка - прыжки по VI

- третья – три шага вперед и собрать ноги, три шага назад, собрать ноги.

- четвертая - упражнение на равновесие «цапля».

Можно предложить детям самим сочинить комбинацию Дети с удовольствием предлагают свои движения, грамотно начиная с новой фразы. К примеру: «Сегодня танцуем Катину комбинацию, а в следующий раз будет Сашина. Таким образом, внимание «включено», слуховой опыт зародился и накапливается. Предложенные произведения можно сыграть в другом регистре или в другом темпе и предложить высказаться об изменении в характере и в образе, что поможет в дальнейшем в слушании музыки, определения музыкального жанра. стиля, научит реагировать на музыкальные краски. Предложенные упражнения выполняются постепенно от урока к уроку и должны занимать не более 5-7 минут на каждом занятии, они должны «включить» ребенка для занятия.

Чем отличается ансамблевое исполнение от исполнения группой танцоров? Правильно, синхронностью. А когда она появится? Может быть сама собой? Возможно. Когда? Все просто – синхронность заведем очень быстро. Почему в оркестре так много музыкантов, а играют они все вместе, вместе начинают, вместе заканчивают? Так у них же есть дирижер, он показывает им ауфтакт, взмах дирижерской палочкой и порядок. Но в хореографии нет дирижера, как быть? Не слишком ли много вопросов? А ответ рядом: дирижер – концертмейстер, вернее вступление, которое звучит перед каким – либо упражнением. Вступление имеет определенные правила.

Правило 1 – вступление не должно быть больше двух тактов: (берем 2/4-й размер или 1т. в 4/4), не 2,5, не 3, не 4.

Правило 2 – у вступления - определенная цифровка. которая обязательно заканчивается Да желательно и паузой. Вот два условия, которые «вытолкнуть» ногу

Просчитываем вступление пять, шесть семь, восемь. Восемь – это доминанта, или пауза после нее, которая усиливает эмоциональное напряжение, ( еще раз повторюсь, но нога «вылетает» из позиции). Иногда прошу вступление сосчитать вместе с музыкой (приложение III). Правила вступления необходимо выдержать в течение первого года. В дальнейшем же вступление может быть любой величины, но последние четыре доли перед началом движения детский слух уже будет воспринимать как сигнал для подготовки к началу движения. В заключении хочу сказать, что работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, живот подтянут. Качество движений детей в большей степени зависит от исходного положения. Правильное исходное положение внешне и внутренне организует детей, мобилизует их внимание, активизирует, как бы настраивая на предстоящее движение.

Список литературы:


  1. Васильева Е. «Танец» М, «Искусство», 1968

  2. Гин А. Приемы педагогической техники. М, «Вита-пресс», 2011

  3. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. Л., 1986

  4. Ражников В.Г. «Школа настроения - методика развития художественного сознания детей», журнал «Искусство в школе», № 1, 1993.

  5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

  6. Рубштейн Н. Закон успешной тренировки. М, «Один из лучших», 2002

  7. Рубштейн Н. «Что нужно знать, чтобы стать первым» М, Изд. дом «Один из лучших» 2002

  8. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. С-Пб, Детство-пресс.






Подготовил преподаватель хореографического отделения КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

________Кондыбаева Ж.К

« 1 » ноября 2016





























г.Шемонаиха

2016 – 2017 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие музыкальности и ритмичности у учащихся хореографического отделения

Автор: Кондыбаева Жанар Кайратовна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства