Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальности и ритмичности у учащихся хореографического отделения»
Развитие музыкальности и ритмичности у учащихся
хореографического отделения
Роль ритма для танцора
Многим начинающим танцорам советуют сперва научиться слушать музыку. Ведь именно музыка является основой танца. Музыка определяет ритмический рисунок и задает настроение и динамику движений. От того насколько человек глубоко слышит музыку зависит то, как он умеет выразить это в танце. Дело в том, что слышать музыку на бытовом уровне умеют все. Однако слышать ее по – настоящему умеет далеко не каждый.
Вот почему, если человек хочет научиться танцевать ему необходимо научиться слушать музыку. Не редко именно неумение слушать становится преградой на пути начинающих танцоров к своей мечте стать профессионалами. Для того чтобы научиться ее слушать необходимо улавливать ритм. Для это в свою очередь танцор должен иметь представление о том, что из себя представляет ритм. Одной из основных ошибок начинающих танцоров является то, что они всеми силами пытаются усвоить различные техники и движения. В дальнейшем, когда они ими уже владеют не каждый умеет станцевать их под музыку. Многие начинают двигаться и даже не подозревают, что не попадают в ритм. Не редко танцоры опережают его или наоборот. Таким образом во время танца проявляется чувство ритма танцора. Однако, если станцевать в ритм удается не всегда с первого раза это не значит, что о занятиях танцами можно забыть. Существуют способы научиться слушать музыку. Одним из способов научиться слушать музыку является регулярное ее прослушивание. Однако при этом человек должен не просто слушать, а пытаться разложить музыкальную композицию на слои. В каждой композиции можно выделить 3 слоя. В их число входит пение, музыка и непосредственно ритм. Зачастую человек обращает свое внимание на вокал и мелодию. Однако ритм в данном случае служит фоном – основой музыкальной композиции. Для танцора именно ритм является ориентиром в танце.
Упражнения на развития ритмичности. На начальном этапе обучения танцоров необходимо научить слушать и слышать не только музыку в целом, но и ритмический рисунок в конкретной музыке конкретного танца. Это можно сделать путем тренировки переключения слуха с одних звуков на другие.
Обычно я говорю детям в тренировочном зале: "Ребята, закройте глаза, и попробуйте сейчас переключиться и услышать только те звуки, что слышны с улицы, а теперь давайте послушаем только те звуки, которые слышны в помещении, ну и самое сложное - положите руку туда, где у вас сердце, и попробуйте услышать ритм своего сердца. Оно бьется ритмично и четко, такое же ритмичное и четкое биение есть в музыке. Теперь откроем глаза, и послушаем музыку. В музыке этот ритм звучит от определенных инструментов. Нам нужно услышать эти инструменты, и попробовать назвать их".
После того, как ребята сделали это упражнение, они называют ударные инструменты в этой музыке, так же мы обращаем внимание на то, каким образом еще в музыке выделяются удары. Таким образом я настраиваю слух детей на определенные звуки, которые они в дальнейшем учатся находить и выражать различными движениями - в зависимости от исполняемого танца.
Следующей комплекс упражнений - "Выражение ритма в движении"
После того, как ребята научились ориентироваться в потоке звуков, я подключаю к работе двигательные навыки. Теперь нужно ритм выразить при помощи хлопков, но при этом необходимо следить, чтобы дети не переключались на свой собственный внутренний ритм, и не переключались на общий ритм группы, а оставались на ритме музыки, его слышали и интерпретировали.
Для этого я рекомендую сказать ребятам, чтобы хлопки были негромкими, и музыку включать не громко, чтобы ученики старались прислушаться к ней.
Следующим этапом можно учить ребенка "шагать музыка" - то есть выражать постукиванием ноги о пол. В этом упражнении нужно следить за тем, чтобы удар в музыке совпадал с моментом наступаием ноги на пол.
Когда ребенок освоил эту информацию, он выполняет следующее упражнение. Передает ритм при помощи шагов на месте (с переносом веса с ноги на ногу). Здесь так же необходимо следить за тем, чтобы нога при наступании на пол совпадала с моментом удара в музыке.
Следующий этап: " Находим сильную долю"
Научившись слышать и выражать ритм при помощи элементарных движений теперь можно поговорить о ритмической и темповой окраске музыки.
Одним из первых этапов нужно научить слышать сильные доли в музыке. Это также можно сделать при помощи вышеперечисленных упражнений.
Ребята учатся слышать в музыке самые сильные звуки, рассказывают - каким образом выделяются эти звуки, и показывают сильные доли при помощи хлопков.
Далее я объясняю ученикам, что эти сильные звуки - это начало музыкального такта, и музыкальной фразы... В зависимости от танца количество музыкальных ударов в одном такте меняется, и музыкальные фразы содержат в себе разное кол- во тактов.
В каждой музыке мы просчитываем эти фразы, простукиваем при помощи упражнений, предложенных раннее, и это учит ребят навыкам ритмичности и музыкальности.
Самое сложное упражнение для многих учеников - это научиться показать музыкальную фразу - например - хлопками, простукивая каждый удар, но сильные доли выделять более сильными ударами, а слабые доли - хлопать еле слышно. Следующим этапом необходимо разобрать такие понятия темпа - как "слоу" (медленно) и "квик"(быстро). Я знакомлю учеников с этими понятиями относительно каждого танца.
Упражнение для более продвинутых танцоров
Данное упражнение я применяю на практике с теми танцорами, которые уже имеют представление об основах танцев, и умеют их исполнять. В этом упражнении я тренирую способность различать те звуки в музыке, которые отвечают за начало музыкального удара, здесь уже происходит деление удара на несколько частей, и определение конкретной исполнительской задачи в каждую часть удара. Когда ребенок учиться распознавать в музыке тот момент, который является началом удара, он начинает понимать, что между ударами есть пауза, и в зависимости от темпа музыки она может быть или долгая, или короткая. Для быстрых темпов пауза будет короткая, для медленных - соответственно длинная. При условии, что наступание на ногу происходит именно в начало удара, у танцора появляется возможность научиться заполнить эту паузу каким либо движением.
Как же добиться решения этих задач с начинающими, совсем маленькими танцорами?
Я глубоко убеждена в том, что выстроить в учениках этот непростой пласт задач может только концертмейстер.
Дети первого года обучения имеют различную слуховую подготовку: у кого-то есть дошкольный опыт, у кого-то нет, у кого-то развито внимание, а у кого-то напрочь отсутствует, а третьи, вообще не понимают зачем их мамы привели, поэтому на первых уроках должно быть все понятно, легко выполнимо, интересно и в хорошем темпе.
Очень важный момент - «поймать» внимание, «включить» в процесс, заинтриговать, подчеркнуть доступность, чтобы не оттолкнуть учеников: Самое простое и доступное – это хлопки в ладоши. Понятно, что хлопать в ладоши умеют все, но давайте поэкспериментируем с нашими ладошками. Установим правила: в ладошках пальчики вытянуты и хлопаем перед собой, на уровне носика.
1 – вытянуть руки вперед и хлопнуть один раз (вот тут-то и рассыплется «горох» из хлопков). Надо переделать. Повторим еще раз и еще, всего один хлопок, но после него давайте услышим. паузу. Этот «глоток» тишины имеет волшебную силу. Получилось. Затем – два хлопка, три, четыре, пять. Сосчитать до четырех, а на пятый хлопнуть в ладоши, сосчитать до трех, а хлопнуть на четвертый, сосчитать до двух- хлопок на три, хлопок на два. Такое же задание повторить с притопами.
2 - выполнить три хлопка – три притопа (в ритме двух восьмушек и четверти), два притопа (четверти) –три хлопка (две восьмые и четверть) Один хлопок - два притопа, один притоп – два хлопка (тот же ритм).
3 – Раз, два, три, четыре – стоим на месте руки на поясе. Пять, шесть, семь, восемь – хлопки перед собой. Четыре хлопка – громко, а четыре хлопка – тихо и наоборот. Четыре шага на месте – руки на поясе – четыре шага с хлопками над головой.
4 – двигаясь маршевым шагом по линии танца, произносить ритмослоги «дон», «дон», «дон», «дон», а в обратную сторону, выполняя бег, произносить «ди-ли», «ди-ли», «ди-ли», «ди-ли»
(Идея этих ритмических слогов принадлежит автору сборника «Котенок на клавишах» Е. Туркиной. СПб «Композитор» 1998).Это пособие для начинающих пианистов замечательно адаптирует ребенка в донотный период, а нам оно поможет развить чувство ритма почувствовать его в музыкальных произведениях, поможет развить танцевальную память, услышать музыкальную и танцевальную фразу.
5 – Следующий этап. Услышать начало и окончание музыкальной фразы и одновременно выполнить танцевальные движения. У начинающих выполнение движения рассчитано на одно предложение в 2/4-м размере, т. е. просчитывается оно от1-го до 8-ми (восемь четвертей. «восьмерка»).
- на первую восьмерку – хлопки в ладоши.
- вторая восьмерка - прыжки по VI
- третья – три шага вперед и собрать ноги, три шага назад, собрать ноги.
- четвертая - упражнение на равновесие «цапля».
Можно предложить детям самим сочинить комбинацию Дети с удовольствием предлагают свои движения, грамотно начиная с новой фразы. К примеру: «Сегодня танцуем Катину комбинацию, а в следующий раз будет Сашина. Таким образом, внимание «включено», слуховой опыт зародился и накапливается. Предложенные произведения можно сыграть в другом регистре или в другом темпе и предложить высказаться об изменении в характере и в образе, что поможет в дальнейшем в слушании музыки, определения музыкального жанра. стиля, научит реагировать на музыкальные краски. Предложенные упражнения выполняются постепенно от урока к уроку и должны занимать не более 5-7 минут на каждом занятии, они должны «включить» ребенка для занятия.
Чем отличается ансамблевое исполнение от исполнения группой танцоров? Правильно, синхронностью. А когда она появится? Может быть сама собой? Возможно. Когда? Все просто – синхронность заведем очень быстро. Почему в оркестре так много музыкантов, а играют они все вместе, вместе начинают, вместе заканчивают? Так у них же есть дирижер, он показывает им ауфтакт, взмах дирижерской палочкой и порядок. Но в хореографии нет дирижера, как быть? Не слишком ли много вопросов? А ответ рядом: дирижер – концертмейстер, вернее вступление, которое звучит перед каким – либо упражнением. Вступление имеет определенные правила.
Правило 1 – вступление не должно быть больше двух тактов: (берем 2/4-й размер или 1т. в 4/4), не 2,5, не 3, не 4.
Правило 2 – у вступления - определенная цифровка. которая обязательно заканчивается Да желательно и паузой. Вот два условия, которые «вытолкнуть» ногу
Просчитываем вступление пять, шесть семь, восемь. Восемь – это доминанта, или пауза после нее, которая усиливает эмоциональное напряжение, ( еще раз повторюсь, но нога «вылетает» из позиции). Иногда прошу вступление сосчитать вместе с музыкой (приложение III). Правила вступления необходимо выдержать в течение первого года. В дальнейшем же вступление может быть любой величины, но последние четыре доли перед началом движения детский слух уже будет воспринимать как сигнал для подготовки к началу движения. В заключении хочу сказать, что работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, живот подтянут. Качество движений детей в большей степени зависит от исходного положения. Правильное исходное положение внешне и внутренне организует детей, мобилизует их внимание, активизирует, как бы настраивая на предстоящее движение.
Список литературы:
Васильева Е. «Танец» М, «Искусство», 1968
Гин А. Приемы педагогической техники. М, «Вита-пресс», 2011
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}