kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

большинство психологов сходится во мнении о том, что способности это индивидуальные способности личности, но как развивать их вы узнаете в статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста»



Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Бережнова Дарианна Пахомовна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ

П. Кысыл-Сыр, Вилюйского улуса

Республики Саха (Якутия)

[email protected]

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия» В.Белинский.

Аннотация: Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.

Психологические основы и общее понятие о способностях.

Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. [39]

На исключительную важность учета индивидуальных особенностей человека, его способностей при выборе профессии указывали многие выдающиеся педагоги, отмечая, что индивидуальные особенности человека играют огромную роль в том труде, которым он занят. Одно и то же дело люди выполняют по разному, исходя из своих природных или приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств. [31 c.220]

Под способностями понимается совокупность относительно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания черт личности, образующих такую динамическую структуру, которая на основе компенсации одних качеств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой (спортивной) деятельности, ее выполнение и совершенствование в ней. [23 c.280]

Большинство специалистов сходится во мнении о том, что способности - это индивидуально-психологические свойства личности, от состояния которых зависит легкость приобретения знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1946; К.К. Платонов, 1970, 1972; Б.М. Ананьев, 1962).

В широком историческом контексте сложились две теории: теория врожденных способностей (Френсис Гальтон, конец 19 в.) и теория формируемых способностей. Согласно последней, способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека. Вместе с тем теория формирования способностей не отрицает опосредованного влияния наследственного фактора. Это влияние на развитие способностей осуществляется в процессе обучения и деятельности. [39]

Психическое развитие ребенка также связывают со становлением его способностей. При этом способности понимаются как складывающиеся при жизни опосредствованные системы способов ориентировки в действительности. Выделяя тенденцию интерпретации познавательных способностей, Л.А. Венгер подчеркивал, что последние не только являются результатом культурно-исторического развития человека, но и позволяют ребенку самостоятельно взаимодействовать с культурой. [4]

Термин "способность" имеет в русском языке несколько смыслов.

По толковому словарю Д.Н. Ушакова:

1) природное дарование,

2) возможность,

3) умение что-нибудь делать.

В философском словаре "способности - в широком смысле - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности", и далее: под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенной деятельности. [15 c.199]

По определению Н.С. Лейтеса (2000), способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. [18 c.285]

Знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков.

Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательства он приводил следующие рассуждения:

  • в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата;

  • знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;

  • задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.

Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обусловливают успешность их освоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качествах, обеспечивающих легкость освоения знаний, умений.

Так, Л.А. Венгер, понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности. [4 c.240]

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

  • типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

  • соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

  • индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении. [6]

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И. Шадриков (1996), формируются прижизненно в условиях общения и деятельности. В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные механизмы.

К общим способностям он относит психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности - это варианты проявления общих способностей, "оперативная" форма общих способностей.

Таким образом, функциональный компонент способностей относительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И. Шадриков (1996) отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. "Специальные" способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова (1996) о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - психике. [35c. 120-205]

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия» В.Белинский. [29 c.35]

Понятие творчества в педагогической деятельности.

Творчество – одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Значительный вклад в развитие проблемы творчества внесли как отечественные (Богоявленская Д.Б., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. и др.), так и зарубежные исследователи (Де Боно, Гилфорд Дж., Маслоу А., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Танненбаум А., Торренс Е. П., Раштон Ф., Рензулли Дж., Роджерс К., Роджерс Н., Стернберг Р., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К. и др.)

К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании человекам является сквозной в работах Н.А. Бердяева, который рассматривает проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит о том, что творчество создает особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определяет цель творчества как искание смысла, "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу". [1.c 176]

Стендаль также писал, что "у человека нет более благородного занятия, которое оправдало бы его существование на земле, подтверждая высокое звание человека, давая ему самое глубокое и непреходящее наслаждение с ранней юности до преклонных лет, чем творчество". [28 c 198]

В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт . [8 c.83]

При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового". Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле "творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности", - говорится в статье Ф. Батюшкова "Творчество" (1901), процитированной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. [39]

Эта характеристика творчества имеет глубокий психологический смысл. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей . [23 с.194]

Вместе с тем отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий . [6 с.240]

Распространенные определения данного понятия, согласно Д.Б. Богоявленской, не отражают в полной мере сущностную характеристику творчества. Как отмечает автор, не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне - механизму, а по результату - продукту (созданию нового). Однако "определение творчества по критерию создания нового - это определение творчества по его феноменологии, лишь по его проявлению".

Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Согласно, Я.А. Пономареву (1988) творчество в самом широком смысле - взаимодействие, ведущее к развитию. [24 c.85]

Д.Б. Богоявленская (2001) и другие ученые в широком контексте определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. [39]

Согласно, В.М. Бехтереву творчество следует рассматривать и с рефлексологической точки зрения как "созидание чего-либо нового" в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. [25 c 474] .

"Творческий", по мнению Д.Б. Богоявленской, более широкий термин, нежели термин "креативный". Вместе с тем креативность - это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. [39]

Некоторые отечественные ученые придерживаются мнения, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. Словом, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и другие виды. Другие специалисты, напротив, утверждают, что природа творчества едина, способность к творчеству универсальна.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее - трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. [33]

Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества Единым неспецифическим стержнем разных видов творчества должно быть усилие человека приблизиться к своему истинному "Я", в максимальной степени реализовать его в эмпирической действительности. [33c.148]

Творческие способности.

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): "Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта" (по Слуцкому В.М., 1991). Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

Когда мы говорим о воспитании креативности, мы имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. Исследования творческих способностей детей должны быть сконцентрированы на выявлении таких элементов поведения и деятельности детей в дошкольном учреждении, при помощи которых они находят новые пути освоения окружающей действительности .[27 c.376]

В.И. Шадриков (1996), говоря о творческих способностях, использует термин "одаренность", отмечая, что одаренность всегда связана с духовными способностями.

"Одаренность" – индивидуально - своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявление способностей в функциональной системе деятельности".

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием "деятельность", но и с понятием "поведение", органично включающим в себя отношение к моральным нормам.

Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности.

В.И. Шадриков (1996) отмечает соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности. [34 с.205]

Педагоги и психологи говорят о возможности формирования творческой деятельности у детей. Рассматривая вопросы взаимосвязи воспроизведения и творчества в деятельности ученика, П.И. Пидкасистый (1972) называет в качестве признаков творчества новизну и социальную значимость деятельности и ее продукта. При этом он предлагает различать субъективную и объективную новизну деятельности и ее продукта. По мнению ученого, для характеристики деятельности ребенка как подлинно творческой вполне достаточна субъективная (значимая не для общества, а для субъекта, в данном случае учащегося) новизна.

Творческая деятельность ученика, как правило, и может характеризоваться только субъективной новизной, и должна рассматриваться в дидактике как подлинно творческая, психологически эквивалентная социально значимой деятельности взрослых, характеризующейся объективной новизной. Ценность такой творческой деятельности заключается в умственном развитии личности, в формировании ее активности. [22 c.180]

А.Т. Шумилин (1969) пишет, что творчество - антипод подражанию, копированию, деятельности по готовому образцу.

Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить разные направления в их решении. В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, т.е. творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, а следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование их невозможно.

Сторонники другого направления считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, искусство. В связи с этим для развития детского художественного творчества необходимо создание соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приемам творческой работы. [13 c.75]

Особенности развития современного общества вызвали острую потребность в творческих личностях, способных самостоятельно добывать знания и на их основе порождать новые. Такая потребность определила активность педагогических исследований в направлении поиска путей эффективного развития личности, способной к решению практических задач новыми, оригинальными методами. Значительное место в них занимают отдельные аспекты развития творческих способностей детей.

Подводя итоги теоретического исследования, можно сделать следующие выводы:

  • теоретический анализ предпосылок развития творческих способностей учащихся позволил нам сформулировать определение творческих способностей детей, выделить критерии и их уровни, возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребенка и возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребенка, отсутствие принуждения;

  • творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека;

  • прикладное детское творчество способствует детям развитию чувство осязания обоих рук, развитию памяти и речи;

  • возможность реализовать свое творчество и фантазию;












Список литературы:


  1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Просвещение, 1993. - 176с.

  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2001-240с.

  3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288с.

  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей – М.: Педагогика, 1973-240с.

  5. Выготский Л. Н. Вопросы детской психологии. – М., 1997. – 326 с.

  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности – М.: Академия, 1999-344с.

  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика, 1986-240с.

  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. – 250с. 83

  9. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка М.: Педагогика, 1986 Т.1 -318с.

  10. Ляукина М.В Основы художественного ремесла – М., 1998-176с.

  11. Ляукина М.В Основы художественного ремесла – М., 1998-176с.

  12. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.-75с.

  13. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

  14. Лебедева Л.Д. Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие» - Ульяновск: УлГПУ, 2004-194с.

  15. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.-Воронеж, 1997-320с.

  16. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. -М.: Питер, 2000-285с.

  17. Ляукина М.В Золотая библиотека увлечений – М., 2004-288с.

  18. Лиско Н.Л Большая энциклопедия бисера М.,2014-240с.

  19. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипновой; отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.

  20. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998. – 297 с.

  21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – 312 с.

  22. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972-180с.

  23. Платонов К.К. Личность и труд. - М.: Изд-во Мысль.,1965-280с.

  24. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., Наука, 1990- 230с. 85

  25. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб ., 2001-474с.

  26. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990. – 316 с.

  27. Слуцкий В М. Одаренные дети М.: Прогресс, 1991—376 с. //Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; 

  28. Стендаль Непознанное. - М.: Просвещение, 1989. - 198с.

  29. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Гуманит  изд. Центр   ВЛАДОС, 2001- С.35.

  30. Теплов Б.М. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Просвещение, 1997, т.1. - 462с.

  31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собрание сочинений Т.8, 1950 -220с.

  32. Ушинский К.Д. Избранные ᴨȇдагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1984. - 286с

  33. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. – 148 с.

  34. Шадриков В. И. Способности, одаренность, талант. /В кн.: Развитие и диагностика способностей. - М.: Педагогика, 1991 С.120-205

  35. Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М, 1996. -455с.

  36. Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания в процессе познания. М.: изд-во АН СССР, 1969-240с.

  37. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М..- «Флинта». 1997- 224 с.

  38. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 12-43.

  39. Http: // www.vtk.interro.ru




















7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор: Бережнова Дарианна Пахомовна

Дата: 18.09.2019

Номер свидетельства: 520044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля "
    ["seo_title"] => string(155) "vokal-naia-improvizatsiia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-na-zaniatiiakh-vokal-nogho-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "236931"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444202778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "262963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449435756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Проектно-исследовательская деятельность: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, посредством лепки из солёного теста»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektno_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnost"
    ["file_id"] => string(6) "429149"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506010380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Доклад "Развитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения" "
    ["seo_title"] => string(98) "doklad-razvitiie-intonatsii-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-v-klassie-sol-nogho-pieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184222"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426006943"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа развития творческих способностей учащихся начальной школы "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "214666"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432394513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства