Просмотр содержимого документа
«"Развитие музыкального мышления учащихся на уроках специальности в классе домбры".»
Развитие музыкального мышления учащихся на уроках специальности в классе домбры.
Музыкальный критик Владимир Стасов однажды сказал: «Музыка так же , как и всякий другой человеческий язык , должна быть неразлучна с народом , с почвою этого народа , с его историческим развитием . В Республике Казахстан на сегодняшний день основным моментом в развитии конкурентноспособной личности является сохранение национального наследия искусства. Зная традиции и обычаи казахского народа молодежь Казахстана из множества звуков с легкостью могут узнать родные мелодии и звуки народных инструментов. Использование личностно-ориентированного подхода в педагогической практике позволяет в буквальном смысле научить любого ребенка музицированию. На начальном этапе обучения необходимо направить внимание учащегося на окружающие звуки в природе, так как именно от них и начинаются истоки музыкального искусства.
Развитие музыкального мышления требует внимания и тренировки. Это трудный процесс, который воспитывает у учащихся умение мыслить самостоятельно. На начальном этапе обучения педагогу необходимо научить учащегося уметь определять темп и характер произведения, динамику, строение. Научившись определять основные аспекту музыкального произведения учащийся овладевает методами сравнительного анализа, что в дальнейшем имеет место в развити мышления. Прослушав музыкальное произведение, можно показывать ученику несколько картинок, спрашивая его, какая из них больше всего подходит к услышанной музыке, задавая следующие вопросы: • Откуда доносится звук? Это близко или далеко? • Это громкий или тихий? Мягкий или жёсткий? • Это высокие или низкие звуки? • Какая динамика произведения? • Какой темп – быстрый или медленный? • Что ты представляешь себе, когда слышишь этот күй?
Например: Құрманғазы «Балбырауын» (слушание произведения)
Интенсивное развитие мышления осуществимо при овладении учащимися следующих знаний: • Об эпохе; • О музыкальном жанре; • Об особенностях музыкального языка; • О стиле композитора; • О структуре произведения; Немаловажную роль в развитии музыкального мышления играет умение читать музыкальное произведение с листа. Для этого педагогу необходимо донести до учащегося, что ноты, это буквы, по которым можно прочитать интересную книгу. Учащийся должен запомнить расположение нот и уметь свободно ориентироваться в нотном тексте.
Музыкальное мышление достигается и путем развития музыкально-слуховых качеств у учащегося, а именно подбор мелодии по слуху. Это помогает ученику уверенно ориентироваться на грифе инструмента и развить музыкально-слуховые навыки. Умение подбирать мелодию по слуху, является одной из важнейших форм развития гармонического слуха, аналитического мышления, музыкальной памяти и помогает при работе над различными по стилю произведениями (төкпе, шертпе).
Работая над музыкальным произведением необходимо добиваться художественной выразительности, чтобы учащийся смог исполнить на домбре грустную мелодию грустно, веселую-весело, задорно.
Также развитие мышлениядостигается путем сообразительности и быстроте реакции при игре в ансамбле. Играя с преподавателем, ученик «держит» свой ритм. Не секрет, что часто ученики исполняют произведения со значительными темповыми отклонениями. Игра в ансамбле не только даёт преподавателю диктовать свой, правильный темп, но и развивает у ученика метро - ритмические, темповые навыки.
Развитие музыкального мышления на уроках специальности в классе домбры развивает фантазию и творческие способности учащегося.