Развитие критического мышления студентов на уроках гуманитарно - правовых дисциплин
Развитие критического мышления студентов на уроках гуманитарно - правовых дисциплин
В настоящее время педагоги колледжа, занимающиеся психолого-педагогическим сопровождением и ориентированные на конкретные или особые (специфические) условия работы разработали и внедрили модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления студентов на уроках гуманитарно - правовых дисциплин»
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дюсенбекова Айнагуль Капшукеровна
Упинов Асхат Ныгметович
Учреждение «Innovative College» г. Семей
Главными задачами профессиональных образовательных учреждений является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, проведение коррекции их развития, обучение профессии, подготовка к трудовой деятельности.
В настоящее время педагоги колледжа, занимающиеся психолого-педагогическим сопровождением и ориентированные на конкретные или особые (специфические) условия работы разработали и внедрили модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Методологической основой модели явились следующие теоретические принципы и положения:
-соотнесение личностно-ориентированного подхода с потребностями и ценностями обучающихся;
-готовность обучающихся к формированию новых способов поведения и новых качеств личности в процессе психолого-педагогического сопровождения;
-системность психолого-педагогической деятельности, основанной на принципах гуманизации, индивидуализации, целостности;
-взаимодействие всех участников образовательного процесса,в период обучения обучающихся в профессиональном учебном заведении[1].
Мы выделили главные компоненты модели: педагогический, психологический, технологический.
Содержание основных компонентоввключает следующие направления работы:
-педагогический:систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса молодого человека и динамики его развития в процессе профессионального обучения.
Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. Реализацияпедагогическогокомпонента предполагает оказание помощи обучающимся в овладении знаниями, умениями, навыками в процессе обучения, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.
-психологический:создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. Методы, используемые в данной деятельности - психодиагностические, организационные в части разработки индивидуальных и групповых программ психологического развития обучающегося.
Реализацияпсихологическогокомпонента включает изучение индивидуальных личностных особенностей обучающихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование положительной мотивации к обучению.
-технологический:создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи обучающимся, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Этот компонент деятельности ориентирован на тех обучающихся, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками.
Реализация технологического компонента в деятельности субъектов процесса сопровождения направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью преодоления проблем дезадаптации в первый год обучения в колледже; развитие, совершенствование личностных качеств на втором году обучения; координацию усилий личной профессиональной перспективы учащихся; взаимодействие службы с другими социальными институтами для решения вопросов и для создания комплексных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого обучающегося и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям общества.
Основной принцип психолого-педагогического сопровождения является одновременно и ведущим положением о «сопровождении» обучающегося в процессе его развития в гуманистической психологии и педагогике, а именно: «идти за ребенком, направляя его развитие, а, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога».
Основная задачапсихолого-педагогического сопровождения - оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации обучающегося [2].
Приоритетной целью профессионального образования является обеспечение высокого качества подготовки, которое не только сводится к обученности обучающихся, набору знаний и навыков, но и связывается со стремлением человека к улучшению «качества жизни», на основе обретения им «здоровья», «социального благополучия»,«самореализации», «защищенности». Эти категории должны быть сформированы системой психолого-педагогического сопровождения. А, следовательно, она не может быть ограничена только рамками задач по преодолению трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков [3].
Организация системы нами рассматривается через внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – это установленные государственным образовательным стандартом ступени образования. Внутренние факторы – выделение уровней внутри образовательного учреждения (уровень учебной группы и уровень учреждения). Только в комплексном взаимодействии мы сможем создать условия и помочь учащимся в формировании всесторонне развитой гармоничной личности.
Результатами функционирования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учреждении профессионального образования являются:
-оказание психолого-педагогической помощи обучающемуся в зависимости от сложностей, которые он испытывает;
-достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
-реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении;
-создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе.
Объектомпсихолого-педагогического сопровождения являются обучающиеся. Сопровождение имеет ориентацию не на объект, а на работу с объектом.
Субъектомпсихолого-педагогического сопровождения, на уровне профессионального учебного заведения, является психологическая служба. Главной фигурой психолого-педагогического обеспечения, на уровне профессионального учебного заведения, является педагог-психолог. Он сопровождает обучающихся, педагогов, родителей. Психолого-педагогическое сопровождение может носить индивидуальный характер.
Нами утверждается необходимости сопровождать, а не направлять развитие молодого человека. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован собственный потенциал развития человека, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие молодого человека - это не значит решать проблемы за него, это означает - вместе с ним самим, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением, учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Любая проблемная ситуация в развитии обучающегося создается несколькими участниками: им самим, его семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окружением, поэтому задача специалиста по сопровождению состоит в объединении усилий всех заинтересованных лиц по гармонизации существующего положения. Очевидно, что противоборство любого из этих субъектов проблемы многократно усиливает действие факторов риска [4].
Полученные в ходе работы данные позволили сделать вывод о том, что учащиеся первого курса демонстрируют низкий уровень обученности и усвоения знаний по дисциплинам учебного плана. Проведенный опрос первокурсников показал, что у некоторых нет желания и интереса к профессии, отсутствует мотивация к самопознанию себя и окружения.
В связи с низким уровнем подготовки и отсутствием мотивации к получению знаний, они не справляются с дисциплинами учебного плана, а в ситуации увеличения нагрузки за счет введения регионального компонента, курсов по выбору и факультативов, не усваивают предложенную образовательную программу. Как результат - слабая успеваемость и пропуски занятий.
Далее мы проанализировали, как решается данная ситуация и выяснили, что основным средством педагогической коррекции данной ситуации являлись воспитательные беседы с обучающимися, которые широко практиковали родители и преподаватели. Однако, как свидетельствует анализ учебных журналов, зачетных и экзаменационных ведомостей – результативность такой формы работы крайне низка.
Изучение личностных особенностей обучающихся показало, что часть из них демонстрируют высокую тревожность; у половины наблюдается низкий уровень познавательной активности; некоторые испытывают негативные эмоциональные переживания во время занятий и во внеурочное время. На основании этих исследований были определены интегральные критерии измерения эффективности функционирования системы психолого-педагогического сопровождения. Ими стали следующие показатели:
-удовлетворенность обучающихся своим пребыванием в профессиональном учебном заведении;
-решение проблемы одиночества и социальной изоляции обучающихся;
-степень сформированностипозитивной, адекватной Я – концепции;
-бесконфликтное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального развития обучающихся представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции познавательной сферы и личности обучающегося.
Первостепенной задачей педагога-психолога колледжа является обеспечение психолого-педагогических условий для личностного и профессионального развития каждого обучающегося:
-развитие способности к самостоятельности, целеполаганию, планированию своих жизненных перспектив;
-помощь обучающимся в самопознании;
-медицинское сопровождение, одной из важных задач которого является задача подготовки обучающихся к жизни и труду в новых социально-экономических условиях, формирование у него правильного и глубокого понимания здорового образа жизни;
-организационно-педагогическое сопровождение осуществляется преподавателями, кураторами групп.
При этом основное внимание уделяется задаче формирования навыков и умений самостоятельной работы обучающихся и стремления к самосовершенствованию. Классные руководители групп тесно взаимодействуют с психологом колледжа.Информационное сопровождение процесса профессионального самоопределения обеспечивается современными техническими средствами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся направлено на социально-психологическую адаптацию в сочетании с индивидуальным развитием, самореализацией. Хотя идея психолого-педагогического сопровождения продуктивна на многих уровнях. Какие бы категории обучающихся мы ни рассматривали (одаренные дети, дети с ОВЗ, обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих), в основе работы с ними лежит ориентация на зону ближайшего развития. Другое дело, она у каждого своя, но сам принцип при этом не меняется. Если проследить все эти особенности, то можно легко увидеть, как работает учреждение. Принцип психолого-педагогического сопровождения может быть реализован в индивидуальном или в групповом варианте развития обучающегося[2].
Используемые источники:
1. Белянина О.А. Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения /Пенза: Приволжский Дом знаний, 2017 г. - с.73-76.
2. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения // Молодежь и общество. – 2016. – №3. – С. 78-123..
3. Резапкина Г.В.Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/М.: Генезис , 2018 - 114 стр.
4. Резапкина Г.В.Классные часы: Беседы о самоопределении. Книга для классных руководителей/М.: Генезис , 2010 г - 78 с.