Рабочая программа учебной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" ПМ.03 Работа на контрольно - кассовой технике
Рабочая программа учебной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" ПМ.03 Работа на контрольно - кассовой технике
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И
РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в состав укрупненной группы профессий 100000 Сферы обслуживания, по направлению подготовки 100700 Торговое дело, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
4. Оформлять документы по кассовым операциям.
5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области сферы обслуживания, на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей
уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
-оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать
- правила по технике безопасности;
знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчетов и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
- классификацию устройства ККТ;
- основные режимы ККТ;
- особенности технического обслуживания ККТ;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок - получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
- правила оформления
- документов по кассовым операциям
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 252 часа, в том числе:
учебной практики – 72 часов
производственной практики – 180 часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой технике (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 2.
Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.
Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 4.
Оформлять документы по кассовым операциям.
ПК 5.
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Практика
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
1
2
3
7
8
ПК 1, ПК 4, ПК 6.
Раздел 1. Эксплуатация контрольно-кассового оборудования и расчеты с покупателями
72
72
-
П Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
108
-
108
Всего:
180
72
108
3.1. Содержание учебной практики
ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями
Содержание учебных занятий
Объем часов
Уровень освоения
Тема 3.1.
Автоматизация расчетно-кассовых операций
Содержание
1
Значение и классификация контрольно-кассовой техники (ККТ). Государственный реестр ККТ. Регистрация ККТ в налоговых органах. Правила эксплуатации ККТ и требования безопасности. Виды сканирующих устройств. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товаров
3
2
Эксплуатация ККТ. Подготовка различных видов ККТ к работе. Овладение техникой работы на ККМ различных видов. Устранение мелких неисправностей при работе на ККТ
3
3
Признаки платежеспособности государственных денежных знаков. Элементы защиты банкнот РФ
3
4
Порядок безналичного расчета с покупателями. Предоставление скидок по дисконтным картам
3
5
Составление покупюрной описи и сдача денег старшему кассиру.
3
6
Окончание работы на ККТ. Требования к оформлению книги кассира-операциониста
3
Виды работ:
Подготовка к работе на ККТ: проверка исправности электрооборудования, заправка чековой ленты, снятие показаний суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня, оформление книги кассира-операциониста на начало рабочего дня
Работа на ККТ: контрольно-кассовые машины АМС 110К, Орион 100Ф, Астра 100Ф, Астра 200Ф, Терминал мастер штрих
Обслуживание и расчет с покупателями
Окончание работы на ККТ: закрытие смены, оформление книги кассира-операциониста на конец дня, сдача денег старшему кассиру
Проведение дифференцированного зачета
Тема 3.2. Учет и отчетность
Содержание
1
Составление приходных и расходных ордеров. Составление товарного и кассового отчета
3
2
Порядок инкассации денежной выручки и сдача денег в банк
3
3
Инвентаризация товароматериальных ценностей и денежных средств в предприятиях торговли. Документальное оформление
3
Виды работ:
Оформить приходный и расходный ордер
Оформить товарно-кассовый отчет
Подготовить товар к инвентаризации
Оформить инвентаризационную опись
Оформить акт результатов инвентаризации
Оформить препроводительную ведомость по сдаче выручки в банк
Проведение дифференцированного зачета
Всего
72
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной практики по профессии: 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир" ПМ.03 Работа на контрольно - кассовой технике»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей программы учебной практики
4
2. результаты освоения рабочей программы учебной практики
6
3. СТРУКТУРА и содержание рабочей программы учебной практики
7
4. условия реализации рабочей программы учебной практики
10
5. Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы учебной практики
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И
РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в состав укрупненной группы профессий 100000 Сферы обслуживания, по направлению подготовки 100700 Торговое дело, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
4. Оформлять документы по кассовым операциям.
5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области сферы обслуживания, на базе основного общего образования. Практический опыт не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей
уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
-оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать
- правила по технике безопасности;
знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчетов и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
- классификацию устройства ККТ;
- основные режимы ККТ;
- особенности технического обслуживания ККТ;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок - получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
- правила оформления
- документов по кассовым операциям
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 252 часа, в том числе:
учебной практики – 72 часов
производственной практики – 180 часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой технике (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 2.
Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.
Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 4.
Оформлять документы по кассовым операциям.
ПК 5.
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Кодыпрофессиональныхкомпетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Практика
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
1
2
3
7
8
ПК 1, ПК 4, ПК 6.
Раздел 1. Эксплуатация контрольно-кассового оборудования и расчеты с покупателями
ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями
Содержание учебных занятий
Объем часов
Уровень освоения
Тема 3.1. Автоматизация расчетно-кассовых операций
Содержание
1
Значение и классификация контрольно-кассовой техники (ККТ). Государственный реестр ККТ. Регистрация ККТ в налоговых органах. Правила эксплуатации ККТ и требования безопасности. Виды сканирующих устройств. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товаров
3
2
Эксплуатация ККТ. Подготовка различных видов ККТ к работе. Овладение техникой работы на ККМ различных видов. Устранение мелких неисправностей при работе на ККТ
3
3
Признаки платежеспособности государственных денежных знаков. Элементы защиты банкнот РФ
3
4
Порядок безналичного расчета с покупателями. Предоставление скидок по дисконтным картам
3
5
Составление покупюрной описи и сдача денег старшему кассиру.
3
6
Окончание работы на ККТ. Требования к оформлению книги кассира-операциониста
3
Виды работ:
Подготовка к работе на ККТ: проверка исправности электрооборудования, заправка чековой ленты, снятие показаний суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня, оформление книги кассира-операциониста на начало рабочего дня
Работа на ККТ: контрольно-кассовые машины АМС 110К, Орион 100Ф, Астра 100Ф, Астра 200Ф, Терминал мастер штрих
Обслуживание и расчет с покупателями
Окончание работы на ККТ: закрытие смены, оформление книги кассира-операциониста на конец дня, сдача денег старшему кассиру
Проведение дифференцированного зачета
Тема 3.2. Учет и отчетность
Содержание
1
Составление приходных и расходных ордеров. Составление товарного и кассового отчета
3
2
Порядок инкассации денежной выручки и сдача денег в банк
3
3
Инвентаризация товароматериальных ценностей и денежных средств в предприятиях торговли. Документальное оформление
3
Виды работ:
Оформить приходный и расходный ордер
Оформить товарно-кассовый отчет
Подготовить товар к инвентаризации
Оформить инвентаризационную опись
Оформить акт результатов инвентаризации
Оформить препроводительную ведомость по сдаче выручки в банк
Проведение дифференцированного зачета
Всего
72
4. условия реализации программЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие прямых договоров предприятий (организаций) торговли с образовательным учреждением
Оснащение:
1.Оборудование:
Кассовое оборудование
Весоизмерительное оборудование
Холодильное оборудование
Измельчительно-режущее оборудование
Немеханическое оборудование
2. Инвентарь:
для вскрытия тары
для подготовки товаров к продаже
для продажи товаров
рекламно-выставочный
счетный
противопожарный
санитарно-гигиенический
3. Средства обучения:
натуральные образцы товаров
дидактический материал
комплект учебно-методической документации
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Голубкина Т.С. Торговые вычисления. – М.: Академия, 2009. -112с.
Никитченко, Л.И. Контрольно-кассовые машины: учебное пособие для нач. проф. образования/ Л.И. Никитченко. – М.: Издательский центр Академия, 2010.- 72с.
Парфентьева, Т.Р. Оборудование торговых предприятий: Учебник для нач. проф. образования/ Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова. – М.: Издательский центр Академия, 2009.- 128с.
Дополнительные источники:
Горохова, С.С. Охрана труда на предприятиях торговли: учебное пособие / С.С. Горохова, Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр Академия, 2011.- 64с.
Касьянова, Г.Ю. Контрольно-кассовая техника: практика применения/ Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2009.-184с.
Красильщиков П.С. Сборник задач по торговым вычислениям. – М.: Экономика, 2009. – 75с.
Микицей М.В. Учет и отчетность в торговле: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во Феникс , 2009. – 320с.
Отскочная, З.В. Организация и технология торговли: учебное пособие/З.В. Отскочная. – М. Издательский центр Академия, 2010. – 192с.
Романова, Е.В. Правила торговли и защита прав продавца. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К0, 2009.-352 с.
Тюнюков Б.К. Электронная техника предприятий торговли: Учебное пособие/ Б.К.Тюнюков. – М.: КНОРУС, 2009. – 192с.
Яковенко Н.В. Кассир торгового зала: учебное пособие для нач. проф.образования/Н.В. Яковенко. –М.: Издательский центр Академия, 2009. – 224с.
Интернет – ресурсы: 1. Новости и технологии торгового бизнеса. Форма доступа: свободная http:// www.torqus.com
2. Современная торговля. Форма доступа: свободная
http:// www. sovtorq.panor.ru
3. Справочно-правовая система Гарант. Форма доступа: свободная
http://www.qarant.ru
4. Справочная система Консультант Плюс. Форма доступа: свободная
http:// www. consultant.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения. Учебная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются рассредоточено.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения
(освоенные умения в рамках ВПД)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
обслуживание покупателей,
продажа различных групп непродовольственных товаров
Наблюдение, оценка выполнения работ на учебной практике.
Экспертная оценка выполнения практических работ
Эксплуатация контрольно кассовых машин, документальное оформление отчетов, расчеты с покупателями