kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудо-бисер» для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Чудо - бисер» является программой внеурочной деятельности и составлена на основе

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудо-бисер» для 1-4 классов»


Программа кружка

«Волшебный бисер»


Руководитель: Одабашян Валентина Говсеповна


2019-2020уч.год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ.    

Данная  программа кружка «Бисероплетение» в начальных классах составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при  сохранении традиций  российской  школы,  в области  изобразительного  искусства, трудового обучения, значительно расширились границы краеведческого материала с учетом национально-регионального компонента.

         Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Актуальность программы: В современном мире, в век развития новых информационных технологий, ускорения темпа и образа жизни, учащиеся младшего школьного возраста, в процессе усвоения данной программы  получают знания по экономике, учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия

Задачи:

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;  прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;

- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

Задачи программы:

  • Обучающие:

  • ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;

  • ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;

  • вырабатывать у учащихся интерес выполнять несложные плоские игрушки своими руками.

  • Воспитательные:

  • воспитание любви к прекрасному;

  • воспитание уважения к народным традициям;

  • воспитание аккуратности, трудолюбия, ответственности, деловитости, коммуникабельности.

  • Развивающие:

  • развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;

  • нравственное, интеллектуальное развитие личности;

  • развиваются:

  • ощущения - зрительные, кожные, кинетические;

  • восприятия - зрительное, осязательное;

  • представление - визуальные, абстрактно-логические;

  • воображение;

  • память - тактильная, зрительная, эмоциональная, образная;

  • внимание - произвольное и послепроизвольное;

  • мышление;

  • мелкая моторика;

Отличительные особенности образовательной программы:

формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры народов России, знакомства с художественными традициями в бисероплетении;

подача материала осуществляется в процессе практических и дополнительных занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом.

Процесс обучения делится на 3 этапа: 

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении;

2 этап – расширение знаний и умений;

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение        профессиональных работ.

Режим занятий: один раз в неделю - академический час – 40 минут.

Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов.  

         По окончании реализации программы выпускники должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветовом сочетании;

  • композиционное построение узоров;

По окончании реализации программы выпускники должны уметь:

  • Пользоваться различными инструментами;

  • пользоваться схемами, описанием рисунка;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать  по рисунку;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;

  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и    доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

  • Делать зарядку для глаз

Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического собеседования, активность работы учащегося на протяжении обучения.

Способы организации контроля:

  • индивидуальный,

  • фронтальный,

  • групповой,

  • коллективный.

Формы подведения итогов:

  • выставки,

  • конкурсы,

  • защита творческих проектов.

Содержание работы кружка. Планирование


Программа кружка «Бисероплетение» разработана для учеников младших школьников и рассчитана на 34 часа. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.

Количество учащихся при изучении данного курса не должно превышать 10-12 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей.

Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.

В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности и здоровье сберегающим технологиям. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.

Основные формы и методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • метод проблемного изложения материала;

  • иллюстративный;

  • практическая работа;

  • индивидуальная форма художественного творчества;

  • коллективный анализ творческих работ.






Содержание программы Учебно – тематический план на 1 год

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

1



2

Основные сведения о бисере

1



3

Составление узоров. Цвет

2

1

1

4

Техника низания

2

1

1

5

Бусы и цепочки в одну нить

2



6

Цепочки в шесть лепестков

2



7

Параллельное низание. Браслет

3

1

2

8

Насекомые: жуки, пауки, осы

3

1

2

9

Панно «Стрекоза»

4

1

3

10

Растения - листья, цветы

3

1

2

11

Панно « Аленький цветочек»

4

1

3

12

Дерево счастья

5


5

13

Итоговое занятие. Выставка работ

2

1

1


Итого

34



 

Тема 1. Вводное занятие.  (1ч)

Теоретические сведения. Знакомство с программой занятий.  Инструменты и материалы.

Тема 2. Основные сведения о бисере (1ч)

Теоретические сведения. История бисероплетения. Подготовка к работе.

Тема 3. Составление узоров. Цвет (2ч)

Теоретические сведения. Начало работы. Составление схемы узора. Полезные советы

Тема 4,5,6 Бусы и цепочки в одну нить Плетение простейших цепочек на одной игле (6ч.).

Теоретические сведения.

Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе.

Практическая работа.

Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение.

Тема 7. Параллельное низание. Браслет (2ч).

Теоретические сведения. Цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

 Правила и приемы работы на двух концах проволоки. ТБ при работе.

Практическая работа.

Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты.

Тема 8, 9. Насекомые (7ч.).

Теоретические сведения. Знакомство с насекомыми. Виды и характеристика насекомых.

Практическая работа. Жуки, пауки, осы по схемам. Сборка насекомых в композицию.ТБ при  работе.

Тема 10,11. Растения, листья, цветы. Изготовление панно «Цветы» (7ч.).

Теоретические сведения.

Материалы и инструменты для работы. Техника плетения листочков для цветов на проволоке. Последовательность работы.

Практическая работа.

Цветы техникой параллельного плетения. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки.  Панно «Аленький цветочек» ТБ при работе.

Тема 12. Дерево счастья (5ч.).

Теоретические сведения.

Виды дереьев. Техника плетения листочков на проволоке. Петли сформированные в шарик, петли в виде плоской или объемной веточки, в виде лепестка.

Практическая работа.

Листья петельным способом низания. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки дерева.  ТБ при работе.

Тема 13. Итоговое занятие. Выставка работ.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

  • Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения бисероплетения;

  • виды материалов, используемые в бисероплетение;

  • инструменты для работы;

  • роль цвета в бисероплетение;

  • условные обозначения на схемах;

  • терминологию бисерных украшений;

  • правила безопасности труда при работе;

  • основные правила бисероплетения.

  • Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;

  • начинать и заканчивать плетение;

  • пользоваться схемами и переводить их;

  • оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);

  • подбирать цвета в изделии;

  • умело подбирать украшения к одежде.

Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

  1. Определить форму изделия и его размеры.

  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение

  3. Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.

  4. Разработать эскиз изделия

  5. Выбрать технику плетения

  6. Составить схемы изделия и его элементов

  7. Выбрать или разработать орнамент

  8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях

  9. Подобрать цветовую гамму бисера

Сочетание цветов бисера.

  • Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.

  • Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.

  • Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

  • Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.

  • Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.

  • Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Различные техники

Существуют разные виды техники плетения бисером:

Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Плетение - наподобие плетения кружев на коклюшках от 3-8 ниток до 25 -30 ниток. Оплетение под прямым или косым углом всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.

Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.

Вышивание – шитье бисером «в прикреп»  и «за иголку».

Материалы и приспособления.

Бисер бусинки из стекла с отверстием для нити. Пластмассовым бисером не рекомендуется пользоваться, так как она теряет свой цвет и изделия получаются тусклыми, грубыми. Детям младшего школьного возраста рекомендуется пользоваться  крупными бусинками с большим отверстием, для удобства низания.

  • Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5–15 мм.

  • Рубленый бисер - короткий стеклярус 3–4 мм.

  • Бусины различной формы – круглые, удлиненные и т.д.

  • Иголки – очень тонкие № 13.

  • Булавки – для вспомогательных работ.

  • Ножницы – лучше маленькие маникюрные.

  • Нитки – капроновые, тонкая леска.

  • Салфетка – лучше льняная или байковая.

  • Проволока.

Качество работы.

К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:

  • натяжение нити высокое качество бисера;

  • равномерное натяжение нити;

  • скрытность ниток;

  • четкое соединение элементов изделия предельно ровные края изделия

  • чистота и аккуратность в заделке ниток.

Бисер необходимо калибровать, т.е. сравнивать между собой. Отрезок нитки лучше обработать воском или клеем, чтобы он не пушился.

Для скрытности ниток иголку с ниткой пропускать второй раз через бисерину в начале и конце плетения.

При плетении цепочек и лент рекомендуется их прикалывать булавкой к салфетке.

При использовании стекляруса нужно перед и после трубочки ставить по бисерине, иначе он перережет нитку.

Перед работой со светлым бисером нужно тщательно вымыть руки.

При выполнении практической работы прошу вас соблюдать правила техники безопасности при ручных работах.

Полезные советы.

  1. Работать легче крупным бисером, используйте бисер №8 и меньших номеров.

  2. Чтобы рисунок из цветного бисера был хорошо виден, используйте матовый бисер, потому, что из - за блеска парчового или радужного рисунок потеряется.

  3. Светлый рисунок из бисера лучше виден на темном фоне, чем темный узор на светлом фоне.

  4. Полупрозрачный или прозрачный бисер померкнет, если при плотном низании поместить среди темного бисера. Это особенно важно, если вы делаете глазки, какой – нибудь игрушке из бисера.

  5. Часто при работе с синтетическими нитками их концы лохматятся, в таких случаях окуните конец нити в клей (ПВА, БФ) или лак, сплющите ее,  оставьте сушиться. Подрежьте наискосок подсохший конец нити.

  6. Перед началом работы выполните образцы, пробуя разные сочетания бисера и ниток. Фантазируйте.

Приложение 1

Упражнения для глаз снимающие утомление Первый комплекс
  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.

  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

Второй комплекс
  1. Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.

  2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.

  3. Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.

Приложение 2 Техника безопасности при выполнении ручных работ

Опасности в работе:

  • повреждение пальцев иглой или булавкой;

  • травма руки ножницами;

  • травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:

  • посчитать количество иголок и булавок в игольнице;

  • положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Что нужно делать во время работы:

  • быть внимательной к работе;

  • надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

  • вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Что нужно сделать по окончании работы:

  • посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;

  • убрать рабочее место.























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

«Чудо-бисер»



для 1-4 классов

















Рабочую программу составила

учитель начальных классов :Одабашян Валентина Говсеповна

















Пояснительная записка.



Рабочая программа «Чудо - бисер» является программой внеурочной деятельности и составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61»;

- Пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д.В.Григорьев, П. В. Степанов, М. «Просвещение» 2011г.;

-учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61».

Программа объединения «Чудо-бисер» рассчитана на 4 года обучения.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Приём в коллектив происходит на основе собеседования. В каждой группе по 12-15 человек.

Занятия проводятся 1 час в неделю - 35 часа в год. Учебный час - 35 минут.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В наше время этот старинный промысел получает новое рождение.

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и мастерства. Бисер привлекает детей игрой света, радостью, красотой, он дает ощущение волшебства и таинственности. Красиво исполненные изделия будоражат детское воображение, заставляют фантазировать. Это искусство очень занимает детей, способствует их творческой активности, создает обстановку доброжелательности, сближает их с природой. Эта техника требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. Процесс выполнения требует от учащегося многих действий. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнении действий. Большое влияние оказывает изготовление работ из бисера на умственное развитие детей, их мышления.

Бисер хорош и тем, что дети очень быстро ощущают результат своего труда. Бисерные изделия, сделанные на первых занятиях, восхищают детей, заряжают творческой энергией, пробуждают интерес к этому творчеству, зарождают добрые чувства. А творчество - это надёжный резерв жизненной активности и увлечённости.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.

В ходе работы учащиеся знакомятся с основами бисероплетения, историей бисера, осваивают способы плетения и вышивания бисером. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Человек с глубокой древности имел потребность украшать себя и окружающие его предметы. Носить украшения люди начали намного раньше, чем одеваться. Стремление украшать себя, жилище, предметы быта было одним из проявлений чувства прекрасного, началом развития художественного вкуса, творческого подхода к обыденным вещам.

Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и приращения опыта поколений, но дети способны не только осваивать опыт. Они приносят в него своё неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые предназначения, новые сочетания и созидающие противоречия. Детское творчество - это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.




Цель и задачи программы



Целью данной программы является: создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.

Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие овнов культуры труда.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.

Основные идеи:

- Творчество не является уделом избранных;

- Творчеству можно учить;

- Творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.



Основные принципы программы:

- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

- Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,

- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,

- Принцип интеграции: разных форм и техники плетения,

- Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).



Формы реализации программы:



  • практическое занятие

  • творческая мастерская

  • выставки

Методы обучения



  • практический

  • наглядный

  • метод релаксации

  • практические занятия

  • занятия исследования

  • работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий

  • рассказ, беседа, дискуссия



Система отслеживания результатов усвоения материала:

  • наблюдение за детьми

  • тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций

  • организация и участие в выставках

  • проведение конкурсов

  • анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.

  • индивидуализация (учет продвижения личности в развитии)

При контроле знаний, умений и навыков необходимо учитывать уровень усвоения учениками программного материала, степень развивающего влияния учебного процесса на формирование интеллектуальных способностей (синтез, анализ, сравнение, абстрагирования), полноту и глубину знаний, осознанность знания и умение оперировать ими в различных ситуациях. Для определения глубины усвоения по каждой теме используется:

индивидуальные работы;

выставочные работы.

Изготовление работ к выставкам позволяет выявить прочность специальных умений и навыков, и умение оперировать ими.



Программа «Чудо бисер» и ее значение в формировании УУД

Программа вносит весомый вклад в формирование всех универсальных учебных действий:

  • Личностных (умение самостоятельно делать свой выбор в мире ценностей и отвечать за свой выбор)

  • Регулятивных (умение организовать свою деятельность)

  • Познавательных (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

  • Коммуникативных (умение общаться, взаимодействовать с людьми)





Учащиеся учатся:

  • - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

  • - формировать организационные умения в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.



Программа даёт детям раскрыть себя в художественной творческой деятельности. Даёт предпосылки для развития их в художественно – эстетическом отношении. Способствует развитию ребёнка и в эстетическом отношении, лучшему пониманию им произведений искусства не только в данном виде рукоделия.

Исходя из опыта своей работы, наблюдения показывают, что поддерживая, в первую очередь, устойчивый интерес детей к рукоделию, работа должна носить целенаправленный систематический характер, соблюдая все дидактические принципы обучения. И подготавливая их, тем самым, к самостоятельному продуктивному труду, к успешной реализации приобретённых знаний, умений, навыков и безболезненной социализации себя в современном обществе как состоявшуюся личность.









Содержание курса

1 год обучения

Вводное занятие.

История бисероплетения. Оборудование рабочего места. План работы. Общие сведения о бисере.

Правила чтения и составления схем.

Практическое занятие:

Чтение схем.

Составление схем.

Основные приёмы плетения.

Изучение основных приемов плоского плетения.

Плетение плоских бисерных изделий. Основные приёмы плетения. Промежуточное соединение.

Практическое занятие:

Изготовление игрушек.

Изготовление ягод и фруктов.

Изготовление цветов.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Выставки. Конкурсы.



2 год обучения

Вводное занятие.

Оборудование рабочего места. План работы.

Повторение основных приемов плетения и чтение, составление схем

Практическое занятие:

Чтение схем.

Составление схем.

Повторение основных приемов плоского плетения.

Плетение плоских бисерных изделий и составление из них композиций.

Практическое занятие:

Плетение плоских бисерных изделий по одной заданной теме.

Составление композиций по заданной теме.

Итоговое занятие.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов. Награждение.









3 год обучения

Вводное занятие.

Оборудование рабочего места. План работы.

Простейшие цепочки и орнаменты в них.

Низание бисера «в две нити» в «одну нить». Цепочек

Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.

Практические занятия: цепочка «в крестик», «колечки», «полотно», «мозаика». Соединение цепочек между собой.

Поперечное низание и его особенность. Ажурные сетки. Схемы поперечного низания.

Практическое занятие: Низание цепочек в полромба, в один ромб, в полтора ромба, цепочка в 2 ромба, цепочка в два с половиной ромба.

Итоговое занятие.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов. Награждение.



4 год обучения

Вводное занятие.

Оборудование рабочего места. План работы. Беседа «Подготовка к работе, полезные советы».

Основные правила при изготовлении украшений

Подбор материалов по цветовой гамме, инструментов, правила закрепления застежек.

Плетение колье

зарисовка схемы изделия, подбор материалов и инструментов.

Практическое занятие: выполнение колье.

Плетение медальонов

История и значение медальона

зарисовка схемы изделия, подбор материалов и инструментов.

Практическое занятие: выполнение медальонов.

Плетение жгутов

зарисовка схемы изделия, подбор материалов и инструментов.

Практическое занятие: выполнение жгутов.

Творческая работа по замыслу детей.

Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем.

Практические занятия: работа по самостоятельно составленным схемам Итоговое занятие.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов. Награждение.













Тематическое планирование 1 год обучения



№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Вводное занятие.

2


Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов Ознакомление с инструктажом по технике безопасности: правилами обустройства рабочего места; работой с иглами и другими инструментами.

2

Правила чтения и составления схем

3


Умение работать по схемам;

Составление простых схем.

3

Основные приемы плоского плетения.

2

1

Выполнение основных приемов бисероплетения; пользование описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - техническими картами и составление рабочих рисунков самостоятельно.

4

Плетение плоских бисерных изделий.

12

12

Изготовление плоских бисерных фигурок животных, цветов, фруктов и ягод на основе изученных приемов.

5

Итоговое занятие.

2


Подготовка и участие в выставке

6

Резервное время

1



Итого

35







Календарно - тематическое планирование 1 год обучения



№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1


Проведение вводного инструктажа


2


Вводное занятие. История бисероплетения


3


Общее сведения о бисере


4


Правило чтения схем.


5


Чтения схем.


6


Правило составление схем.


7


Составление схем.


8


Основные приёмы плоского плетения.


9


Плетение плоских бисерных изделий.


10


Изготовления из бисера игрушки «Лягушка»


11


Изготовления из бисера игрушки «Мушка»


12


Изготовления из бисера игрушки «Стрекоза»


13


Изготовления из бисера игрушки «Бабочка»


14


Изготовления из бисера игрушки «Паучок»


15


Изготовления из бисера игрушки «Котик»


16


Изготовления из бисера игрушки «Мышка»


17


Изготовления из бисера игрушки «Рыбка»


18


Изготовления из бисера игрушки «Зайчик»


19


Изготовления из бисера игрушки «Человечек»


20


Изготовления из бисера игрушки «Машина»


21


Изготовление ягод и фруктов методом параллельного плетения


22


Изготовления из бисера ягода «Клубника»


23


Изготовления из бисера ягода «Смородина»


24


Изготовления из бисера ягода «Арбуз»


25


Изготовления из бисера фрукта «Яблоко»


26


Изготовления из бисера фрукта «Груша»


27


Изготовления из бисера фрукта «Банан»


28


Оформление композиции корзина с фруктами и ягодами.


29


Изготовление цветов методом параллельного плетения


30


Изготовления из бисера цветка «Мак»


31


Изготовления из бисера цветка «Ромашка»


32


Изготовления из бисера цветка «Василек»


33


Итоговое занятие.


34


Проведение конкурса работ


35


Резервное время




Ожидаемые результаты

По окончании 1 года обучения учащиеся узнают:

  • историю бисероплетения;

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, леска,

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

  • подбирать детали для работы.

  • Выполнять изделия, используя готовые схемы плетения.

Тематическое планирование 2 год обучения



№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

теория

практика


1

Вводное занятие.

1


Ознакомление с инструктажом по технике безопасности: правилами обустройства рабочего места; работой с иглами и другими инструментами

2

Повторение основных приемов плетения и чтение, составление схем.

2

3

Работа со схемами; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, а в дальнейшем самостоятельное составление схем; повторение основных приемов плетения.


3

Плетение плоских бисерных изделий и составление из них композиций.

12

12

Гармоничное сочетание цветов при выполнении изделий, составление композиции , классифицирование бисера по форме и цветовым характеристикам; плетение плоских бисерных изделий и составление из них композиций

4

Итоговое занятие.

4


Подготовка и участие в выставке

5

Резервное время

1



Итого

35





Календарно- тематическое планирование 2 год обучения



№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1


Проведение вводного инструктажа


2


Повторение правила чтение схем


3


Повторение правила составление схем.


4


Составление схем


5


Повторение основных приемов плоского плетения


6


Проведение конкурса работ


7


Выбор композиции на тему: «Цветы и ягоды»


8


Подбор и составление схем


9


Плетение плоских фигурок по заданной теме.


10


Сборка композиции


11


Оформление композиции.


12


Выбор композиции на тему: «Любимые сказки»


13


Подбор и составление схем


14


Плетение плоских фигурок по заданной теме.


15


Сборка композиции


16


Оформление композиции.


17


Выбор композиции на тему: «Осень»


18


Подбор и составление схем


19


Плетение плоских фигурок по заданной теме.


20


Сборка композиции


21


Оформление композиции.


22


Проведение конкурса работ


23


Выбор композиции на тему: «Зимние каникулы»


24


Подбор и составление схем


25


Плетение плоских фигурок по заданной теме.


26


Сборка композиции


27


Оформление композиции.


28


Выбор композиции на тему: «Весенние мотивы»


29


Подбор и составление схем


30


Плетение плоских фигурок по заданной теме.


31


Сборка композиции


32


Оформление композиции.


33


Итоговое занятие.


34


Проведение конкурса работ


35


Резервное время




Ожидаемые результаты.

По окончании 2 года обучения учащиеся узнают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, леска, проволока);

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 2 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • проводить анализ изделия, составлять схемы изделий;

  • составлять и оформлять композиции по выбранной теме.

Тематическое планирование 3 год обучения



№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Вводное занятие.

1


Ознакомление с инструктажом по технике безопасности: правилами обустройства рабочего места; работой с иглами и другими инструментами

2

Простейшие цепочки и орнаменты в них

8

12

Изготовление разнообразных цепочек рассчитывание плотности плетения, зарисовка схем изделий.

3

Поперечное низание.

7

5

Ознакомление с поперечным низанием,низание цепочек в полромба, в один ромб, в полтора ромба, цепочка в 2 ромба, цепочка в два с половиной ромба.

4

Итоговое занятие.

2


Подготовка и участие в выставке

5

Резервное время




Итого

35





Календарно- тематическое планирование 3 год обучения



№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1


Проведение вводного инструктажа


2


Основные приемы низания цепочек


3


Соединение цепочек в кольцо.


4


Промежуточное соединение.


5


Присоединение цепочек на разных уровнях.


6


Соединение цепочек между собой.


7


Низание бисера в две нити


8


Низание бисера в одну нить


9


Изготовление цепочки «Кольцо»


10


Изготовление цепочки «Крестик»


11


Изготовление цепочки «Бахрома»


12


Изготовление цепочки «Цветок»


13


Изготовление цепочки «Ажур»


14


Изготовление цепочки «Сетка»


15


Изготовление цепочки «Змейка»


16


Изготовление цепочки «Спираль»


17


Изготовление цепочки «Полоски»


18


Проведение конкурса работ


19


Поперечное низание и его особенность


20


Схемы поперечного низания.


21


Цепочки в полромба.


22


Цепочки в ромб.


23


Ажурные сети


24


Плетение ажурных сетей


25


Оплетение яйца


26


Цепочка «Лето».


27


Изготовление цепочки «Лето».


28


Цепочка «Змейка».


29


Изготовление цепочки «Змейка».


30


Цепочка «Пушистая».


31


Изготовление цепочки «Пушистая».


32


Цепочка «Волна».


33


Изготовление цепочки «Волна».


34


Проведение конкурса работ


35


Резервное время






Ожидаемые результаты.

По окончании 3 года обучения учащиеся узнают:

  • основные приемы низания простейших цепочек;

  • технику поперечного низания;

  • классификацию и свойства бисера;

  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;

  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 3 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

  • рассчитывать плотность плетения;

  • хранить изделия из бисера согласно правилам.

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно.











Тематическое планирование 4 год обучения



№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

теория

практика


1

Вводное занятие.

1


Ознакомление с инструктажом по технике безопасности: правилами обустройства рабочего места; работой с иглами и другими инструментами.

2

Основные правила при изготовлении украшений

1

1

Выполнение отдельных элементов и сборка изделий, прикрепление застёжек к украшениям,

рассчитывание плотности плетения, ознакомления с правилами хранения бисерных украшений.

3

Плетение колье.

3

4

Работа со схемами плетения колье; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, повторение основных приемов плетения, изготовление изделия.

4

Плетение браслетов, кулонов и медальонов

6

4

Работа со схемами плетения браслетов, кулонов и медальонов; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, повторение основных приемов плетения, изготовление изделия.

5

Декоративные изделия.Оплетение бусин

2

4

Ознакомление с правилами оплетение бусин, оплетение бусин

6

Плетение жгутов

2

4

Работа со схемами плетения жгутов; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, повторение основных приемов плетения, изготовление изделия

7

Итоговое занятие.

2


Подготовка и участие в выставке

8

Резервное время

1



Итого

35





Календарно- тематическое планирование 4 год обучения



№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1


Проведение вводного инструктажа


2


Основные правила при изготовлении украшений


3


Правила закрепления застежек.


4


Колье «Кораллы»


5


Зарисовка схемы изделия.


6


Расчет и подбор материалов.


7


Начало работы, закрепление застежки


8


Выполнение изделия


9


Окончательная отделка изделия


10


Браслеты. Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.


11


Изготовление браслета «Зигзаг».


12


Изготовление браслета с двухсторонней бахромой.


13


Изготовление браслета «кружево».


14


Изготовление браслета со спиральным сплетением.


15


Кулоны.


16


Плоские кулоны. Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.


17


Изготовление плоского кулона «Чешуйки».


18


Изготовление плоского кулона «Змейка».


19


Изготовление плоского кулона «Гроздь».


20


История и значение медальона. Плоские медальоны.


21


Изготовление плоского медальона.


22


Декоративные изделия. История сувениров и декоративных изделий из бисера. Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.


23


Изготовление заколки для волос.


24


Новогодние украшения Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.


25


Оплетение новогоднего шарика.


26


Проведение конкурса работ


27


Плетение жгутов.


28


Зарисовка схемы изделия.


29


Расчет и подбор материалов.


30


Выполнение изделия


31


Начало работы, закрепление застежки


32


Выполнение изделия


33


Окончательная отделка изделия


34


Проведение конкурса работ


35


Резервное время




Ожидаемые результаты.

По окончании 4 года обучения учащиеся узнают:

  • основные приемы и техники плетения из бисера;

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • классификацию и свойства бисера;

  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила планирования и организации труда.

По окончании 4 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

  • выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;

  • осуществлять взаимоконтроль;

  • выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);

  • проявлять элементы творчества на всех этапах.

  • соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

  • эстетично оформлять изделия.

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами.









Учебно-методическое и материально техническое обеспечение



Основная учебная литература.



  1. «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д.В.Григорьев, /П. В. Степанов, М.: «Просвещение» 2011г.;

  2. Методическое пособие «Чудо бисер» /автор Кряжевских ИГ. 2010г.

  3. Д.Чиотти, «Цветы и букеты из бисера»/ изд. «Контэнт» 2009г

  4. Н.В. Белов Фигурки из бисера/ автор- сост. Н.В. Белов.- Минск.:Хар-вест, 2009.

  5. И.Морас «Животные из бисера»/ Пер. Одинцовой С.Н.-М:изд. «Мир книги», 2011г.

  6. М.В. Адамчик «Фигурки из бисера», Минск «Харвест»2010г

  7. М.К. Бюрель Цветы из бисера/ отв. редЕ.К. Зуевская изд. «Контэит» 20011г.







Дополнительная учебная литература

  1. И.Морас «Зоопарк из бисера»изд. «Родник», 2004г

  2. Сабина К.Стильные подарки из бус и бисера,изд Академия развития 2008г

  3. Д.Фицддоижеральд «Цветочные фантазии из бисера» изд. «Мой мир» 2005г

  4. И, К.апсан- Селье «Обьемные фигурки из бисера» »/ изд. «Контэит» 2008г

  5. М. Изотова «Красивые вещи своими руками» Изд дом «Владис»2006г.

  6. Л.М. Апалозова Украшения из бисера / Изд М.: Культура и традиция2000г. изд. «Мартин», 2008г

  7. Артамонова «Украшения из бисера» изд. «Эксмо» 2006г

  8. Л.Мартынова «Фигурки из бисера» изд. «Культура и традиции», 2006г

Название раздела

Литература, демонстрационные схемы, образцы

1 год обучения

Правила чтения и составления схем

Методическое пособие «Чудо бисер»


Основные приемы плоского плетения.

Методическое пособие «Чудо бисер»

Плетение плоских бисерных изделий.

Н.В. Белов Фигурки из бисера, .Чиотти, «Цветы и букеты из бисера»

2 год обучения

Повторение основных приемов плетения и чтение, составление схем.

Методическое пособие «Чудо бисер»

Плетение плоских бисерных изделий и составление из них композиций.

И, К.апсан- Селье «Обьемные фигурки из бисера», Д.Чиотти, «Цветы и букеты из бисера»

3 год обучения

Простейшие цепочки и орнаменты в них

Артамонова «Украшения из бисера»,

Поперечное низание.

Артамонова «Украшения из бисера»

4 год обучения

Основные правила при изготовлении украшений

Л.М. Апалозова Украшения из бисера,

Артамонова «Украшения из бисера»

Д.Фицддоижеральд «Цветочные фантазии из бисера»

Плетение колье.

Методическое пособие «Чудо бисер» /автор Кряжевских ИГ. 2010г.

Л.М. Апалозова Украшения из бисера Артамонова «Украшения из бисера»

Плетение браслетов, кулонов и медальонов

Методическое пособие «Чудо бисер» Л.М. Апалозова Украшения из бисера Д.Фицддоижеральд «Цветочные фантазии из бисера»

Артамонова «Украшения из бисера»

Декоративные изделия. Оплетение бусин

Методическое пособие «Чудо бисер» Л.М. Апалозова Украшения из бисера Д.Фицддоижеральд «Цветочные фантазии из бисера»

Артамонова «Украшения из бисера»

Плетение жгутов

Методическое пособие «Чудо бисер» Л.М. Апалозова Украшения из бисера Д.Фицддоижеральд «Цветочные фантазии из бисера»

Артамонова «Украшения из бисера»

Приложение 1

Словарь

Плетение - называется техника изготовления бисерных изделий, при

котором в работе участвуют оба конца нити или проволоки.

Низание - одна из технологий бисероплетения, при которой бисерины

набирают только на один конец нити и только этим концом ведут

дальнейшее плетение.

Продольное низание - низание изделий в длину.

Поперечное низание - низание в ширину.

Угловое низание - низание изделий углом.

Круговое низание - низание по кругу.

Комбинированные изделия - это украшение, в которых одна часть сделана

в технике плетения, а другое в технике низания.

Кулон - это украшение, состоящее из 2-х элементов, подвески и цепочки, к

которой крепится основной элемент.

Наложение - один из способов создания оригинальных украшений из

бисера, позволяющий превратить изделие из плоского в объёмное или

частично объёмное.

Декоративные изделия - это изделия для интерьера (панно, шкатулочки,

сумочки, записные книжки и т.д.).

Тканьё - изготовление украшений на станке с нитяной основой, способом

простого перебора.

Мозаика - нанизывание бисеринок в каждом ряду, в шахматном порядке



Приложение 2

Упражнения, снимающие утомление глаз.



При работе с бисером рекомендуется, несколько раз прерывая работу для выполнения упражнений, снимающих утомление глаз.



Первый комплекс:

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.



Второй комплекс:

Стоя, смотрите прямо, перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками надо выполнять, не снимая их. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы.

Повторите 3-4 раза.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Одабашян Валентина Говсеповна

Дата: 12.12.2019

Номер свидетельства: 531660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства