Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по вариативной части в области изобразительного искусства "Основы изобразительной грамоты и рисования"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Бугульминская детская художественная школа»
Рабочая программа
по вариативной части
в области изобразительного искусства «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «Декоративно-прикладное творчество»
«Основы изобразительной грамоты и рисования»
Составитель: преподаватель Рахманова Л.Д.
Бугульма, 2016
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «Декоративно-прикладное искусство». Он является базой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов – графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраиваются по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
1.Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
2.Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
3.Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
1 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА»
Тема 1.1. Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4, черного фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д..
Тема 1.2. Выразительные средства композиции: точка, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А4, черного фломастера или гелиевых ручек.
Тема 1.3. Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветными переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата А4, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: выполнение цветовых переходов (цветовые растяжки).
Тема 1.4. Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы ( растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов ( например, гриб, цветок, ежик, рыбка). Использование пастельной бумаги формата А4, пастель, фиксажа.
Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ художников.
Тема 1.5. Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений – зарисовок с натуры (например, мох, ракушки, камушки и т. д.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата А4, фломастеры, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений на тему природные фактуры.
1. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
Тема 2.1. Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата А4, карандаш, акварель, гелиевые ручки.
Тема 2.2. Техника работы акварелью «Вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов ( например, река, ручеек, водопад). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала, выполнение акварельных заливок.
Тема 2.3. Техника работы акварелью «Мазками». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы ( например, «Рыбка», «Курочка -ряба»). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике.
Тема 2.4. Техника работы акварелью «по -сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных ( например, слон, носорог и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры фруктов, предметов быта.
Тема 2.5. Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов ( например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: закрепление приема.
Тема 2.6. Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение этюдов ( например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Голуби» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, гуашь, пастельная бумага.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
Контрольное задание. Смешанная техника 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы ( например, огонь, салют, костер; небесные светила; вода; воздух; земля и т.д.). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему.
2 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА».
Тема 1.1. Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжить знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел, лебедь-коршун). Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; разная по толщине).
Тема 1.2. Работа с геометрическими формами. Применение тона. Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.). Использование формата А4, карандаш.
Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм ( ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).
Тема 1.3. Стилизация. Преобразование геометризованной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения- наброска схематичного изображения (посуда, обувь и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.
Тема 1.4. Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластичную форму в геометрическую, работать над цельностью образа. Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок -смоляной бычок и т.д.). сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного, а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
Тема 1.5. Текстуры. Развитие художественных способностей, воспитание внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение фотографий собственных наблюдений.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
Тема 2.1. Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность». Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.
Тема 2.2. Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, ягоды, ветка рябины, виноград и др.). Использование формата А4, карандаш, акварель, пастель.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию фантиков, пуговиц, бусин в пределах одного цвета.
Тема 2.3. Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции и предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, карандаш, акварель, пастель.
Тема 2.4. Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубком ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А4, карандаш, акварель,
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
Тема 2.5. Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования. Совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученных на уроках, умения соотносить прочитанное с увиденным. Использование формата А4, карандаш, акварель, гуашь и т.д..
Самостоятельная работа: выполнить творческую композицию с использованием нетрадиционных живописных приемов.
Тема 2.6. Ахроматические цвета. Контрольное задание. Творческое задание. Знакомство с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления. Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке, образы домашних и др.). Использование формата А4, карандаш, гуашь .
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
3 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА».
Тема 1.1. Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция. Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов. Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций из журналов, газет и др..
Тема 1.2. Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика» и «динамика». Выполнение композиции на одно из понравившихся схем. Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций из журналов, газет и др..
Тема 1.3. Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение). Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, веревка с бельем, на полке посуда). Использование формата, вытянутого по горизонтали, карандаш, фломастер, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации-наложения черного на белое, белое на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке).
Тема 1.4. Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным прием. Выполнение композиции (например, в шахматной стране). Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.
Тема 1.5. Работа с фломастерами, цветными карандашами. Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветные карандаши, фломастеры,
Тема 1.6. Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, спорт, танец, акробатика). Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
Тема 2.1. Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхина). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).
Тема 2.2. Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море», «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Тема 2.3. Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар-птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.
Тема 2.4. Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов. Использование ограниченной палитры цветов создании композиции. Выполнение эскизов, афиши. Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
Тема 2.5. Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель, воск, соль, гелиевые ручки, цветной контур.
Тема 2.6. Контрольное задание. Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», «Силуэт цветка в окне» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, материал на выбор.
Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных набросков.
4 год обучения
1. Раздел «ГРАФИКА».
Тема 1.1. Ритм. Простой, усложненный. Дать представление о ритмичной композиции, познакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д.. Использование формата А4, карандаш, фломастеры, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: принести примеры ритмичных композиций из журналов, газет.
Тема 1.2. Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов и т.д.). Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевые ручки.
Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
Тема 1.3. Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы. Использование формата А4, карандаш, фломастер, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных набросков.
Тема 1.4. Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование формата А4, карандаш, тушь, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: знакомство с творческом художников, работающих в жанре пейзажа; посещение основной экспозиции музея.
Тема 1.5. Техника работы с фломастерами, цветными карандашами. Создание декоративного или реалистичного образа. Выполнение эскиза (например, натюрморт, пейзаж, творческая композиция). Использование формата А4, карандаш, фломастеры, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений на различные техники(заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном); творческая композиция цветными карандашами заданная преподавателем.
Тема 1.6. Пластика человека.Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека.Выполнение композиции человек в движении. Использование формата А4, карандаш, гелиевые ручки, пастель и т.д..
Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении. Наброски и зарисовки фигуры человека (карандаш с цветовыми акцентами при помощи цветных карандашей).
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
Тема 2.1. Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Тема 2.2. Плановость. Повторить законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, панорамный, сельский и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: знакомство с творческом художников, работающих в жанре пейзажа; посещение музея.
Тема 2.3. Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент. Знакомство с понятиями «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, корзина с урожаем, дары природы и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.
Тема 2.4. Условный объем. Освещенность предметов. Учить передаватьсвет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры или натюрморт (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты и т.д.). Использование формата А4, карандаш, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов; выполнение упражнений: круглая форма (яблоко, мячик), четырехгранная форма ( кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
Тема 2.5. Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений (набрызг, соль, монотипия, кляксография, раздувание. Использование формата А4, карандаш, акварель, материалы на выбор.
Самостоятельная работа: закрепление материала упражнения; творческая композиция по теме.
Тема 2.6. Контрольное задание. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», «Силуэт цветка в окне» и т.д.). Использование формата А4, карандаш, материал на выбор.
Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций; тематический натюрморт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1986
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего и старшего школьника. – М.: Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982