kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочпя программа по фортепиано содержит основные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по фортепиано»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детской музыкальной школе. Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с культурой родного края и с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Срок реализации программы учебного предмета составляет 7 лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, продолжительность урока 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Цели и задачи учебного предмета.

Цели: -развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства; -создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащегося; -овладение детьми духовными и культурными ценностями народа родного края и народов мира.

Задачи: - развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; -владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; -формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; -развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности; - овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано; - обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; - владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией; - приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы: - словесные (объяснение, беседа, рассказ); - наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); - практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

Годовые требования

Предмет «Фортепиано» является основным звеном в процессе последовательного развития и воспитания творческой личности музыканта.

Игра на фортепиано является важным средством активизации умственных способностей, так как музыкальная деятельность тесно связана с умственными процессами и вырабатывает у ребёнка наблюдательность, сообразительность, аналитическое мышление. Обучающиеся знакомятся с большим количеством различных фортепианных произведений, анализируют их, сравнивают, разбирают структуру. Способность пианиста мыслить вперёд, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, развивает перспективное мышление, целостное видение. Фортепиано – это важнейший музыкальный инструмент для исполнения соло, аккомпанемента и всевозможных переложений симфонической и другой музыки. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная грамота). Владение фортепиано необходимо любому музыканту, увеличивая его возможности, будь то вокалист, композитор, дирижер. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого обучающегося. Репертуар должен полностью соответствовать техническому и музыкальному уровню обучающегося. Главное – создать условия, при которых обучающийся почувствует собственные силы, поверит в необходимость упорных занятий музыкой, получит больше удовольствия и эмоционального, положительного заряда. Успеваемость обучающихся в игре на фортепиано учитывается на академическом концерте начиная с третьего класса (2 раза в год), контрольных уроках по технике(2 раза в год), экзамену в выпускном классе (7 класс). На академических концертах выступают все обучающиеся всех классов (декабрь, май). Традиционно содержание дисциплины представляет как набор специальных технических упражнений, гамм, этюдов и произведений различных жанров и стилей фортепианной музыки, исполняемых обучающимся под руководством преподавателя на каждом занятии в течение всего курса по индивидуальному плану. В настоящей программе содержание дисциплины отражает постепенную отработку простейших умений, выстраивание из них последовательностей или синхронностей, доведение их до автоматизма, и постепенное образование множества целостных навыков более высокого уровня сложности и регулярного воспроизведения их.

Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

1 год обучения

Работу с учащимися 1-го класса (без подготовки) рекомендуется вести по следующим направлениям: - с первых уроков введение ребёнка в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров; - выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти;- выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений; - приспособление ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирование игровых навыков, воспитание активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных от спины, гибких рук; - обучение ребёнка сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом; - осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесообразными игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двигательные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для технического продвижения учащихся, вызывают чувство физического дискомфорта, ведут к мышечному перенапряжению, а впоследствии – к нежеланию музицировать; - воспитание слухового контроля, улавливания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом; - пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование; - на основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтения нотного текста.При начале игры двумя руками одновременно, учить прочитывать текст сразу обеими руками, осуществляя предварительную подготовку (просмотр и определение ключей, размера такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопывание ритма со счетом вслух и с названием нот сначала ладошками, потом пальцами по закрытой крышке инструмента); - освоение в течение года основных приёмов звукоизвлечения: nonlegato, legato, staccato;- формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей (nonlegato, затем legato); - знакомство с игрой гамм разными штрихами в одну октаву, интервалов, по возможности – аккордов. Очень важно для дальнейших успехов ученика в первый год обучения, освоение правильных навыков звукоизвлечения. Нужно стремиться к сознательному, музыкальному исполнению и слуховому самоконтролю. Следует развивать критическое отношение к исполнению даже самых простых произведений, нельзя форсировать продвижение ученика за счёт качества исполнения. В течение учебного года ученик должен пройти 20-25 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, упражнения, этюды и ансамбли из «Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич), Хрестоматии по татарской фортепианной музыке и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано. Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста.

Технические требования:

Знакомство со строением мажорной гаммы и строением тонического трезвучия. До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор – гамма и аккорды отдельно каждой рукой на одну октаву. За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.

2 год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии. В течение учебного года ученик должен пройти 12-16 различных по форме музыкальных произведений: 6-8 пьес, различных по характеру, 4 этюда, 2-3 ансамбля Хорошо подготовленным учащимся, имеющим дома инструмент для самостоятельной работы, рекомендуется освоение лёгких пьес с элементами полифонии и несложных вариаций, чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста. Технические требования: Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды и арпеджио трёхзвучныее с обращения двумя руками. Гаммы ля, ми, си минор двух видов отдельно каждой рукой в 2 октавы, аккорды и арпеджио трёхзвучные с обращениями к ним.

3 год обучения

Начиная с 3 класса, изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. В течение учебного года ученик должен пройти 8-12 различных по форме музыкальных произведений: 1-2 пьесы полифонического стиля, 1 произведение крупной формы (вариация или часть сонатины), 2-3 пьесы, различные по характеру, 3-4 этюда, 1-2 ансамбля, продолжение формирования навыков чтения с листа, подбор знакомых мелодий. Технические требования: Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды и арпеджио трёхзвучные с обращения двумя руками. Гаммы ля, ми, си минор двух видов отдельно каждой рукой в 2 октавы, аккорды и арпеджио трёхзвучные с обращениями к ним. Гаммы Фа мажор, ре минор, аккорды и трезвучия отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы от пройденных гамм отдельно каждой рукой в 2 октавы.

4 год обучения

В течение учебного года ученик должен пройти 8-12 различных по форме музыкальных произведений: 2 пьесы полифонического стиля, 1 произведение крупной формы (часть сонатины, вариация или рондо), 2-3 пьесы, различные по характеру, 2-4 этюда, 1-2 ансамбля, продолжение формирования навыков чтения с листа, подбор аккомпанемента к 2-3-м песенным мелодиям. Технические требования: Повторение пройденных гамм. Фа мажор, ре минор двумя руками, хроматические гаммы от пройденных гамм двумя руками в 4 октавы. Си-бемоль мажор, соль минор, аккорды и трезвучия с обращениями к ним отдельно каждой рукой.

5 год обучения

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений. В течение учебного года ученик должен пройти 10-14 различных по форме музыкальных произведений: 2 пьесы полифонического стиля, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 пьесы, различные по характеру, 2-4 этюда, 2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа, подбор аккомпанемента к 2-3-м песенным мелодиям. Технические требования: 1. Повторение пройденных гамм 2. Си-бемоль мажор, соль минор двумя руками 3. Ми-бемоль мажор, до минор отдельно каждой рукой 4. Аккорды 5. Короткие арпеджио отдельно каждой рукой 6. Хроматические гаммы

Шестой класс

Чтение с листа. Игра с педагогом в 4 руки. Подбор по слуху. Мажорные и минорные гаммы до 5 знаков включительно; мажорные в прямом и противоположном движении в четыре октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками в четыре октавы, хроматические гаммы в прямом движении от всехзвуков, в противоположном движении – от ре и соль-диез; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука, арпеджио короткие двумя руками, длинные арпеджио двумя руками от белых клавиш. 8 – 10 различных произведений: 1-2 полифонических произведений; 1-2 произведения крупной формы; 2 пьесы; 2 ансамбля; 2-3 этюда. Кроме того, самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).

7 класс. В течение учебного года ученик должен пройти 9 различных по форме музыкальных произведений: 1-2 пьесы полифонического стиля; 1-2 произведения крупной формы; 2 пьесы, различных по характеру; 2 этюда; 2. Чтение с листа. Подбор аккомпанемента к 2-3-м песенным мелодиям. 3. Технические требования: 1. Гаммы диезные и бемольные 2. Гаммы в 3,6,10 мажорные от белых клавиш 2. Аккорды трехзвучные или четырехзвучные (для большой руки). 3. Арпеджио короткие, длинные. 4. Д7, ум. 7. Длинными арпеджио от белых клавиш 5. Хроматическая гамма от ре и соль-диеза в расходящемся движении.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа учебного предмета должна обеспечивать приобретение в процессе обучения следующих знаний, умений, навыков и личностных качеств: - выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, - приобретение навыков творческой деятельности, - умение планировать свою домашнюю работу, - осуществление самостоятельного контроля своей учебной деятельности, - умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, - уважительное отношение к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, - определение наиболее эффективных способов достижения результата. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Фортепиано»

- воспитание у учащегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; - знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, вариации, сонатины, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); - знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; - знание профессиональной терминологии; - наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур; - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; - навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения; - наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, формы, содержание. Оценка качества реализации учебного предмета «Фортепиано» является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся, а также итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения учебного материала. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся могут использоваться академические концерты (концерты класса, отдела и др. выступления), прослушивания. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности учащихся по окончании полугодий учебного года. Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, зачёт с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями. График проведения промежуточной аттестации: Дифференцированные зачеты в 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 полугодиях. Аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Итоговая аттестация проводится за пределами аудиторных учебных занятий в форме выпускных экзаменов в 10 полугодии. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость. К итоговому экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие учебный план по учебному предмету «Фортепиано». Содержание экзаменационной программы подбирается преподавателем по учебному предмету, обсуждается на заседании отдела, утверждается заместителем директора по учебной работе (сентябрь). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по учебному предмету, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положением об итоговой аттестации обучающихся».

Критерии оценки

При выставлении оценки учитываются качество исполнения, соответствие произведения примерному уровню трудности, предложенному в вариантах программ для каждого года обучения. Учащиеся со слабыми музыкальными данными, медленным развитием профессиональных навыков и приемов игры могут исполнять произведения, соответствующие уровню трудности предыдущего класса. Требования, предъявляемые к исполнению зачетных и экзаменационных программ:  Точность воспроизведении текста (метроритм, динамика, темп, точность туше).  Выражение жанровых признаков.  Эмоциональная реакция на характер музыки.  Техничность исполнения. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу 4 («хорошо») программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения 3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен 2 («неудовлетворительно») незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие: - техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения; - художественная трактовка произведения; - стабильность исполнения; - выразительность исполнения. Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением. В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год). В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. Работа с учащимся включает:  решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,  наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации; работа над приемами звукоизвлечения; тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;  формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;  разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением. В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки. В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов. Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения. В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы с учетом сложившихся педагогических традиций - 1 часа в неделю. Для организации домашних занятий желательно наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п. При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие. При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по фортепиано

Автор: Миргалимова Гузаль Зиннатулловна

Дата: 25.12.2022

Номер свидетельства: 621460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-khorovoi-kruzhok-viesielyi-ruchieiek-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "129978"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. "
    ["seo_title"] => string(138) "komplieksnaia-proghramma-dlia-podghotovitiel-nogho-klassa-po-spietsial-nosti-udarnyie-instrumienty-soavtorov-zabighulina-ie-r-mishinoi-v-a"
    ["file_id"] => string(6) "173756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424020157"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по специальному предмету " Фортепиано""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapospietsialnomupriedmietufortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "317008"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460226060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств"
    ["seo_title"] => string(78) "chtenie_not_s_lista_rabochaia_uchebnaia_programma_dlia_detskikh_shkol_iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "516820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563267507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства