I. | Организационно-мотивационный этап | Организация взаимодействия с детьми, формирование установки на предстоящую деятельность | Раз, два, раз, два на занятие пора Раз, два, три, раз, два, три Думай, слушай и смотри Педагог: -Дорогие ребята!Мы с вами честно трудились: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Я очень этому рада. Но об этом узнала еще и царица русского языка – Грамматика. От нее пришло письмо-приглашение. Послушайте его: -Здравствуйте, ребята группы «Дружба». Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Ведь вам предстоит пройти Звукочащу, перебраться через речку Звенящую, подобрать код ко входу в Слогоград, повстречаться со сказочной гусеницей, помочь дереву родственных слов. Все эти испытая могут пройти только самые ловкие ребята и сильные .Если вы такие то я жду вас у себя. Удачи! | Словесный: беседа, вопросы к детям, худ.слово. | (хлопки с воспитателем) Слушаю письмо. | Зрительная, слуховая сосредоточенность и речевая активность |
2.2. | Этап восприятия материала | Осмысление происходящей ситуации | - Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы. Психологический настрой Вы спокойны, вы спокойны, Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятии. Педагог: -Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем? Педагог: -Ребята, не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный. Педагог: -Сядьте поудобнее, пристегните ремни Посмотрите на схему дыхательной гимнастики, расслабьтесь и представьте, что мы летим. Произносим звук ууууууу сначала тихо, потом громче и громче. | Словесный: беседа. Вопросы к детям. Игровой: игровой сюжет, проблемно-игровая ситуация. | (Воспитатель проговаривают стихотворение, дети сидят с закрытыми глазами, взявшись за руки) Дети: -На машине, поезде, самолете, велосипеде. Дети: -Сегодня мы отправимся на ковре – самолете. (дети обхватывают руками колени). | |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Формирование практического и игрового опыта | Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи назовет. Педагог: -Молодцы, скорее в путь! Педагог: - Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути Звукочаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется? Педагог: - А какие бывают звуки? . Педагог: -Если Звукочаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите. Чики-чики-чики-чок- Не стесняйся, язычок. Не пугайся, не ленись, Повторяй,не ошибись: Где-то собаки рычали: р-р-р. В стойле коровы мычали: м-м-м. В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж. Мимо машины бежали: тр-р-р. В море далеком гудел пароход: л-л-л. Свистели от ветра все провода: с-с-с. Капала в кухне из крана вода: к-к-к. Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч. Листья под ветром шумели: ш-ш-ш. А комары все пели: з-з-з. Непоседа мяч и ночью успокоится не хочет: бум,бум. Куклы кашляют в постели- Днем мороженое ели: кха-кха-кха. Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что такое «чаща»? Педагог: -Какие деревья вы знаете? Работа с родственными словами Педагог: - Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-дерево. Педагог: - А что такое родственные слова? Вот пришла минутка провести Физминутку: Игра с мячом ежиком Я мячом круги катаю Взад-вперед его гоняю Им поглажу я ладошку И сожму его немножко Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну А теперь последний трюк Мяч летает между рук. Педагог: -Ребята, посмотрите, что-то это дерево выглядит больным. Наверное, нам нужно, чтобы на нем появились листочки - родственные слова? Давайте им поможем. Прочтите слова на листочках у вас на столах и скорее найдите не подходящее, т. е. не родственное всем остальным слово. Педагог: -Почему, вы решили, что это слово не родственное? Педагог: -Молодцы, теперь дерево будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше. Выделение первого, среднего и последнего звука в слове. Педагог: -Перед нами река Звенящая. Здесь записка! Река Звенящая вас ждет, Но не пройти ее вам вброд. Звуки сложите в мостик И поспешите ко мне в гости (Царица-Грамматика) -Ребята, возьмите у каждого из вас по набору фишек, которые будут вам служить для выстраивания мостика. Я буду называть вам слова и говорить, какой нужно выделить звук (первый, в середине или в конце). Выстраивая звуки по порядку, мы получим схему какого-то слова. 1звук слова-улитка Последний звук слова-сом 1 звук слова-нет Средний звук слова-тир 1звук слова-цапля Средний звук слова-шар Закрепление навыков звукового анализа Педагог: -Вы загадки разгадали, Очень быстро пробежали. Но смотрите, впереди Очень мощные замки! -Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки?Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!» А ключ-это слово. Предлагается 4 слова на выбор, одно из которых УМНИЦА (шар, арбуз, волки). Нужно подобрать слово из 4-ёх по данной звуковой схеме. А теперь нас встречает в городе Словоград сказочная гусеница. Мы - гусеницы не простые, Из слов состоим мы. Пропустим тех вперед, Кто все верно назовет. Начинается игра – ра –ра – ра Вот стоит ведро – ро – ро- ро Летают комары – ры-ры-ры Коза грызет кору –ру-ру-ру Мы пришли сюда не зря – ря-ря-ря Я играю во дворе – ре-ре-ре Вот сидят снегири – ри-ри-ри Я обед себе варю – рю-рю-рю К букве - буква, К слову - слово, Родилась родная речь. Так легко и блин испечь, Если тесто уж готово. Составьте предложения с этими словами по схемам. (выполняют) | Наглядные : демонстрация предметов, иллюстраций. Словесный: указания к действию, объяснение. Игровой: проблемно-игровая ситуация. Практические : дидактическая игра. | Дети. - Сначала подумай, потом говори. - Говори в спокойном темпе. - При разговоре смотри на собеседника. - Говори всегда на выдохе. - Слова в предложении говори всегда слитно. - В конце предложения делай паузу. - Не перебивай того, с кем разговариваешь. Дети: -Там звучат разные звуки. Дети: -Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем. Повторяют. Дети: -Это густо посаженные деревья. (дети отвечают) Дети: -Слова родные друг другу, у них общий смысл. Дети: -Вода – водный - водяной- водоросли- волк- водолаз; Дети: -У него другой смысл. Ответы детей. Повторяют за воспитателем. Выполняют задание. | |
III. | Заключительный этап | Анализ процесса и результатов, подведение итогов | Педагог. Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но,похоже, дом закрыт, а дверей записка. «Я прошу у вас прощенья, Что не застали вы меня, Много дел, но очень рада, Что вы здесь, а вот награда!» И девчонки и мальчишки Могут все узнать из книжки И такой подарок, дети, Интересней всех на свете! Вот и закончилось наше путешествие. Это книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить! Пора отправляться в группу. Кто помнит на чем мы сюда прибыли? Правильно . занимайте свои места. Ребята как вы думаете мы доказали что мы сильные и дружные? А Почему? | Беседа, Вопросы к детям. Стимулирующие: похвала. | Слушаю записку. Ответы детей. Ответы детей. | |