kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публичный отчёт учителя истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичный отчёт учителя истории и обществознания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публичный отчёт учителя истории и обществознания»

Отчёт учителя истории и обществознания Губайдуллиной Елены Винокентьевны.

Образование: высшее

Стаж работы: 32 года

Стаж работы в МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты: 29 лет

Категория: высшая



Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе обществоведческого и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы.

С самого начала своей педагогической деятельности меня волновали вопросы:

  • Как сделать так, чтобы процесс обучения для детей был интересным и увлекательным?

  • Что необходимо предпринять для того, чтобы каждый из учеников мог раскрыть свои лучшие черты и способности?

  • Как добиться высокого качества знаний?

  • Как помочь найти ребенку себя и свой путь в жизни?

Поиск ответов на эти вопросы бесконечен, тем и интересен для меня труд учителя. Пытаясь найти свой путь к достижению целей, я апробировал многие формы работы. Одним из наиболее привлекательных и эффективных, на мой взгляд, является метод проектов, который использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Основными целями данной деятельности является:
1. формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления (проектной компетентности)
2. стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
3. включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
4. самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
5. развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. 
6. развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
7. развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
8. развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения 
9. формирование компетентностей.

• способности брать на себя ответственность;
• участвовать в совместном принятии решения;
• регулировать конфликты ненасильственным путём;
• оценивать и анализировать социальные ситуации;
• делать свой выбор;
• владеть устным и письменным общением;
• способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной, общественной деятельности, а также в личной жизни.

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определённого результата. Эта методика мне интересна тем, что она ориентирована на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. В процессе работы над учебным проектом школьники постигают реальные процессы, объекты, проживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты, процессы. 

С чего я начала?

С изучения научной литературы по теме. Затем я разработала серию уроков по истории в 5-9 классах и осуществляю их с 2015 года (см Приложение 1). Объясняю детям, как важно быть самостоятельным в познавательной деятельности. Знакомлю с этапами по выполнению работы.

Проекты в 5-9 классах небольшие по длительности (краткосрочные), выбираю самые интересные темы. Чаще всего исследования ученики делают дома. Учащиеся активно используют различные источники информации, в том числе Интернет. А затем представляют результат на уроках. Это обусловлено тем, что проекты требуют временных затрат. а на уроке времени недостаточно.

Какие трудности встречаются? Не все ученики готовы к самостоятельной поисковой деятельности. Не сразу получается публично представить проект. Всё это опыт, опыт нескольких лет. Ноя вижу, что постепенно дети интересуются темами, предложенными мною. И даже могут предложить свои темы.

Каков же результат на сегодняшний день?

Ученики 8в класса, в котором я начинала осуществлять эту технологию, заканчивают в этом году 8 класс. И хотя класс неоднородный по способностям и мотивации учебной деятельности, но уже можно сказать, что почти 70% учащихся научились определять цель, задачи, этапы своей исследовательской деятельности. Они уже частично самостоятельно могут осуществлять поиск необходимых источников для проектной работы. Повысился интерес к преподаванию предметов.

На будущий год 7 учеников 8в (будущего 9в) класса выбрали темы и будут работать под моим руководством.

Темы ученики определяли сами, мне пришлось только подкорректировать



В старших классах я также продолжаю использовать эту технологию. В 10 а классе с этого учебного года я веду элективный курс «Индивидуальный проект». Посещение курса – 100%.

Учащиеся выбирают темы и под руководством учителей или работников других учреждений города выполняют индивидуальные проекты. Я знакомлю их с теоретическими аспектами написания работы. Провожу систематически индивидуальные консультации по работам, обращаю внимание на правильное оформление приложений, списка источников (рекомендации по проектам находятся на сайте школы).

Результатом данной деятельности является то, что больше половины учеников 10 класса готовы защитить свои работы перед жюри. Из 18 учащихся 5 пишут работы под руководством работников учреждений города (не педагогов 23 школы). Но всё равно во многом приходится консультировать учеников, так их руководители, не знают, например, правила оформления работы.

В этом учебном году 3 ученика 10 а класса писали работы под моим руководством. Работы готовы к защите.

Кроме того, много времени я уделяю написаю индивидуальных проектов с другими старшеклассниками. Это темы, которые интересуют учащихся, темы, которые вызывают личный интерес. Например, темы связанные с историей своей семьи. Самые лучшие работы принимают участие в конкурсах. Представляю вашему вниманию результаты участия моих учеников в различных конкурсах. (приложение № 2).

За последние четыре года мои ученики приняли участие с исследовательскими работами в 12 муниципальных, 7 республиканских. 2 Всероссийских конкурсах исследовательских работ и получили 14 призовых мест. Считаю это очень хорошим успехом моих учеников.


Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. 
При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

Выводы.
Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.
Одним из основных принципов в преподавании истории и обществознания является диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.

В большинстве случаев предлагаемая тема проектной работы использует межпредметные связи, что требует от ученика обращения к разнообразным научным областям. Очень удачно, исходя из моей практики, можно проводить интегрированные уроки с применением проектной методики по литературе, истории и технологии. Правда это требует большой подготовительной работы. Поэтому проводить такие уроки можно на этапе обобщения пройденного материала. Так, в 7 классе при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учащихся можно разделить на группы, и каждая группа готовит свои проекты, по заранее оговоренным вопросам, которые потом обсуждаются в дискуссии. Группа «историков», например, готовит сообщение по истории зарождения казачества, его нравов и обычаев, быта и т.п. «Технологи» представляют блюда из казачьей кухни и модели костюмов казаков. «Литераторы» - подтверждают выводы предыдущих групп фрагментами из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В результате учащиеся совместными усилиями, применив необходимые знания из разных областей, через проектную деятельность показывают практическое применение полученных знаний.

Учебные проекты использую на уроках обществознания и истории. В основном это коллективные задания, результатом которых являются электронные презентации, учебные плакаты, настенные газеты, рисунки, выступления перед учащимися. («Симфония культур» по культуре цивилизаций (10 кл.); «Портрет современной молодёжи» - обществознание (8-9 кл.); «Герб семьи» - индивидуальные проекты (6 кл.); «Моя фирма» – обществознание (7 кл.); «Защита прав потребителей» – экономика (10 кл.); исторические кроссворды, иллюстрации к учебнику истории (5-9 кл.).

Использование метода проектов наиболее плодотворно в организации внеклассной работы, показывает положительные результаты и даёт много преимуществ по сравнению с применением проектной методики в рамках существующей классно-урочной системы. Это связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, – групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель).

Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время удается:
• Повысить творческую активность учащихся на уроке;
• развивать их логическое и критическое мышление;
• повысить уровень их конкурентоспособности;
• расширить кругозор школьников.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.

В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни.


Приложение 1. Этапы работы над проектом
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы. 
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Презентация проектов.
8. Коллективное обсуждение.

Приложение 2.

Методическая разработка курса уроков «Проекты на уроках истории». Основная школа.

Автор: Губайдуллина Е.В., учитель истории МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты

Цель: личное совершенствование обучающихся через создание условий для развития навыков познавательной и коммуникативной деятельности

Задачи, реализующие предметную направленность:

  • Повышение мотивации к изучению истории;

  • Получение знаний об исторической эпохе и исторических личностях;

  • Знакомство с достижениями культуры.

Задачи, реализующие метапредметную компетентность:

  • Развитие операций мышления обучающихся;

  • Формирование коммуникативных навыков;

  • Содействие адаптации обучающихся к постоянно меняющимся условиям обучения;

  • Активизация потребности в самостоятельной поисковой деятельности;

  • Формирование умения целостно воспринимать проблему и определять пути её решения.

Задачи, реализующие формирование личностных установок обучающихся:

  • Развитие рефлексии;

  • Формирование коммуникативных навыков.

Тематическое планирование

5класс

Тема проекта

цель

Вид проекта( по числу участников)

Вид проекта

Результат/ проектный продукт

Формируемая компетентность

1

Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей

Привлечение интереса к теме

групповой

творческий

Рассказ «Открытия и изобретения в жизни человека»

Коммуникативная, мыслительная.

2

Древнейшие виды письменности

Привлечение интереса к теме

индивидуальный

творческий

Изготовление макета «Древние письмена». Презентация продукта.

Мыслительная, коммуникативная

3

Древняя культура Китая

Привлечение интереса к теме

групповой

исследовательский

Компьютерная презентация

Мыслительная, коммуникативная

4

Мудрецы древности о правилах поведения

Привлечение интереса к теме

индивидуальный

творческий

Компьютерная презентация. Составление своих правил поведения

Мыслительная, коммуникативная

5

Устройство древних городов

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Компьютерная презентация

Мыслительная, коммуникативная

6

Патриотизм греков в войнах с персами

Доказательство гипотезы

групповой

творческий

Компьютерная презентация. Рассказ от имени участника

Мыслительная, коммуникативная

7

Семь чудес света

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Компьютерная презентация.

Мыслительная, коммуникативная



6 класс

Тема проекта

цель

Вид проекта( по числу участников)

Вид проекта

Результат/ проектный продукт

Формируемая компетентность

1

Средневековая деревня

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Презентация

Мыслительная, коммуникативная

2

Средневековый замок

Решение практических задач

индивидуальный

творческий

Макет замка

Мыслительная, деятельностная

3

Средневековый город

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

презентация

Мыслительная, коммуникативная

4

Героиня французского народа

Доказательство гипотезы

индивидуальный

исследовательский

Презентация. Рассказ от имени участника

Мыслительная, коммуникативная

5

«Наука лопаты»

Привлечение интереса к теме

индивидуальный

исследовательский

презентация

Мыслительная, деятельностная

6

История городов Древней Руси

Привлечение интереса к теме

групповой

исследовательский

презентация

Мыслительная, коммуникативная

7

Святой Александр Невский: на перекрёстке мнений

Доказательство гипотезы

Групповой

информационный

Сочинение

Мыслительная, коммуникативная



7 класс

Тема проекта

цель

Вид проекта( по числу участников)

Вид проекта

Результат/ проектный продукт

Формируемая компетентность

1

Великие географические открытия

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

презентация

Мыслительная, коммуникативная

2

Европейская мода раннего нового времени

Привлечение интереса к теме

групповой

творческий

Презентация, рисунки, модели

Мыслительная, коммуникативная, деятельностная

3

«Скажи мне, что ты ешь»

Привлечение интереса к теме

групповая

творческий

Составление меню

Мыслительная, деятельностная

4

Иван Грозный в оценках потомков

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Презентация.

Дискуссия

Мыслительная, коммуникативная

5

Самозванцы в мировой истории

Доказательство гипотезы

индивидуальный

исследовательский

Презентация

Мыслительная

6

Церковный раскол ( на примере картины В.И.Серова «Боярыня Морозова»

Доказательство гипотезы

индивидуальный

исследовательский

Презентация

Мыслительная



8 класс

Тема проекта

цель

Вид проекта( по числу участников)

Вид проекта

Результат/ проектный продукт

Формируемая компетентность

1

Споры о Петре Великом

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Презентация

Мыслительная, коммуникативная

2

Образ Петра Великого в искусстве

Привлечение интереса к теме

индивидуальный

исследовательский

Презентация

Мыслительная

3

Георгиевские кавалеры

Привлечение интереса к теме

индивидуальный

исследовательский

Презентация

Мыслительная

4

Дворцы пригородов Петербурга

Привлечение интереса к теме

групповой

творческий

Презентация

Мыслительная, коммуникативная

5

Великие люди Х VIII века

Доказательство гипотезы

индивидуальный

исследовательский

Презентация

мыслительная

6

«Наука побеждать»

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

презентация

Мыслительная, коммуникативная



9 класс

Тема проекта

цель

Вид проекта( по числу участников)

Вид проекта

Результат/ проектный продукт

Формируемая компетентность


Наполеон Бонапарт: за и против

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Презентация. Дискуссия

Мыслительная, коммуникативная

1

Индустриальные города

Привлечение интереса к теме

индивидуальный

исследовательский

Презентация

Мыслительная

2

Александр Первый в оценках современников и историков

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Презентация. Дискуссия

Мыслительная коммуникативная

3

Отечественная война 1812 года в искусстве

Привлечение интереса к теме

групповой

исследовательский

Презентация. Составление викторины

Мыслительная коммуникативная

4

Золотой век русской культуры

Доказательство гипотезы

групповой

исследовательский

Презентация. Составление викторины

Мыслительная коммуникативная

5

Личность П.А.Столыпина

Доказательство гипотезы

индивидуальный

исследовательский

Презентация.

Мыслительная



Планируемые результаты:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.


Формирование личностных УУД:

• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости


Формирование коммуникативных УУД:

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения


Формирование регулятивных УУД:

• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени


Формирование познавательных УУД

• Сбор, систематизация, хранение, использование информации



Приложение 3. Результаты моих учеников в конкурсах


Год

Наименование мероприятия

Уровень

Ф.И. участника, класс

Результат


«Молодые исследователи - Республике Коми»

Республиканский

Веселова Екатерина 11а

участие

Республиканская олимпиада по религионоведению

Республиканский

Сенчук Алина 10б

участие

Республиканская научно - практическая конференция «Молодые исследователи - Республике Коми». Отборочный этап

муниципальный

Веселова Екатерина11а

Победитель муниципального этапа

VIII Крещенские чтения

Муниципальный

Байдюк Ирина 11б

Диплом победителя

Городская конференция профориентационной направленности «Призвание. Как его найти?»

муниципальный


Корниюк Лилиана 10б

Диплом «За глубину исследования»


Республиканская конференция «Отечество- Земля коми». Отборочный этап

муниципальный

Сенчук Алина 10б

Победитель муниципального этапа

2016-2017

Крещенские чтения

Муниципальный

Погомий Илья 11б

Диплом победителя

«Отечество- земля Коми»

Республиканский

Бутов Фёдор 10а

Диплом победителя

«Исследуем и проектируем»

муниципальный

Бутов Фёдор 10а

Диплом III степени

«Великая Отечественная война: взгляд из ХХI века»

Муниципальный

Матвеева Мария 11б

Диплом победителя


Олимпиада УГТУ по истории

Республиканский

Корниюк Лилиана 11б

Лауреат


Республиканская олимпиада по коми языку, коми литературе, историческому краеведению

Муниципальный этап

Перминов Александр 9а

участие

2017-2018

Всероссийский конкурс научно- исследовательских работ им Менделеева

Республиканский

Бутов Фёдор 11а

Диплом III степени. Публикация в сборнике работ конкурса

VМежрегиональная конференция «Спиридоновские чтения»

Республиканский

Бутов Фёдор 11а

Участие. Публикация в сборнике работ конференции

Всероссийская конференция обучающихся «Мой вклад в величие России»

Всероссийский

Бутов Фёдор 11а

Лауреат

Конкурс «История местного самоуправления»

Всероссийский

Бутов Фёдор 11а

Участие

Крещенские чтения

Муниципальный

Дыханова Дарья 10а

Участие

Стефановские чтения

Республиканский

Григорьева Кристина 9в

Диплом III степени


Иванова Дарина 9в

Участие

Заочная викторина «Наше культурное наследие» по «Основам православной культуры»

Республиканский

Русова Екатерина 5а

Диплом III степени


«Великая Отечественная война: взгляд из ХХI века»

Муниципальный

Чебыкина Александра 11б

Диплом III степени


Конкурс эссе «Нотариус»

муниципальный

Засорин Вячеслав 11б

участие


«Юные дарования»

Муниципальный

Макарова Виктория 5а

1 место

2018-2019


Стефановские чтения

Республиканский


Григорьева Кристина 10а

Диплом III степени


Гриценко Клара 10б

Участие


Межрегиональная конференция «Спиридоновские чтения»

Республиканский

Середа Дана 11б

Участие

Онлайн - олимпиада к 25-летию Конституции РФ и избирательной системы РФ

республиканский

Коршунова Олеся 11б

участие

«Великая Отечественная война: взгляд из ХХI века»

Муниципальный

Погорелов Данил 11б

Диплом I степени



Онлайн- конкурс по истории Великой Отечественной войны

муниципальный

Короткевич Екатерина 11б

Стадиенко Дмитрий 11б

1 место


2 место




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Публичный отчёт учителя истории и обществознания

Автор: Губайдуллина Елена Винокентьевна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "ПАСПОРТ ПРОЕКТА  «Судьба выпускников моей школы в годы Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(89) "pasport-proiekta-sud-ba-vypusknikov-moiei-shkoly-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "209962"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431347428"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства