Просмотр содержимого документа
«Публичный отчёт учителя истории и обществознания»
Отчёт учителя истории и обществознания Губайдуллиной Елены Винокентьевны.
Образование: высшее
Стаж работы: 32 года
Стаж работы в МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты: 29 лет
Категория: высшая
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе обществоведческого и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы.
С самого начала своей педагогической деятельности меня волновали вопросы:
Как сделать так, чтобы процесс обучения для детей был интересным и увлекательным?
Что необходимо предпринять для того, чтобы каждый из учеников мог раскрыть свои лучшие черты и способности?
Как добиться высокого качества знаний?
Как помочь найти ребенку себя и свой путь в жизни?
Поиск ответов на эти вопросы бесконечен, тем и интересен для меня труд учителя. Пытаясь найти свой путь к достижению целей, я апробировал многие формы работы. Одним из наиболее привлекательных и эффективных, на мой взгляд, является метод проектов, который использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Основными целями данной деятельности является: 1. формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления (проектной компетентности) 2. стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. 3. включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. 4. самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. 5. развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. 6. развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. 7. развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. 8. развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения 9. формирование компетентностей.
• способности брать на себя ответственность; • участвовать в совместном принятии решения; • регулировать конфликты ненасильственным путём; • оценивать и анализировать социальные ситуации; • делать свой выбор; • владеть устным и письменным общением; • способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной, общественной деятельности, а также в личной жизни.
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определённого результата. Эта методика мне интересна тем, что она ориентирована на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. В процессе работы над учебным проектом школьники постигают реальные процессы, объекты, проживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты, процессы.
С чего я начала?
С изучения научной литературы по теме. Затем я разработала серию уроков по истории в 5-9 классах и осуществляю их с 2015 года (см Приложение 1). Объясняю детям, как важно быть самостоятельным в познавательной деятельности. Знакомлю с этапами по выполнению работы.
Проекты в 5-9 классах небольшие по длительности (краткосрочные), выбираю самые интересные темы. Чаще всего исследования ученики делают дома. Учащиеся активно используют различные источники информации, в том числе Интернет. А затем представляют результат на уроках. Это обусловлено тем, что проекты требуют временных затрат. а на уроке времени недостаточно.
Какие трудности встречаются? Не все ученики готовы к самостоятельной поисковой деятельности. Не сразу получается публично представить проект. Всё это опыт, опыт нескольких лет. Ноя вижу, что постепенно дети интересуются темами, предложенными мною. И даже могут предложить свои темы.
Каков же результат на сегодняшний день?
Ученики 8в класса, в котором я начинала осуществлять эту технологию, заканчивают в этом году 8 класс. И хотя класс неоднородный по способностям и мотивации учебной деятельности, но уже можно сказать, что почти 70% учащихся научились определять цель, задачи, этапы своей исследовательской деятельности. Они уже частично самостоятельно могут осуществлять поиск необходимых источников для проектной работы. Повысился интерес к преподаванию предметов.
На будущий год 7 учеников 8в (будущего 9в) класса выбрали темы и будут работать под моим руководством.
Темы ученики определяли сами, мне пришлось только подкорректировать
В старших классах я также продолжаю использовать эту технологию. В 10 а классе с этого учебного года я веду элективный курс «Индивидуальный проект». Посещение курса – 100%.
Учащиеся выбирают темы и под руководством учителей или работников других учреждений города выполняют индивидуальные проекты. Я знакомлю их с теоретическими аспектами написания работы. Провожу систематически индивидуальные консультации по работам, обращаю внимание на правильное оформление приложений, списка источников (рекомендации по проектам находятся на сайте школы).
Результатом данной деятельности является то, что больше половины учеников 10 класса готовы защитить свои работы перед жюри. Из 18 учащихся 5 пишут работы под руководством работников учреждений города (не педагогов 23 школы). Но всё равно во многом приходится консультировать учеников, так их руководители, не знают, например, правила оформления работы.
В этом учебном году 3 ученика 10 а класса писали работы под моим руководством. Работы готовы к защите.
Кроме того, много времени я уделяю написаю индивидуальных проектов с другими старшеклассниками. Это темы, которые интересуют учащихся, темы, которые вызывают личный интерес. Например, темы связанные с историей своей семьи. Самые лучшие работы принимают участие в конкурсах. Представляю вашему вниманию результаты участия моих учеников в различных конкурсах. (приложение № 2).
За последние четыре года мои ученики приняли участие с исследовательскими работами в 12 муниципальных, 7 республиканских. 2 Всероссийских конкурсах исследовательских работ и получили 14 призовых мест. Считаю это очень хорошим успехом моих учеников.
Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.
Выводы. Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности. Одним из основных принципов в преподавании истории и обществознания является диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.
В большинстве случаев предлагаемая тема проектной работы использует межпредметные связи, что требует от ученика обращения к разнообразным научным областям. Очень удачно, исходя из моей практики, можно проводить интегрированные уроки с применением проектной методики по литературе, истории и технологии. Правда это требует большой подготовительной работы. Поэтому проводить такие уроки можно на этапе обобщения пройденного материала. Так, в 7 классе при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учащихся можно разделить на группы, и каждая группа готовит свои проекты, по заранее оговоренным вопросам, которые потом обсуждаются в дискуссии. Группа «историков», например, готовит сообщение по истории зарождения казачества, его нравов и обычаев, быта и т.п. «Технологи» представляют блюда из казачьей кухни и модели костюмов казаков. «Литераторы» - подтверждают выводы предыдущих групп фрагментами из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В результате учащиеся совместными усилиями, применив необходимые знания из разных областей, через проектную деятельность показывают практическое применение полученных знаний.
Учебные проекты использую на уроках обществознания и истории. В основном это коллективные задания, результатом которых являются электронные презентации, учебные плакаты, настенные газеты, рисунки, выступления перед учащимися. («Симфония культур» по культуре цивилизаций (10 кл.); «Портрет современной молодёжи» - обществознание (8-9 кл.); «Герб семьи» - индивидуальные проекты (6 кл.); «Моя фирма» – обществознание (7 кл.); «Защита прав потребителей» – экономика (10 кл.); исторические кроссворды, иллюстрации к учебнику истории (5-9 кл.).
Использование метода проектов наиболее плодотворно в организации внеклассной работы, показывает положительные результаты и даёт много преимуществ по сравнению с применением проектной методики в рамках существующей классно-урочной системы. Это связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, – групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель).
Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время удается: • Повысить творческую активность учащихся на уроке; • развивать их логическое и критическое мышление; • повысить уровень их конкурентоспособности; • расширить кругозор школьников.
Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности: • опыт работы с большим объемом информации; • опыт проведения презентации; • умение оценивать ситуацию и принимать решения; • умение работать в коллективе; • умение структурировать информацию; • умение индивидуально планировать работу; • умение работать в команде.
В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни.
Приложение 1.Этапы работы над проектом 1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы. 2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики. 3. Распределение задач по группам, поиск информации. 4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы. 5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. 6. Промежуточное обсуждение полученных данных. 7. Презентация проектов. 8. Коллективное обсуждение.
Приложение 2.
Методическая разработка курса уроков «Проекты на уроках истории». Основная школа.
Автор: Губайдуллина Е.В., учитель истории МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты
Цель: личное совершенствование обучающихся через создание условий для развития навыков познавательной и коммуникативной деятельности
Задачи, реализующие предметную направленность:
Повышение мотивации к изучению истории;
Получение знаний об исторической эпохе и исторических личностях;