kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации достижения успеха в условиях сотрудничества "учитель - ученик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развивать личность школьника, сохраняя его индивидуальность в условиях сотрудничества "учитель - ученик"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации достижения успеха в условиях сотрудничества "учитель - ученик"»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»


Скороспешкина Н.И.

педагог-психолог МАОУ СОШ №30, г. Томск



В поисках средств гуманизации образования мировая педагогика ориентирована на самоценность человеческой личности, её внутренние ресурсы и саморазвитие. Развить личность, сохранить индивидуальность – задача современной школы. России нужны люди способные творчески мыслить, добиваться успехов даже в самых малых делах. Педагогам уже в начальной школе важно формировать у каждого ученика «персональную линию успеха» на основе сотрудничества и сотворчества, посредством новых технологий, активных форм и методов обучения и воспитания здоровой личности и творческой индивидуальности. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности и учебной мотивации. В основе конгруэнтного содействия учителя и ученика в образовательном учреждении лежит идея Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребёнка в обществе, преобразование социального и индивидуальное происходит в процессе содействия со взрослыми и сверстниками. Одна из закономерностей педагогического процесса: «...организуемая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребёнок». Но успех как результат содействия появляется лишь в том случае, если присутствуют «встречные усилия» - стремление к достижению успеха как у школьника (в учебно-познавательной деятельности и общения), так и у педагога (в его профессиональной деятельности). Если в педагогической системе нет совпадения (конгруэнтности) диспозиций достижения успеха у педагога и школьника – нет успеха, как в деятельности первого, так и в деятельности второго.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Выбираемые технологии должны иметь качественную характеристику, так называемый «сертификат безопасности» для здоровья. Это, прежде всего, совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Очень важно педагогам обогащать содержания мотивации, в формировании социально-значимых мотивов учения, познавательной потребности. Чтобы формировать предметную направленность мотивации, необходимо увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных самостоятельных работ. Практика показывает, что многие ученики нуждаются в руководстве, особенно те, которые проявляют интерес к учебным предметам, где им несложно, где можно получить хорошие отметки, не прилагая больших усилий. В основе формирования мотивации в условиях учебного процесса лежит необходимость взаимодействия сотрудничества, сотворчества учащегося и педагога. Психолог О.С. Гребенюк писал: «Чтобы учащийся осознал потребность в каком-то предмете, в знаниях, новых способах действий, ему необходимо представить этот предмет как значимый для него, для его одноклассников, как нужный в данный момент или в перспективе. В результате полученной информации в его сознании отражается предмет, способный удовлетворить его потребности – возникает знание о потребности. Поэтому опытные педагоги всегда в начале работы раскрывают учащимся смысл предстоящей им деятельности, знакомят с тем, какие знания им предстоит усвоить, какими навыками овладеть, что необходимо делать и почему это необходимо. Для этого необходимо актуализировать потребностные мотивационные состояния».

Что же такое потребностно-мотивационная или, точнее диспозиционная конгруэнтность в системе «педагог-школьник»? Диспозиционная конгруэнтность в системе «педагог-школьник» - это состояние системы, отражающее совпадение направленностей на достижение успеха у обеих сторон системы. Конгруэнтность обуславливает степень эффективности содействие в диаде «учитель-ученик» при решении социально-педагогических задач. В качестве характерных признаков достижения педагогической системой состояния диспозиционного совпадения можно назвать следующие фиксируемые черты:

  • гармоничность в системе «педагог-школьник»;

  • стремление обеих сторон к позитивному взаимодействию;

  • позитивные цели содействия в системе «педагог-школьник»;

  • вовлечённость в совместную деятельность (содействие) как в школе, так и за её приделами;

  • выбор педагогом форм, методов и приёмов работы, адекватных когнитивным и эмоциональным состояниям воспитанников;

  • положительное отношение обучающегося к оценке со стороны учителя результатов его учебной и иной работы;

  • адекватный уровень мотивации достижения успеха у школьника в учебно-познавательной и общении, у педагога в профессиональной;

  • состояние эмоциональной удовлетворённости и педагога и у школьника как результат содействия.

Личностный рост школьника, профессиональное становление и совершенствование педагога – вот сверхзадачи «педагогики успеха встречных усилий», педагогики успеха.

Энергию для своего профессионального роста и совершенствования педагог может черпать из своих успехов, которые опосредуются успехами воспитанников. Учитель становится успешным, помогая быть успешным ученику. Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчётливо проявляют стремление добиваться только успехов в своей учебно-познавательной, коммуникативной и других видах деятельности, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанные с этим работа вызывает у них положительные эмоции, эмоции предвосхищающегося и констатирующего успеха. Совершенно иначе ведут себя ученики, мотивированные на избегание неудач. Их цель в учебно-познавательной и других видах деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие ученики проявляют неуверенность в себе, не верят в собственные силы и возможность добиться успеха, бояться критики. Вследствие этого с учебной деятельностью у них связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от учебной деятельности, тяготятся ею. Всё это чревато неудачами в учёбе, в общении, отношениях. С самооценкой соотносится уровень притязаний – тот практический результат, которого школьник рассчитывает достичь в учебно-познавательной деятельности. Как фактор, определяющий удовлетворённость или неудовлетворённость учебной деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для обучающихся, ориентированных на избегание неудач, а не на достижение успехов. Педагогика сотрудничества и сотворчества «учитель-ученик» с её философскими и психологическими основами, которыми являются методы диалога, гуманистическая концепция, эмоционального интеллекта и др. Данная технология продуктивно осуществляет процесс развития детей, а именно, развивает коммуникативные и организаторские умения, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность, анализировать и структурировать полученную в диалогах информацию, а также умение работать в группе, команде, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других. Всё перечисленное вполне соответствует достижению требуемых результатов, заявленных в концепции модернизации российского образования. Таким образом, технология сотрудничества, сотворчества «учитель и ученик» рассматривается как инновационная технология, представляющая собой целенаправленный контакт учителей и учеников, следствием которого является взаимные изменения в структуре их личности, в поведении, деятельности и взаимоотношениях. При этом происходит целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию, и помогает раскрытию личностного интеллектуально-творческого потенциала, как ученика, так и педагога.



Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности М., МГУ, 1990.

  2. Гребенюк О.С. Изучение мотивационной сферы учащихся М., Педагогика, 1998.

  3. Кремер Е.З. Сотворчество как особый режим педагогической деятельности //Психологическая наука и общественная практика. Сб.: материалов научно-практической конференции Ч.2. Минск, 1993 С.106-108.

  4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., Новая школа, 1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скороспешкина Надежда Ивановна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства