Профессиональное самоопределение обучающихся ОКОУ «Курская школа-интернат», как условие интеграции в общественную среду
Профессиональное самоопределение обучающихся ОКОУ «Курская школа-интернат», как условие интеграции в общественную среду
В данной работе обобщен опыт профориентационной работы социального педагога в школе для глухих и слабослыщащих обучающихся. Предоставлена моделоь межсетевого взаимодействия - сотрудничества с другими образовательными и производственными организациями. Сделан обзор профориентационной программы "Мой выбор", рассчитанной на 3 года (с 9 по 11 классы). Основной целью - является создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом ситуации на региональном рынке труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение обучающихся ОКОУ «Курская школа-интернат», как условие интеграции в общественную среду »
Профессиональное самоопределение воспитанников
Курской школы-интерната I и II вида, как условие интеграции в общественную среду
Ситникова Анастасия Викторовна,
социальный педагог
В нашей стране в последнее время большое внимание уделяется образованию молодежи, ее профессиональным стремлениям. Государство стремится создать все условия для того, чтобы школьник сделал правильный, осознанный выбор профессии и в дальнейшем не пожалел об этом. И если обычный, здоровый ребенок может достаточно легко найти свое место в жизни, то детям с ограниченными возможностями здоровья сделать это значительно труднее.
Ежегодно в России растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретенной глухотой или тугоухостью. Для таких выпускников сильно ограничена возможность выбора профессии. Даже имея льготы при поступлении в специальные учебные заведения, многие из детей с нарушением слуха не стремятся получить образования, просто не понимая, зачем им это нужно. Те же, кто продолжает учиться дальше, будучи неуверенными в своих силах, зачастую поступают и идут работать не туда, куда хочется, а куда возьмут.
Один из самых сложных и важных вопросов для семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, является возможность получения профессии для дальнейшего трудоустройства.
В настоящее время возможность получения профессионального образования зависит не только от физического состояния (диагноза), степени развития словесной речи, уровня школьного образования, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
На наш взгляд для того, чтобы сформировать у детей, имеющих нарушение слуха, правильное понятие о своей будущей профессии, необходимо наравне с проведением консультаций, тренингов и тестирования по профессиональной ориентации, показать воспитанникам реально где и как они смогут получить профессию, а затем кем работать.
Профориентационная работа в специальных (коррекционных) школах должна вестись на протяжении всего образовательного процесса, с упором на выпускные классы.
Существует множество моделей выбора профессионального жизненного пути по которым может пойти выпускник школы-интерната, самыми распространенными из них являются:
школа – работодатель;
школа – СПО – работодатель.
Курская школа-интернат I и II вида представляет собой гибкую структуру, которая оснащена современным оборудованием для реализации профессионального обучения. В рамках объединений дополнительного образования организованны занятия по курсу профессионального обучения «Швея», «Столяр». Содержание и объем теоретического и практического материала программ по данным курсам соответствует уровню подготовки воспитанников и присваиваемому профессиональному разряду, что дает возможность в полной мере овладеть профессий. Немаловажным также является осуществление межсетевого взаимодействия – сотрудничества с другими образовательными и производственными организациями. В настоящее время для осуществления производственной практики воспитанников школа-интернат сотрудничает с ООО «Курская мебельная фабрика», ООО «Курскрыба», ООО «Курская швейная компания».
С целью успешного трудоустройства выпускников педагогический коллектив Курской школы-интерната I и II вида разработал социально-психологическую профориентационную программу «Мой выбор».
Данная программа направлена на воспитанников 9-11 классов. Основной целью - является создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом ситуации на региональном рынке труда.
Задачи:
На базе 9-х классов:
1. Сформировать положительное отношение к труду;
2. Помочь определить пути саморазвития;
3. Сформировать правильное представление у обучающихся о профессиях, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности.
На базе 10-х классов
Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях воспитанников для осознанного выбора профессии;
Сформировать правильные возможности адекватно оценивать свои личностные возможности.
На базе 11-х классов:
1. Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
2. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
3. Овладение первичными знаниями, умениями, навыками в избранной специальности;
4. Знакомство с учебными заведениями, где могут обучаться выпускники с ограниченными возможностями.
Основополагающие принципы:
принцип гуманности ;
принцип сознательности в выборе профессии воспитанниками;
принцип взаимосвязи профориентационных центров, школ, семьи, высших и средних учебных заведений;
принцип оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы;
принцип индивидуализации.
Информационное обеспечение профориентационной деятельности:
Рекламный стенд «Выбери свою профессию».
Выпуск информационной брошюры: «Куда пойти учиться?»: список учебных заведений для лиц с нарушениями слуха.
Выпуск брошюры: «Полезные телефоны города Курска»
Распространение информации о: «Перечне приоритетных профессиях рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда», на основании Постановления от 8 сентября 1993 г. №150 Министерства труда Российской Федерации.
Планируемые результаты:
Успешная интеграция воспитанника в общество, после окончания специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида.
Поступление воспитанников в средние специальные учебные заведения с последующей ориентацией
В ходе реализации профориентационной программы проводятся следующие мероприятия:
Беседы с представителями интересующей профессии. Классные руководители, воспитатели организуют встречи с представителями различных профессий. О профессиях могут рассказать и преподаватели профессиональных учебных заведений.
Наблюдение за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте.
С этой целью организуются экскурсии на предприятия и в учреждения города (ООО «Курскрыба», ООО «Курская текстильная компания», художественно-творческие мастерские, ООО «БИАКСПЛЕН К», автомастерские, ЗАО «Курский электроаппаратный завод» и т.д.) Наблюдение за работой профессионалов позволяет воспитанникам получить собственное впечатление о профессиях, представить себя на месте специалистов.
Экскурсии в городской Центр занятости населения с целью ознакомления с услугами, предоставляемыми Центром занятости (ЦЗ), основными функциями ЦЗ, а также с правилами постановки на учет.
Ознакомление с информационными материалами, содержащими сведения о профессиях: профессиограммами, публикациями, фильмами о профессиях, буклетами, информирующими о новых профессиях и профессиях, востребованных на рынке труда, презентациями различных учебных заведений и предприятий, справочной литературой.
Источниками знаний о профессиях служат средства массовой информации, родственники, знакомые, выпускники школы.
Безусловно, выбор профессии остается за выпускниками и их родителями, однако школа должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.