kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональное самоопределение обучающихся ОКОУ «Курская школа-интернат», как условие интеграции в общественную среду

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе обобщен опыт профориентационной работы социального педагога в школе для глухих и слабослыщащих обучающихся. Предоставлена моделоь межсетевого взаимодействия - сотрудничества с другими образовательными и производственными организациями. Сделан обзор профориентационной программы "Мой выбор", рассчитанной на 3 года (с 9 по 11 классы). Основной целью -  является создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом ситуации на региональном рынке труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение обучающихся ОКОУ «Курская школа-интернат», как условие интеграции в общественную среду »

Профессиональное самоопределение воспитанников

Курской школы-интерната I и II вида, как условие интеграции в общественную среду

Ситникова Анастасия Викторовна,

социальный педагог

В нашей стране в последнее время большое внимание уделяется образованию молодежи, ее профессиональным стремлениям. Государство стремится создать все условия для того, чтобы школьник сделал правильный, осознанный выбор профессии и в дальнейшем не пожалел об этом. И если обычный, здоровый ребенок может достаточно легко найти свое место в жизни, то детям с ограниченными возможностями здоровья сделать это значительно труднее.

Ежегодно в России растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретенной глухотой или тугоухостью. Для таких выпускников сильно ограничена возможность выбора профессии.  Даже имея льготы при поступлении  в специальные учебные заведения, многие из детей с нарушением слуха  не стремятся получить образования, просто не понимая, зачем им это нужно. Те же, кто продолжает учиться  дальше, будучи неуверенными в своих силах, зачастую поступают и идут работать не туда, куда хочется, а куда возьмут.

Один из самых сложных и важных вопросов для семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, является возможность получения профессии для дальнейшего трудоустройства.

В настоящее время возможность получения профессионального образования зависит не только от физического состояния (диагноза), степени развития словесной речи, уровня школьного образования, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.

На наш взгляд для того, чтобы сформировать у детей, имеющих нарушение слуха, правильное понятие о своей будущей профессии, необходимо наравне с проведением консультаций, тренингов и тестирования по профессиональной ориентации, показать воспитанникам реально где и как они смогут получить профессию, а затем кем работать.

Профориентационная работа в специальных (коррекционных) школах должна вестись на протяжении всего образовательного процесса, с упором на выпускные классы.

Существует множество моделей выбора профессионального жизненного пути по которым может пойти выпускник школы-интерната, самыми распространенными из них являются:

  • школа – работодатель;

  • школа – СПО – работодатель.

Курская школа-интернат I и II вида представляет собой гибкую структуру, которая оснащена современным оборудованием для реализации профессионального обучения. В рамках объединений дополнительного образования организованны занятия по курсу профессионального обучения «Швея», «Столяр». Содержание и объем теоретического и практического материала программ по данным курсам соответствует уровню подготовки воспитанников и присваиваемому профессиональному разряду, что дает возможность в полной мере овладеть профессий. Немаловажным также является осуществление межсетевого взаимодействия – сотрудничества с другими образовательными и производственными организациями. В настоящее время для осуществления производственной практики воспитанников школа-интернат сотрудничает с ООО «Курская мебельная фабрика», ООО «Курскрыба», ООО «Курская швейная компания».

С целью успешного трудоустройства выпускников педагогический коллектив Курской школы-интерната I и II вида разработал социально-психологическую профориентационную программу «Мой выбор».

Данная программа направлена на воспитанников 9-11 классов. Основной целью - является создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом ситуации на региональном рынке труда.


Задачи:

На базе 9-х классов:

1. Сформировать положительное отношение к труду;

2. Помочь определить пути саморазвития;

3. Сформировать правильное представление у обучающихся о профессиях, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности.

На базе 10-х классов

Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях воспитанников для осознанного выбора профессии;

Сформировать правильные возможности адекватно оценивать свои личностные возможности.

На базе 11-х классов:

1. Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

2. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

3. Овладение первичными знаниями, умениями, навыками в избранной специальности;

4. Знакомство с учебными заведениями, где могут обучаться выпускники с ограниченными возможностями.

Основополагающие принципы:

  • принцип гуманности ;

  • принцип сознательности в выборе профессии воспитанниками;

  • принцип взаимосвязи профориентационных центров, школ, семьи, высших и средних учебных заведений;

  • принцип оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы;

  • принцип индивидуализации.

Информационное обеспечение профориентационной деятельности:

  • Рекламный стенд «Выбери свою профессию».

  • Выпуск информационной брошюры: «Куда пойти учиться?»: список учебных заведений для лиц с нарушениями слуха.

  • Выпуск брошюры: «Полезные телефоны города Курска»

  • Распространение информации о: «Перечне приоритетных профессиях рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда», на основании Постановления от 8 сентября 1993 г. №150 Министерства труда Российской Федерации.

Планируемые результаты:

  1. Успешная интеграция воспитанника в общество, после окончания специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида.

  2. Поступление воспитанников в средние специальные учебные заведения с последующей ориентацией

В ходе реализации профориентационной программы проводятся следующие мероприятия:

Беседы с представителями интересующей профессии. Классные руководители, воспитатели организуют встречи с представителями различных профессий. О профессиях могут рассказать и преподаватели профессиональных учебных заведений.

Наблюдение за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте.

С этой целью организуются экскурсии на предприятия и в учреждения города (ООО «Курскрыба», ООО «Курская текстильная компания», художественно-творческие мастерские, ООО «БИАКСПЛЕН К», автомастерские, ЗАО «Курский электроаппаратный завод» и т.д.) Наблюдение за работой профессионалов позволяет воспитанникам получить собственное впечатление о профессиях, представить себя на месте специалистов.

Экскурсии в городской Центр занятости населения с целью ознакомления с услугами, предоставляемыми Центром занятости (ЦЗ), основными функциями ЦЗ, а также с правилами постановки на учет.

Ознакомление с информационными материалами, содержащими сведения о профессиях: профессиограммами, публикациями, фильмами о профессиях, буклетами, информирующими о новых профессиях и профессиях, востребованных на рынке труда, презентациями различных учебных заведений и предприятий, справочной литературой.

Источниками знаний о профессиях служат средства массовой информации, родственники, знакомые, выпускники школы.

Безусловно, выбор профессии остается за выпускниками и их родителями, однако школа должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ситникова Анастасия Викторовна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства