Проектирование научно-педагогического исследования
Проектирование научно-педагогического исследования
Проектирование исследования предполагает проектирование системы нового научного знания, которую намерен построить исследователь. Ключевыми моментами проекта как цикла продуктивной деятельности являются: формулирование проблемы, построение модели новой системы, реализация системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектирование научно-педагогического исследования»
Проектирование научно-педагогического исследования
Хохлова А.Ю., ст. методист ГАПОУ КО «ККСД»
Проектирование исследования предполагает проектирование системы нового научного знания, которую намерен построить исследователь. Ключевыми моментами проекта как цикла продуктивной деятельности являются: формулирование проблемы, построение модели новой системы, реализация системы. В отношении научного исследования эти ключевые моменты выглядят так: формулирование научной проблемы, построение научной гипотезы как познавательной модели (эти первые два из трех ключевых моментов относятся к фазе проектирования исследования); затем в ходе дальнейшего исследования эта модель - гипотеза проверяется и оценивается. Если она подтверждается, то гипотеза становится новой системой научного знания, созданной исследователем. Если гипотеза не подтверждается, то она отвергается, необходимо создание новой познавательной модели - новой гипотезы (или гипотез). Фаза проектирования исследования включает в себя стадии: концептуальную, построения гипотезы, конструирования, технологической подготовки исследования.
Концептуальная стадия проектирования делится на этапы: выявление противоречия, формулирования проблемы, определение цели исследования, формирования критериев. Естественно, первоначально, приступая к очередной научной работе, любой исследователь имеет замысел - задуманный в самых общих чертах проект - что он хочет получить. Замысел порождается на основе многих обстоятельств: потребностей педагогической практики, логики развития самой педагогической науки, предшествующего опыта исследователя - практического и/или научно-исследовательского, а также его личных вкусов и интересов, что является, в общем-то, определяющим фактором: ведь научная деятельность - это творческая деятельность, а творчество - дело тонкое. В отличие, допустим, от токаря, который должен делать изо дня в день заданную ему одну и ту же деталь по готовому чертежу, или от солдата, который беспрекословно должен выполнять приказы командира, исследователь должен иметь определенную свободу выбора направления, содержания, методов научной работы и т.д. Как показывает обширный опыт, заставлять исследователя работать по заданной кем-то, не им самим, теме бессмысленно и бесполезно. Исследователь сам выбирает тему научной работы и сам формирует замысел исследования. Но уже при замысле исследователь должен четко определиться, к каким типам будет относиться его исследование.
Построение гипотез является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Гипотеза, по сути дела, является моделью будущего научного знания (возможного научного знания). Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней производящей их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго - объяснительными.
Следующая стадия проектирования научно-педагогического исследования: на основе определенной его цели, критериев и построенной гипотезы - конструирование исследования, включающие этапы определения его задач и его планирования.
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи педагогического исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов. Вариант первый - более простой и не строгий, хотя и допустимый, например, в практике оформления кандидатских диссертаций - задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Но, вообще говоря, это не научные задачи как таковые, а скорее процессуальные компоненты исследования. Они формулируются в глаголах: «изучить», «проанализировать», «попробовать» и т.п. В этом случае четко просматривается этапная, временная структура построения задач исследования - каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей. Второй вариант, более сложный и строгий в научном плане и более предпочтительный: задачи формулируются тоже как относительно самостоятельные, законченные части исследования. Но здесь такая временная последовательность, как в предыдущем случае, прямо не просматривается. Задачи тут выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования и как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные, естественно, в конкретных условиях, налагаемых сформулированной гипотезой исследования.
Вторым и последним этапом стадии конструирования научно педагогического исследования является создание программы (методики) исследования. Методика - это документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, его цели, гипотезы, задачи методологических основ и методов исследования. Кроме того, создание методики исследования включает в себя еще планирование, т.е. разработку временного графика выполнения намеченных работ. Хотя многие научные работники весьма скептически относятся к планированию научных исследований, опыт показывает, что планирование является полезным организующим, в том числе самоорганизующим началом. Говоря о планировании, необходимо иметь в виду два вида планов: планирование индивидуального научного исследования; планирование коллективного исследования. Стадия технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной научной работы. Она заключается в подготовке экспериментальной учебно-программной документации, учебных пособий и средств обучения; подготовке бланков протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого экспериментального оборудования, создании необходимого программного обеспечения и т.п. Технологическая фаза педагогического исследования заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы в соответствии с разработанным на стадиях конструирования и технологической подготовки исследования комплексом рабочих материалов. Технологическая фаза состоит из двух стадий: проведения исследования и оформления результатов. Стадия проведения исследования, в свою очередь, включает два этапа: теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования) и эмпирический этап - проведение опытно- экспериментальной работы. Суть рефлексивной фазы исследования состоит в том, что исследователь (или коллектив исследователей), получив результаты, должен их отрефлексировать - «обратиться назад» и осмыслить. Сравнить, оценить исходные и конечные состояния:
• объекта деятельности - самооценка результата;
• субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия.
Литература
Новиков, А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. С. 193-273.