kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской и исследовательской деятельности детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской и исследовательской деятельности детей».»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

_______________________________________________________________________

Проект


«LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования»




Разработчики:

Москаль Ирина Владимировна,

Заместитель директора по УВР,

Ткачева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе







п. Пурпе Пуровского района

2018 год

А ннотация.

Политические и экономических условия в современном мире ставят перед Россией новые задачи, одной из которых является продолжение разработки новых инженерных проектов, в том числе и проектов по освоению Арктики.

Решение данных задач заставляют формировать новые стратегии в образовании, а именно, совершенствовать подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением.

Одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО является осуществление   предпрофессиональной и профориентационной работы с учащимися по выбору профессий инженерно-технической направленности.

Совершенствование системы образования, в том числе и дополнительного, тесно связано с социальным заказом общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. 

 Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.

Актуальность данного проекта заключается в идеи того, что начинать готовить будущих инженеров значительно раньше (дошкольный, младший школьный возраст), когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. 

Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов мы сегодня имеем возможность уже с дошкольного возраста знакомить детей с основами строения технических объектов. 

Работая с конструктором LEGO, учащиеся, занимающиеся в объединении «ТЕХНО-МИР» могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в разработке собственных проектах, совершенствовать и уже в младшем школьном возрасте начинаю строить профессиональные планы.

Занятие творчеством, в особенности техническим, повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах, развивает математические способности ребенка. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей.


Т езисы.

LEGO - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности.

Цели:

  • совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;

  • способствование предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

Задачи проекта

  • совершенствовать деятельность по развитию технического творчества, через расширение системы социального партнерства, сетевого взаимодействия;

  • формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;

  • обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна через, разработку сетевых (сквозных) образовательных программ.

Отличительными особенностями обучения детей в объединениях технической направленности является то, что при разработке таких программ сделан акцент на:

- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;

- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.











П аспорт проекта


Наименование проекта

LEGO-конструирование  и робототехника как средство  развития навыков конструкторской, исследовательской  и  творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования.

Актуальность проекта

LEGO – педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

LEGO – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.

Актуальность данного проекта заключается в идеи того, что начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше (дошкольный, младший школьный возраст), когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.  Развивая техническое направление образования, мы развиваем техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности ребенка.

Цели проекта

  • совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;

  • способствование предпрофильной подготовке учащихся.

Задачи проекта

  1. совершенствовать деятельность по развитию технического творчества через расширение системы социального партнерства, сетевого взаимодействия;

  2. формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;

  3. обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна через разработку сетевых (сквозных) образовательных программ.

Целевая группа

Разновозрастные группы учащихся:

5—7 лет (дошкольники); 7-10 лет (младшие школьники); 11-14 леи (средний школьный возраст)

База проекта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района, сетевые партнеры: ОУ п. Пурпе

Основные разработчики

Педагоги дополнительного образования технической направленности

Ответственные исполнители

Педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Новизна Проекта

Новизна заключается в том, что в условиях образовательного учреждения создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Этапы реализации Проекта

1 этап – подготовительный этап (апрель 2018-сентябрь 2018) –анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы сетевого взаимодействия с ОУ поселка в рамках технической направленности

2 этап – 2018-2019 учебный год – (внедренческий) – решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей технического образования в образовательном процессе, корректировки сетевой программы: реализация мастер-классов   с детьми, родителями, педагогами по техническому конструированию; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

3 этап – 2019-2020 учебный год – (обобщающий) –этап осуществление  распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов

Ожидаемые результаты

Основные результаты:

- развитие материальная база объединений технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

- повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования за счет использования инновационных LEGO-технологий и робототехники;

- участие педагогов в конкурсах различных уровней;

- совершенствование работы с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия в рамках технологического образования детей);

- расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;

- формирование имиджа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

 - удовлетворённость  родителей в образовательных услугах МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

- повышение престижа и рейтинга МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на рынке образовательных услуг.

Условия реализации

1. Организационно-управленческая деятельность.

2. Нормативно-правовая деятельность.

3. Научно-методическая деятельность.

4. Социально-психологическая деятельность.

5. Финансовые условия деятельности ОУ.

Источник финансирования

Бюджет, привлечение внебюджетных средств.

Система организации контроля

Контроль над исполнением Проекта – администрация МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе











Содержание

стр.

  1. Название проекта

7

  1. Введение

7-8

  1. Актуальность проекта

8-9

  1. Цели и задачи проекта

9

  1. Основная идея проекта

10

  1. Новизна проекта (программы)

10

  1. Основная часть

11-19

  1. Заключение

19

Список литературы

20

Приложение № 1.

21

Приложение № 2.

22

Приложение № З.

23

Приложение № 4.

24-25

















































Основные приоритетные задачи: создание оптимальных условий для интеллектуального развития, укрепления здоровья, самообразования и творческого труда учащихся, в приобретении технических (математических) знаний, в выработке умений и навыков практической (предпрофессиональной) деятельности, адаптация детей к жизни в обществе; формирование технологической культуры.

  1. Название проекта.

«LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования».

  1. Введение.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки образовательной среды и открывает сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.

В МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе обучение осуществляется по шести направленностям (См. Приложение №1).

Современные политические и экономических условия в современном мире ставят перед Россией новые задачи, одной из которых является продолжение разработки новых проектов по освоению Арктики в ЯНАО.

Решение данных задач заставляют формировать новые стратегии в образовании, а, именно, совершенствовать подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением.

В связи с чем, одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО, является осуществление   предпрофессиональной и профориентационной работы с детьми по выбору профессий инженерно-технической направленности.

С овершенствование системы образования, в том числе и дополнительного, тесно связано с социальным заказом общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. 

 Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.


  1. Актуальность проекта.

LEGO – педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

LEGO-конструирование – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.

 Особенностью разработки Программы развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2015-2018г.г. стало выделение технической направленности, как приоритетной.

Следовательно, перед нами стоит задача: внедряя новые образовательные технологии, развивая и обогащая материально-техническое обеспечение объединений технической направленности, мы способствуем развитию у детей навыков конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

Актуальность данного проекта заключается в идеи того, что начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше (дошкольный, младший школьный возраст), когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.  Развивая техническое направление образования, мы развиваем техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности ребенка.

Б лагодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов мы сегодня имеем возможность уже с дошкольного возраста знакомить детей с основами строения технических объектов. 

Работая с конструктором LEGO, учащиеся, занимающиеся в объединении «ТЕХНО-МИР» могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в разработке собственных проектах, совершенствовать и уже в младшем школьном возрасте начинать строить профессиональные планы.

Занятие творчеством, в особенности техническим, повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах, развивает математические способности ребенка. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей.

Отличительными особенностями обучения детей в объединениях технической направленности является то, что при разработке таких программ сделан акцент на:

- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;

- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.


  1. Цели и задачи проекта.

Цели:

  • совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;

  • способствование предпрофильной подготовке учащихся.

Задачи проекта

  • совершенствовать деятельность по развитию технического творчества через расширение системы социального партнерства, сетевого взаимодействия;

  • формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;

  • обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна через разработку сетевых (сквозных) образовательных программ.



  1. О сновная идея проекта.

Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным требованиям мирового технологического развития.

Дополнительная общеобразовательная программа студии технического творчества, в которую входят объединения «Техно-Мир» и «Робототехника», направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий путь от «идеи» до ее «реализации». Учащиеся имеют возможность облачить свою творческую интуицию в идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с первого раза никогда ничего не работает и сколько времени уйдет на тестирование и доработку проекта; затем все модернизировать и улучшить. И как итог – получить знания основ механики и конструирования, автоматического управления, программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.

Проект направлен на развитие материально – технической и учебно-методической базы студии технического творчества.

Особенностями проекта являются:

  • Комфортная материально-техническая и психолого-педагогическая среда для участников;

  • Значимость развития технической направленности;

  • Реализация качественных услуг дополнительного образования.

Основная идея проекта: поддерживать инициативу в области технического образования; определять в ходе математического образования школьников основные направления развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста через реализацию   образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO и робототехники.


  1. Новизна проекта.

Предложенный нами проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников и младших школьников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации в рамках данного проекта сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями поселка Пурпе в направлении технического (математического) образования детей.

Новизна заключается в том, что в условиях образовательного учреждения дополнительного образования создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.


  1. О сновная часть.

Одной из затянувшихся, распространенных и опасных болезней России стало веками складывавшееся в традицию игнорирование инновационного пути технологического развития, которым идет весь цивилизованный мир. Сейчас наша страна подошла к такому рубежу своей истории, когда без технологического развития: создания, освоения и широкого использования прогрессивных технологий; совершенствования технологического оснащения, технологического образования и обучения, технологической безопасности, технологической дисциплины невозможно развитие самого государства.

Без технологического развития России многие современные и перспективные научно-технические, производственные, экономические, экологические, социальные и оборонные проблемы не решить.

Скорость развития материальных, информационных и социальных технологий во всех сферах жизни общества и каждого человека стремительно растет. Уровень технологий определяет экономическое состояние страны, ее место на мировых рынках, качество жизни. В Российской Федерации ключевым элементом выхода страны в мировые лидеры является Национальная технологическая инициатива (НТИ).

Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Содержание технологического образования в основной своей части сегодня соответствует индустриальному и доиндустриальному производству с освоением приемов обслуживающего труда и ориентировано на подготовку пользователей традиционных технологий.

Однако, надо понимать, что современное образование направлено на изменение системы технологического образования современной молодежи. Сегодня многие родители и дети понимают, что обучение детей в объединениях технической направленности способствует формированию технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления будущей персональной деятельности.

Реализуя концепцию технологического образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, прежде всего, рассмотрел составляющие педагогического процесса:

  • обученных педагогов, умеющих пользоваться современным оборудованием,

  • методики, по которым педагоги будут обучать детей,

  • наличие современного оборудования для обучения по дополнительным

общеобразовательным программам технической направленности.

Реализация Концепции технологического образования в системе дополнительного образования решает стратегические задачи образования:

1 . Подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на мотивационном уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности.

2. Овладение обучающимися метапредметными результатами образования в процессе осуществления предметно-практической и проектно-технологической д еятельности (целеполагание, планирование, выбор средств деятельности, контроль качества, оценка результатов труда и пр.).

3. Овладение универсальными технологиями деятельности (социальными технологиями), такими как проектирование, исследование, управление.

4. Формирование технико-технологических знаний, общетехнологических и специальных умений и навыков, необходимых для организации работы, поиска, анализа и использовании научно-технической информации и технологической документации, выполнения и соблюдения технологических процессов, проектирования и создания объектов труда (продуктов), оценки качества продуктов и проектов и пр.

5. Закрепление в предметно-практической и проектно-технологической деятельности теоретических знаний, полученных при изучении естественных и социальных наук, математики и информатики, искусству, интеграции их в процессе изготовления объектов труда (продуктов) и выполнении проектов различной направленности.

6. Овладение знаниями о научной организации труда, технологиях и методах решения нестандартных (творческих) задач, конструкторской и изобретательской деятельности, принципах и методах дизайна, средствах активизации познавательной, исследовательской деятельности.

7. Знакомство с миром труда и профессий, профессиональной деятельностью и направлениями получения профессионального образования; первичное освоение социальных ролей работника, предпринимателя, ремонтника (сервис-деятельности), конструктора, технолога, менеджера и других, связанных с пониманием техники и технологий в процессе выполнения основных функций профессиональной деятельности.

Основные содержательные линии технологического образования:

  • Социально-культурную основу технологического образования составляет технологическое знание во всем своем многообразии, которое человек накапливает с древнейших времен и использует в процессе реализации деятельности. Технологические знания или праксис (от греч. Praxis – сочетание размышления и действия) появились гораздо раньше научных (теоретических) знаний для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Технологичность знания возникает при двух условиях: в процессе обобщения компонентов деятельности, которое заключается в определенной совокупности методов, приемов, операций; в процессе передачи (трансферта) технологий, которые совершенствовались благодаря развитию педагогического знания и образовательных систем, а также развитию самих технологий и методов управления ими.

  • Предметом технологического знания служат техника и технология, а также система их отношений с человеком (в широком значении – технологическая среда). Целью технологического знания является в теоретическом плане познание технологий, методов, средств, процедур, обеспечивающих эффективный анализ, получение, преобразование, хранение, оценку и применение веществ, энергии и информации для решения практических проблем, актуальных для общества и человека в конкретной ситуации. В практическом плане технологическое знание с вязано с методами и формами передачи (трансферта) технологий, как в широком социальном плане – подготовкой последующих поколений к преобразовательной деятельности, так и в конкретном, личностном – как овладение операциями, технологиями различных видов деятельности конкретным человеком.

  • В процессе преобразовательной деятельности человека формируется определенные взгляды на материалы, инструменты, технологические процессы, особенности организации труда как в существующей технологической среде, так в логике прошлого и будущего техносферы. Совокупность этих взглядов определяет определенную модель, картину мира искусственного, где действуют определенные закономерности, принципы, теории, отношения и понятия. Анализ преобразовательной деятельности человека и накопленных обществом технологических знаний сквозь призму целей и задач общего образования позволяют выделить фундаментальные понятия, которые необходимо изучать с 1-го по 11-й классы независимо от предмета, модуля, направления технологической подготовки.

Такими фундаментальными понятиями являются:

  • Материалы.

  • Энергия.

  • Информация.

  • Технические системы.

  • Технология. Технологические процессы.

  • Проектирование.

  • Исследование (структура, функции, методы).

  • Организация и управление.

  • Отношения (человек-техника, человек-технология, техника-технология, др.).

  • 10. Экономика и экология.

  • 11. Прошлое и будущее технологии (история).

  • 12. Инновационное творчество и изобретательство.

Психолого-педагогические принципы проекта

1. Принцип «развитие через деятельность» Д. Дьюи: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действию; познание и знание – следствие преодоления трудностей.

2. Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания технологии).

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип творчества и вариативности.

5. Принцип учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка).

6. Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса.

Содержание и механизм реализации проекта.


1 этап – подготовительный этап (апрель 2018г. – сентябрь 2018г.) –анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, ф ормирование программы сетевого взаимодействия с ОУ поселка в рамках технической направленности

2 этап – 2018-2019 учебный год – (внедренческий) – решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей технического образования в образовательном процессе, корректировки сетевой программы: реализация мастер-классов   с детьми, родителями, педагогами по техническому конструированию; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

3 этап – 2019-2020 учебный год – (обобщающий) – этап осуществления и распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов


Содержание

Механизм реализации

Сроки

Ответственные

Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса.



Разработка и утверждение на методическом совете учреждения учебно-тематического планирования дополнительных общеобразовательных программ объединений технической направленности;

Реализация дополнительных общеобразовательных программ технической направленности;

систематизация программно-методической продукции

Сентябрь 2018 года







2018-2019

Заместитель директора по УВР, методисты






педагоги дополнительного образования.

Обеспечение деятельности учреждения по развитию инновационного проекта на основе социального партнерства (с участием ОУ поселка Пурпе).

Набор учащихся в объединения по заявлениям родителей (законных представителей).

Заключение Договоров о сотрудничестве с ОУ п. Пурпе

с 01 сентября ежегодно

Директор,

зам. Директора по УВР;

педагоги дополнительного образования.

Формирование у учащихся представления об инженерно-технической деятельности


Проведение бесед и культурно-массовых мероприятий по профессиональной ориентации инженерно-технических специальностей.

Привитие практических навыков учащимся на занятиях.

Организация и проведение экскурсий на предприятия.

В течение учебного года

педагоги дополнительного образования

Повышение уровня социальной успешности учащихся.

Участие учащихся в соревнованиях по техническому творчеству различного уровня.

2018-2020г.г.

Директор;

зам. Директора по УВР;

педагоги дополнительного образования.

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования инновационной деятельности в образовательном процессе.



Анализ и оценка мониторинговых исследований инновационной деятельности по технологическому образованию учащихся;

публикации в СМИ и размещение информации на интернет-сайте МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

распространение опыта инновационной деятельности на различных уровнях (семинары, педагогические чтения, педсоветы, методические советы, мастер-классы и т.д.)

2018-2020г.г.

Директор;

куратор проекта;

педагоги дополнительного образования.

Осуществление финансирования мероприятий, связанных с реализацией проекта

Создание материально-технических условий, приобретение расходных материалов, необходимых для ведения образовательного процесса; организация поездок учащихся на соревнования различных уровней.

2018-2020г.г.

Директор

Обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы и сохранности оборудования.


Выполнение должностных инструкций.

2018-2020г.г.

Директор;

куратор проекта;

инженер по эксплуатации оборудования;

педагоги дополнительного образования


Оценка результативности проекта.

Общие результаты технологического образования состоят в:

• сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

• приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

• готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.


Обучение по программам технической направленности призвано обеспечить:

• становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем;

развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий;

• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Оценка результативности проекта для учащихся объединений научно-технической направленности выстраивается на основе показателей социального развития личности учащегося и показателей развития компетентности учащегося.


Показатели развития компетентности:

Учащиеся по окончании проекта компетентны в:

    • получение необходимой информации об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

    • создание проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

    • понимание области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;

    • обоснование высказанного суждения.

    • применение правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

    • представление одной и той же информации различными способами.

    • осуществление поиска, преобразования, хранения и передачи информации, используя указатели, каталоги, справочники, интернет.


Показатели социального развития личности.

  • Всесторонняя социализация ребенка через трудовую подготовку, получение различных трудовых навыков;

  • Формирование целостной личности через поддержку инициативы, саморазвития, самостоятельности, самообеспечения учащегося;

Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.



М етоды оценки


  1. Проведение мониторинга, включающего в себя психолого-педагогического исследование конструктивного, технического творчества учащихся.

  2. З аинтересованность учащихся в техническом образовании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности.

  3. Оснащенность кабинета объединения «ТЕХНО – МИР» позволит определить качество достигнутых результатов деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат технического образования.


Предполагаемые результаты.


Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес учащихся объединений технической направленности к выбору профессий, актуальных для нашего промышленного региона.

Инновационные технологии, применяемые в объединениях студии технического творчества, позволят детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, раскрыть свои творческие и коммуникативные способности, расширить свой кругозор, дадут большую степень усвоения материала и помогут включиться в активную деятельность.

Созданные условия помогут становлению гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, мобильной личности учащихся.

Обоснование значимости проблемы инновационного проекта для развития образовательной организации. При реализации данного инновационного проекта будет:

- развиваться материальная база МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

- повышаться профессиональная компетенция педагогов дополнительного образования за счет использования инновационных LEGO-технологий и робототехники;

- участие педагогов в конкурсах различных уровней;

- совершенствоваться работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);

- расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;

- формирование имиджа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

 - удовлетворённость родителей в образовательных услугах МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;

- повысится престиж и рейтинг МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на рынке образовательных услуг.






Р есурсное обеспечение проекта:

  1. Материально-техническое обеспечение проекта.

  • Наличие нормативных документов ФГОС ООО.

  • О борудование кабинета «Техно-Мир»

  • Ноутбук Aser Aspire 5315- 2008 года выпуска-1 шт.

  • Ноутбук HP -2011 года выпуска-1 шт.

  • Конструкторы:

  • – Электронный конструктор «Знаток» 320 схем 2001 года выпуска-9 шт.

  • – Электронный конструктор «Знаток» (для школы и дома) 2004 года выпуска-2 шт.

  • – Конструкторы LEGO WeDo 9580- 2008 года выпуска-4 шт.

  • – Конструкторы LEGO WeDo 9585- 2011 года выпуска-4 шт.

  • – Конструкторы LEGO WeDo 2.0 – 2016 года выпуска- 4 шт.

  • – Конструктор LEGO TECHNIC 8109 -2011 года выпуска -1 шт.

  • – Конструктор LEGO TECHNIC 9398 -2012 года выпуска -1 шт.

  • – Конструкторы HUNA ROBOT III -4 шт.

  • – Конструкторы Roborobo 1-3 шт.


Проблема: Для работы с конструкторами нового поколения необходимы компьютеры, в которых имеется Bluetooth и более мощная система, которая бы поддерживала специальную программу для прошивки роботов. А ноутбуки, которые имеются в объединении, не отвечают таким системным требованиям, так как они устарели.

Решение проблемы: приобретение ноутбуков, имеющие соответствующие системные требования (См. Приложение №2).


Трудовые ресурсы. Директор совместно с куратором обеспечивает деятельность педагогического коллектива по реализации инновационного проекта в соответствии с ежегодным годовым планом; осуществляет сопровождение деятельности педагогов, участвующих в реализации проекта, обеспечивает консультационное сопровождение по данному направлению специалистов; организует мониторинговые исследования процесса и результатов деятельности объединений технической направленности, обеспечивает управление и контроль качества образовательной деятельности; обеспечивает участие педагогов в программах повышения квалификации (переподготовки кадров). Обеспечивает деятельность учреждения на основе социального партнерства, приобретает расходные материалы необходимые для ведения образовательного процесса. Обеспечивает участие учащихся в мероприятиях различного уровня.

Педагоги дополнительного образования организуют образовательный процесс в объединениях; реализуют дополнительные общеобразовательные программы по техническому творчеству; обеспечивают участие в подготовке победителей и призеров в конкурсно-массовых мероприятиях различного уровня; несут ответственность за сохранность оборудования. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов, на основе которых и будет выстроена работа. Организация курсовой подготовки, проведение семинаров, вебинаров для педагогов. Обучение педагогов, трансляция их опыта.

Инженер-программист обеспечивает различные виды ремонта оборудования, а также мер по улучшению их эксплуатации и обслуживания. Обеспечивает своевременную наладку и ремонт оборудования. Принимает участие в проверке технического состояния оборудования, качества ремонтных работ, а также в приемке вновь поступающего оборудования. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную высокопроизводительную работу оборудования.

З. Информационные ресурсы: Выход в Интернет, официальный сайт http://purpe-ddt.edusite.ru


  1. Заключение.

Одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО, является осуществление   предпрофессиональной и профориентационной работы с детьми по выбору профессий инженерно-технической направленности.

Современное образование направлено на изменение системы технологического образования современной молодежи. Сегодня многие родители и дети понимают, что обучение детей в объединениях технической направленности способствует формированию технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления будущей персональной деятельности.

Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности (техническое конструирование) рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.

Для работы с конструкторами нового поколения необходимы компьютеры, в которых имеется Bluetooth и более мощная система, которая бы поддерживала специальную программу для прошивки роботов.

Развитие материально-технической и научно-методической базы для реализации обучения по программам технической направленности, в частности, обучение LEGO-конструированию, благодаря данному инновационному проекту становится процессом направляемым, способствующим расширению содержания конструкторской деятельности и дошкольников, и школьников младшего и среднего возраста. Также, за счет внедрения конструкторов нового поколения и современного компьютерного оборудования появляется возможность выхода на привлечение родителей к совместному техническому творчеству, на подготовку к техническим проектам, соревнованиям и конкурсам значительно большего количества учащихся. 

И спользуемая литература и ресурсы.


  1. Новикова, И.А. Типы организационных моделей внеурочной деятельности [Интерне-ресурс] /И.А. Новикова// http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola.

  2. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство «Москва». 2000 г.

  3. Приказ департамента образования автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 «Об утверждении региональной системы выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. / Г.К. Селевко. – М., 2006.

  5. Соловьева О.Ю. Программа саморазвития личности. 1-11классы /О.Ю. Соловьева. – М., 2011.

  6. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru.

  7. Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». М.: ИНТ, 2001 г.

  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.

  9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

  10. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  11. Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).

  12. Интернет ресурсы:

  1. http://lego.rkc-74.ru/

  2. http://www.lego.com/education/

  3. http://www.wroboto.org/

  4. http://learning.9151394.ru/

  5. http://www.roboclub.ru/

  6. http://www.prorobot.ru/











Приложение 1.






Приложение 2.

Детализированный бюджет проекта (программы)

Смета проекта (программы):

Название статьи

Общая сумма расходов

Средства гранта

Другие источники финансирования

  1. Приобретение оборудования и сопутствующие расходы:

100 000

200 000

  1. Иные расходы (с указанием вида расходов)

-


Всего:

100 000

Приобретение оборудования и сопутствующие расходы:

Вид оборудования

Количество

Стоимость каждого предмета

Общая стоимость

Средства гранта

Другие источники финансирования

SMART Board SB680iv

Комплект, состоящий из Интерактивной доски SMART Board 680, проектор V25 (1007312) (DLP, короткофокусный, 2000 ANSI), крепление в комплекте (1007313),

мобильная напольная подставка для интерактивных досок

1

200 000


200 000

Ноутбук для учащихся Lenovo Think Pad 11e

2

31900

63800

-

Ноутбук для учителя HP Pavilion х 360 onvertible 14bao47ur 2GF88EA

1

36200

36200

-

Итого:

4


100 000

200 000

Всего:



300 000 рублей


















Приложение 3.

Наши достижения


2017 год.

  • Победитель (1 место) Всероссийского конкурса «Древо талантов», номинация «Техническое творчество»;

  • Диплом за 1 место Всероссийского образовательного проекта «Завуч» номинация «Lego -конструирование»;

  • Диплом лауреата 1 степени Всероссийского центра информационных технологий «Интеллект» номинация «Моделирование, конструирование и робототехника»;

  • Диплом лауреата 1 степени Всероссийского центра информационных технологий «Уроки 21 века», номинация «Моделирование, конструирование и робототехника»;

  • Диплом 1 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Лира», номинация «Космос (Lego)».

2018 год

  • Диплом 2 степени учрежденческой научно-практической конференции МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, номинация «Лучший технический проект»;

  • Диплом 1 степени районного смотра-конкурса Технического творчества номинация «Lego-модели»;

  • Диплом 3 степени Районного смотра-конкурса технического творчества, номинация «Lego -модели»;

  • Победитель (1 место) Международного педагогического портала «Солнечный свет», номинация «Военная техника»;

  • Диплом за 2 место в номинации «Проекты WeDo творческой категории» регионального этапа Робототехнической Олимпиады 2018.


П риложение 4.

М есто Студии технического творчества в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа составлена исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам технической направленности.

Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю 4,5 часа, занятия проводятся по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек. Общее количество часов в год составляет 162 часа.

Примерное содержание программы объединения «Робототехника» по разделам

п\п

Название раздела

1 год обучения

2-й год обучения

«Вводный раздел»

6

1

«Основы конструирования»

29

-

«Знакомство с программой LEGO Mindstorms Eduсation NXT 2.1»

10

-

«Программируем серводвигатель»

43

-

«Создание и программирование роботов»

72

108

«Интегрированная среда программирования и отладки BricxCC»

-

53

Итого:

162

162


Примерное содержание программы объединения «ТЕХНО-МИР» по разделам

п\п

Название раздела

1 год обучения

2-й год обучения

«Основы радиоэлектроники»

32

50

"Развивающее "Lego"

36

36

«LEGO-конструирование»

70

40

«Проектная деятельность»

24

36

Итого:

162

162


Методическое обеспечение:

Для эффективности реализации образовательной программы «необходимы материальные ресурсы:

          1. LEGO WE DO – конструкторы «Компьютерное Lego - конструирование»

          2. Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education WeDo™.

          3. Комплект заданий 2009580 LEGO Education WeDo Activity Pack.
          4. Персональный компьютер

5. Проектор  

6. Электронный компьютер Знаток 180 схем.

7. Электронный компьютер Знаток 320 схем

8. Электронный компьютер Знаток 999 схем

9. Конструкторы LEGODUPLO

10. Конструкторы LEGODASTA (из расчета - 1 конструктор на двоих операторов)

26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ткачева Наталья Владимировна

Дата: 07.09.2020

Номер свидетельства: 557071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства