Проект «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской и исследовательской деятельности детей».
Проект «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской и исследовательской деятельности детей».
«LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования»
Разработчики:
Москаль Ирина Владимировна,
Заместитель директора по УВР,
Ткачева Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
п. Пурпе Пуровского района
2018 год
А ннотация.
Политические и экономических условия в современном мире ставят перед Россией новые задачи, одной из которых является продолжение разработки новых инженерных проектов, в том числе и проектов по освоению Арктики.
Решение данных задач заставляют формировать новые стратегии в образовании, а именно, совершенствовать подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением.
Одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО является осуществление предпрофессиональной и профориентационной работы с учащимися по выбору профессий инженерно-технической направленности.
Совершенствование системы образования, в том числе и дополнительного, тесно связано с социальным заказом общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях.
Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
Актуальность данного проекта заключается в идеи того, что начинать готовить будущих инженеров значительно раньше (дошкольный, младший школьный возраст), когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов мы сегодня имеем возможность уже с дошкольного возраста знакомить детей с основами строения технических объектов.
Работая с конструктором LEGO, учащиеся, занимающиеся в объединении «ТЕХНО-МИР» могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в разработке собственных проектах, совершенствовать и уже в младшем школьном возрасте начинаю строить профессиональные планы.
Занятие творчеством, в особенности техническим, повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах, развивает математические способности ребенка. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей.
Т езисы.
LEGO - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности.
Цели:
совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;
способствование предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
Задачи проекта
совершенствовать деятельность по развитию технического творчества, через расширение системы социального партнерства, сетевого взаимодействия;
формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;
обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна через, разработку сетевых (сквозных) образовательных программ.
Отличительными особенностями обучения детей в объединениях технической направленности является то, что при разработке таких программ сделан акцент на:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;
- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
П аспорт проекта
Наименование проекта
LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования.
Актуальность проекта
LEGO – педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
LEGO – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.
Актуальность данного проекта заключается в идеи того, что начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше (дошкольный, младший школьный возраст), когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Развивая техническое направление образования, мы развиваем техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности ребенка.
Цели проекта
совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;
способствование предпрофильной подготовке учащихся.
Задачи проекта
совершенствовать деятельность по развитию технического творчества через расширение системы социального партнерства, сетевого взаимодействия;
формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;
обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна через разработку сетевых (сквозных) образовательных программ.
Целевая группа
Разновозрастные группы учащихся:
5—7 лет (дошкольники); 7-10 лет (младшие школьники); 11-14 леи (средний школьный возраст)
База проекта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района, сетевые партнеры: ОУ п. Пурпе
Основные разработчики
Педагоги дополнительного образования технической направленности
Ответственные исполнители
Педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Новизна Проекта
Новизна заключается в том, что в условиях образовательного учреждения создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Этапы реализации Проекта
1 этап – подготовительный этап (апрель 2018-сентябрь 2018) –анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы сетевого взаимодействия с ОУ поселка в рамках технической направленности
2 этап – 2018-2019 учебный год – (внедренческий) – решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей технического образования в образовательном процессе, корректировки сетевой программы: реализация мастер-классов с детьми, родителями, педагогами по техническому конструированию; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 этап – 2019-2020 учебный год – (обобщающий) –этап осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов
Ожидаемые результаты
Основные результаты:
- развитие материальная база объединений технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования за счет использования инновационных LEGO-технологий и робототехники;
- участие педагогов в конкурсах различных уровней;
- совершенствование работы с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия в рамках технологического образования детей);
- расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;
- формирование имиджа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- удовлетворённость родителей в образовательных услугах МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- повышение престижа и рейтинга МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на рынке образовательных услуг.
Условия реализации
1. Организационно-управленческая деятельность.
2. Нормативно-правовая деятельность.
3. Научно-методическая деятельность.
4. Социально-психологическая деятельность.
5. Финансовые условия деятельности ОУ.
Источник финансирования
Бюджет, привлечение внебюджетных средств.
Система организации контроля
Контроль над исполнением Проекта – администрация МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Содержание
стр.
Название проекта
7
Введение
7-8
Актуальность проекта
8-9
Цели и задачи проекта
9
Основная идея проекта
10
Новизна проекта (программы)
10
Основная часть
11-19
Заключение
19
Список литературы
20
Приложение № 1.
21
Приложение № 2.
22
Приложение № З.
23
Приложение № 4.
24-25
Основные приоритетные задачи: создание оптимальных условий для интеллектуального развития, укрепления здоровья, самообразования и творческого труда учащихся, в приобретении технических (математических) знаний, в выработке умений и навыков практической (предпрофессиональной) деятельности, адаптация детей к жизни в обществе; формирование технологической культуры.
Название проекта.
«LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования».
Введение.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки образовательной среды и открывает сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, капитализировать (превращать в ресурс) собственные наличные качества и обстоятельства, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества. Дополнительное образование направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов.
В МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе обучение осуществляется по шести направленностям (См. Приложение №1).
Современные политические и экономических условия в современном мире ставят перед Россией новые задачи, одной из которых является продолжение разработки новых проектов по освоению Арктики в ЯНАО.
Решение данных задач заставляют формировать новые стратегии в образовании, а, именно, совершенствовать подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением.
В связи с чем, одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО, является осуществление предпрофессиональной и профориентационной работы с детьми по выбору профессий инженерно-технической направленности.
С овершенствование системы образования, в том числе и дополнительного, тесно связано с социальным заказом общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях.
Психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
Актуальность проекта.
LEGO – педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
LEGO-конструирование – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.
Особенностью разработки Программы развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2015-2018г.г. стало выделение технической направленности, как приоритетной.
Следовательно, перед нами стоит задача: внедряя новые образовательные технологии, развивая и обогащая материально-техническое обеспечение объединений технической направленности, мы способствуем развитию у детей навыков конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
Актуальность данного проекта заключается в идеи того, что начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше (дошкольный, младший школьный возраст), когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Развивая техническое направление образования, мы развиваем техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности ребенка.
Б лагодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов мы сегодня имеем возможность уже с дошкольного возраста знакомить детей с основами строения технических объектов.
Работая с конструктором LEGO, учащиеся, занимающиеся в объединении «ТЕХНО-МИР» могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в разработке собственных проектах, совершенствовать и уже в младшем школьном возрасте начинать строить профессиональные планы.
Занятие творчеством, в особенности техническим, повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах, развивает математические способности ребенка. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей.
Отличительными особенностями обучения детей в объединениях технической направленности является то, что при разработке таких программ сделан акцент на:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную деятельность;
- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
Цели и задачи проекта.
Цели:
совершенствование условий для обучения детей и подростков основам технического творчества через занятия LEGO-конструированием, робототехникой, через формирование приемов технического моделирования и конструирования;
способствование предпрофильной подготовке учащихся.
Задачи проекта
совершенствовать деятельность по развитию технического творчества через расширение системы социального партнерства, сетевого взаимодействия;
формировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;
обобщить и распространить опыт внедрения и использования LEGO-конструирования, робототехники, компьютерного дизайна через разработку сетевых (сквозных) образовательных программ.
О сновная идея проекта.
Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным требованиям мирового технологического развития.
Дополнительная общеобразовательная программа студии технического творчества, в которую входят объединения «Техно-Мир» и «Робототехника», направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий путь от «идеи» до ее «реализации». Учащиеся имеют возможность облачить свою творческую интуицию в идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с первого раза никогда ничего не работает и сколько времени уйдет на тестирование и доработку проекта; затем все модернизировать и улучшить. И как итог – получить знания основ механики и конструирования, автоматического управления, программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.
Проект направлен на развитие материально – технической и учебно-методической базы студии технического творчества.
Особенностями проекта являются:
Комфортная материально-техническая и психолого-педагогическая среда для участников;
Значимость развития технической направленности;
Реализация качественных услуг дополнительного образования.
Основная идея проекта: поддерживать инициативу в области технического образования; определять в ходе математического образования школьников основные направления развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста через реализацию образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO и робототехники.
Новизна проекта.
Предложенный нами проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников и младших школьников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации в рамках данного проекта сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями поселка Пурпе в направлении технического (математического) образования детей.
Новизна заключается в том, что в условиях образовательного учреждения дополнительного образования создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
О сновная часть.
Одной из затянувшихся, распространенных и опасных болезней России стало веками складывавшееся в традицию игнорирование инновационного пути технологического развития, которым идет весь цивилизованный мир. Сейчас наша страна подошла к такому рубежу своей истории, когда без технологического развития: создания, освоения и широкого использования прогрессивных технологий; совершенствования технологического оснащения, технологического образования и обучения, технологической безопасности, технологической дисциплины невозможно развитие самого государства.
Без технологического развития России многие современные и перспективные научно-технические, производственные, экономические, экологические, социальные и оборонные проблемы не решить.
Скорость развития материальных, информационных и социальных технологий во всех сферах жизни общества и каждого человека стремительно растет. Уровень технологий определяет экономическое состояние страны, ее место на мировых рынках, качество жизни. В Российской Федерации ключевым элементом выхода страны в мировые лидеры является Национальная технологическая инициатива (НТИ).
Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.
Содержание технологического образования в основной своей части сегодня соответствует индустриальному и доиндустриальному производству с освоением приемов обслуживающего труда и ориентировано на подготовку пользователей традиционных технологий.
Однако, надо понимать, что современное образование направлено на изменение системы технологического образования современной молодежи. Сегодня многие родители и дети понимают, что обучение детей в объединениях технической направленности способствует формированию технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления будущей персональной деятельности.
Реализуя концепцию технологического образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, прежде всего, рассмотрел составляющие педагогического процесса:
обученных педагогов, умеющих пользоваться современным оборудованием,
методики, по которым педагоги будут обучать детей,
наличие современного оборудования для обучения по дополнительным
Реализация Концепции технологического образования в системе дополнительного образования решает стратегические задачи образования:
1 . Подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на мотивационном уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности.
2. Овладение обучающимися метапредметными результатами образования в процессе осуществления предметно-практической и проектно-технологической д еятельности (целеполагание, планирование, выбор средств деятельности, контроль качества, оценка результатов труда и пр.).
3. Овладение универсальными технологиями деятельности (социальными технологиями), такими как проектирование, исследование, управление.
4. Формирование технико-технологических знаний, общетехнологических и специальных умений и навыков, необходимых для организации работы, поиска, анализа и использовании научно-технической информации и технологической документации, выполнения и соблюдения технологических процессов, проектирования и создания объектов труда (продуктов), оценки качества продуктов и проектов и пр.
5. Закрепление в предметно-практической и проектно-технологической деятельности теоретических знаний, полученных при изучении естественных и социальных наук, математики и информатики, искусству, интеграции их в процессе изготовления объектов труда (продуктов) и выполнении проектов различной направленности.
6. Овладение знаниями о научной организации труда, технологиях и методах решения нестандартных (творческих) задач, конструкторской и изобретательской деятельности, принципах и методах дизайна, средствах активизации познавательной, исследовательской деятельности.
7. Знакомство с миром труда и профессий, профессиональной деятельностью и направлениями получения профессионального образования; первичное освоение социальных ролей работника, предпринимателя, ремонтника (сервис-деятельности), конструктора, технолога, менеджера и других, связанных с пониманием техники и технологий в процессе выполнения основных функций профессиональной деятельности.
Основные содержательные линии технологического образования:
Социально-культурную основу технологического образования составляет технологическое знание во всем своем многообразии, которое человек накапливает с древнейших времен и использует в процессе реализации деятельности. Технологические знания или праксис (от греч. Praxis – сочетание размышления и действия) появились гораздо раньше научных (теоретических) знаний для обеспечения предметно-практической деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Технологичность знания возникает при двух условиях: в процессе обобщения компонентов деятельности, которое заключается в определенной совокупности методов, приемов, операций; в процессе передачи (трансферта) технологий, которые совершенствовались благодаря развитию педагогического знания и образовательных систем, а также развитию самих технологий и методов управления ими.
Предметом технологического знания служат техника и технология, а также система их отношений с человеком (в широком значении – технологическая среда). Целью технологического знания является в теоретическом плане познание технологий, методов, средств, процедур, обеспечивающих эффективный анализ, получение, преобразование, хранение, оценку и применение веществ, энергии и информации для решения практических проблем, актуальных для общества и человека в конкретной ситуации. В практическом плане технологическое знание с вязано с методами и формами передачи (трансферта) технологий, как в широком социальном плане – подготовкой последующих поколений к преобразовательной деятельности, так и в конкретном, личностном – как овладение операциями, технологиями различных видов деятельности конкретным человеком.
В процессе преобразовательной деятельности человека формируется определенные взгляды на материалы, инструменты, технологические процессы, особенности организации труда как в существующей технологической среде, так в логике прошлого и будущего техносферы. Совокупность этих взглядов определяет определенную модель, картину мира искусственного, где действуют определенные закономерности, принципы, теории, отношения и понятия. Анализ преобразовательной деятельности человека и накопленных обществом технологических знаний сквозь призму целей и задач общего образования позволяют выделить фундаментальные понятия, которые необходимо изучать с 1-го по 11-й классы независимо от предмета, модуля, направления технологической подготовки.
Такими фундаментальными понятиями являются:
Материалы.
Энергия.
Информация.
Технические системы.
Технология. Технологические процессы.
Проектирование.
Исследование (структура, функции, методы).
Организация и управление.
Отношения (человек-техника, человек-технология, техника-технология, др.).
10. Экономика и экология.
11. Прошлое и будущее технологии (история).
12. Инновационное творчество и изобретательство.
Психолого-педагогические принципы проекта
1. Принцип «развитие через деятельность» Д. Дьюи: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действию; познание и знание – следствие преодоления трудностей.
2. Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания технологии).
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип творчества и вариативности.
5. Принцип учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка).
6. Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса.
Содержание и механизм реализации проекта.
1 этап – подготовительный этап (апрель 2018г. – сентябрь 2018г.) –анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, ф ормирование программы сетевого взаимодействия с ОУ поселка в рамках технической направленности
2 этап – 2018-2019 учебный год – (внедренческий) – решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей технического образования в образовательном процессе, корректировки сетевой программы: реализация мастер-классов с детьми, родителями, педагогами по техническому конструированию; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 этап – 2019-2020 учебный год – (обобщающий) – этап осуществления и распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов
Содержание
Механизм реализации
Сроки
Ответственные
Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Разработка и утверждение на методическом совете учреждения учебно-тематического планирования дополнительных общеобразовательных программ объединений технической направленности;
Реализация дополнительных общеобразовательных программ технической направленности;
систематизация программно-методической продукции
Сентябрь 2018 года
2018-2019
Заместитель директора по УВР, методисты
педагоги дополнительного образования.
Обеспечение деятельности учреждения по развитию инновационного проекта на основе социального партнерства (с участием ОУ поселка Пурпе).
Набор учащихся в объединения по заявлениям родителей (законных представителей).
Заключение Договоров о сотрудничестве с ОУ п. Пурпе
с 01 сентября ежегодно
Директор,
зам. Директора по УВР;
педагоги дополнительного образования.
Формирование у учащихся представления об инженерно-технической деятельности
Проведение бесед и культурно-массовых мероприятий по профессиональной ориентации инженерно-технических специальностей.
Привитие практических навыков учащимся на занятиях.
Организация и проведение экскурсий на предприятия.
В течение учебного года
педагоги дополнительного образования
Повышение уровня социальной успешности учащихся.
Участие учащихся в соревнованиях по техническому творчеству различного уровня.
2018-2020г.г.
Директор;
зам. Директора по УВР;
педагоги дополнительного образования.
Обобщение и распространение опыта внедрения и использования инновационной деятельности в образовательном процессе.
Анализ и оценка мониторинговых исследований инновационной деятельности по технологическому образованию учащихся;
публикации в СМИ и размещение информации на интернет-сайте МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
распространение опыта инновационной деятельности на различных уровнях (семинары, педагогические чтения, педсоветы, методические советы, мастер-классы и т.д.)
2018-2020г.г.
Директор;
куратор проекта;
педагоги дополнительного образования.
Осуществление финансирования мероприятий, связанных с реализацией проекта
Создание материально-технических условий, приобретение расходных материалов, необходимых для ведения образовательного процесса; организация поездок учащихся на соревнования различных уровней.
2018-2020г.г.
Директор
Обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы и сохранности оборудования.
Выполнение должностных инструкций.
2018-2020г.г.
Директор;
куратор проекта;
инженер по эксплуатации оборудования;
педагоги дополнительного образования
Оценка результативности проекта.
Общие результаты технологического образования состоят в:
• сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Обучение по программам технической направленности призвано обеспечить:
• становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем;
• развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Оценка результативности проекта для учащихся объединений научно-технической направленности выстраивается на основе показателей социального развития личности учащегося и показателей развития компетентности учащегося.
Показатели развития компетентности:
Учащиеся по окончании проекта компетентны в:
получение необходимой информации об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
создание проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
понимание области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;
обоснование высказанного суждения.
применение правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
представление одной и той же информации различными способами.
осуществление поиска, преобразования, хранения и передачи информации, используя указатели, каталоги, справочники, интернет.
Показатели социального развития личности.
Всесторонняя социализация ребенка через трудовую подготовку, получение различных трудовых навыков;
Формирование целостной личности через поддержку инициативы, саморазвития, самостоятельности, самообеспечения учащегося;
Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.
М етоды оценки
Проведение мониторинга, включающего в себя психолого-педагогического исследование конструктивного, технического творчества учащихся.
З аинтересованность учащихся в техническом образовании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности.
Оснащенность кабинета объединения «ТЕХНО – МИР» позволит определить качество достигнутых результатов деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат технического образования.
Предполагаемые результаты.
Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес учащихся объединений технической направленности к выбору профессий, актуальных для нашего промышленного региона.
Инновационные технологии, применяемые в объединениях студии технического творчества, позволят детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, раскрыть свои творческие и коммуникативные способности, расширить свой кругозор, дадут большую степень усвоения материала и помогут включиться в активную деятельность.
Созданные условия помогут становлению гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, мобильной личности учащихся.
Обоснование значимости проблемы инновационного проекта для развития образовательной организации. При реализации данного инновационного проекта будет:
- развиваться материальная база МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- повышаться профессиональная компетенция педагогов дополнительного образования за счет использования инновационных LEGO-технологий и робототехники;
- участие педагогов в конкурсах различных уровней;
- совершенствоваться работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);
- расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;
- формирование имиджа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- удовлетворённость родителей в образовательных услугах МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- повысится престиж и рейтинг МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на рынке образовательных услуг.
Р есурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение проекта.
Наличие нормативных документов ФГОС ООО.
О борудование кабинета «Техно-Мир»
Ноутбук Aser Aspire 5315- 2008 года выпуска-1 шт.
Ноутбук HP -2011 года выпуска-1 шт.
Конструкторы:
– Электронный конструктор «Знаток» 320 схем 2001 года выпуска-9 шт.
– Электронный конструктор «Знаток» (для школы и дома) 2004 года выпуска-2 шт.
– Конструкторы LEGO WeDo 9580- 2008 года выпуска-4 шт.
– Конструкторы LEGO WeDo 9585- 2011 года выпуска-4 шт.
– Конструктор LEGO TECHNIC 8109 -2011 года выпуска -1 шт.
– Конструктор LEGO TECHNIC 9398 -2012 года выпуска -1 шт.
– Конструкторы HUNA ROBOT III -4 шт.
– Конструкторы Roborobo 1-3 шт.
Проблема: Для работы с конструкторами нового поколения необходимы компьютеры, в которых имеется Bluetooth и более мощная система, которая бы поддерживала специальную программу для прошивки роботов. А ноутбуки, которые имеются в объединении, не отвечают таким системным требованиям, так как они устарели.
Решение проблемы: приобретение ноутбуков, имеющие соответствующие системные требования (См. Приложение №2).
Трудовые ресурсы.Директор совместно с кураторомобеспечивает деятельность педагогического коллектива по реализации инновационного проекта в соответствии с ежегодным годовым планом; осуществляет сопровождение деятельности педагогов, участвующих в реализации проекта, обеспечивает консультационное сопровождение по данному направлению специалистов; организует мониторинговые исследования процесса и результатов деятельности объединений технической направленности, обеспечивает управление и контроль качества образовательной деятельности; обеспечивает участие педагогов в программах повышения квалификации (переподготовки кадров). Обеспечивает деятельность учреждения на основе социального партнерства, приобретает расходные материалы необходимые для ведения образовательного процесса. Обеспечивает участие учащихся в мероприятиях различного уровня.
Педагоги дополнительного образования организуют образовательный процесс в объединениях; реализуют дополнительные общеобразовательные программы по техническому творчеству; обеспечивают участие в подготовке победителей и призеров в конкурсно-массовых мероприятиях различного уровня; несут ответственность за сохранность оборудования. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов, на основе которых и будет выстроена работа. Организация курсовой подготовки, проведение семинаров, вебинаров для педагогов. Обучение педагогов, трансляция их опыта.
Инженер-программистобеспечивает различные виды ремонта оборудования, а также мер по улучшению их эксплуатации и обслуживания. Обеспечивает своевременную наладку и ремонт оборудования. Принимает участие в проверке технического состояния оборудования, качества ремонтных работ, а также в приемке вновь поступающего оборудования. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную высокопроизводительную работу оборудования.
З. Информационные ресурсы: Выход в Интернет, официальный сайт http://purpe-ddt.edusite.ru
Заключение.
Одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО, является осуществление предпрофессиональной и профориентационной работы с детьми по выбору профессий инженерно-технической направленности.
Современное образование направлено на изменение системы технологического образования современной молодежи. Сегодня многие родители и дети понимают, что обучение детей в объединениях технической направленности способствует формированию технологической культуры, необходимой каждому выпускнику для социально-трудовой адаптации на рынке труда, получения профессионального образования и осуществления будущей персональной деятельности.
Социализация и саморазвитие учащихся формируется путем участия детей в соревнованиях различного уровня, что дает разносторонний опыт общения, реализацию своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности (техническое конструирование) рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.
Для работы с конструкторами нового поколения необходимы компьютеры, в которых имеется Bluetooth и более мощная система, которая бы поддерживала специальную программу для прошивки роботов.
Развитие материально-технической и научно-методической базы для реализации обучения по программам технической направленности, в частности, обучение LEGO-конструированию, благодаря данному инновационному проекту становится процессом направляемым, способствующим расширению содержания конструкторской деятельности и дошкольников, и школьников младшего и среднего возраста. Также, за счет внедрения конструкторов нового поколения и современного компьютерного оборудования появляется возможность выхода на привлечение родителей к совместному техническому творчеству, на подготовку к техническим проектам, соревнованиям и конкурсам значительно большего количества учащихся.
И спользуемая литература и ресурсы.
Новикова, И.А. Типы организационных моделей внеурочной деятельности [Интерне-ресурс] /И.А. Новикова// http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola.
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство «Москва». 2000 г.
Приказ департамента образования автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 «Об утверждении региональной системы выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. / Г.К. Селевко. – М., 2006.
Соловьева О.Ю. Программа саморазвития личности. 1-11классы /О.Ю. Соловьева. – М., 2011.
Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru.
Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». М.: ИНТ, 2001 г.
Диплом за 2 место в номинации «Проекты WeDo творческой категории» регионального этапа Робототехнической Олимпиады 2018.
П риложение 4.
М есто Студии технического творчества в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа составлена исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам технической направленности.
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю 4,5 часа, занятия проводятся по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек. Общее количество часов в год составляет 162 часа.
Примерное содержание программы объединения «Робототехника» по разделам
№ п\п
Название раздела
1 год обучения
2-й год обучения
«Вводный раздел»
6
1
«Основы конструирования»
29
-
«Знакомство с программой LEGO Mindstorms Eduсation NXT 2.1»
10
-
«Программируем серводвигатель»
43
-
«Создание и программирование роботов»
72
108
«Интегрированная среда программирования и отладки BricxCC»
-
53
Итого:
162
162
Примерное содержание программы объединения «ТЕХНО-МИР» по разделам
№ п\п
Название раздела
1 год обучения
2-й год обучения
«Основы радиоэлектроники»
32
50
"Развивающее "Lego"
36
36
«LEGO-конструирование»
70
40
«Проектная деятельность»
24
36
Итого:
162
162
Методическое обеспечение:
Для эффективности реализации образовательной программы «необходимы материальные ресурсы:
1. LEGO WE DO – конструкторы «Компьютерное Lego - конструирование»
2. Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education WeDo™.