kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема буллинга на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

понятие буллинг и проблема буллинга в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема буллинга на уроке»



Понятие «буллинг»



Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

Школьный буллинг сегодня

В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Причины буллинга у подростков


Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга.

Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

• педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;

• психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

• социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

• семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

• зависть;

• месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

• самоутверждение в коллективе;

• стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

• желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.


Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе


Буллинг имеет большое распространение в мире и существовал во все времена. С данной проблемой борются уже давно, мгновенно и навсегда решить проблему буллинга невозможно. Если вовремя не пресекать проявления буллинга, то со временем они становятся все более опасными.

Важно правильно и вовремя реагировать на попытки создания ситуации буллинга, для решения проблемы насилия. Если все участники образовательного процесса будут активно и серьезно заниматься проблемой буллинга, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.

Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций.

Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачами профилактики буллинга являются:

  • подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга;

  • содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

  • развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся;

  • изменение представлений обучающихся о самом себе и об отношениях с окружающими.

Многие исследователи ведут поиск различных оптимальных методов профилактики и борьбы с буллингом. Представители позиции диспозиционного подхода считают, что профилактика буллинга должна строиться на идее необходимости формирования коммуникативных навыков и уверенности в себе жертв агрессии, развитии толерантности у агрессоров. Важно отметить, что данном подходе считается, что жертва буллинга сама виновата в провокации агрессии по отношению к ней.

В темпоральном подходе в профилактике буллинга большое внимание уделяется раннему выявлению элементов буллинга, организации психологического сопровождения детей при прохождении возрастных кризисов и в период трудных жизненных ситуаций.

При контекстуальном подходе профилактика буллинга происходит в изменении системы отношений в организации в целом, формировании альтернативных методов определения статусов в группе, основанных на ценности уважительных отношений.

Образовательная организация должна большое внимание уделять проблеме буллинга среди обучающихся. В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.

Одной из причин проявлений буллинга может являться атмосфера образовательной организации, отношения между педагогами и обучающимися и отношения педагогов к проявлениям насилия среди подростков. В случае, если данная причина является одной из ведущих в появлении ситуаций буллинга, по результатам анкетирования, необходимо провести работу с педагогическим коллективом. Только после работы с педагогами по профилактике буллинга следует приступать к профилактике буллинга среди обучающихся.

В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их семьями. Важно определить тип семьи и воспитания, а также поведение родителей по отношению к своим детям. Педагог-психолог должен провести совместную работу с подростком и его родителями, изучить и провести коррекционную работу при нарушении детско-родительских отношениях, которые могут послужить причиной снижения эмоционального благополучия подростка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.

В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях. Помимо этого в зависимости от занимаемой подростком позиции в ситуации буллинга «жертва», «обидчик» или «свидетель» можно провести коррекцию отклонений в эмоциональной сфере подростка, развить стрессоустойчивость и коммуникативные навыки, формировать навыки принятия ответственности за собственное поведение в ней и оказание психологической и социальной поддержки, повысить самооценку, снизить асоциальное поведение подростка.

Классный руководитель должен совместно с педагогом-психологом вести работу по профилактике буллинга в классе, он должен следить за эмоциональным состоянием всех своих обучающихся, оказывать поддержку и помощь подросткам не меньше, чем педагог-психолог.

Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на следующих уровнях:

  • личностном,

  • групповом,

  • общешкольном,

  • социальном.

В работе педагога-психолога по профилактике буллинга важное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К каждому подростку необходимо найти свой подход, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, а также направлять в нужное русло, учитывая особенности личности, энергию и силы подростка. Психолог, реализуя профилактику буллинга среди подростков особое внимание должен уделять коррекции имеющихся социальных девиаций у подростков, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и поддержке. Для создания безопасной психологической среды в образовательной организации лучше объединить профилактические мероприятия в единую систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных организациях сводятся к формированию определенных установок у обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматривайте личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями – не оставайтесь равнодушными!

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема буллинга на уроке

Автор: Денисова Виктория Сергеевна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Дети в информационном обществе. "
    ["seo_title"] => string(37) "dieti-v-informatsionnom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "213486"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432061457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства