kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в объединении «Робототехника» в учреждении дополнительного образования станции юных техников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Проблемы современной системы образования требуют новой трактовки понятия “образование”. Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитания здоровой личности.  Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из приоритетных. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного процесса в учреждении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в объединении «Робототехника» в учреждении дополнительного образования станции юных техников.»

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в объединении «Робототехника» в учреждении дополнительного образования

станции юных техников.


Психологический комфорт учащегося на занятиях-

это важное условие для сохранения здоровья.


Аксёнов А.П.,

педагог дополнительного образования

г.Ханты-Мансийск


Проблемы современной системы образования требуют новой трактовки понятия “образование”. Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитания здоровой личности. Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из приоритетных. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного процесса в учреждении.

В настоящее время здоровье подрастающего поколения находится под «угрозой», по статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, а 68% педагогов – хронические заболевания.

Актуальность оптимизации учебного процесса усиливает тот факт, что в последние годы сохраняется тенденция роста заболеваемости. Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях.

В числе причин резкого ухудшения здоровья детей и педагогов врачами названа причина неправильной организации образовательного процесса во многих образовательных учреждениях.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей.

Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов, но и жертвовать ради него частицей жизни.

М.де Монтель

Именно эти обстоятельства и побудили нас взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребенка в условиях обучения на станции юных техников. Целью работы является изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания в дополнительном образовании.

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении предполагает не только проведение оздоровительных мероприятий, но прежде всего - гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей и их познавательным возможностям учебный процесс, который должен быть организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.

Одним из основных требований к занятиям объединения «Робототехника» в учреждении дополнительного образования станции юных техников является соблюдение здоровьесберегающих технологий. Вред, который может нанести компьютер ученику огромен, заболевания многочисленны и разнообразны. Поэтому занятия робототехникой должны быть построены технологично и грамотно, чтобы максимально уменьшить вред для здоровья растущего организма.

На занятиях робототехникой учащиеся используют не только конструкторы Lego,тетради, ручки, но и работают с компьютером. Симптомы последствий воздействия компьютера на ребенка очень разнообразны. Начиная с утомления рук, спины, плеч, болей в мышцах шеи, ног, головных и глазных болей; и заканчивая потерей внимания и ухудшением работоспособности. Поэтому педагог объединения «Робототехники» должен создавать необходимые условия для сбережения здоровья ребенка.

Здоровье сберегающие технологии включают в себя несколько компонентов.

Соблюдение СанПиН и правил охраны труда. Обеспечение оптимальных условий в лаборатории объединения. Соответствующие условия регламентируются СанПиН: «Гигиенические требования к персонально электронно-вычислительным машинам и организация работы» (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10). В компьютерном кабинете должны быть специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, мониторы должны быть расставлены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди. Влажность в кабинете должна составлять 50-60%, проветривать кабинет необходимо после каждого занятия.

Чередование различных видов деятельности на занятии, чередование различных видов работ. Продолжительность непрерывной работы за компьютером зависит от возраста ребенка: 1 – 4 класс не более 15 минут, 5 – 7 класс 20 минут, 8 – 11 класс – 25 минут.

На занятиях нужно систематически проводить гимнастику для глаз, физкультминутки, выполнять упражнения для пальцев, рук, плеч. Для снятия зрительной нагрузки во время работы за компьютером при первых симптомах усталости глаз учащимся рекомендуется выполнять следующее упражнение: отводить взгляд вдаль на несколько секунд. Педагог должен постоянно напоминать учащимся о правильной посадке, следить за положением рук, спины, ног.

Зарядка для глаз обязательно имеет свое место на занятиях робототехникой.


Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и прямо вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 -5 раз.

Создание комфортного психологического климата, учет индивидуальных особенностей учащихся, их темперамента, умение работать с различными группами учащихся, использовать дифференцированный подход в обучении.

Необходимо создавать благоприятный эмоциональный климат на занятиях робототехникой. Чувство успеха при выполнении заданий, очень положительно влияет на здоровье детей. Проявление доверительного подхода к учащимся, наличие на занятиях эмоциональной разрядки, создание ситуации успеха – оптимальные приемы создания положительных эмоций на занятии.

И последним, но немаловажным компонентом здоровье сберегающих технологий является формирование, пропаганда здорового образа жизни. Если показывать учащимся, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучать их постоянно заботиться о своем здоровье, систематически закреплять их на занятиях робототехникой, это должно стать для детей совершенно естественным и при работе за компьютером в домашних условиях.

Усталости и перегрузок на занятиях робототехникой будет меньше, если будет чередоваться и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце занятия, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом занятии, так и после него.


Поэтому основной целью деятельности по сохранению жизни и здоровья детей на станции является: не допустить ухудшения со­стояния здоровья учащихся в период их пребывания на СЮТ.

Именно поэтому одной из задач проведения образовательного процесса определена задача продолжения внедрения в УВП здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

На Станции юных техников особое внимание уделяется работе по созданию условий здоровьесберегающей среды:

  • лаборатории для занятий соответсвуют нормам СанПИН;

  • при составлении расписания занятий учитываются возрастные особенности учащихся;

  • на занятиях широко применяются здоровьесберегающие технологии;

  • в перерывах между занятиями проводятся динамические паузы.

Образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья.

Формирование у учащихся способности к организованной, ритмичной учебной и трудовой деятельности, воспитание умения выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями является одной из целей образования.


Обсуждая проблему перегрузки учащихся, нельзя не учитывать тот факт, что нагрузка не может измеряться исключительно в часах, проведённых за учебными занятиями, или в объёме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объёмах учебного материала.

Напомним, что одну из своих статей великий классик Л.Н. Толстой начал такими словами: «Для того, чтобы ребёнок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Поэтому организовать учебный процесс с учётом заботы о здоровье ребёнка означает не принуждение его к занятиям, а воспитание у него познавательного процесса.

Конечно, наше учреждение не может брать на себя медицинские функции и обязанности. Именно мы, педагоги дополнительного образования, должны создать условия для успешного обучения, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности. Главный упор, который делается на занятиях в дополнительном образовании – это рациональная организация занятий, использование активных форм и методов обучения, включение игровых моментов.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования: это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.


Перечень мероприятий, применяемых педагогами на занятиях объединений по сохранению и укреплению здоровья учащихся:


  • Физминутки;

  • Видеотренинги для снятия зрительного утомления (Полный и частичный тренинг; Контрастный тренинг);

  • Паттерн; Тест-контроль;

  • Снятие усталости (упражнения для пальцев рук; игры)


Здоровье подрастающего человека – это не только социальная, но и нравственная проблема. Наша задача – направить, подсказать, создать условия, просветить, сформировать здоровые привычки, потребность в спорте, в движении. А это значит – не отмахиваться от него проблем, в том числе связанных со здоровьем.

Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.

Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Работа с родителями включает в себя их просвещение: беседы, лекции, совместные мероприятия, творческие гостиные, выставки. Различные внеклассные мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление учащихся.

Много творчества, терпения и сил нужно приложить педагогу, чтобы каждому было комфортно. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками всех внеклассных мероприятий. Все это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.

Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней - выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться педагог.

 Вывод: На станции юных техников создаются условия для сохранения здоровья и обеспечения безопасности учащихся. Проводится просветительская работа по воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Не допускаются случаи травматизма среди учащихся во время занятий и во время проведения мероприятий. Целенаправленная работа проводится по антитеррористической защищенности учащихся. 





Литература:

1. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - /Н.В.Сократов и другие. – Оренбург.:

2. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург.: 2001.

3. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып. 11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.

Список используемых интернет ресурсов


https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-zanyatiyah-v-obedinenii-robototehnika-1398300.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Аксёнов Александр Павлович

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства