kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение инновационных технологий в процессе организации работы самоуправленческой деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Новая школа - это дом, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача педагога - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий в процессе организации работы самоуправленческой деятельности учащихся»

Парфенова Алла Васильевна, педагог-организатор-методист МОУ «Гимназия общественно-гуманитарного профиля г. Тореза»



Применение инновационных технологий в процессе организации работы самоуправленческой деятельности учащихся


Дело рождает самоуправление, а не наоборот.

А.С.Макаренко



  Новая школа - это дом, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача педагога - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

В современной школе раскрываются таланты и способности детей, здесь они приходят к пониманию ценности знания, любят учиться, принимают активное участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях.

Чтобы быть успешным, полноправным членом общества, гармонически развитой личностью, и добиться успеха в быстро меняющемся мире, недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Очень важно иметь свое мнение, обладать лидерскими качествами, уметь сформировать свою жизненную позицию.

Всего этого можно добиться только через воспитательную внеклассную, общешкольную деятельность.

Задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать и вовлечь учащихся во внеклассную деятельность. Для этого необходимо правильно спланировать воспитательный процесс с учетом интереса учащихся, продумать интересные формы работы, выбрать приоритетные направления, направленные на формирование здорового образа жизни, воспитание гражданских и патриотических ,нравственных качеств.

В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, трудолюбие.

Самоуправление представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений, предполагает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе .

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф. Ф. Брюховецкого, воспитательная система П. Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И. П. Иванова, авторская школа самоопределения А. Н. Тубельского.

Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным? Именно этим вопросом я задалась, как педагог-организатор МОУ «Гимназия общественно-гуманитарного профиля г. Тореза». Двадцать лет являюсь руководителем школьного ученического самоуправления «Партнер», работаю над проблемой «Внедрение основных принципов самоуправления в ученический коллектив». Ставлю перед собой определенные цели: развивать лидерские качеств у учащихся, формировать желание самостоятельно и творчески участвовать в учебно-воспитательном процессе гимназии, готовить детей к социализации.

Чтобы достичь поставленных целей и задач ученического самоуправления, необходимо быть прежде всего современным, идти в ногу со временем, уважать мнение учащихся , применять интересное, познавать новое. Для этого и существует понятие, как инновационные технологии.


Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» — «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения, которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология — это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Внедрение инновационных технологий в деятельность ученического самоуправления «Партнер» является приоритетом в системе работы. В частности, это позволяет улучшить уровень поучительной и активной деятельности учеников, спланировать разнообразные формы работы, обеспечить успешную результативность


Применяемые мною инновационные технологии

-шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

- арт-педагогика

-коллективное творческое дело

- диагностическая технология («Я - лидер»);

- коммуникативно-ситуативные задания;

- технологии создания напряженного диалога (дебаты);

- технологии встречных усилий (родители, учителя, учащиеся);

- технологии социального партнерства (УДО ДДЮТ «Юность», терцентр, ДК им. Маяковского, общество ветеранов и т.д.);

- Технология создания концептоцентрических сценариев (праздник→концепция (цели задачи)→план→сценарий)

- проектная технология;

- тренинговая технология;

- игротехники;

- технология ТРИЗ (поиск изобретательных решений);

- технология критического мышления (обсуждение высказывания);

- технология Селевко (саморазвитие, самоанализ, самореализация, самообразование);

- школьный сайт, газета как управленческий ресурс;

- кластерный подход (план на месяц, отбор лучших идей).

- коучинговая технология (учитель-тренер);

- геймификация (учись, играя);

-здоровье сберегающая технология;

-диагностическая технология «Я-лидер»;

-информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)

Краткое содержание применения интерактивных технологий .

Шоу-технология имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

  В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

     Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Достоинства:

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии, и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

 Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является, и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Данную технологию применяю в планировании школьных и городских конкурсах (КВНы, агитбригады, форумы, дебаты, диспуты…)

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Данную технологию применяю при подготовке таких мероприятий, как постановка мюзикла, театрализованных представлений, музыкальных студий и т.д.

Проектная технология - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

Данную технологию применяю при создании социальных, творческих проектов по разным направлением (гражданское, патриотическое, экологическое, правовое. Примерные темы «Я-гражданин Республики», «Мой школьный двор», «Если бы я был мэром города» «Модель выпускника» и т.д)

Технология «КТД»

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

-совместное решение о проведении дела;

-коллективное планирование;

-коллективная подготовка;

-проведение дела;

-коллективный анализ;

-результат.

Виды коллективных дел:

-Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

-Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

-Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)

-Спортивные КТД (пример: «Спартакиада», День здоровья…).

Диагностическая технология «Я-лидер» направлена на выявление лидерских качеств, развитие творческого потенциала, коммуникативных навыков.

Данную технологию применяю на общих заседаниях ученического самоуправления, которые проходят один раз в месяц, на заседаниях мини групп (школьный инспектор, клуб «Вожатый», сектор организации досуга, проектная группа, редакционный совет) через новые формы работы: тренинги, флеш-мобы, ученические конференции, правовые игры

Тренинговая технология - предусматривает формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения, возможность создать доверительную обстановку во время групповой работы, знакомит с понятием «общение», с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции; формирует навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий; способствует овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Данную технологию целесообразно применять при подготовке и проведения классных и школьных тренингов. Темы «Моя жизненная позиция», «Как стать лидером», «Дружба в коллективе» и др.


Здоровье сберегающие технологии - являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы и приоритетным направлением деятельности педагога. В соответствии с государственным образовательным стандартом  образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к  результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Данную технологию применяю на практике при подготовке и проведении следующих мероприятий: День здоровья, школьная спартакиада, подготовка агитбригад за здоровый образ жизни, спортивных мероприятий, подвижных игр, динамических перемен.  


 - Технологии социального партнерства

Основной целью данной технологии является совместная деятельность (добровольное и равноправное взаимодействие и взаимная поддержка) образовательного учреждения и других социальных институтов, направленная на разработку, принятие и реализацию педагогических и социально-экономических решений, обеспечивающих повышение эффективности развития, обучения и воспитания детей и подростков, их самоопределения и самореализации в социальной среде, взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, отвечающие общему для всех сторон интересу – высокому уровню образовательной подготовки выпускника .Потенциал социального партнерства обеспечивается совокупностью различных видов ресурсов: интеллектуальных, экономических, кадровых, организационных, методических.


С момента основания гимназии ученический и педагогический коллектив сотрудничает со следующими организациями УДО ДДЮТ «Юность», терцентром, ДК им. Маяковского, обществом ветеранов, обществом афганцев, школой искусств, общественной организацией «Молодая Республика» и т.д.);


Применяя в своей работе инновационные технологии, выходишь на показатели нового качества воспитательного процесса:

- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с школьниками;

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование и умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся;

- развитие способности свободного культурного общения.


Вывод. Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у обучающихся, и у их родителей, подготовить учащихся к социализации, оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление.

В современных условиях  образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей.

Литература


1. Никитина, Г. В. Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся / Г. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/190/47989/ (дата обращения: 14.01.2021).

2. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 c.

3. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 781 c.
4. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 260 c.

5. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2008. - 563 c.
6. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологиии организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2008. - 786 c.
7. Нилова Игровые Технологии В Системе Обучения И Воспитания Специалиста – Технолога / Нилова. - Москва: Огни, 2009. - 989 c.

8. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: моногр. / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2012. - 192 c.

9.  Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.,1972, 336 с.

10. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - Соч., т. V.

11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2002. -- 480 с.

12. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.

13. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике/С.Оськина//Воспитание школьников. - 2009.-№ 5. - С. 3-6.

14. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.

15. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении/ А.С. Прутченков. - М:,2003. -328с.

16. Радомыльская Е. А. - Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединениях через призму истории / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского 2011 № 24 с. 752-755



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Парфёнова Алла Васильевна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства