kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемные испытания поступающих в класс гитары ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление музыкальных способностей.Проверка музыкального слуха, ритма, памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемные испытания поступающих в класс гитары ДШИ»

«Приемные испытания поступающих в класс гитары ДШИ».


Красноносова Елена Николаевна

преподаватель по классу гитары

КГГП ДШИ им. Г. Жубановой, г. Темиртау, Карагандинская обл.


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Для развития творческих способностей старших дошкольников в нашей школе был организован класс начального музыкально-эстетического развития. Целью этого класса является подготовить детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в Детской школе искусств, с возможностью самостоятельно выбрать понравившееся направление. Класс начального музыкально-эстетического развития, имеет четыре направления: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное. В классе начального музыкально-эстетического развития разработаны программы на основе игровых форм обучения. Преподаватели постоянно совершенствуют свои профессиональные умения и знания.

Очень сложно преподавателю ДШИ, на современном этапе развития общества, когда все развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию, «удержать» на должном уровне развитие гуманитарной сферы. В недостатках системы образования, коренится кризис духовности. Поэтому развитие творческих способностей детей становится более ценным качеством, позволяющим проявить свою индивидуальность. По окончанию обучения в классе эстетического развития важно правильно определить дальнейшее направление в обучении ребенка в школе искусств. Некоторые из числа выпускников класса эстетического развития продолжат обучение в классе гитары.

Важнейшей предпосылкой процесса обучения игре на гитаре является выявление (проверка) музыкальных способностей будущего ученика. Обучение гитарной игре требует целого комплекса различных способностей. Важна предрасположенность к занятию искусством вообще, склонность мыслить художественными образами, наличие фантазии в этой области. И, прежде чем приступить к планомерному воспитанию будущего воспитания, педагог должен иметь ясное представление об уровне его музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и эмоциональной восприимчивости к музыке и в возможной мере оценить перспективы развития его музыкально - исполнительских навыков.

Большая часть педагогических ошибок коренится в том, что способности ученика выявлены не точно, а отсюда работа с ним ведется неправильно. Особенно важно определить музыкальные способности ребенка в начальной стадии обучения. Переоценка музыкальных способностей может стать причиной планирования чересчур сложного, непосильного репертуара, работа над которым приводит к зажатию исполнительского аппарата и тормозит его нормальное музыкальное развитие. Вредна и недооценка: чересчур большая осторожность при подборе и недостаточная требовательность к качеству исполняемого репертуара тормозит рост ученика, снижают его заинтересованность в учебе. Объективность определения уровня музыкальных способностей и перспектив их развития имеют большое значение на всех этапах обучения. Поскольку все элементы музыкальной одаренности постоянно развиваются и совершенствуются, педагогу необходимо также постоянно уточнять и переоценивать сваи представления о них.

На приемных испытаниях(а также – на первом уроке) педагоги школ выявляют комплекс музыкальных способностей. Задача проверки музыкальных данных будущего ученика состоит в том, чтобы выявить в нем наличие основных способностей, которые составляют ядро музыкальности. Проверку рекомендуется проводить дифференцированно, направляя ее на выявление:1) музыкального слуха; 2) чувства ритма; 3) музыкальной памяти; 4)эмоциональной восприимчивости музыки.

Успешность выявления музыкальных данных ребенка во время приемных испытаний в значительной мере зависит от того, насколько чутко подошел к нему педагог, насколько он сумел побороть встречающуюся у детей застенчивость. Для того, чтобы поступающий чувствовал себя непринужденно, желательно сделать возможно менее официальную обстановку всех испытаний. Они должны проходить в атмосфере деловой, но не наводящей на детей страх. Пусть ребенок чувствует, что он пришел в школу, чтобы заниматься интересным делом, что к нему относятся приветливо, благожелательно, радуются вместе с ним его удачам, хотят ему помочь. Это первое соприкосновение должно оставаться в памяти ребенка как один из самых светлых дней жизни.

Музыкальный слух. Как правило, большинство поступающих в школы - это неиграющие дети. Природные ростки музыкальных способностей наиболее легко и глубоко можно выявить тогда, когда ребенок практически пользуется природным музыкально – исполнительским аппаратом – голосом, то есть исполнением песенок. Пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное – это уже исполнительский процесс, в котором проявляются все способности поющего в действии. Правильное и выразительное пение песен уже служит достаточным свидетельством того, что у ребенка есть музыкальные данные.

Для уточнения представления о ритме и слухе, особенно если пение небезукоризненно (например: нечистая интонация вследствие волнения или возрастного несовершенства голосового аппарата ), можно предложить дополнительные задания на воспроизведение небольших мелодических отрывков, интервалов, разложенных аккордов, очень желательно, чтобы ученик странспонировал песенку или мелодический отрывок в другие тональности(по заданным тонам),что позволяет педагогу выявить скорость и точность приспособления музыкального слуха и голосового аппарата к новой высоте звуков. Следует иметь в виду, что дети точнее воспроизводят голосом мелодию, пропетую женским голосом, так как по тембру он ближе к детским голосам.

Ориентировочно можно наметить такую последовательность заданий:

  1. короткие одно-двухоктавные диатонические попевки и мелодии в мажоре и

миноре, которые начинаются звуками тонического трезвучия в небольшом диапазоне (возможно со словами);

  1. диатонические мелодии такого же типа продолжительностью до четырех тактов;

  2. мелодии с различными (широкими, увеличенными и уменьшенными) интервалами.

Важно также ознакомиться с уровнем развития ладового чувства ученика. Для этого предлагают ему закончить мелодию, которая прерывается на неустойчивом звуке.

Для выявления внутреннего слуха рекомендуется выполнить такое задание: - часть знакомой песни или мелодии пропеть вслух, а часть «про себя», прохлопывая или простукивая ритмическую структуру мелодии.

Проверив мелодический слух ученика, следует также выявить способность ученика различать количество и высоту звуков в гармонических сочетаниях, - то есть гармонический слух, которое имеет большое значение для гитариста.

Ведь гитара по своей природе – инструмент, способный к воспроизведению мелодии с насыщенным гармоническим сопровождением, а также часто используется как аккомпанирующий инструмент.

Из выше сказанного вытекает, что музыкальный слух – понятие сложное , включающее в себя целый ряд компонентов. Существует, как известно, абсолютный и относительный слух. Абсолютный слух выражается в способности точно называть высоту звуков одного или различных тембров. Наличие абсолютного слуха нередко (но отнюдь не обязательно), указывает на общую музыкальную одаренность. Обладать абсолютным слухом гитаристу полезно, но не обязательно. Зато ему совершенно необходимо иметь хороший относительный слух, дающий возможность различать соотношения звуков по высоте, взятых одновременно или последовательно в одной или различных тембровых окрасках.

Кроме этого, звук дифференцируется на звуковысотный, ладовый (мелодический и гармонический), тембровый и динамический, и каждый из этих компонентов имеет большое значение для обучения игры на гитаре.

Подобно другим способностям, музыкальный слух развивается в процессе деятельности, которая требует его участия. Необходимо добиваться, прежде всего, чтобы вся работа за инструментом протекала при неустанном слуховом контроле.

Особенности конструкции гитары, в отличие от клавишных и струнно-смычковых инструментов – прямой и непосредственный контакт исполнителя с источником звука – струнами. Отсюда – прямая взаимосвязь игровых движений и слухового восприятия. Слух при этом выступает как активный анализатор качества звука и корректор игровых движений.

Для развития слуха важно приучить слушать музыкальную ткань дифференцированно – улавливать отдельные голоса, мелодические и гармонические обороты, тембровые соотношения. Развитию мелодического слуха весьма способствует систематическая работа над мелодиями различных типов и различной протяженности, - начиная с коротких попевок до мелодических контуров целого произведения.

Гитара – инструмент, очень богатый темброво-колористическими возможностями, поэтому для развития тембрового слуха важно, чтобы педагог больше применял красочные сравнения и приучал ученика за гитарой слушать пьесу «как бы» в оркестровом звучании. Желательно, чтобы как можно раньше и чаще применялись прямые имитации различных инструментов (арфа, труба, виолончель), которые легки и нетрудоемки в гитарном исполнении. Из педагогической практики известно, что это «как бы» постепенно преображает исполнение учащихся и делает его неизмеримо более ярким. Очень полезно также слушать оркестр и самим ученикам играть в ансамбле или оркестре.

Важно приучать ученика во время работы над произведением представлять нужное звучание. Полезно спрашивать ученика, какой характер звука, по его мнению, соответствует той или иной фразе. Постепенно, по мере развития внутреннего слуха, ответы и рассуждения его должны становиться более конкретными и содержательными.

Внутренний слух развивается естественным путем в процессе правильно протекающей работы над произведениями и этюдами, их исполнениями и слушаниями музыки. Его совершенствованию благоприятствует транспозиция по памяти знакомых мелодий, подбирание и игра по слуху, а также сочинение музыки и импровизация. Полезно также приучать ученика к «внутреннему проигрыванию» перед исполнением начальных тактов пьесы, записать на ноты небольшие, знакомые и игравшиеся учеником пьесы без помощи гитары. Здесь, при ведущей роли внутреннего слуха, принимает участие зрительная и мышечная память. Разумеется, большинство этих приемов работы можно использовать только с подвинутым учеником, но некоторые из них должны быть введены уже в младших классах школы.

Таким образом, говоря о развитии слуховых навыков гитариста, мы имеем ввиду: 1) воспитание такого слухового комплекса, в который входит многоплоскостное внимание, охватывающее все перечисленные детали и представление звучания целостного произведения; 2) воспитание слуха исполнителя, как такого комплекса, в котором слуховое внимание скоординировано со свободой мышечно-двигательного процесса (аппарата); 3) воспитание слухомоторного процесса, который имеет тесную ассоциативную связь с миром, лежащим за пределами музыкального искусства. Опираясь на эту связь, педагог формирует в своем ученике такие качества личности, как воображение, фантазия, широта кругозора.

Чувство ритма. В ряду средств музыкальной выразительности ритм является одним из основополагающих в силу того, что музыка – звуковой процесс, разворачивающийся во времени. Основы живого творческого восприятия музыкального ритма должны закладываться с первых шагов занятий ребенка музыкой.

При приеме в музыкальную школу, проверяя данные ребенка, чаще всего, ему предлагают простучать какие-либо ритмические формулы,- в этом случае преимущество могут получить не действительно одаренные дети, а зачастую лучше «натасканные». Поэтому традиционную практику выстукивания абстрактного ритмического рисунка следует отбросить, так как она не выявляет внутреннего чувства музыкального ритма, которое необходимо при исполнении каждой мелодии. Целесообразнее проверять это чувство в связи с пением. Проверять чувство ритма можно во время выполнения заданий по проверке музыкального слуха. Следя за исполнением ребенком мелодии, составляют общее мнение и о его чувстве ритма и соответственно этому подбирают специальные ритмические упражнения.

Сначала можно попросить будущего ученика, после пропевания песни, прохлопать ее ритмическую структуру. После этого дают незнакомый ученику музыкальный отрывок с характерной ритмической структурой и предлагают «простучать» ее ритмический рисунок. Можно также предложить ученику пропеть мелодию, а потом изобразить ее ритмическую схему без пения.

Музыкальное ритмическое чувство у детей проявляется в наличии двигательных реакций, в ощущении акцентов, в способности воспроизводить временной ход музыкального движения. Единство музыки и движения ребенок воспринимает как нечто естественное. На уроках ритмики в подготовительных классах дети учатся двигаться под музыку, ощущать длительность звуков, определять сильные и слабые доли. В занятиях по специальности эту работу необходимо продолжить и углубить.

Не секрет, что многие педагоги в практике уклоняются в сторону метра, стараются всеми силами добить от ребенка не ритмичного, а именно метричного воспроизведения музыкального произведения. Этот уклон в сторону метра приводит к тому, что некоторые педагоги видят универсальное средство ритмического воспитания в «измерении длительностей» при помощи счета. Однако, помимо того, что счет зачастую у детей бывает неровным, особенно если встречаются трудности в игре на инструменте, такой подход лишает ребенка ощущать живой ритм музыки.

Механичность исполнения часто обусловливается также равномерным и однообразным выделением сильных долей такта. Подобное «тактирование» не имеет ничего общего с подлинно художественным выявлением метра.

«Всякая способность развивается только в процессе такой деятельности, которая без нее не может осуществляться. Научив ребенка со слабым чувством ритма «арифметическому счету», мы тем самым предлагаем ему способ играть, обходясь без чувства ритма. Это дает педагогу временное облегчение, так как позволяет сравнительно быстро и легко достичь элементарной арифметической упорядоченности игры. Но этим самым буквально отрезается возможность достичь подлинной цели – живого ритма исполнения. Единственный способ пробудить чувство ритма у слабого ученика – ставить его перед такой задачей, где нет иного пути к решению. Для ученика, не испорченного «счетной арифметикой», такими являются, в сущности, все музыкальные задачи» (Б. Теплов. Психология музыкальных способностей).

Позиция ряда педагогов, считающих, что на раннем этапе нужно прививать обучающимся элементарные и примитивные навыки и умения, а потом развивать творческое восприятие ритма, вряд ли приведет к положительным результатам. В работе с учеником нужно проявлять ритмическую гибкость. Необходимо, чтобы ученик с детства приучался хорошо ощущать размер пьесы, выразительное значение сильных долей, являющихся во многих произведениях кульминационными звуками мотивов и других более крупных построений. Не менее важно, однако, с самого начала приучать ученика исполнять не «по тактам», а « по фразам», то есть исходя из более крупных музыкально осмысленных членений формы. Только при этом ритмическое развитие ученика пойдет по правильному пути и будет протекать более успешно.

Музыкальная память. Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее в себя слуховую, логическую, зрительную, двигательную и другие виды памяти. Как и все способности, она поддается значительному развитию. Ученик с хорошей памятью обладает значительными преимуществами. Он гораздо быстрее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность скорее двигаться вперед. Он чувствует себя увереннее на эстраде, благодаря чему может больше отдаться музыке во время исполнения и лучше выявить свой замысел. Поэтому педагог должен изучить свойства памяти учащегося, создать благоприятные условия для ее развития.

Способность быстро запоминать прослушанную музыку и самостоятельно ее произвести выявляется во время проверки слуховых данных и чувства ритма. Когда ученик повторяет голосом отрывки мелодии, следует обратить внимание не только на ее интонирование и ритмическую точность, а и точность запоминания. Чем более длинную мелодию он повторит, тем лучше у него музыкальная память. Но для музыкального исполнительства имеет значение не только способность быстро запоминать музыку, но и умение долго удерживать ее в памяти. Чтобы выявить объем и стойкость памяти, желательно спросить у ребенка, какие песни он знает и проверить эти знания.

Развитию памяти, проблеме запоминания необходимо систематически обращаться на уроках в процессе работы над пьесой и при детальном анализе выступлений ученика. Ведь, зачастую, большинство «срывов» в исполнении, остановок, учащийся объясняет сам себе чрезмерным волнением. Но помимо эстрадного волнения здесь большую роль играет фактор памяти,- недостаточная выучка произведения на память. Такое объяснение действует ученику обычно оздоровляюще, особенно когда подкрепляется следующим опытом: педагог просит исполнить произведение с разных мест, пропеть его мелодические контуры. Если оно было заучено на основе преимущественно двигательной памяти, эта задача не сможет быть разрешена и ученик убедится, что он произведение наизусть не знает или знает плохо.

Психологически очень важно фиксировать внимание не на возможность забыть, а на проблеме наиболее рационального запоминания. Надо воспитывать уверенность в том, что после того, как произведение выучено, когда оно не только в «пальцах», а и на «слуху», и в «голове», опасность забыть не угрожает. Чем глубже ученик в самое существо музыкального образа, в логику мелодического, ладогармонического развития, вплоть до всех мельчайших деталей текста – тем лучше он запоминает произведение.

Качество запоминания произведения в большей мере зависит от его интенсивности эмоционального переживания, степени увлечения его красотой, а потому очень важна максимальная активизация процесса работы над сочинением.

Музыканту, поскольку он воплощает свои замыслы в звуках, важно добиться большой активности слуха, создающей необходимые условия для запоминания на основе слуховой памяти.

Повседневная жизненная практика учит, что все особенно интересующее человека укладывается в памяти быстро и легко, и, наоборот, - все, к чему он равнодушен, что вызывает скуку, запоминается с трудом и быстро забывается. Таким образом, заинтересовывая ученика изучаемым произведением, мы создаем благоприятные условия для его запоминания.

Существует два общепринятых способа запоминания – произвольный (рациональный) и непроизвольный (нерациональный). Многие опыты психологов, проводившиеся с самыми различными испытуемыми, свидетельствуют о том, что направленность на запоминание, воля выучить наизусть способствуют успеху дела.

Непроизвольное запоминание базируется на самом процессе работы над произведением, где активность процесса работы компенсирует отсутствие специальной направленности на запоминание. Способности к непроизвольному запоминанию обычно сильнее выделяются в детстве, но затем постепенно ослабевают.

Произвольное запоминание должно осуществляться на основе деятельности различных видов памяти. При выяснении того, как оно проистекает, важно обратить внимание на многие факторы – в первую очередь необходимую активность слуха, интеллекта и моторики (а иногда и зрения – у кого хорошая зрительная память). Надо добиваться, чтобы ученик, вслушиваясь и вдумываясь в произведение, старался словно создать соответствующие отпечатки услышанного, продуманного и сыгранного.

При игре на память необходимо, чтобы ученик точно воспроизводил текст и все имеющиеся в нотах указания исполнительского характера. Необходимо бороться с «приблизительным» выучиванием произведения, когда упускаются многие детали. Поэтому, пока ученик не разберется как следует в произведении, не научится грамотно исполнять его по нотам, не следует требовать игры на память.

Эмоциональная восприимчивость музыки. Без способности воспринимать идейно-музыкальное содержание музыки и активно его воссоздавать, невозможна профессиональная деятельность музыканта-исполнителя. Один из главных признаков музыкальности – эмоциональная восприимчивость музыки. Ярко выраженное тяготение к музыке, сосредоточенное внимание, с которой она воспринимается, глубокая и сильная реакция на музыкальные впечатления свидетельствуют о музыкальной одаренности ребенка и являются залогом успешного обучения. В основном, развитие эмоциональной восприимчивости музыки соответствует уровню развития музыкального слуха, но без настоящей любви к музыкальному искусству нужных результатов в обучении не будет даже при наилучших слуховых данных.

При первом знакомстве с ребенком необходимо, помимо проверки индивидуальных способностей – чистого интонирования в пении, чувства ритма, музыкальной памяти, пронаблюдать все те штрихи в поведении, которые свидетельствуют о его отношении к музыке. Наблюдая поведение ребенка на вступительных испытаниях необходимо ориентировочно ценить перспективы профессиональной деятельности будущего музыканта-исполнителя.

Тем не менее, проверка музыкальных данных на вступительных испытаниях не может считаться точной и окончательной. Иногда, в силу различных причин, она бывает довольно приблизительной, что приводит к глубокой недооценке способностей. Порой педагоги преждевременно, без проведения соответствующей работы объявляют ученика «немузыкальным» и не занимаются с ним полноценно. Но опыт хороших педагогов свидетельствует о том, что тщательная и умелая работа с учениками, казавшимися сначала немузыкальными, нередко дает плодотворные результаты.

Изучение индивидуальности ученика будет неполным, если педагог не ознакомится с условиями его домашнего окружения. Для этого необходимо поговорить не только с учеником, но и его родителями. Особенно важно выявить музыкальные интересы семьи. Если в быту музыка занимает значительное место, это способствует развитию музыкальных способностей ребенка и позитивно отразится на успехах его учебы в музыкальной школе. Конечно, все выше перечисленные компоненты музыкальных способностей очень сложно выявить во время вступительных испытаний даже при самых благоприятных условиях – полное выявление музыкальности ребенка связано с длительным и пристальным изучением его способностей в процессе обучения.

Вступительные оценки должны проверяться и уточняться на протяжении первого года пребывания ребенка в музыкальной школе. Только после годичного испытания можно сделать более-менее правильный вывод о целесообразности его обучения музыке. В связи с этим большую роль комплектации контингента учеников музыкальных школ играют подготовительные («нулевые») классы или дошкольные группы, которые последовательно осуществляют функцию отбора музыкально одаренных детей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемные испытания поступающих в класс гитары ДШИ

Автор: Красноносова Елена Николаевна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480061


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства