kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причины зажатости и способы освобождения игрового аппарата учащихся Детских школ искусств по классу баяна и аккордеона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромное значение для свободного движения пальцев и кистей рук имеет преобретаемый учащимися навык освобождения игрового аппарата. Умение экономно расходовать энергию мышц во время игры на музыкальном иструменте снимает излишнее напряжение, помогает учащемуся контролировать работу мышц и подчинять сознанию работу пальцев и кисти. Этот навык способствует облегчению технических задач, развитию музыкального восприятия и дальнейшему совершенствованию технических возможностей юного баяниста и аккордеониста. Владение свободным игровым аппаратом, на ряду с творческим волнением, дает возможность учащемуся на концертной сцене исполнять музыкальный репертуар более эмоционально, ярко, с большим увлечением и вдохновением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причины зажатости и способы освобождения игрового аппарата учащихся Детских школ искусств по классу баяна и аккордеона»

Методическая разработка на тему:

«Причины зажатости и способы освобождения игрового аппарата учащихся Детских школ искусств по классу баяна и аккордеона»





























Подготовила:

Преподаватель

ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой

По классу баяна и аккордеона

Алёшина Людмила Тимофеевна







Апрель 2020 г.

При работе с начинающими баянистами и аккордеонистами с самых первых уроков по специальности преподаватель должен уделять больше времени и внимания освобождению игрового аппарата учащихся. Педагог должен помочь учащимся приобрести навык освобождения игрового аппарата, научить юных музыкантов самостоятельно освобождать мышцы рук от напряжения.

Огромное значение для свободного движения пальцев и кистей рук имеет правильная посадка с музыкальным инструментом, правильная, удобная постановка рук и пальцев.

Неправильное, неустойчивое положение музыкального инструмента, неправильная постановка рук, пальцев создаёт напряжённость и скованность игрового аппарата.

Ученик садится на половину стула, правую ногу сгибает под прямым углом, левую ногу выдвигает немного вперёд. Левое колено расположено чуть ниже правого. Ученик должен сидеть прямо, голову держать ровно, свободные руки опустить вниз.

Затем он ставит на колени музыкальный инструмент так, чтобы гриф упирался в бедро правой ноги и инструмент стоял устойчиво. Учащийся должен следить за тем, чтобы гриф не скользил мимо и не возникала необходимость придерживать его рукой.

Только устойчивое положение баяна или аккордеона во время игры создает условие для свободной работы рук и пальцев.

Обязательна регулировка плечевых ремней и ремня для левой руки. Для каждого учащегося длина ремней регулируется строго индивидуально. Правый плечевой ремень должен быть длиннее, чем левый. Ремень для левой руки плотно прилегает к запястью, но не сильно сжимает руку. Ученик должен иметь возможность передвигать левую руку вверх и вниз по клавиатуре.

При движении меха на разжим запястье левой руки не должно выгибаться наружу, чтобы не создавать излишнего напряжения мышц.

1 палец лежит сбоку на корпусе баяна или аккордеона, 2, 3, 4 и 5 пальцы закруглены и кончиками нажимают клавиши левой клавиатуры. Все 4 пальца собраны вместе. Ни один палец не поднимается вверх от клавиатуры.



При постановке правой руки локоть приподнят. От локтя до кисти рука ровная, прямая. Запястье не следует выпячивать наружу, чтобы также не создавать напряжение мышц правой руки.

1 палец согнут и лежит на боку, на правой клавиатуре, 2, 3, 4 и 5 пальцы закруглены и кончиками нажимают на клавиши. Фаланги пальцев нельзя прогибать внутрь.

Положение рук во время игры не остается статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатур, где играют пальцы.

Все необходимые изменения в положении рук ( локтя, предплечья, кисти, запястья, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполненными без особых усилий, то есть удобными для учащегося.

Правая рука, как и левая занимает наиболее естественное и удобное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому излишнее напряжение мышц чаще возникает тогда, когда необходимо играть в нижней или верхней части клавиатуры.

Учащийся должен научиться одинаково свободно играть по всей клавиатуре. Научиться свободно менять положение руки на любом участке клавиатуры.

С целью развития данного навыка полезно играть упражнения, гаммы, этюды в разных октавах. Ученик постоянно даёт возможность отдохнуть рукам, постоянно их освобождает, опустив вниз и делая небольшие покачивающие движения.

Нажатие клавиш правой и левой клавиатур происходит освобожденными от напряжения пальцами обеих рук. Нажимать клавиши нужно очень легко, не тратя больших усилий. При игре обеими руками баянист или аккордеонист постоянно следит за освобождением запястья, кисти, играет активными, но свободными от скованности и зажатости пальцами.



Левая рука выполняет несколько функций:

  • Нажатие клавиш;

  • Натяжение меха на разжим и сжим;

  • Передвижение по клавиатуре вверх и вниз при непрерывном движении меха.



При натяжении меха левая рука затрачивает определенные усилия. При этом, если звук усиливается, натяжение меха также усиливается и мышцы левой руки напрягаются больше. При тихом звучании мышцы напрягаются меньше. Поэтому напряжения мышц левой руки совсем избежать невозможно.

Педагог должен внимательно следить, чтобы учащийся не перенапрягался, создавая большой силы звучание: крещендо, сфорцандо.

Такое перенапряжение плохо отражается не только на качестве звука и музыкальном восприятии, но может отрицательно влиять на дальнейшее техническое развитие юного баяниста и аккордеониста.



Для достижения поставленных целей в процессе обучения учащийся должен выполнять несколько правил:

  • Растяжение меха должно соответствовать естественному движению левой руки и её длине;

  • Ученик не двигает ногами и не помогает ими движению меха;

  • Не раскачивается из стороны в сторону одновременно с движениями меха;

  • Не опускает левое плечо при разжиме меха;

  • Не прижимает подбородком корпус музыкального инструмента;

  • Одновременно с усилением движения меха не усиливает нажатие на клавиши правой клавиатуры правой рукой.



Несоблюдение этих правил ведёт к перенапряжению всего корпуса ученика, излишнему напряжению и зажатости рук, запястий, кистей и пальцев.

Причиной напряжения и скованности игрового аппарата является также неумелое, неправильное выполнение штрихов.

Например, начинающие баянисты и аккордеонисты при исполнении связного штриха legato нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания.

Неправильная, неудобная аппликатура, вынуждающая исполнителя делать лишние повороты кисти и скачки также способствует появлению напряжения и скованности в мышцах.



Педагог должен учитывать все возрастные особенности учащегося, величину его рук, кистей, пальцев. Выставляя аппликатуру, он стремится к тому, чтобы во всех случаях пальцы имели удобное, естественное положение на клавиатурах.

Правильно выставленная аппликатура быстро ассоциируется у ученика с соответствующим расположением клавиш, способствует облегчению технических задач.

Умение правильно применять аппликатуру вырабатывается практикой. Поэтому каждый педагог по мере дальнейшего обучения приучает учащегося самостоятельно выставлять аппликатуру, внося лишь небольшие исправления.

Причиной скованности, зажатости рук также может быть неправильная работа мышц игрового аппарата.

Любое движение руки, запястья, кисти или пальцев вызывает естественное напряжение определенных мышц. Совершенно расслабленной рукой нельзя выполнить никакого движения. После выполнения определенного действия мышцы сразу расслабляются. То есть сразу после нагрузки мышцы отдыхают.

При игре на музыкальном инструменте очень важно постоянно чередовать напряжение мышц с отдыхом. Для нажатия клавиши затрачивается небольшое усилие мышц. После того как клавиша опустилась, этого усилия уже не требуется.

Умение экономно расходовать энергию мышц во время игры на инструменте снимает лишнее напряжение. Во время исполнения музыкального произведения учащийся должен находить такие точки, когда можно небольшим кистевым движением освободить запястье от напряжения. Небольшие взмахи кисти можно делать между мотивами, фразами, предложениями, в раздельных штрихах, на паузах, при смене меха или смене динамики.

Учащийся должен научиться контролировать мышцы игрового аппарата. Этот навык позволит в значительной мере подчинить сознанию работу пальцев и кистей.

Следующей причиной, затрудняющей свободное исполнение репертуара на баяне и аккордеоне является отсутствие навыка игры перед слушателями.

Состояние общей скованности, зажатости юного музыканта может быть вызвано его волнением, страхом и чувством ответственности за своё выступление в концерте. Напряжение связано с неуверенностью, с боязнью ошибиться. Чтобы избежать такого состояния, надо очень хорошо подготовиться к выступлению на сцене, то есть очень уверенно выучить произведение наизусть, играть свободно, легко и выразительно.

Творческое волнение присуще каждому исполнителю, но оно, как правило, помогает играть более эмоционально, ярко, с большим увлечением, в приподнятом настроении.

Важным стимулом успехов учащихся в концертных выступлениях являются классные мероприятия:

  • Родительские собрания с концертом учащихся класса;

  • Тематические концерты, посвященные важным датам;

  • Концерты в общеобразовательных средних школах для учащихся начальных классов;

  • Лекции-концерты для детских садов;

  • Концерты для общественности города.



Стабильные, правильные домашние репетиционные занятия, большой опыт игры на эстраде, позволяют учащимся успешно выступать на концертах перед слушателями.































Рекомендуемая литература

  • А. Мирек «Школа игры на аккордеоне»;

  • Ф. Липс «Искусство игры на баяне»;

  • В. Лушников «Школа игры на аккордеоне»;

  • А. Басурманов «Трёхгодичный курс обучения игры на баяне»;

  • Л. Боренбойм «Путь к музицированию»;

  • Ю. Акимов «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алешина Людмила Тимофеевна

Дата: 08.08.2020

Номер свидетельства: 555474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства