kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Развивающая система Леонида Владимировича Занкова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая система Леонида Владимировича Занкова
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развивающая система Леонида Владимировича Занкова"»

Развивающая система Леонида Владимировича Занкова

Развивающая система Леонида Владимировича Занкова

Кто такой Л. В. Занков?   Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, городе Российской империи. Детство его прошло в семье офицера в окружении сестры и двух братьев. Детей обучали не только базовым наукам — математике, естествознанию, истории, но и иностранным языкам, творчеству. Будущий психолог особенно хорошо проявлял себя в музыке. Любимым предметом Занкова была литература. Эмоции вызывали не столько произведения, сколько подача учителя, его заинтересованность в образовании учеников. Поэтому, окончив гимназию в 1916 году, Леонид задумался о будущем педагога. И тут же реализовал свое желание — уехал в Турдей, поселок Тульской области, и устроился в школу.

Кто такой Л. В. Занков?

Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР.

Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, городе Российской империи. Детство его прошло в семье офицера в окружении сестры и двух братьев. Детей обучали не только базовым наукам — математике, естествознанию, истории, но и иностранным языкам, творчеству. Будущий психолог особенно хорошо проявлял себя в музыке.

Любимым предметом Занкова была литература. Эмоции вызывали не столько произведения, сколько подача учителя, его заинтересованность в образовании учеников. Поэтому, окончив гимназию в 1916 году, Леонид задумался о будущем педагога. И тут же реализовал свое желание — уехал в Турдей, поселок Тульской области, и устроился в школу.

В 1919 году Занков впервые познакомился с трудными подростками. Он возглавил детскую сельскохозяйственную колонию Тамбовской губернии, где содержались беспризорники. Нужно было всерьез постараться, чтобы заразить их энтузиазмом, заинтересовать учебой. Леонид в этом деле преуспел.

В 1920 году его перевели в колонию «Островня» Московской области, где он трудился вплоть до поступления в Московский государственный университет в 1922-м.

В МГУ Леонид Занков познакомился со своим наставником Львом Семеновичем Выготским , который оказал большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему. Ему было всего 26 лет, а студенту — 21 год. Молодые люди очень подружились, вместе постигали основы и глубинные понятия психологии. Кончину товарища в 1934-м Леонид Владимирович воспринял как личную потерю.

Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.

С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.

В чем суть системы?   Система обучения профессора Занкова считается развивающей и следует дидактическому принципу  «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Отличительной особенностью  программы является высокий темп прохождения материала, высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка. Программа опирается на научные исследования особенностей мыслительного аппарата младших школьников, при этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию.  Цель программы  – достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям. Задачи обучения по системе Занкова:

В чем суть системы?

Система обучения профессора Занкова считается развивающей и следует дидактическому принципу «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности».

Отличительной особенностью программы является высокий темп прохождения материала, высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.

Программа опирается на научные исследования особенностей мыслительного аппарата младших школьников, при этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию.

Цель программы – достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям.

Задачи обучения по системе Занкова:

  • Формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
  • Создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
  • Реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
  • Актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
  • Развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости. Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов. Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть занятия на природе, походы в театр и музей.

Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.

Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.

Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными

Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть занятия на природе, походы в театр и музей.

В чём плюсы системы Занкова?   Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы. Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии. Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.

В чём плюсы системы Занкова?

Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.

Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.

Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе

Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.

Так, а за что её критикуют?   Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова. Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ. При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.

Так, а за что её критикуют?

Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.

Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.

При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.

Что происходит с системой Занкова сегодня?   По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%. Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»). Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.

Что происходит с системой Занкова сегодня?

По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.

Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).

Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.

УМК системы Л.В. Занкова   включает в себя учебники по всем основным предметам:   - Обучение грамоте и чтению.  Азбука.  Авторы:  Нечаева Н.В., Белорусец К.С.  - Русский язык.   Автор:  Нечаева Н.В.   - Литературное чтение  (2 линии).  Автор : Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.  Автор:  Лазарева В.А.  - Математика  (2 линии).  Авторы :  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).  Автор : Ванцян А.Г. (1 класс).  - Окружающий мир.  Авторы:   Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.  - Технология.   Авторы:  Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.  - Музыка.   Автор:  Ригина Г.С.

УМК системы Л.В. Занкова   включает в себя учебники по всем основным предметам:

- Обучение грамоте и чтению. Азбука.  Авторы:  Нечаева Н.В., Белорусец К.С. - Русский язык.   Автор:  Нечаева Н.В.  - Литературное чтение  (2 линии). Автор : Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Автор:  Лазарева В.А. - Математика  (2 линии). Авторы :  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). Автор : Ванцян А.Г. (1 класс). - Окружающий мир.  Авторы:   Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Технология.   Авторы:  Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. - Музыка.   Автор:  Ригина Г.С.

Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных  (допущенных)  Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.

Каждый из учебно-методических комплектов по учебным предметам сочетает в единстве признаки дидактической системы и частной методики. Являясь частью образовательной системы, каждый учебный курс несет в себе ее характерные черты. Сохраняя свою специфику, он своими средствами способствует общему развитию каждого ребенка.

Отбор и структурирование содержания учебников, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями, что позволяет выпускникам начальной школы достигать высоких результатов обучения на следующих ступенях образования.

Разработана методика организации самостоятельной поисковой деятельности учеников (описаны типы заданий, которые носят универсальный характер), а также методика развития важнейших умений информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме - высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать.

Учебники, рабочие тетради, учебные и методические пособия для 1 класса. Обучение грамоте  Автор программы - Н.В. Нечаева В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи. В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Представляемый курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Учебники, рабочие тетради, учебные и методические пособия для 1 класса.

Обучение грамоте Автор программы - Н.В. Нечаева

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.

В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Представляемый курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Тетради для учащихся  Кроме  «Азбуки» , комплект включает рабочую тетрадь к учебнику, тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь  «Звуки и буквы»  ( 1 часть, «Учусь грамоте» ). Рабочая тетрадь «Азбуке»  содержит те задания учебника, которые должны выполняться письменно: нахождение изучаемых букв в тексте и на рисунке, составление схем слов, исправление ошибок, разгадывание кроссвордов и ребусов, раскрашивание рисунков. Издание оформлено в полном соответствии с «Азбукой», что позволяет первоклассникам ориентироваться на странице и быстрее находить нужное задание. В тетради также имеется сетка, которая используется для диктанта букв, слогов, слов и записи предложений схемам. Опираясь на задания учебника, учитель может составлять свои аналогичные упражнения, которые дети будут выполнять на страницах тетради.

Тетради для учащихся Кроме  «Азбуки» , комплект включает рабочую тетрадь к учебнику, тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь  «Звуки и буквы»  ( 1 часть, «Учусь грамоте» ).

Рабочая тетрадь «Азбуке»  содержит те задания учебника, которые должны выполняться письменно: нахождение изучаемых букв в тексте и на рисунке, составление схем слов, исправление ошибок, разгадывание кроссвордов и ребусов, раскрашивание рисунков. Издание оформлено в полном соответствии с «Азбукой», что позволяет первоклассникам ориентироваться на странице и быстрее находить нужное задание. В тетради также имеется сетка, которая используется для диктанта букв, слогов, слов и записи предложений схемам. Опираясь на задания учебника, учитель может составлять свои аналогичные упражнения, которые дети будут выполнять на страницах тетради.

Тетради по письму  (прописи) (авт.  Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева ) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений.

Тетради по письму  (прописи) (авт.  Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева ) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений.

В комплект входят также тетради по чтению  «Я читаю»  (авт.  Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец ). Они содержат игровые и проблемные задания, веселые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире и литературе, а также развить психофизиологические функции, необходимые для чтения. Наличие страниц с приклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности.

В комплект входят также тетради по чтению  «Я читаю»  (авт.  Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец ). Они содержат игровые и проблемные задания, веселые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире и литературе, а также развить психофизиологические функции, необходимые для чтения. Наличие страниц с приклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности.

Пособия для учителя  Методическое сопровождение курса включает в себя  методические рекомендации  и  поурочно-тематическое планирование . Авторские методические рекомендации содержат программу курса, подробные методические пояснения к темам и заданиям «Азбуки», к тетрадям по чтению и тетрадям по письму, фрагменты уроков. В пособии раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского языка. Кроме того, издание включает материал по изучению предшкольной готовности ребенка к обучению: даны задания для оценки уровня подготовки, описана методика проведения тестирования. Поурочно-тематическое планирование периода обучения грамоте предназначено для работы по «Азбуке» и тетрадям по чтению «Я читаю». В пособии представлены планируемые результаты освоения УУД (личностных, предметных и метапредметных) по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся.

Пособия для учителя Методическое сопровождение курса включает в себя  методические рекомендации  и  поурочно-тематическое планирование .

Авторские методические рекомендации содержат программу курса, подробные методические пояснения к темам и заданиям «Азбуки», к тетрадям по чтению и тетрадям по письму, фрагменты уроков. В пособии раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского языка. Кроме того, издание включает материал по изучению предшкольной готовности ребенка к обучению: даны задания для оценки уровня подготовки, описана методика проведения тестирования.

Поурочно-тематическое планирование периода обучения грамоте предназначено для работы по «Азбуке» и тетрадям по чтению «Я читаю». В пособии представлены планируемые результаты освоения УУД (личностных, предметных и метапредметных) по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся.

Русский язык Автор программы - Н.В. Нечаева

Цель :  воспитание грамотных носителей родного языка.

Основная задача:   развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка.

Курс построен на коммуникативной основе.

Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.

Выделяются две основные цели преподавания русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.

Социокультурная цель предполагает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

Тетради для учащихся В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради.  Тетрадь для 1 класса  «Звуки и буквы: Учусь русскому языку»  (авт.  О.А. Мельникова ) помогает ребенку освоить программные темы курса (различение мягких–твердых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имен собственных и другие орфограммы). Первоклассники выполняют в игровой форме разнообразные задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ. Пособие  «Игрослов: Русский язык: строгие правила в занимательной форме»  (авт.  С.М. Белорусец ) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила, ощутить безграничные возможности слова. Автор интересно и разнообразно подает материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволит разнообразить работу на уроках.

Тетради для учащихся

В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1 класса  «Звуки и буквы: Учусь русскому языку»  (авт.  О.А. Мельникова ) помогает ребенку освоить программные темы курса (различение мягких–твердых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имен собственных и другие орфограммы). Первоклассники выполняют в игровой форме разнообразные задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ.

Пособие  «Игрослов: Русский язык: строгие правила в занимательной форме»  (авт.  С.М. Белорусец ) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила, ощутить безграничные возможности слова. Автор интересно и разнообразно подает материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволит разнообразить работу на уроках.

Пособие  «Игрослов: Русский язык: строгие правила в занимательной форме»  (авт.  С.М. Белорусец ) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила, ощутить безграничные возможности слова. Автор интересно и разнообразно подает материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволит разнообразить работу на уроках. Пособия   для учи  теля  Курс обеспечен  методическими рекомендациями  и  поурочно-тематическим планированием .

Пособие  «Игрослов: Русский язык: строгие правила в занимательной форме»  (авт.  С.М. Белорусец ) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила, ощутить безграничные возможности слова. Автор интересно и разнообразно подает материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволит разнообразить работу на уроках.

Пособия  для учи теля Курс обеспечен  методическими рекомендациями  и  поурочно-тематическим планированием .

Русский язык Автор программы - А.В. Полякова

Курс русского языка, разработанный А.В. Поляковой, выпускается в издательстве «Просвещение». В связи с переходом на ФГОС НОО указанный курс был в некоторой степени скорректирован и дополнен новыми рабочими тетрадями.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели: познавательную   - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; социокультурную  - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В таком сотрудничестве учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную).

Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.

Математика

Автор программы: И.И. Аргинская

Авторы учебников: И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина .

Цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях; демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке.

Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных, и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Рабочие тетради для учащихся  Авторы: Е.П. Бененсон, Л.С. Итина  Курс математики, помимо учебников, обеспечивается рабочими тетрадями, которые дополняют учебники и способствуют формированию прочных вычислительных навыков, необходимых для усвоения учебного материала. Тетради предлагают учителю богатый дополнительный материал для организации учебного процесса. Позволяют разнообразить формы работы с учащимися, повысить интерес к изучению математики. Задания тетрадей разнообразны по тематике и способам выполнения. Раскрашивая и восстанавливая рисунки по деталям, отгадывая ребусы головоломки, учащиеся, увлекаясь игровым сюжетом, производят вычисления, находят значения выражений, повторяют табличные случаи умножения и деления. Это способствует как закреплению полученных при изучении программных тем знаний и умений, так и общему развитию детей, пониманию ими красоты чисел.

Рабочие тетради для учащихся Авторы: Е.П. Бененсон, Л.С. Итина

Курс математики, помимо учебников, обеспечивается рабочими тетрадями, которые дополняют учебники и способствуют формированию прочных вычислительных навыков, необходимых для усвоения учебного материала. Тетради предлагают учителю богатый дополнительный материал для организации учебного процесса. Позволяют разнообразить формы работы с учащимися, повысить интерес к изучению математики. Задания тетрадей разнообразны по тематике и способам выполнения. Раскрашивая и восстанавливая рисунки по деталям, отгадывая ребусы головоломки, учащиеся, увлекаясь игровым сюжетом, производят вычисления, находят значения выражений, повторяют табличные случаи умножения и деления. Это способствует как закреплению полученных при изучении программных тем знаний и умений, так и общему развитию детей, пониманию ими красоты чисел.

Пособия для учителя Курс математики обеспечивается методическими пособиями для учителей: методическими рекомендациями к учебникам, методическими комментариями к заданиям учебников и рабочих тетрадей, поурочно-тематическим планированием, учебным пособием «Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Математика (начальная ступень)», сборниками заданий для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, для текущего и промежуточного контроля, для групповых и индивидуальных занятий.

Пособия для учителя

Курс математики обеспечивается методическими пособиями для учителей: методическими рекомендациями к учебникам, методическими комментариями к заданиям учебников и рабочих тетрадей, поурочно-тематическим планированием, учебным пособием «Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Математика (начальная ступень)», сборниками заданий для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, для текущего и промежуточного контроля, для групповых и индивидуальных занятий.

Окружающий мир Авторы программы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Основу интегрированного курса составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок), – служит упорядочиванию широкого и разнообразного содержания интегрированного курса.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Рабочая тетрадь для учащихся

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся. Предложенные в ней задания расширяют знания детей об окружающем мире и придают им действенный характер, создавая условия для общего развития детей. Новое издание тетради имеет свои особенности. Содержание тетради расширено за счет заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий у учащихся. В конце тетради для 1 класса есть разрезные карточки, которые дети могут использовать при работе с разными заданиями. Тетрадь прекрасно иллюстрирована. В тетради есть цветная вкладка с наклейками, которые используются при изучении соответствующих тем учебника. Они вносят разнообразие в процесс усвоения ребенком учебного материала, являются дополнительным фактором мотивации и рационализации учебной деятельности, способствуя организации деятельностного подхода в обучении, делают учебный процесс более динамичным и интересным.

Таким образом, разносторонняя работа с заданиями в тетрадях создает благоприятные условия для достижения предметных результатов.

Пособия для учителя В УМК «Окружающий мир» входят методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» включают концептуальные положения курса, программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы курса в соответствии с ФГОС НОО, подробные методические пояснения к каждой учебной теме. Приведены также разработки и фрагменты уроков, дан дополнительный материал, который может быть использован учителем на занятиях. В поурочно-тематическом планировании подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся. На основе данного поурочно-тематического планирования учитель сможет составить свой вариант, учитывая индивидуальные особенности детей, техническое оснащение кабинета и природные особенности своего региона.

Пособия для учителя

В УМК «Окружающий мир» входят методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование.

Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» включают концептуальные положения курса, программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы курса в соответствии с ФГОС НОО, подробные методические пояснения к каждой учебной теме.

Приведены также разработки и фрагменты уроков, дан дополнительный материал, который может быть использован учителем на занятиях.

В поурочно-тематическом планировании подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся. На основе данного поурочно-тематического планирования учитель сможет составить свой вариант, учитывая индивидуальные особенности детей, техническое оснащение кабинета и природные особенности своего региона.

Литературное чтение Автор программы: В.А. Лазарева

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста. Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства, являющийся предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. Поскольку литература - это вид искусства, то на уроках литературы нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами.

С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах. С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих общечеловеческим нравственным образцам.

Но сами собой нравственные знания и тем более ценности не «перетекают» в душу ребенка. Они должны быть добыты им самим в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках. Поэтому приоритетной целью обучения литературному чтению в курсе В.А. Лазаревой является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознавание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения.

Пособия для учащихся В дополнение к учебнику разработана  хрестоматия  по литературному чтению. В ней представлены произведения детских писателей о дружбе, семье и отношениях в ней, родителях и детях, о природе и животных. Большое внимание уделено нравственной тематике. Книга структурно и по проблематике продолжает работу, начатую в учебниках, и расширяют круг чтения учащихся. Хрестоматия соответствует возрасту учащихся и может быть использована при работе по любым другим учебникам литературы, а также для домашнего чтения.

Пособия для учащихся

В дополнение к учебнику разработана  хрестоматия  по литературному чтению. В ней представлены произведения детских писателей о дружбе, семье и отношениях в ней, родителях и детях, о природе и животных.

Большое внимание уделено нравственной тематике. Книга структурно и по проблематике продолжает работу, начатую в учебниках, и расширяют круг чтения учащихся. Хрестоматия соответствует возрасту учащихся и может быть использована при работе по любым другим учебникам литературы, а также для домашнего чтения.

Пособия для учителя

В методических рекомендациях  указываются пути подхода к анализу изучаемых художественных произведений, рассматриваются главные направления аналитической деятельности учащихся, даны вопросы к текстам, приведены разнообразные виды самостоятельных и творческих работ школьников. Кроме того, раскрывается концепция и структура учебника. В рекомендации включены: программа по литературному чтению, авторский вариант тематического планирования, подробные пояснения к урокам, дополнительные методические и литературоведческие материалы для учителя.

Методическое пособие  «Пути и способы анализа художественного текста»  имеет четкую практическую направленность. В книге в помощь учителю приводятся: разбор основных литературоведческих терминов; примеры анализа художественных текстов (эпических, лирических, драматических) и описание отдельных приемов и методов работы с литературными произведениями; рекомендации по выбору пути анализа (в каких случаях те или иные приемы окажутся наиболее эффективными). Отдельная глава посвящена нравственному воспитанию современных школьников. Каждая из семи глав завершается заданиями практикума: «проверьте себя», «сравните свой ответ с мнением автора», «сделайте выводы».

Технология  Автор программы: Н.А. Цирулик Начальное технологическое образование должно обеспечить возможность более гармонично развиваться и жить в современном мире. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности.

Технология Автор программы: Н.А. Цирулик

Начальное технологическое образование должно обеспечить возможность более гармонично развиваться и жить в современном мире.

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности.

Пособия для учащихся Курс обеспечен рабочими тетрадями и тетрадями для практических работ для учащихся, а также дополнительными пособиями из серии «Любимый образ».  Рабочая тетрадь  «Школа Волшебников»  является учебным пособием по технологии. Она посвящена получению первичных навыков работы с бумагой - вырезанию, складыванию, гофрированию, приклеиванию, а также обрыванию, складыванию, плетению, оригами. В тетради содержится система заданий для развития творческого мышления детей и приводятся различные способы самооценки достижений. Страницы с цветной бумагой и выкройками предназначены для разрезания.

Пособия для учащихся

Курс обеспечен рабочими тетрадями и тетрадями для практических работ для учащихся, а также дополнительными пособиями из серии «Любимый образ». Рабочая тетрадь  «Школа Волшебников»  является учебным пособием по технологии. Она посвящена получению первичных навыков работы с бумагой - вырезанию, складыванию, гофрированию, приклеиванию, а также обрыванию, складыванию, плетению, оригами. В тетради содержится система заданий для развития творческого мышления детей и приводятся различные способы самооценки достижений. Страницы с цветной бумагой и выкройками предназначены для разрезания.

Пособия для учителя В методических рекомендациях рассматриваются приемы и методы организации творческой деятельности учащихся на уроках технологии. В пособии обосновываются цели, задачи курса технологии, раскрываются содержательные линии программы, приводятся варианты поурочно-тематического планирования. Даны рекомендации по формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых предметных результатов, подробный методический комментарий к разделам и темам учебников, фрагменты и конспекты уроков. В пособии также помещен дополнительный материал для бесед и проведения дидактических игр, предложены темы для экскурсий. Все это поможет сделать занятия по технологии более интересными.

Пособия для учителя

В методических рекомендациях рассматриваются приемы и методы организации творческой деятельности учащихся на уроках технологии. В пособии обосновываются цели, задачи курса технологии, раскрываются содержательные линии программы, приводятся варианты поурочно-тематического планирования. Даны рекомендации по формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых предметных результатов, подробный методический комментарий к разделам и темам учебников, фрагменты и конспекты уроков. В пособии также помещен дополнительный материал для бесед и проведения дидактических игр, предложены темы для экскурсий. Все это поможет сделать занятия по технологии более интересными.

Изобразительное искусство  Автор курса С.Г. Ашикова Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д. психол. н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к. п. н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения, что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Содержание учебника направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.

Изобразительное искусство Автор курса С.Г. Ашикова

Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д. психол. н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к. п. н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.

В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения, что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Содержание учебника направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.

Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству

Альбом  «Лаборатория искусства»  содержит задания различной сложности: ребенок сначала тренируется на базовом задании (левая сторона странички), а затем выполняет более сложное задание на правой стороне страницы. При выполнении базовых упражнений ребенок научится управлять пальцами руки, которая держит карандаш, контролировать глазами качество выполнения рисунка и сопоставлять свою работу с образцом в альбоме; благодаря заданию повышенной сложности получит возможность приобрести дополнительные навыки и знания в данной теме.

Альбом позволит детям познакомиться с широким спектром художественных материалов, их особенностями, свойствами и способами применения в изобразительном искусстве; помогут лучше понимать произведения искусства и воспринимать их выразительность; научат рисовать на тонированной бумаге, чтобы разнообразить художественные подходы и приблизить к профессиональной, грамотной работе художника; познакомят ближе с понятием «цветной круг» (он дан на обложке альбома), в котором заключены законы цветовых сочетаний и гармоний.

Методические рекомендации к курсу Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе С.Г. Ашиковой. В них дана характеристика курса «Изобразительное искусство», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС НОО, раскрыта концепция программы, обозначены содержательные линии курса, объяснена структура учебника. В пособии также предложены варианты поурочно-тематического планирования, рассмотрены приемы и методы организации продуктивной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых предметных результатов. Предлагаются фрагменты уроков с комментарием автора учебника, подробно рассмотрена работа с материалами альбома «Лаборатория искусства».

Методические рекомендации к курсу

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе С.Г. Ашиковой. В них дана характеристика курса «Изобразительное искусство», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС НОО, раскрыта концепция программы, обозначены содержательные линии курса, объяснена структура учебника. В пособии также предложены варианты поурочно-тематического планирования, рассмотрены приемы и методы организации продуктивной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых предметных результатов. Предлагаются фрагменты уроков с комментарием автора учебника, подробно рассмотрена работа с материалами альбома «Лаборатория искусства».

Музыка  Автор программы: Г.С. Ригина Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Музыкальный материал в учебниках объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют природе музыкального искусства. Музыкальное обучение строится на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями. Благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств.

Музыка Автор программы: Г.С. Ригина

Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка.

Музыкальный материал в учебниках объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют природе музыкального искусства. Музыкальное обучение строится на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями. Благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств.

Пособия для учащихся Рабочая тетрадь является составной частью УМК «Музыка». Предложенные в ней задания, в большинстве случаев игрового характера, пробуждают у ребенка творческие способности, воспитывают инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного музицирования. Задания, как в учебнике, так и в тетради, способствуют развитию универсальных учебных действий, достижению планируемых предметных результатов. Учащиеся в ходе прохождения учебного материала приглашаются в музыкальное путешествие. Их ждет встреча с героями сказок. Дети знакомятся с музыкой о временах года, о родном доме, читают рассказы о музыкальных инструментах, пробуют себя в роли певцов, дирижеров, художников и даже композиторов. В тетради можно писать и рисовать, раскрывая свои

Пособия для учащихся

Рабочая тетрадь является составной частью УМК «Музыка». Предложенные в ней задания, в большинстве случаев игрового характера, пробуждают у ребенка творческие способности, воспитывают инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного музицирования. Задания, как в учебнике, так и в тетради, способствуют развитию универсальных учебных действий, достижению планируемых предметных результатов.

Учащиеся в ходе прохождения учебного материала приглашаются в музыкальное путешествие. Их ждет встреча с героями сказок. Дети знакомятся с музыкой о временах года, о родном доме, читают рассказы о музыкальных инструментах, пробуют себя в роли певцов, дирижеров, художников и даже композиторов. В тетради можно писать и рисовать, раскрывая свои

Пособия для учителя В учебно-методический комплект «Музыка» входят также нотные хрестоматии, методические рекомендации и книга для учителя. В нотной хрестоматии  представлены музыкальные произведения, позволяющие полноценно проводить музыкальные занятия с детьми. Нотный материал помогает разнообразить уроки, включая в них разучивание песен, попевок, слушание музыки, ритмические движения под музыку, певческую импровизацию и дирижирование. Методические рекомендации  (1-2 класс) включают концептуальные положения курса «Музыка», программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы к концу каждого учебного года в соответствии с ФГОС НОО. В них раскрываются особенности отбора и структурирования материала, формирования у учащихся необходимых универсальных учебных действий. Автор раскрывает содержание занятий, виды деятельности учащихся на уроках, дает дополнительный материал для учителя.  В «Книге для учителя»  собраны методические рекомендации по всем четырем годам обучения в начальной школе.

Пособия для учителя

В учебно-методический комплект «Музыка» входят также нотные хрестоматии, методические рекомендации и книга для учителя.

В нотной хрестоматии  представлены музыкальные произведения, позволяющие полноценно проводить музыкальные занятия с детьми. Нотный материал помогает разнообразить уроки, включая в них разучивание песен, попевок, слушание музыки, ритмические движения под музыку, певческую импровизацию и дирижирование.

Методические рекомендации  (1-2 класс) включают концептуальные положения курса «Музыка», программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы к концу каждого учебного года в соответствии с ФГОС НОО. В них раскрываются особенности отбора и структурирования материала, формирования у учащихся необходимых универсальных учебных действий. Автор раскрывает содержание занятий, виды деятельности учащихся на уроках, дает дополнительный материал для учителя. В «Книге для учителя»  собраны методические рекомендации по всем четырем годам обучения в начальной школе.

Физическая культура Авторы программы: В.Н. Шаулин, Н.А. Доманина Учебник для 1-4 класса  (авторы: В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назарова, Г.С. Шустиков)  соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Методические рекомендации  к курсу адресованы учителям физической культуры, работающим по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Они включают концептуальные положения курса «Физическая культура», программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В книге раскрываются особенности отбора, структурирования материала учебника, организации процесса его усвоения учащимися, формирования у них необходимых универсальных учебных действий. Большое внимание автор уделяет раскрытию содержания занятий, видам деятельности младших школьников на уроках.

Физическая культура

Авторы программы: В.Н. Шаулин, Н.А. Доманина

Учебник для 1-4 класса  (авторы: В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назарова, Г.С. Шустиков)  соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Методические рекомендации  к курсу адресованы учителям физической культуры, работающим по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Они включают концептуальные положения курса «Физическая культура», программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В книге раскрываются особенности отбора, структурирования материала учебника, организации процесса его усвоения учащимися, формирования у них необходимых универсальных учебных действий. Большое внимание автор уделяет раскрытию содержания занятий, видам деятельности младших школьников на уроках.

Экономика (внеурочная деятельность) Авторы курса: Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова

Занятия по курсу не только решают задачи экономического образования, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Курс экономики дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

«Дом в Обычном переулке»  – экономическая сказка для детей.  В методических рекомендациях  содержатся пояснения по факультативному курсу экономики в начальной школе, разработанному в системе Л.В. Занкова, ответы к задачам, пояснения. Даны комментарии, определения основных экономических терминов, рассмотрены главные направления работы педагога по курсу, основные методы и приемы, которые понадобятся учителю, а также примеры конкретных заданий и фрагменты уроков.

Учебники, рабочие тетради, учебные и методические пособия для 2 класса (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Русский язык Автор программы - Н.В. Нечаева

Цель курса воспитание грамотных носителей родного языка. Основная задача:   развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.

Выделяются две основные цели преподавания русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.

Социокультурная цель  предполагает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная  цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

Тетради для учащихся Рабочие тетради для 2 класса в 4 частях  (авт. С.Г. Яковлева)  составлены в полном соответствии с содержанием учебника, что позволяет учителю использовать их как для самостоятельной работы учащихся в классе и дома, для фронтальной работы, так и в качестве контрольного (проверочного) материала. Задания тетрадей включают детей в поисковую деятельность, способствуют закреплению знаний и осознанию их взаимосвязи.

Тетради для учащихся

Рабочие тетради для 2 класса в 4 частях  (авт. С.Г. Яковлева)  составлены в полном соответствии с содержанием учебника, что позволяет учителю использовать их как для самостоятельной работы учащихся в классе и дома, для фронтальной работы, так и в качестве контрольного (проверочного) материала. Задания тетрадей включают детей в поисковую деятельность, способствуют закреплению знаний и осознанию их взаимосвязи.

Математика Авторы программы: И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина

Цели , поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях; демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке.

Окружающий мир Авторы программы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Основу интегрированного курса составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок), – служит упорядочиванию широкого и разнообразного содержания интегрированного курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Литературное чтение  Автор программы: В.А. Лазарева Цель курса  «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста. Задачи:  - изучение основ литературы;  - практика анализа художественных текстов;  - опыт самостоятельной творческой деятельности. Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства, являющийся предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. Поскольку литература - это вид искусства, то на уроках литературы нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами.

Литературное чтение Автор программы: В.А. Лазарева

Цель курса  «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи: - изучение основ литературы; - практика анализа художественных текстов; - опыт самостоятельной творческой деятельности.

Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства, являющийся предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. Поскольку литература - это вид искусства, то на уроках литературы нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами.

  Технология Автор программы: Н.А. Цирулик Цель курса – оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

  Технология

Автор программы: Н.А. Цирулик

Цель курса – оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Английский язык «Волшебная радуга/Magic Rainbow» Авторы программы: Е.А. Святловская, С.Ю. Белоусова, М.А. Гацкевич, И.В. Ерохина, М.А. Рослик

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника, его готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

Курс английского языка «Волшебная радуга/Magic Rainbow» характеризует его практическая направленность на пользование языком, что возможно только при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

Учебник  (Student’s Book)   является главным компонентом курса и включает в себя основной обучающий материал. Он предлагает поурочную организацию материала: каждый разворот представляет собой один урок  (Lesson).  Уроки объединены в разделы  (Units)  по тематическому принципу. В учебнике представлены разнообразные организационные формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Изобразительное искусство  Автор курса: С.Г. Ашикова Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д. психол. н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к. п. н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. Содержание учебника направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников. Большое внимание в учебнике уделено приобретению школьниками первоначальных навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности, пробуждению интереса к рисованию.

Изобразительное искусство Автор курса: С.Г. Ашикова

Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д. психол. н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к. п. н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.

Содержание учебника направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.

Большое внимание в учебнике уделено приобретению школьниками первоначальных навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности, пробуждению интереса к рисованию.

Музыка  Автор программы: Г.С. Ригина Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Музыкальный материал в учебниках объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют природе музыкального искусства. Музыкальное обучение строится на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями. Благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств.

Музыка Автор программы: Г.С. Ригина

Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

Музыкальный материал в учебниках объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют природе музыкального искусства. Музыкальное обучение строится на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями. Благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств.

Отзывы учителей и родителей.   Система развивающего обучения Л.В.Занкова заслужила самые разнообразные отзывы педагогов и родителей. Что же говорят педагоги? Большинству из них эта система симпатична: «Много посетила уроков по данной программе. Дети должны поставить перед собой цель и… вперед!», «Примечательно, что материал подается нестандартно, соответственно, детей учат нестандартно мыслить», «Ребятишки, приходящие в среднее звено из начальной школы, где обучение идет по Занковской системе, выгодно отличаются от остальных: они более раскрепощенные, умеют доказывать свое мнение, не боятся спорить, рассуждать», «Если педагог достаточно квалифицированный, то не нужно переживать из-за трудности программы», «На конец 4-го класса не дети, а конфетки! Активны, умеют рассуждать, доказывать, логически мыслить. Готовы друг другу помочь. Слабые тянутся за сильными!».

Отзывы учителей и родителей.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова заслужила самые разнообразные отзывы педагогов и родителей. Что же говорят педагоги? Большинству из них эта система симпатична: «Много посетила уроков по данной программе. Дети должны поставить перед собой цель и… вперед!», «Примечательно, что материал подается нестандартно, соответственно, детей учат нестандартно мыслить», «Ребятишки, приходящие в среднее звено из начальной школы, где обучение идет по Занковской системе, выгодно отличаются от остальных: они более раскрепощенные, умеют доказывать свое мнение, не боятся спорить, рассуждать», «Если педагог достаточно квалифицированный, то не нужно переживать из-за трудности программы», «На конец 4-го класса не дети, а конфетки! Активны, умеют рассуждать, доказывать, логически мыслить. Готовы друг другу помочь. Слабые тянутся за сильными!».

Приведу примеры отзывов учителей с официального сайта http://zankov.ru/.   Панкова Т.С., учитель высшей категории МОУ

Приведу примеры отзывов учителей с официального сайта http://zankov.ru/.

Панкова Т.С., учитель высшей категории МОУ "ООШ №6":  "При работе с классом компенсирующего обучения использовала методы и приёмы работы по системе Л. В. Занкова. Слаборазвитым детям особенно необходимо развитие познавательных интересов, создание ситуации успеха, анализа своей работы, коллизии. Особое значение для таких детей имеет развитие речи на уроках литературного чтения. Я использовала все задания учебного комплекса, и дети, с помощью учителя, справлялись даже с творческими работами. Комплекс предполагает эмоциональное развитие ребёнка, воспитывает на высоком интеллектуальном уровне, формирует в детях качества исследователя, воспитывает высокие гражданские качества, так необходимые детям из "трудных" семей".

Евграфова А.И., учитель высшей категории МОУ

Евграфова А.И., учитель высшей категории МОУ "СОШ №5":  "Я работаю по системе Л. В. Занкова с 1992 года. Трудностей было много, но удовлетворения от работы больше. Меня радует, что помимо знаний, умений, навыков и общего развития личности в центре внимания находится воспитание нравственности, чувство свободного выбора каждым учеником в процессе познавательной деятельности. Дети чувствуют себя свободно и раскованно, выступают в качестве исследователей, творчески выполняют любые задания. Учение без принуждения— вот, что главное в работе по этой системе. Я испытываю радость общения с детьми, вижу, что им интересно, и они увлечённо работают. И родители понимают, как хорошо ребёнку в школе. Учебники меня вполне удовлетворяют. Но, считаю, что изучение естествознания, истории и географии как отдельных предметов, а не интегрированного курса, было бы целесообразней и интересней".

А вот мнения родителей разнятся: «Если вы готовы постоянно с ребенком заниматься, то выбирайте! Мы вместе учимся по программе Занкова и пока не пожалели», «Из-за сложности программы у детей появляются проблемы с обучением. Так как материал преподносится нестандартно, родители дома не могут детям помочь. Приходится переводить дитя в класс, где обучение строится по другой, более легкой, программе», «Ужасный учебник, ужасные упражнения», «Программа очень интересная. Сложная, но результат радует», «Дочке нравится, говорит, что учиться интересно», «Разочаровалась, так как очень трудные творческие задания».

А вот мнения родителей разнятся: «Если вы готовы постоянно с ребенком заниматься, то выбирайте! Мы вместе учимся по программе Занкова и пока не пожалели», «Из-за сложности программы у детей появляются проблемы с обучением. Так как материал преподносится нестандартно, родители дома не могут детям помочь. Приходится переводить дитя в класс, где обучение строится по другой, более легкой, программе», «Ужасный учебник, ужасные упражнения», «Программа очень интересная. Сложная, но результат радует», «Дочке нравится, говорит, что учиться интересно», «Разочаровалась, так как очень трудные творческие задания».

Так стоит ли на неё соглашаться?   Как мы увидели, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу. Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае? Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.

Так стоит ли на неё соглашаться?

Как мы увидели, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.

Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?

Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.

Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.

Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Развивающая система Леонида Владимировича Занкова"

Автор: Софронова Екатерина Вячеславовна

Дата: 02.06.2021

Номер свидетельства: 582402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства