Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.
Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Ежегодно в детских объединениях учреждении реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности: «Юный натуралист», «Натуралист», «Исследователи природы», «Экологический мониторинг», «Экология и здоровье», «Мир вокруг нас», «С любовью к природе», «Люби и знай свой край родной», «Наш край», «Юные исследователи», «Юные экологи». Деятельность в детских объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят экологические мониторинги и экологические рейды, ухаживают за растениями и животными.
Музейные уроки, проводимые руководителем Музея «Природа»
Музейные уроки формируют познавательный интерес, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней. Все музейные уроки направленны на пропаганду знаний о природе и обществе, на формирование экологоосознанного поведения в природной среде.
Практическая деятельность на учебно-опытных участках
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения, сезонные задания экологического практикума, выращивают овощи и культурные растения для животных мини зоопарка, проводят вместе с педагогом заготовки раздаточного и демонстрационного материала.
Уголок живой природы (теплица-оранжерея, мини зоопарк), как главный объект экологического воспитания
Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения.
Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе.
Одна из форм экологического воспитания экскурсии по экологии на базе Музея «Природа»
Музей «Природа» является важным средством экологического воспитания в образовательной среде учреждения. Одна из ключевых задач музея на современном этапе - формирование экологического (природоохранного) мировоззрения различных групп детей и подростков. Наш Музей - один из немногих способов получения необходимых комплексных, реальных знаний и представлений о мире живой природы. Во время музейной экскурсии дети расширяют и углубляют свои знания о родном крае и истории своей местности, её экологических особенностях.
Эколого-краеведческие экспедиции и походы
Экспедиция в Кемеровскую область
Экспедиция в с. Мамонтовое НСО:
Экспедиция по реке Бердь и вдоль её берегов с целью выявление особенностей природы.
Экспедиция на Змеиный остров с целью проведение комплексного историко-экологического анализа острова и мини акции «Чистый берег».
Экспедиция на Шипуновский мраморный карьер с целью изучения особенностей и экологического состояния карьера.
Экспедиция на реку Шадриха с целью оценки качества воды и уборки территории вдоль реки
Экспедиция к бобровой плотине на территории Искитимского района
Экспедиция на территорию Барсуковской пещеры с целью изучения флоры и фауны пещеры и её окрестностей
Научно-исследовательская деятельность учащихся НОУ «Академия исследователей» по итогам экспедиций
Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам.
Участие учащихся во Всероссийских природоохранных экологических проектах и акциях
Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята», проводимый с целью формирования экологической культуры и культуры природолюбия у детей разного возраста, развития у них внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
Проект «Всероссийский заповедный урок. Заповедные острова. Сохраняя будущее» по ознакомлению детей с особенностями Заповедников России, формированию экологической культуры детей, вовлечение в природоохранную деятельность через разработку экологических проектов.
Проект «Всеросссийский экологический урок-диктант» цель которого - повышение интереса школьников к вопросам экологии, экологической безопасности, сохранению и изучению биоразнообразия.
Всероссийская детская акция «С любовью к России мы делами добрыми едины», проводимой с целью просветительской, природоохранной и социально – полезной деятельности, направленной на сохранение и развитие живой природы.
Всероссийский проект «#ВместеЯрче» с целью повышение исследовательского и познавательного интереса детей к теме энергосбережения, развитие у школьников культуры сбережения энергии. В рамках проекта учащиеся выполняли творческие, исследовательские и проектные работы, участвовали в акции по энекргосережению.
Проведение профильных экологических смен в палаточном лагере «Юность» и ДОЛ имени адмирала Нахимова.
Экологические мероприятия для учащихся и воспитанников ОО города:
Городская Акция «Дни Защиты от экологических опасностей».
Городской экологический форум «Дети и молодёжь города за чистоту окружающей среды».
Городская акция «Добрая Зима».
Участие в конкурсах и конференциях экологической направленности:
Всероссийский конкурс фотографий водных пейзажей родного края «Водные сокровища»
Областная акция «Люби и знай свой край родной».
Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета».
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ, обучающихся «ОТЕЧЕСТВО».
Форум юных исследователей (далее Форум) в рамках площадки открытых коммуникаций OpenBio.
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды.
Всероссийский конкурс «Зеркало природы».
Сибирская межрегиональная конференция «Современные подходы к организации юннатской деятельности».
Мероприятия экологической направленности, проводимые коллективом уже стали традиционными и являются неотъемлемой частью работы по экологическому просвещению и образованию. Посредством пропаганды экологической культуры, экологического образования и просвещения, здорового и экологически-ориентированного образа жизни детей и подростков в городе Бердске у подрастающего поколения формируется культура природолюбия как важная составная часть общего процесса разносторонней деятельности в области духовно-нравственного и культурного развития ребёнка, семьи и общества, что способствует решению проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}