Повышение вариативности и качества обучения учащихся на занятиях в объединениях декоративно - прикладного направления через проектную деятельность
Повышение вариативности и качества обучения учащихся на занятиях в объединениях декоративно - прикладного направления через проектную деятельность
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение вариативности и качества обучения учащихся на занятиях в объединениях декоративно - прикладного направления через проектную деятельность»
Повышение вариативности и качества обучения учащихся на занятиях в объединениях декоративно - прикладного направления через проектную деятельность
Суть метода проекта – “стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения педагога – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Понятие “Метод проектов”.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Творческий проект – это метод обучения, который: – может применяться во время учебных занятий; – ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален; – проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен; – проект дает учащимся опыт реальной деятельности.
Проект – это “шесть П”:
1. Проблема. 2. Проектирование (планирование). 3. Поиск информации. 4. Продукт. 5. Презентация. 6 “П” проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Метод проектов завоевывает все большую популярность, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и педагогов. На занятиях ДПИ можно обучать учащихся не только правилам и приёмам, но и изготавливать изделие самостоятельно.
В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы.
Этапы выполнения проекта.
Этап.
Задача.
Деятельность учащихся.
Деятельность педагога.
1
2
3
4
Начинание.
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы.
Уточняют информацию, обсуждают задание.
Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает.
Планирование.
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Помогает в анализе (по просьбе), наблюдает.
Принятие решения.
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование.
Наблюдает, консультирует.
Выполнение.
Выполнение проекта.
Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект.
Наблюдает, советует (по просьбе).
Оценка результатов.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо).
Защита проекта.
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка.
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Деятельность педагога и учащихся в ходе работы над проектом различна, но неотъемлема друг от друга. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и мн. др.
На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
В процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется их социальная позиция.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать друг друга, расширить зону для самооценки.
Кроме этого, групповая работа: – даёт возможность учащимся объединиться по интересам; – обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; – воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; – предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения; – является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности; – позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Для педагога и учащегося важен проект – как продукт труда и проект – как метод познания.
При работе над проектом является очень важным:
1. определение целей и задач; 2. набор первоначальных идей; 3. проработка идеи; 4. изготовление изделия; 5. бизнес-план (эстетическое, экологическое и экономическое обоснование); 6. испытание и самооценка изделия.
Также приветствуются – историческая справка, реклама и др., всё что созвучно с проектом и интересно учащемуся.
Вывод.
В современный образовательный процесс внедряются новые эффективные методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Таким образом, внедрение метода творческого проекта в образовательный процесс педагогом дополнительного образования декоративно-прикладного направления целесообразно и эффективно.
Положительные черты проектного метода:
– Возможность дифференцированного подхода. – Возможность работать с “ограниченной” материальной базой. – Широкие возможности развития ребенка. – Возможности комплексного применения знаний. – Стимул учащихся к творчеству.