kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен опыт подготовки исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях разного уровня в условиях дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях»

Морозова Наталья Сергеевна

педагог дополнительного образования

Подготовка исследовательских работ

для участия в научно-практических конференциях

Программа, по которой я занимаюсь с детьми и готовлю их к участию в конференциях разного уровня, называется «Исследователи природы». Подготовка к любому конкурсу – это всегда сотрудничество педагога, учащегося и родителей. Самое успешное сотрудничество рождается, когда есть заинтересованность в этом всех сторон: учащемуся нравится педагог, родители поддерживают ребёнка в его начинаниях и педагогу хочется работать и с родителями, и с ребёнком. Конечно, можно успешно взаимодействовать и без особых взаимных симпатий, если все объединены общей целью и согласны сотрудничать.

На протяжении 7 лет я занимаюсь с детьми подготовкой исследовательских работ по биологии и палеонтологии. Исходя из моего опыта, могу сказать, что первым и одним из самых главных является этап выбора темы работы. Здесь нужно найти баланс между желаниями ребёнка (которые не всегда осуществимы, например, изучение китов или тигров на территории Бердска представляется весьма проблематичным) и реальными возможностями. Иногда я решаю эту проблему, просто предложив ученику несколько тем на выбор, тогда его мысли сосредотачиваются на проблеме выбора и «фантастические» варианты уходят сами собой. Но иногда, если ребёнок настаивает и он, как и его родители, не слишком стремится к участию в конкурсах на уровне города, области, можно пойти на поводу интереса ученика. Нет ничего страшного, если первые выступления пройдут в объединении, в классе. Ребёнок наберётся опыта, почувствует, есть ли у него желание заниматься исследовательской работой более серьёзно или это было мимолётное желание сделать «как все». Мне представляется очень важным момент самостоятельного выбора ученика.

В основе любой работы лежит исследование. Поэтому мы вместе с учеником должны определить, каким образом его проводить. Поставив цель, определяем, какие задачи необходимо решить для её достижения, выбираем методы исследования.

Зная приблизительные сроки, можно спланировать этапы выполнения работы. Правда, у нас часто случается, что приходится сроки пересматривать и очень часто быстрее выполнять работу. Конечно, не все дети могут следовать «ускоряющимся темпам современного мира». Необходимо ориентироваться на темперамент ребёнка, его способность перестраиваться, подвижность мышления, возможности родителей (это больше касается младших школьников), в конце концов. Мне кажется, что и здесь надо давать возможность ученику самостоятельно принимать решение. Я всегда спрашиваю: «Сможешь?» Пусть лучше он ошибётся, но ошибётся сам – это необходимый опыт. В любом случае, помогаю. Иногда приходится встречаться дополнительно, переписываться по вечерам, корректируя работу, перезваниваться, уточняя детали. Работа педагога не ограничивается рамками занятий, перед конференциями приходится работать с раннего утра и до позднего вечера.

Само исследование чаще всего проводится на занятиях, а изучение информации проводится ребёнком дома, с помощью родителей или самостоятельно. Конечно, на занятиях мы вместе решаем, подойдёт ли выбранный материал, достаточно ли собрано информации и т.д. Младшие школьники, по большей части, приносят избыточное количество информационных материалов, которые собраны ими в интернете. Приходится вместе с ними отбирать нужное.

Бывает, что работу приходится изменять. В процессе исследования, проведения опытов, возникают неожиданные вопросы, иногда совершаются «настоящие открытия», которые дети делают для себя. Работа расширяется или изменяется, и к этому тоже нужно быть готовыми и детям, и педагогу. Мне даже нравится, когда это происходит, момент творчества очень важен, работа становится интереснее, увлекательнее. Конечно, в процессе всей работы мы делаем множество фотоснимков, видеозаписей – и этому тоже приходится учить детей.

Когда заканчивается исследовательская часть, наступает «трудное время» оформления работы. Мало кто из детей любит этот этап, где нет потрясающих открытий, полёта фантазии. Иногда приходится учить работать учеников на компьютере (а иногда и родителей), использовать определённые программы, хотя это не моя прямая обязанность, но приходится тратить время и на это.

После оформления работы, мы с детьми отбираем самый важный материал, включающий в себя в основном практическую часть, цели и задачи, актуальность – формируем выступление, которое не должно превышать 7 минут. И опять, всё зависит от ученика, кто-то говорит медленно, кто-то быстро, и от этого зависит количество выбранного материала. На его основе составляем презентацию, иллюстрирующую ход работы.

Работа сделана, оформлена и опять не слишком весёлый этап – надо выучить выступление, представить его на конференции. Очень трудная часть. Исследования проходят в знакомой обстановке, среди знакомых людей, а выступать приходится перед незнакомыми – для многих это большой стресс. Многие дети не любят выступать, приходится находить слова для каждого индивидуально, чтобы объяснить нужность, внушить уверенность.

Подводя итог, скажу, что подготовка детей к конференциям – трудное дело, но безусловно, очень увлекательное. Это всегда творчество и для ученика, и для педагога.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях

Автор: Морозова Наталья Сергеевна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495209


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства