kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание детей в дополнительном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными  задачами,  которые  ставят  себе  учреждения  дополнительного  образования  в  патриотическом  воспитании,  являются:

  • Разработать и  внедрить  эффективные  методы и формы работы,  способствующие развитию  патриотизма  через  разнонаправленную,  активную, практическую деятельность.
  • Развить  национальное  и  гражданское  самосознание  учащихся,  патриотическую направленность личности, обладающую  качествами патриота.
  • Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.
  • Создать  условия для проявления патриотических  знаний и способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание детей в дополнительном образовании»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников» города Каменск-Шахтинский











ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ







Выполнила: Наливайко Елена Владимировна

педагог дополнительного образования











2019 год



ВВЕДЕНИЕ

Эволюция  гражданско-патриотического воспитания зависит не только от внешней и внутренней политики, но и от тех мер, которые государство реализует в программах по гражданско-патриотическому воспитанию. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В настоящее время, процесс гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения очень актуален и востребован. В учреждениях дополнительного образования технической направленности имеются самые благоприятные условия для этого. Занимаясь в объединениях судо-, авто-, авиа-, ракето- моделирования, молодежь обязательно изучает технику времен Великой отечественной войны, знакомится с военными историческими событиями и подвигами советского народа, проявленными при защите своего Отечества.

Педагоги  учреждения  дополнительного  образования  разрабатывают программы деятельности и программы дополнительного  образования,  содержащие познавательные, воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие гражданско-патриотического воспитания у обучающихся.

Основными  задачами,  которые  ставят  себе  учреждения  дополнительного  образования  в  патриотическом  воспитании,  являются:

  • Разработать и  внедрить  эффективные  методы и формы работы,  способствующие развитию  патриотизма  через  разнонаправленную,  активную, практическую деятельность.

  • Развить  национальное  и  гражданское  самосознание  учащихся,  патриотическую направленность личности, обладающую  качествами патриота.

  • Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.

  • Создать  условия для проявления патриотических  знаний и способностей.

На сегодняшний день, большое распространение получили модели патриотического воспитания, которые встречаются в учреждениях дополнительного образования в разных вариантах: предметно-тематическая, межпредметная, проектная. 

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

  1. Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  2. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

  1. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  1. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.

  1. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  1. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ»


Занятия в объединении «Судомоделирование» способствуют реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Занятия в объединении способствуют социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.

Занятия объединения «Судомоделирование» представляют собой первый шаг в процессе знакомства подростков с морским делом.

Уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни подростка.   Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Отличительной чертой занятий в объединении «Судомоделирование» от других является:

  • Углубленное изучение предметов морской направленности (устройство судна, шлюпки; флажный семафор, такелажное дело, история флота)

  • Занятия построены по принципу последовательного и постепенного усложнения изучаемого материала по предметам.

  • Обучение в объединении «Судомоделирование» включает в себя четыре самостоятельных предмета, которые тесно соприкасаются друг с другом. Оно также включает в себя соревнования по морскому многоборью и отдельным видам.

Занятия в объединении «Судомоделирование» позволяет обучить юных моряков такелажному делу, устройству судна и шлюпки, истории Российского флота, его традициям и ритуалам, морской истории. Изучение этих тем позволяет подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению и самореализации.

На занятиях по теме «История российского флота» обучающиеся знакомятся с зарождением и развитием военно-морских флотов, устройством и вооружением боевых кораблей с древнейших времен и до наших дней. В историческом аспекте рассматривается стратегия и тактика флота в войнах и морских сражениях. Обучающиеся узнают о героических подвигах военных моряков, знаменитых флотоводцах и мореплавателях, об их роли в развитии флота и исследовании мирового океана.

Тема «Такелажное дело» содержит в себе теоретическое и практическое обучение детей вязанию морских узлов. Данные знания и умения помогут обучающимся в выборе профессии, которая связана с вязанием узлов (моряк, рыбак, такелажник, спасатель, спортсмен – скалолаз, дельтапланерист, стритель, монтажник, пожарный и т.п.)

В современных условиях моряк должен владеть навыками сигнальной школы. Изучение темы «Флажный семафор» позволит обучающимся не только познакомиться и изучить флажную азбуку, но и развить зрительно-моторную координацию, а также улучшить межполушарное взаимодействие.

        Изучение устройства шлюпки дает первоначальное понятие об устройстве судна. При этом юные моряки впервые знакомятся с тем, как устроен корабль, получают понятия о назначении тех или иных деталей шлюпки и корабля, знакомятся с морской тематикой.

Обучающиеся могут найти применение полученным знаниям и навыкам в повседневной жизни, а в дальнейшем выбрать профессию, где эти знания будут необходимы.

Систематическое участие в соревнованиях разного уровня, позволяют поддерживать мотивацию обучающихся на высоком уровне, дают возможность самореализовываться, добиваться высоких результатов. Происходит рост самооценки обучающихся, ими приобретается социальный опыт общественных и личных отношений. Полученные знания, умения и навыки в различных областях деятельности позволяют детям адаптироваться в современном мире, выбрать жизненный путь, самореализоваться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкретизируя задачи патриотического воспитания, вытекающие из структуры понятия «патриотизм» и задач воспитания вообще, выделяется:

  • воспитание патриотических чувств;

  • формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера;

  • формирование положительного отношения к патриотической деятельности;

  • формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера;

  • формирование на этой основе гражданской позиции.

Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие, – гражданственности у учащихся в процессе обучения, педагог должен исходить из соблюдения следующих условий:

1. Учитывать и использовать естественную реакцию учащихся на происходящие события. Большая часть изучаемого материала, независимо от выбранной информации, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств.

2. Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы. Учить этому учащихся, стимулируя их к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны.

3. Важное условие формирования любого качества у человека – его активное самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, учащиеся сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повысят результативность процесса воспитания, улучшат взаимопонимание между педагогом и учащимися.

4. Для улучшения взаимопонимания педагогу необходимо быть предельно честным в освещении фактов прошлого и настоящего, уважение к истории Родины сделать ведущим принципом своей педагогической работы.

5. Одним из главных условий является формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с патриотическими качествами личности.

Возможность  самореализации  человека  и  удовлетворение  его  социальных  ожиданий  способствует  воспитанию  нравственной  личности.  Методологи  прослеживают  прямую  взаимосвязь  общества  с  молодежью,  ведь  что  на  данный  момент  диктует  общество,  то  молодежь  и  формирует  в  себе. Отсюда следует, что изменение  гражданско-патриотических  принципов, социальных норм, приоритетов и идеологии в стране, поможет воспитать у молодежи правильные представления о Родине и сформировать устойчивую гражданскую позицию, что является приоритетной задачей для современного российского общества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

  2. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.

  3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.
    3. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. - М.: Просвещение, 1971. - С. 255-265.

  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 656 с.

  5. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145.

  6. Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 407-419.

  7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 109-225.

  8. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.

  9.  Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. – Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.

  10. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.

  11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л., 1948. - Т.2. - С. 69-166.

  12. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

  13. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.

  14.  Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246.

  15. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание детей в дополнительном образовании

Автор: Наливайко Елена Владимировна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Проект"Великая Отечественная война в моделях и диорамах"                              как средство патриотического воспитания детей школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(141) "proiekt-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-v-modieliakh-i-dioramakh-kak-sriedstvo-patriotichieskogho-vospitaniia-dietiei-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "317890"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460460204"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей средствами эстрадного вокала»"
    ["seo_title"] => string(94) "dukhovno-nravstviennoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-dietiei-sriedstvami-estradnogho-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "250270"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447065187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Вокальный кружок как форма патриотического воспитания детей"
    ["seo_title"] => string(66) "vokal_nyi_kruzhok_kak_forma_patriotichieskogho_vospitaniia_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "449179"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515633720"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Статья  "Патриотическое воспитание детей и молодежи музыкальными средствами" "
    ["seo_title"] => string(83) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-dietiei-i-molodiezhi-muzykal-nymi-sriedstvami"
    ["file_id"] => string(6) "111885"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408020648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства