Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание через реализацию портфолио-проектов»
Бурдыгина Любовь Михайловна
педагог дополнительного образования, МБОУ ДО
«Центр творчества и досуга»
«Патриотическое воспитание через реализацию портфолио-проектов»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание предполагает воспитание у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Патриотическое направление осуществляется как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Современные дети имеют представление о том, что такое портфолио. Это накопительный материал, который показывает успешность обучающегося. Дети составляют портфолио по своим достижениям. Изучение одной темы в течение нескольких лет дает возможность более глубоко изучить вопрос, научиться правильно оформлять свою работу. Не все дети могут работать только по одной теме, поэтому предусмотрены проекты долгосрочные и краткосрочные. Можно объединить несколько вопросов и писать коллективную работу. Тогда такая сложная, порой кажущаяся неподъемная работа по написанию истории своей семьи, изучении своих родословных становится интересной, значимой для ребенка и не очень утомительной.
Вся работа разделена на отдельные этапы:
1 этап включает – дети с удовольствием делают различные фотосъемки, учатся работать с диктофоном, и все это копится в отдельной папке. Идет индивидуальная работа с каждым ребенком, какая тема его может заинтересовать, что ближе ему. Порой дети сами предлагают интересные темы: мой дом, мои питомцы, самая старая книга в нашей семье, старая фотография. Конечно, дети еще не могут точно выразить свои мысли, здесь на помощь приходят учителя и родители. Так вся семья, начинает заниматься каким либо вопросом.
2 этап включает – дети уже могут набирать небольшие тексты, составляют презентации, выполняют творческие работы, проводят оцифровку различных документов. Педагог предлагает на выбор темы, либо они продолжают работы начатые ранее.
3 этап включает – дети начинают систематизировать материал, проводят опрос населения по заранее составленным вопросам, изучают литературу по данной теме.
4 этап включает – они работают над темой в архиве, музее, библиотеке и пишут исследовательскую работу. Как правило, это уже обучающиеся, которые понимают значимость своей работы, и большинство из них доводят работу до конца. Такие работы отправляются на различные очные и заочные конкурсы. Главная ценность этих работ, в том, что они все практически бывают законченными и в дальнейшем с ними можно работать и педагогам и сами будущие студенты часто обращаются к своим же работам. Таким образом, пополняется ежегодно и история нашего города.
Примеры некоторых проектов – портфолио.
Проект «Азбука Победы» - долгосрочный проект.
1 этап – «Мои бабушка и дедушка».
Детям даются задания, но не все сразу. Выполнив одно задание они получают следующее и все результаты труда своего отражают в накопительном портфолио. Например, по данному проекту были следующие задания:
Узнать биографию дедушки и бабушки, найти фотографию и оформить на формате А-4.
Рассказать о своих дедушке и бабушке ребятам.
Нарисовать деда и бабушку на формате А-4.
Оформить папку (т.е все материалы расположить в папке)
2 этап – «День Победы»
Задание:
Приготовь подарок своими руками (труженикам тыла, детям войны)
9 мая подари свой подарок.
Сделай фотографию, и помести в папку.
С родителями узнай о детстве этого человека.
Оформи папку
3 этап – Литература и война
Задание:
Найди песню или стих и выучи с родителями
Нарисуй рисунок, почему ты выбрал именно это произведение
Расскажи в группе своим товарищам
Оформи папку
Этот небольшой проект имел продолжение. Дети, учителя и родители подготовили небольшой концерт и показали в школе.
Проект «Часы»
На одном из занятий шла речь о часах. Ребятам предложили дома посмотреть, какие у них есть редкие, необычные или старинные часы. В результате родился новый проект. Он возник в ходе учебной деятельности. Просто детям стало интересно, ведь часы есть в каждом доме.
Задания для детей:
Сделать фото часов, которые есть у вас.
Написать историю появления этих часов
Оформить папку.
Оказалось, что в семьях есть часы 19 века, часы 20 века, командирские часы, часы с гравировкой.
Проект «Солдат в моей семье»
Этот проект возник в связи с проведением месячника гражданско – патриотической работы. Детям было дано задание:
Узнать, где служил папа.
Сделать фотографии (в военной форме, награды, военный билет и др.)
Оформить папку.
Можно продолжить не только про папу, но и про деда, про прадедушку. А может и бабушка исполняла воинский долг.
Проекты получились очень разнообразными и интересными. Выяснилось, что наши папы и деды служили не только в СССР и РФ, но и в Монголии, ГДР, Афганистане, Чечне. Итоговым мероприятием стала встреча разных поколений «Солдат в моей семье».
Здесь описаны только некоторые проекты. Самое главное, что все обучающиеся включается в эту работу. Дети проявляют инициативу и работают дальше по этой теме, либо рождаются новые проекты. В итоге это все накапливается в общую папку "История моей семьи и моего города". Эта работа даёт заметные результаты по патриотическому воспитанию детей. Обучающиеся на делах показывают проявление патриотических чувств. С самого раннего возраста прививаются любовь к своей семье, к своему городу, к своей стране.