Особенности учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе в новых условиях.
Особенности учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе в новых условиях.
Особенности учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе в новых условиях.
Несмотря на идущие почти без перерыва модернизации и оптимизации сети сельских школ, малокомплектная школа сопротивляется,не исчезает из структуры учебно-воспитательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе в новых условиях.»
Особенности учебно-воспитательной работы в
малокомплектной школе в новых условиях.
Тимергулова З. И - учитель начальных классов
МОУ Дербишевская СОШ Аргаяшского района
Несмотря на идущие почти без перерыва модернизации и оптими-
зации сети сельских школ, малокомплектная школа сопротивляется,
не исчезает из структуры учебно-воспитательных учреждений.
Малокомплектная школа – это небольшой разновозрастный коллек-
тив, где создаются улучшенные возможности для воспитания стар- шим младших. Такие школы напоминают большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хули-
ганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каж-
дого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
При проектировании новой модели малокомплектной сельской шко-
лы следует учитывать изменившие условия жизни российской дерев-
ни. Современная деревня существенно отличается от той, которой бы-
ла 20-30 лет назад. Наблюдаемое в последнее время резкое сокращение
сельского населения, вызванного интенсивным оттоком молодежи из
села, привело к тому, средний возраст жителей в отдельных дерев-
нях практически сравнялся с пенсионным. В связи с этим количество
детей школьного возраста резко сократилось. Некогда полноценные
сельские щколы превратились в малокомплектные и малочисленные.
Для того чтобы дети, обучающиеся в малокомплектных сельских шко-
лах, получали полноценное образование, необходимо в каждой из них иметь полный штат административного, педагогического и вспомога-
тельного персонала. Очевидно, что чем меньше численность учащихся
школы, тем больше затраты на обучение одного ученика. В соответ-
ствии с данной логикой содержание малокомплектных сельских школ
становится экономически невыгодным. Оказывается, что организация
подвоза детей в более крупные школы или обучение в школах-интер-
натах более выгодно. Возможно, что экономически это и выгодно, од-
нако такое решение проблемы малокомплектной школы существенно
ущемляет права ребенка и делает его учебу гораздо затруднительнее.
Несмотря на экономическую нецелесообразность, необходимо сохра-
нить малочисленные школы на селе по двум основным причинам. Во-
первых, ребенок учится в более комфортных условиях и, во-вторых,
школа практически единственный объект, способный сохранить и воз-
родить деревню.
Современная школа накопила определенный опыт обучения в
условиях малокомплектной школы. Успешное обучение в условиях
малокомплектной школы в настоящее время во многом зависит от
того, насколько правильно и быстро овладевает каждый учитель основными идеями новых программ, усваивает суть тех изменений,
которые существенно влияют на организацию, содержание и характер работы учащихся в новых условиях. Изменения в содержании образования, в системе и методах изменения основных тем и конкретным выражением основных общих признаков. Таких, как органическое сочетание обучения и воспитания; усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся; повышение теоретического уровня оценки и содержания уровня образования и формирование умений применять знания на практике, выработка необходимых для этого навыков.
Реализация этих принципов повлекла за собой заметные изменения
в традиционной методической системе. Переход на работу по новым
методам не снимает задачи формирования у учащихся традиционной
системы навыков и умений, но включает многие дополнительные
требования. В условиях малокомплектной школы из-за малого
количества детей в классах включена программа объединения
классов. При этом существенно меняется вся схема учебной
работы на уроке, возникает иное соотношение между действиями
и знаниями учащихся. В расписаниях таких школ обычно стоят однопредметные уроки. В таком процессе учащиеся выполняют
совокупность разнообразных практических и умственных действий,
направленных только на усвоение определенного учебного предмета.
Помимо этого все начальные классы объединены на уроках труда, ИЗО и физического воспитания , где учителем подбираются доступные для каждого возраста методы и приемы.
Под воздействием информационных технологий происходит
становление новых форм обучения, изменение его средств и методов.
Новые модели обучения, новые методологические алгоритмы обучения
являются необходимыми условиями достижения полноты и стабиль-
-ности использования информационных технологий в школе. Иннова-
-ционные информационные технологии изменяют ядро образования ,
доминантой которого становится взаимодействие и сотрудничество,
органически соединяют информационную и развивающую модели об-
разования, поскольку учебно-воспитательный процесс характеризуется
в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, под-
разумевает более тесное взаимодействие объекта и субъекта обучения.
Говоря о компьютерном обучении, мы предполагаем обязательное на-
личие в этом процессе диалога: компьютер и обучающийся; обучаю-
щийся и преподаватель ( учитель) посредством персонального компью-
тера. Проблема внедрения ИКТ в сферу образования сегодня приобре-
тает особую актуальность: компьютер существенно повышает мотивацию
учения, активизирует познавательную деятельность школьников, позволяя
вести непосредственный диалог между пользователем и обучаючающей
системой, предусматривает оперативную обратную связь. Особенно важ-
ным это преимущество является для малокомплектных школ, когда
учителю приходится работать одновременно с двумя и более классами.
Компьютерная обучающая система должна включать в себя прежде
всего четкое структурирование преподносимого дидактического мате-
риала, подачу материала ученику малыми дозами, обратную связь, т.е.
самоконтроль после определенных мыслительных действий обучаемого
и вариативные режимы ( обучающий, тренировочный, контролирующий),
различающиеся по своему назначению и охватывающие основные эта-
пы формирования языковых или речевых навыков.
Основным требованием, характеризующим структуру урока,
особенно в условиях малокомплектной школы, является определение
для каждого класса периодов времени, отводимого:
а) для непосредственных занятий с учащимися
б) для самостоятельной работы
в) для проверки домашнего задания
Каждому учителю дается в условиях малокомплектной школы
возможность творчески с учетом особенностей класса планировать
уроки, искать оптимальные сочетания учебных предметов, опреде-
лять оптимальную продолжительность указанных периодов для
каждого класса.
Опыт работы в малокомплектной школе показывает, насколько
рациональнее становится труд учителя, появляется возможность
использовать инновационные, прогрессивные методы и формы организации учебного процесса при применении информационно-
коммуникационных технологий. Все звенья деятельности педаго-
гического коллектива по обучению учащихся взаимосвязаны.. Ус-
пех или неудача в решении одного вопроса сказывается в конеч-
ном итоге на общих результатах работы малокомплектной шко-
лы. Но тем не менее, определяющим является теоретическая и
практическая подготовка учителя, его методическая работа и по-
вышение квалификации. От уровня педагогического мастерства за-
висит состояние преподавания учебных дисциплин.
Систематическое применение компьютерных технологий, медиа-
ресурсов и других инноваций способствует значительной интен-
сификации процесса обучения, развитию личностных качеств и
компетенций, позволяет создать информационную обстановку,
стимулирующую интерес и пытливость.
Главное – не только компьютеры и другое оборудование, а
идеи и учителя, способные и желающие эти идеи реализовать.
И задача педагогов уже в начальной школе сформировать уме-
ния и привить желание их правильно и содержательно исполь-
зовать
Учитель в условиях одновременной работы с несколькими классами рационально распределяет время на всех этапах
урока, чередует самостоятельную деятельность учащихся с
деятельностью под руководством учителя, использует фронталь-
ные, парные и индивидуальные формы работы. Накопленный
богатый дидактический материал по основным разделам про-
граммы, который используется в повседневной практике. В пе-
дагогическую практику постепенно внедряются особые формы
организации учебных занятий , которые снижают отрицательные
последствия малой наполняемости классов: однотемные и повто-
рительные уроки при вертикальном объединении классов, блок