kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности общения в студенческой среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа в соавторстве со студентом.

План

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1 Особенности общения в студенческой среде

1.2 Общение студентов в различных ситуациях

2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (на примере студентов колледжа)

2.1 Основные цели исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1 Особенности общения в студенческой среде

1.2 Общение студентов в различных ситуациях

2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (на примере студентов колледжа)

2.1 Основные цели исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1 Особенности общения в студенческой среде

1.2 Общение студентов в различных ситуациях

2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (на примере студентов колледжа)

2.1 Основные цели исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности общения в студенческой среде»

Максимова Виктория Андреевна

Студентка второго курса специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Трефилова Евгения Юрьевна

Преподаватель дисциплины Управление персоналом

Развитие коммуникативных навыков, как важное условие профессиональной деятельности будущих специалистов

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1 Особенности общения в студенческой среде

1.2 Общение студентов в различных ситуациях

2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (на примере студентов колледжа)

2.1 Основные цели исследования

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


















ВВЕДЕНИЕ

Современная система среднего профессионального образования предъявляет высокие требования к социокультурному, интеллектуальному, нравственному развитию будущего специалиста, его общей и профессиональной культуре. В этих условиях актуальной становится необходимость насыщения рынка труда выпускниками, владеющими в достаточном объеме компетенциями, которые востребованы в условиях реального производства.

По данным социологических исследований при трудоустройстве выпускники испытывают определенные затруднения, связанные с применением коммуникативных навыков. Основной целью данной работы стало исследование уровня культуры общения в студенческой среде колледжа, потребности в освоении коммуникативных навыков с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

Формирование общих компетенций у будущих специалистов – это насущная потребность наших дней. В настоящее время происходит изменение старых форм взаимодействий, переоценка ценностей и идеалов, поиск новых жизненных установок и ориентиров. В таком контексте общие компетенции, включающие в себя коммуникативные навыки, могут рассматриваться как важнейший созидательный ресурс профессионального образования в целях интеллектуального роста личности.

Развитие коммуникативных навыков или, как привычнее говорить, навыков общения обязывает студента учебного заведения овладевать ими как универсальными характеристиками специалиста, помогающими выполнить социальные ожидания общества и выйти на высокий профессиональный и личностный уровень.






1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1 Особенности общения в студенческой среде

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии общения и поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Студенчество – это общественная группа молодежи, которая содержит в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества. Повседневное общение студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно использовать коммуникативные навыки в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе.

Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) —это учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России — все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.

Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни.

Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. Подготовка к будущей профессиональной деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Это специфическая группа учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, социальный престиж. Стремясь получить образование, большинство студентов осознает, что образовательной учреждение является одним из средств социального продвижения молодежи. Именно в студенческие годы происходит первичное формирование коммуникативных навыков будущих специалистов.


1.2 Общение студентов в различных ситуациях

Повседневная  культура общения студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно использовать коммуникативные навыки в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения. В поведении студента проявляются особенности его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и прочее.

Общение в студенческой среде предполагает наличие разных обстоятельств и многообразия коммуникативных форм:

  1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку,  что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Общение данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

Во время сессии общение осуществляется в проблемной ситуации. Различные личностные качества студентов также вступают в резкие противоречия между собой. Например, такие качества, как сохранение достоинства и честность отходят на второй план перед дружбой и милосердием. Так студентам во время экзамена важнее поделиться шпаргалкой или дать списать одногруппнику нежели быть честным по отношению к преподавателю.

  1. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но, несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

Во время занятий студенты находятся в менее напряженной, но предполагающей значительную сосредоточенность на обучении обстановке.  В данной ситуации большинство личностных качеств  выражено в равной степени. Построение общения зависит лишь от интересов и целей отдельно взятого студента. Например: стремление к получению качественного образования, дружба, уважение к себе и окружающим…

  1. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

На перемене время выделено студенту для небольшого отдыха и совершения необходимых дел. Большинство студентов на перемене осуществляют звонки по телефону, посещают буфет и т.д. Перечень личностных качеств, проявляемых в общении, для данного промежутка времени практически аналогичен перечню для времени занятий, но такой пункт,  как стремление к получению качественного образования уступает первые позиции.

  1. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно  проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

В свободное время студент общается с близкими и приятными ему людьми, это могут быть друзья, члены семьи, вторая половинка. Такое межличностное общение характеризуется отсутствием конфиденциальности, малой социальной дистанцией. Студенты в такой обстановке могут позволять себе вольности (как маленькие, так и большие), так как нормы поведения существенно сглаживаются. В свободное время особенно важны такие качества, как умение любить и быть любимым, умение дружить, театрализация, острое чувство юмора, оптимизм и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что студенчество – это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества, активно использующая коммуникативные навыки, с последующим их применением в профессиональной деятельности.





2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (на примере студентов колледжа)

2.1 Основные цели исследования

Проблема освоения коммуникативных навыков и использования их в будущей профессиональной деятельности является одной из самых актуальных в наши дни. Общение – процесс взаимодействия людей в ходе их совместной деятельности, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения. Соблюдение норм общения позволяет не только продемонстрировать уровень культуры собеседников, но прежде всего, понять друг друга. Употребление некорректных речевых форм, ненормативной лексики затрудняет четкое восприятие информации, повышает риск возникновения конфликтных ситуаций. Такое построение отношений затрудняет общение, ведет к снижению результатов профессиональной деятельности.

Изучая эту проблему, мы провели исследование среди студентов колледжа. Для этого мы подготовили анкету. На вопросы анкеты о значении коммуникативных навыков ответили студенты всех специальностей. Данные собирали в течение двух семестров.

Цель нашей работы состояла в том, чтобы выявить уровень заинтересованности студентов в получении знаний, умений и навыков общения с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности, а именно: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).


2.2 Анализ результатов исследования

Было опрошено 236 студентов колледжа. Анкета содержала семь вопросов, которые были тщательно подобраны.

На вопрос «Как Вы считаете, являются ли коммуникативные навыки важным условием успеха Вашей профессиональной деятельности?» были получены следующие результаты:

«Да»

- специальность Экономика и бухгалтерский учет – 92%;

- специальность Дизайн – 81%;

- специальность Информационные системы -39%;

- специальность Парикмахерское искусство – 96%;

- специальность Операционная деятельность в логистике – 79%;

- специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение – 98%;

- специальность Конструирование, моделирование и технология швейных изделий – 46%.

На вопрос « Как вы оцениваете свой уровень коммуникативных навыков в данный момент?» мы получили следующие результаты:


наименование

специальности

высокий


недостаточно высокий

средний

ниже среднего

низкий

Экономика и бухгалтерский учет

18%

-

70%

12%

-

Дизайн

24%

17,2%

58,8%

-

-

Информационные системы

-

-

82,5%

17,5%

-

Парикмахерское искусство

13%

27,5%

59,5%

-

-

Операционная деятельность в логистике

3,5%

12,5%

55,4%

28,6%

-

Документационное обеспечение управления и архивоведение

22%

16,5%

61,5%

-

-

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

3,5%

3,5%

71,8%

22,2

-


По результатам исследования с помощью анкетирования можно сформулировать следующие выводы:

- студенты специальностей Экономика и бухгалтерский учет, Дизайн, Парикмахерское искусство, Документационное обеспечение управления и архивоведение имеют достаточно четкие представления о роли коммуникативных навыков в профессиональной деятельности и готовы к восприятию знаний в этой области;

- необходимо обратить внимание на развитие коммуникативных навыков у студентов специальностей Информационные системы, Конструирование, моделирование и технология швейных изделий с целью формирования соответствующих знаний, умений и навыков, т.к. это одно из важных условий профессиональной деятельности будущих специалистов.

Сегодня мы с вами живем в постиндустриальном обществе, которое предлагает нам широкий спектр услуг. Профессии нашего колледжа отвечают современным требованиям и востребованы на рынке труда. В то же время от специалистов требуется высокий уровень владения коммуникативными компетенциями, т.к. это является одним из факторов повышения их конкурентноспособности при трудоустройстве.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современному специалисту приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению и сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

Общаясь, мы стремимся понять друг друга и, чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом часто остаёмся непонятыми.

Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Соблюдение правил культуры общения, освоение коммуникативных навыков и применение их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности – это серьезный показатель уровня зрелости будущих специалистов.







ЛИТЕРАТУРА

Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи —  http://www.disserr.ru/contents/365161.html

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2015.

Ю.В. Виноградова, «Секреты этикета. На молодежной тусовке». 2016 г., Мн: Современная школа — 176 стр.

Межличностное общение —  http://www.vevivi.ru/best/Mezhlichnostnoe-obshchenie-ref62331.html

Правила поведения студентов -  http://www.college-edu.ru/stud/rules_of_behaviour_of_students/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности общения в студенческой среде

Автор: Студент Максимова Виктория Андреевна, под руководством Трефиловой Е.Ю.

Дата: 22.10.2018

Номер свидетельства: 481584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Особенности общения в студенческой среде"
    ["seo_title"] => string(47) "osobennosti_obshcheniia_v_studencheskoi_srede_1"
    ["file_id"] => string(6) "481590"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540192249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Профилактическая программа «Интернет-зависимости»"
    ["seo_title"] => string(50) "profilaktichieskaiaproghrammaintiernietzavisimosti"
    ["file_id"] => string(6) "342113"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1472865085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в условиях творческой  образовательной среды"
    ["seo_title"] => string(114) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-studientov-v-usloviiakh-tvorchieskoi-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "249356"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446889654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Условия создания творческой среды развития в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(69) "usloviia-sozdaniia-tvorchieskoi-sriedy-razvitiia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "190126"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427107802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства