Просмотр содержимого документа
«Основные подходы, формы и методы работы по патриотическому воспитанию»
Бурдыгина Любовь Михайловна
педагог дополнительного образования, МБОУ ДО
«Центр творчества и досуга»
«Основные подходы, формы и методы работы по патриотическому воспитанию»
Говоря о патриотическом воспитании, необходимо обратиться к основным понятиям темы. «Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину». Патриотизм – означает любовь к Родине, преданность своей отчизне. Сегодняпатриотизм включает социальные, духовно-нравственные, идеологические, культурно-исторические, военно-исторические и другие компоненты, которые формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации.
Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В. А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. В своей книге «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них – видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни – с того момента, как он подумал и пережил, - он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить им, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором родился». [ 2 с. 22]
В своей работе я стараюсь использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Эффективность использования компьютерных технологий состоит в следующем:
новизна работы с компьютером усиливает мотивацию учения;
цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют получение информации;
с помощью компьютера можно реализовать личностную манеру общения, создавая тем самым более благоприятную обстановку;
использование компьютерных технологий позволяет обучающимся пользоваться большим объемом информации [3 с. 231]
Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: это проектные технологии, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями, проектно-исследовательскую деятельность, коллективно-творческие дела, педагогику сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.
Такая работа способствует решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Метод проектов – это система учебно-познавательных и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентацией результатов их работы.
Проект позволяет делать что-то интересное самостоятельно, в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение какой-то проблемы, которую сформировал сам учащийся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает в себя обоснование актуальности избранной темы, задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Я и мой город», «Загляните в семейный альбом» и многие другие. Обучающиеся собирают информацию о событии или явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
В течение нескольких лет мы со своими ребятами принимали участие в Баландинских и Катановских чтениях. Ребята собирали информацию не только о своих родственниках, но и о других участниках войны, Это дало им возможность приобщиться к истории страны, почувствовать дух того времени, гордость за своих соотечественников и за свою страну.
Коллективная работа предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализованное представление, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал. В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:
- воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской; - развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;
- формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Воспитательные возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности. Основное средство патриотического воспитания – социально ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие обучающихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: подготовка и проведение классных часов, акции неделя добра, возложение венков к могиле солдат, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен.
Основной смысл воспитательной работы должен заключаться, как утверждал Макаренко, «в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование». [5 c73]
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания учащихся. Социальное пространство для развития патриотизма не должно ограничиваться стенами учебного заведения. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы человек, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его родины.
Роль педагога в патриотическом воспитании детей, а значит и в становлении будущего страны трудно переоценить. Педагог воспитывает всесторонне-развитую личность, личность гражданина и патриота, через включение в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Так как основным структурным элементом в учебном заведении является группа, класс, то именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. В учебном заведении осуществляется основная работа по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание проходит и на уроках мужества, встречах с тружениками тыла, сбор материала для нашего школьного музея, просмотр кино-видеофильмов.
В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это фундамент становления личности. В разные этапы общественного развития патриотическое воспитание проявляется по-разному. Всё возрастающую роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников играют мероприятия, которые обладают большой силой идейно-эмоционального воздействия. Это и внеурочная деятельность. Красота родного края, открывающаяся благодаря непосредственному общению с природой – это понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Мы часто с обучающимися выезжаем за город и это тоже способствует не только эстетическому воспитанию, но и воспитанию патриотизма. Таким образом, формируется любовь к малой родине, к своему городу, к стремлению сохранить окружающую среду в первозданном виде, так возникает понятие экологии и экологии души.
Таким образом, содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музея города;
-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории школы;
-Проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
На музейных часах при раскрытии темы Великой Отечественной войны мы должны отходить от стереотипов. Одним из условий привлечения внимания детей к этой проблематике является необычная постановка темы, например: «Цена победы для каждого гражданина, работа с личными историями участников войны»; «Исторические тайны, расследования». Нельзя игнорировать и многочисленные попытки обесценить значение победы нашего народа в этой великой войне.
Патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений обучающихся к действительности. Результативность работы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.