kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Охрана труда: санитарно-гигиенические требования и критерии оценки условий труда, электротравматизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад. Опорный конспект. Материал по Охране Труда. Тема: "Охрана труда: санитарно-гигиенические требования и  критерии оценки условий труда, электротравматизм".

Просмотр содержимого документа
«Охрана труда: санитарно-гигиенические требования и критерии оценки условий труда, электротравматизм.»









Охрана труда:

санитарно-гигиенические требования и критерии оценки условий труда, электротравматизм.








Подготовил:

Инженер по охране труда ГПОУ «Донецкий ЛПТО», инженер-строитель, техник-строитель-эксперт, специалист по учету и аудиту

Шаповалов П.В.





Донецк - 2018 г.


Содержание


  1. Введение

  2. Гигиенические критерии оценки условий труда в образовательном учреждении.

  3. Электротравмы: виды поражения, причины, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему.

  4. Санитарно-гигиенические требования в образовательном учреждении.

  5. Выводы

  6. Список используемой в работе литературы




















  1. Введение


Электробезопасность – это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Различают постоянный и переменный электрический ток. Сегодня распространено использование переменного тока частотой от 50 Гц до 300 ГГц.

В этой работе рассмотрим действие тока на организм человека, условия, при которых возникает опасность электропоражения, виды поражения электрическим током, причины поражения, а так же оказание первой доврачебной помощи пострадавшему.

Кроме того будут рассмотрены санитарно-гигиенические требования в образовательном учреждении, а так же влияние различных гигиенических факторов на условия работников сферы образования.



  1. Гигиенические критерии оценки условий труда в образовательном учреждении.


Гигиена труда (устар. профессиональная) — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы воздействия трудовых процессов и факторов производственной среды на человека, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения благоприятных условий труда.

Гигиенические критерии оценки условий труда включают в себя ряд требований, нарушение которых влечет за собой ухудшение условий труда, профессиональные заболевания и производственный травматизм.

Оценка условий труда в образовательных учреждениях может быть признанна не удовлетворительной в случае нарушений ряда требований связанных с охраной труда, электробезопасностью, пожарной безопасностью и санитарно-гигиеническими требованиями.

Рассматривая условия труда в образовательных учреждениях можно выделить следующие виды безопасности труда.

Пожарная безопасность. Предотвращение пожаров осуществляется главным образом путём исключения возможности образования горючих или взрывоопасных сред и источников зажигания. На случай пожара на предприятии должны находиться средства пожарной защиты и сигнализации для предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба от него.

Электробезопасность. Любое современное рабочее место насыщено электрооборудованием, измерительной техникой, автоматикой. Это создаёт условия повышенной опасности поражения электрическим током, а в ряде случаев — особо опасные условия.

В зависимости от специфики к рабочему могут быть предъявлены дополнительные требования обеспечения безопасности труда, такие как взрывобезопасность, химическая безопасность, радиационная безопасность и т. д.



3. Электротравмы: виды поражения, причины, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему


Электротравма - особый вид травм, возникающих в результате воздействия электрического тока. Это связано с тем, что электрическая энергия оказывает несколько эффектов одновременно. Как внутренних, так и внешних.

Эффекты электричества, которые оно оказывает на организм.

1. Прямое повреждение тканей происходит в результате способности электричества к образованию большого количества тепла. Которое представляет не что иное, как результат взаимодействия полей. Кроме того, в разрушении участвует его способность смещать частицы в пространстве, что по типу цепной реакции приводит к нарушению целостности атомов, затем молекул, тканей и наконец - органа.

2. Воздействие на расстоянии. Электричество действует не только в месте основного контакта, где повреждения в основном обусловлены механическим воздействием. Но благодаря распространению электромагнитного поля его эффекты проявляются вне направления этого контакта. 

Под действием электрического тока в организме пострадавшего происходит комплекс изменений. Эти изменения с двумя основными процессами:
- общебиологическое воздействие.

- тепловое действие, оно определяется физическим законом Джоуля.

Тепловое действие электрического тока на пострадавшего определяется законом Джоуля, известному нам из физики. Согласно закону Джоуля, количество выделяемого тепла определяется силой тока и напряжением. Также на характер и глубину образовывающихся ран влияют площадь контакта с проводником, время контакта и сопротивление тканей организма. Чем больше воды содержат в себе ткани, тем меньшим сопротивлением они обладают. Максимальным сопротивлением из тканей человека обладает кожа. При этом влажность кожи имеет важное значение: сухая кожа имеет сопротивление до 1000-2000 КОм/см2, а влажная гораздо меньше - лишь 200-500 КОм/см2.

Величина тока, проходящего через человека, зависит от сопротивления его тела. При низких напряжениях сопротивление в основном зависит от состояния кожи. За расчетную величину электрического сопротивления тела человека принято сопротивление, равное 1,0 кОм.
Сопротивление тела человека зависит и от частоты тока. Наименьшим оно бывает при частотах тока 6-15 кГц.

Особенно опасным является прохождение тока через сердце. Значительная часть его проходит через сердце по следующим путям: правая рука - ноги - 6,7%; левая рука - ноги - 3,7%; рука - рука - 3,3%; нога - нога 0,4% от общего поражающего тока. Чем больше протекает ток, тем меньше становится электрическое сопротивление тела и больше величина тока. Если действие тока не будет быстро прервано, может наступить смерть.
На степень поражения значительное влияние оказывает также сопротивление в месте соприкосновения человека с землей. В случае прохождения тока через пострадавшего от руки к ногам существенное значение имеет материал и качество обуви.

Говоря о действии электричества на человека необходимо прояснить, что этим обладает не всякий разряд. Так как в организме человека построен не только из органических молекул, которые хуже чем неорганические проводят электромагнитное поле, не всякий ток может приводить к электротравме. Предельными цифрами считается сила тока более 100 миллиампер и напряжение более 30-35 вольт. Электричество, обладающее такими характеристиками способно нанести незначительный вред организму. Опять же, все зависит от его направления.

Электрический ток более 50-ти вольт и силой превышающей половину ампера способен как минимум вызывать ожог, а при прохождении через область сердца - нарушение нормального ритма и даже смерть.

Не маловажным фактором является время контакта человека с электричеством. Так 1 ампер при контакте в течении одной десятой секунды может вызвать ожоги кожи. А 100 миллиампер при действии на человека в течении 10 минут зачастую приводят к смерти.

Виды электротравм


По времени воздействия электрического тока и его поля различают мгновенные и продолжительные. К первым относят электротравмы, полученные в результате кратковременного (не более 10 мин) воздействия тока. Продолжительные возникают как результат действия тока от одного десятка минут и больше. К кратковременным электротравмам относится большая часть поражений током. Продолжительное воздействие электричества без смертельного исхода наблюдается при длительном нахождении возле электрогенераторов и линий высоковольтного электричества.

По локализации все электротравмы принято разделять на две категории.

–Местные электротравмы возникают в результате воздействия тока на ограниченный участок ткани. Чаще всего к ним относят электроожоги.

–Общие элетротравмы возникают в результате поражения более двух участков организма. Как правило, в данную категорию входит большинство смертельных случаев от тока большой силы и напряжения. Например, поражение молнией. Кроме того, к общим электротравмам относят все случаи нарушения функций внутренних органов, вызванные действием только электромагнитного поля. Самым опасным является остановка сердца.


Симптомы электротравмы


Визуальными признаками электротравмы являются «знаки тока», расположенные в местах входа и выхода электрического заряда. В этих точках происходят максимальные изменения тканей под воздействием электрического тока.

Клиническая картина обусловлена тяжестью электротравмы. Превалируют изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и центральной нервной системы.

Частота сердечных сокращений обычно уменьшена (брадикардия), пульс напряжен, тоны сердца глухие, возможна аритмия. В тяжелых случаях развивается фибрилляция сердца с прекращением кровообращения.

Спастическое поражение мышц гортани и дыхательной мускулатуры приводит к нарушению ритмичности и глубины дыхания и к развитию асфиксии.

Нарушения центральной нервной системы при электротравме проявляются следующими симптомами:

-головокружение

-нарушении зрения

-разбитость

-усталость

-иногда возбуждение

-ретроградная амнезия (отсутствие воспоминаний предшествующих электротравме)


Возможны разрывы мышц при их судорожном сокращении. Кроме того, возможны компрессионные и отрывные переломы костей.


Степени поражения электрическим током определяются тремя критериями:

1. Сила, напряжение и частота (для переменного тока, который в основном и применяется в быту) электричества.

2. Время его воздействия.

3. Локализации и направленность поражения.


Местное воздействие электричества может приводить к различным эффектам. От неприятных ощущений до глубоких ожогов. 

Общие элетротравмы вызывают ряд нарушений общего характера. В зависимости от силы и продолжительности действия тока различают четыре степени электротравмы.

-Легкая или I степень. Обусловлена влиянием электромагнитного поля. Человек испытывает неприятные ощущения, появляется непроизвольное сокращение мышц и судорожное подергивание. Сознание сохранено. Через некоторое время может появляться головная боль и слабость.

-Средняя степень (II) тяжести. Нарушение сознания и судороги. Человек может или впадать в оцепенение или вести себя крайне возбужденным. Иногда отмечается шок нервной системы. Не исключаются повалы в памяти 

-Тяжелая (III) степень. Утрата сознания, судороги и нарушение витальных функций. То есть развитие аритмий и нарушение ритма дыхания - диспноэ. После прихода в сознание человек может не помнить факта травм или более отдаленных событий.

-Мгновенная смерть.


Оказание первой помощи


При отсутствии сознания и сохраненной сердечной и дыхательной деятельности человека необходимо уложить на бок. Положить валик под голову и расстегнуть одежду. Желательно, чтобы любой голой частью тела он соприкасался с землей - это создаст эффект заземления и электрический разряд уйдет в землю. Естественно этого не надо делать при разрывах линий электропередач, когда электроэнергия распространяется по земле. 

В случае отсутствия признаков работы сердца, необходимо приступить к сердечно-легочной реанимации.

В случае воздействия тока в пределах от 1000В и более, любые действия, заключающиеся в оказании первой помощи, производятся исключительно при использовании изолирующей обуви и резиновых перчаток. Подходящей обувью в этом случае станут тапочки, сапоги резиновые, кроссовки с прорезиненной подошвой.
Госпитализироваться должны все случаи общего поражения электричеством. В первую очередь это связанно с риском появления отсроченных аритмий. Они могут быть даже при I степени к концу первых суток. Но обязательное стационарное наблюдение проводится у пострадавших II и III степеней. Первая может наблюдаться дома. Также обязательно обратиться в стационар при ожогах второй и выше степеней и поражении глаз.

При местной травме необходимо дать обезболивающие и наложить на рану повязку, желательно из стерильного материала.


В некоторых случаях при электротравме развивается так называемая "мнимая смерть" - состояние, при котором у пострадавшего отсутствует сознание, сокращения сердца редкие и определяются с трудом, дыхание редкое и поверхностное, - то есть наблюдается крайнее угнетение основных жизненно важных функций организма.


Несмотря на внешнее сходство, "мнимая смерть" не является клинической смертью, а наблюдаемые симптомы могут подвергнуться обратному развитию даже через довольно длительный промежуток времени. Поэтому при электротравме принято оказывать помощь (в том числе и реанимационные мероприятия) вплоть до появления трупных пятен и трупного окоченения.


4. Санитарно-гигиенические требования в образовательном учреждении.


Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. Под санитарно-гигиеническими требованиями понимается система санитарно-технических, гигиенических и организационных мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на людей вредных производственных факторов. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приёма пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

Для соблюдения санитарно-гигиенических требований, в том числе в зданиях образовательных учреждений необходим контроль ряда факторов, наиболее важным из которых является – микроклимат.

Нормы производственного микроклимата установлены едиными для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым макроклиматическим условиям. К ним относят температуру, влажность воздуха, скорость его движения.

Оптимальные микроклиматические условия - это объединение параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без активизации механизмов терморегуляции. Они обеспечивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.


Допустимые микроклиматические условия - объединение параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать изменения теплового состояния организма и быстро проходят и нормализуются и сопровождаются напряжением механизмов терморегуляции в пределах физиологической адаптации. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности Оборудование учебных помещений, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим и санитарно-гигиенической, требованиям к учреждениям образования.


Требования к воздушно-тепловому режиму


Здания образовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья учащихся. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.


Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога, лабораториях, актовом зале, столовой, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.


Во внеучебное время при отсутствии учащихся в помещениях образовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С. В помещениях образовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.


5. Выводы


Рассмотрев ряд вопросов связанных с санитарно-гигиеническими требованиями в образовательных учреждениях, системой оценки гигиены условий труда в образовательном учреждении, рассматрев виды поражений электрическим током, причины поражения, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему от воздействия электрического тока, приходим к выводу что производственная санитария, гигиена труда и электробезопасность являются элементами охраны труда.

Основная задача направления Охрана труда является сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

























  1. Список используемой литературы


  1. ДСН 3.3.6.042-99. Санитарные нормы микроклимата производственных помещений

  2. Закон Донецкой Народной Республики "Об охране труда"

  3. Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»

  4. Конституция Донецкой Народной Республики 14.05.2014г.

  5. Раздорожный А. А. «Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие» — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)

  6. НПАОТ 40.1-1.21-98 «Правила безопасности эксплуатации электроустановок.

  7. Жариков В. М. «Практическое руководство инженера по охране труда». — Москва: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2017. — 280 с., ISBN 978-5-9729-0105-0

  8. Терминологический словарь по строительству. М.: Рус. яз., 1986



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шаповалов Павел Викторович

Дата: 23.05.2018

Номер свидетельства: 470818

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства