kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обряды гостеприимства алтайского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УНИКАЛЬНЫМИ И ИНТЕРЕСНЫМИ ОБРЯДАМИ ГОСТЕПРИИМСТВА АЛТАЙСКОГО НАРОДА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обряды гостеприимства алтайского народа»

ОБРЯДЫ ГОСТЕПРИИМСТВА АЛТАЙСКОГО НАРОДА

Эркенов Р.Р

Ученик 11 класса.

МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: [email protected]

Чомаева А. О.

Педагог-психолог

МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются традиционные обряды гостеприимства у алтайцев, включающие обязательные визиты на свадьбу, рождение ребѐнка и похороны, а также произвольные посещения. Приводится информация об обязательной встрече и одаривании гостей, угощении..

Ключевые слова: алтайцы, гостеприимство, семейная обрядность, свадьба, похороны, рождение.

«HOSPITALITY RITES OF THE ALTAI PEOPLE»

Erkenov R.R

Student of the 11th grade

MKOU «Secondary School NO.9 named after Kh.Ch. Kubanov s.Dzhaga»

E-mail: [email protected]

Chomaeva A.O.

Teacher-psychologist

MKOU «Secondary School NO.9 named after Kh.Ch. Kubanov s.Dzhaga»

E-mail: [email protected]





Abstract

The article considers traditional ceremonies of hospitality among the Altai people, including duty visits to the wedding, the birth of a child and a funeral, as well as voluntary visits. The author provides information about obligatory meetings where guests are treated and given gifts. The article is useful to all those interested in the culture of the indigenous peoples inhabiting the Republic of Altai.

Key words: Altaians, hospitality, family rituals, weddings, funerals, birth.

Гостеприимство издревле считалось добродетелью и было широко распространено в правилах поведения, обязательных для исполнения, даже у самых отсталых и воинственных народов.

Алтайцы – тюркоязычная народность, проживающая в Республике Алтай, представители которой исследователями В. И. Вербицким и В. В. Радловым были разделены на северных и южных. Это общепринятое на сегодняшний день деление выглядит следующим образом: «северные алтайцы – кумандинцы, челканцы, тубалары; южные – алтай-кижи (собственно алтайцы), теленгиты, телѐсы, телеуты», хотя обычно алтайцами называют всех представителей коренных народностей Республики. Изучение культуры алтайцев началось сравнительно недавно: в XVIII веке были предприняты первые академические экспедиции Г. Миллера, П. Палласа, И. Георги и др. [1.c.25]

К началу XIX века относятся фрагментарные исследования и статьи А. Бунге, К. Ледебура, Г. И. Спасского, только к концу столетия появляются имеющие огромное значение и для современной науки труды Н. М. Ядринцева и Г. Н. Потанина.[2.c.41]

Следующий этап исследований начался с основанием Алтайской духовной миссии (1828 г.), и состоит он в основном из работ миссионеров, среди которых особняком стоят труды протоиерея В. И. Вербицкого, «собравшего богатейший материал по традиционной культуре, мифологии и религии всех этнических групп Горного Алтая. Указанные труды Вербицкого по-настоящему уникальны, ибо в них наглядно проявился синкретизм традиционной религиозно-мифологической системы алтайцев» .

В исследованиях учѐных-этнографов утверждается, что алтайцы всегда были рады гостям и радушно встречали их. В. И. Вербицкий описывает подобный приѐм следующим образом: «Всякий вошедший в юрту человек признаѐтся как бы семьянином этой юрты. Если хозяева едят, ест и он; если пьют – пьѐт и он без всякого различия, а если гость из другого аила снабжается притом и запасом (азык); у алтайцев-скотоводов – бараниной, у северных – талканом» [3.c.15]

У алтайцев существовали обязательные дни гостевания, приуроченные к обрядам семейного цикла: рождению, свадьбе и похоронам.

Больше всего обязательных визитов включал в себя свадебный обряд. Исследователь Н. И. Шатинова насчитывает до семи «приездов» сватов, каждый из которых имел своѐ значение и свою «программу»; к сожалению, информаторы полностью описать смогли только шесть из них. Например, в первый раз сваты должны были привезти и подарить хозяевам аила кожаный сосуд для молочной водки – араки, который назывался тажуур (по-русски ташаур), второй визит наносился уже родителям невесты с поднесением «кадакту (кадак – ткань) тажуур – «ташаур с кадаком»: на горловине этого ташаура привязывался кусок синего шелка»

Традиции гостеприимства алтайцев включали в себя и обязательную встречу родственников невесты родственниками жениха за один-два километра до места празднования свадьбы. Как правило, встреча включала в себя угощение варѐным мясом и аракой, игры, кропление сквашенным молоком.

Сигналом к началу свадебного пира было появление невесты после обряда заплетания кос. Угощение гостей (сурум) предварялось произнесением благопожеланий, произносившихся по очереди каждым из особо уважаемых гостей. «Главным блюдом на всех праздниках было кочо – отварное мясо. Гостей угощали быштаком, курутом – кислым сыром, каймаком – сметаной, снятой с кипячѐного молока, талканом – толокном из поджаренного ячменя, аракой и кумысом»

Появление на свет ребѐнка также требовало обязательных визитов и соблюдения гостевого этикета. При знакомстве с новорождѐнным полагалось чем-то его одаривать, более того, в аил, где появился новый житель, не следовало входить без подарка. Гости и родственники несли продукты и выделанные шкурки ягнят (в качестве одеяла или пелѐнок). Исследователи объясняют подобные правила необходимостью взаимопомощи в суровых условиях кочевой жизни.

Гости должны были в обязательном порядке подарить что-то ребѐнку (подвесить над колыбелью), без этого посмотреть на дитя им не разрешалось. Мальчикам дарились «мужские» подарки: ружьѐ, нож, пули, седло и др., а девочке – женские: посуда, бисер, раковины и т.д.

Гостям также полагалось дарить новорождѐнному апагаш (беленькое) – пуговицу (либо раковину каури, бисер), который вешался на ремни колыбели. Если человек пришѐл в гости случайно, не зная о ребѐнке, он мог оторвать пуговицу от своей одежды, либо снять ремень.

Ещѐ один обязательный визит, который должен нанести каждый алтаец – это «коллективная трапеза всех пришедших проводить умершего в последний путь. Традиционно алтайцы устраивали такие трапезы три раза: в день похорон (это был третий день со дня смерти), затем в седьмой и сороковой (фактически 39-й) дни со дня смерти. По мнению алтайцев, можно было при отсутствии возможности не посещать первых два тоя – в честь рождения и женитьбы. Но третий, последний, той следовало посетить обязательно, несмотря ни на что» [4, с. 426–427].

Перейдѐм к описанию произвольных визитов.

Если гость предупреждал о приезде, то его ждали, резали скот и обязательно выходили встречать. Гостю помогали спешиться и под руки вели в аил, где сажали на почѐтное место. Важность и священность этого места в аиле описывает Е. М. Тощакова: «Места для членов семьи в юрте отводились по традиции, нарушать которую не допускалось. Так, место между очагом и чакы, называемое тӧр дьер, принадлежало всегда старейшему в семье мужчине – деду (улдам, тада), отцу (ада) или брату (ака). Если приходил почѐтный гость, это место уступалось ему» [5, с. 102].

Затем следовало угощение, причѐм сначала гостя угощали чем-нибудь молочным (молоко, кумыс, чегень, арака), затем хозяин набивал и раскуривал трубку, гость (даже если был некурящим) должен был сделать то же самое и обменяться трубками с хозяином. Если гость был в аиле первый раз, его нос мазали сажей, чтобы приобщить его к огню этого дома.

Обычно гость одаривал хозяев продуктами питания: «чегенем, кумысом, аракой, маслом, быштаком и курутом – сырами из коровьего молока, жиром и арчыном. Гость открывал ташаур с аракой, приседал на одно колено и подавал хозяину. Хозяин принимал ташаур, переливал араку в другую посуду и ставил подогреть на огонь. Гость клал арчын в огонь, хозяин совершал кропление аракой в огонь. Хозяйка угощала гостя сначала чаем, потом отваривала мясо. После того, как распивалась арака, привезѐнная гостем, хозяин угощал своей» [6, с. 119].

Гость также получал от хозяев подарок. Например, существовал обычай айылчыга кур курчаары – повязывание гостю пояса (кур) до шести метров длиной. Наматывался пояс с произнесением благопожелания: «Белинг бек болзын! (Пусть твоя поясница будет крепкой!)» Поясом одаривался каждый из гостей, мужчины – одноцветными, а женщины – цветными.

Невзирая на существование многочисленных вариантов традиций гостеприимства у алтайцев, общими являются: одаривание и угощение гостя, предоставление ему самого почѐтного места в аиле, закалывание в его честь овцы, а также наличие развитой системы обязательных визитов в рамках семейной обрядности.

Итак, можно сделать вывод, что праздник, который делал хозяин для гостя, был необходим и хозяину, так как вместе с гостем он ел вкусную праздничную пищу, пил алкогольные напитки, веселился, и эта особенность гостеприимства как нельзя лучше отражена в русской народной пословице: «Пошли Бог гостей – и хозяин будет сытей!

Литература:

1. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. МиклухоМаклая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2006. 678 с.

2. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы: сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / под ред. А. А. Ивановского. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1893. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000410272 (дата обращения: 19.08.2018).

3. Шатинова Н. И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1981. 190 с.

4. Тадина Н. А. Лошадь как сакральный дар с «тѐплым дыханием» в ритуальной практике алтайцев. URL: http://historylib.org/historybooks/pod-red--A-A--Tishkina_Drevnie-i-srednevekovye-kochevniki-TSentralnoy-Azii/46 (дата обращения: 10.08.2018).

5. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX – начало XX вв.). Новосибирск: Изд-во «Наука» Сибирское отделение, 1987. 160 с.нет-ресурсы

Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Алтай

  2. https://altaitg.ru/info/articles/

  3. https://nazaccent.ru/content/21627-altajcy-tradicii-i-obychai-naroda.html

  4. https://qwizz.ru/altajskie-tradicii/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Обряды гостеприимства алтайского народа

Автор: Эркенов Рамиль Расулович

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607698


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства