kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщние педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свое выступление я хотел бы начать с того, что в последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, ярким

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщние педагогического опыта»

Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы



Свое выступление я хотел бы начать с того, что в последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для каждого ученика. Современный учитель мечтает о том, чтобы его ребята работали на уроках творчески. Самым главным принципом в своей работе я считаю раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов. Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Развитие речи учащихся является важной проблемой современного образования. Огромное значение имеет формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными средствами русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.

Я считаю, что это - одна из важнейших и наиболее сложных задач современного школьного образования. Если ребенок хорошо владеет речью, он может стать активным участником общественной жизни, может быть интересным собеседником. Развитая речь является показателем интеллектуального развития человека. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи следует создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация к обучению. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями к школьному обучению, что позволяет учителю творчески решать задачи, поставленные перед современной школой. В последнее время появились новые виды письменной речи, различные электронные форумы и конференции, которым современные школьники уделяют много времени.. В речи детей не сформированы навыки построения текстовых единиц, использования средств межфразовой связи, нет четко сформированных умений композиционного конструирования, абзацного деления текста. Недостающий словарный запас, плохая дикция, неумение вести диалог приводят ребенка к коммуникативным неудачам. Речь часто бедна просто потому, что дети не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Поэтому своей главной задачей я считаю воспитание мыслящей личности. Стараюсь выработать у детей умение грамотно говорить, связно излагать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, совершенствовать речевые навыки.

На мой взгляд, эта проблема будет всегда актуальной. Внося какие – то новые принципы и приемы, учитель должен углубленно работать над развитием речи учащихся. Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, включает в себя большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Практическая значимость  данной проблемы в том, что использование разных новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Процесс работы над развитием речи у детей должен быть целенаправлен. Необходимо развивать устную и письменную речь учащихся в различных видах его деятельности. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. На уроках русского языка и литературы надо научить ребят пользоваться русским словом, понимать и чувствовать его. Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету. Поэтому большое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс уроков с использованием ИКТ. Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков. Его можно использовать и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность, повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал. ( презентации уч -ся)

В своей педагогической деятельности я использую современные методики, среди которых и проблемное обучение, и проектная деятельность, и развитие критического мышления на уроках литературы.

Проблемное обучение – умение излагать проблему текста, позицию автора и свою до поднятой в тексте проблемы – дело непростое. Эти умения школьникам нужны при выполнении задания №25 ЕГЭ, при написании сочинения-рассуждения. Применяя проблемное обучение, учитель целенаправленно и систематически развивает интеллект и творческое мышление учащихся. О позитивных сторонах проблемного обучения говорят результаты ЕГЭ, в частности баллы за сочинение.

Развивая критическое мышление на уроках литературы, ученики самостоятельно читают текст, погружаясь в его суть. выписывают ключевые слова, словосочетания, предложения, толкуют их, составляют схемы, кластеры. Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно вызубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний.

Для достижения лучших результатов я применяю разные формы и методы работы. На уроках русского языка и литературы часто использую групповые формы работы, которые оказываются очень интересными.

Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни ставятся мною, другие формулируют сами ребята. Каждая группа получает свой вопрос и работает над ним. Я считаю, что групповая форма работы дает положительный результат. Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща, сотрудничать. Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться. В-третьих, в микроколлективе каждый вносит в работу группы свой вклад, ощущает свою личную значимость. При этом присутствуют элементы творческого состязания, соревнования. И тут важно уделить внимание всем учащимся, отметить работу каждого.

Эффективным средством обучения является также личностно-дифференцированный подход. Организация индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся мотивирует их на активную учебно-познавательную деятельность.

Я включаю в уроки русского языка задания для слабоуспевающих учащихся, которые имеют базовый уровень знаний, задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.

Часто мною используются творческие задания: создание сочинений-миниатюр на заданную тему, изложений-миниатюр, написание синквейна.

Основная форма контроля знаний уч-ся – тестирование. (о подготовке к ЕГЭ)

Последовательная и целенаправленная работа по проблеме развития речи учащихся способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Работа, проводимая мною в этом направлении, позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся к ЕГЭ, развивает творческие способности детей. Дети проявляют интерес к разным творческим конкурсам. Учащиеся ежегодно принимают участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе, являются победителями всех школьных олимпиад  и призёрами районных.

Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Применение разных форм и методов на уроках меняет атмосферу занятий, повышает активность учащихся, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих учащихся. Поэтому я стараюсь делать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Учитель должен помнить о том, что современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обобщние педагогического опыта

Автор: Гайшинец Александр Иванович

Дата: 17.10.2018

Номер свидетельства: 480954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства