kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Невербальное общение

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Невербальное общение" 

В презентации раскрываются виды общения, более глубоко раскрыто невербальное общение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Невербальное общение»

Невербальное общение Солиева О.Ю. учитель русского языка и литературы СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан

Невербальное общение

Солиева О.Ю. учитель русского языка и литературы

СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют . Восточная мудрость

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют .

Восточная мудрость

  • Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта
Язык невербальных компонентов общения    первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д. вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.    С помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

Язык невербальных компонентов общения

  • первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
  • вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

С помощью слов передается 7% информации,

звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%,

мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%.

Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

Несловесные (невербальные) средства

Несловесные (невербальные) средства

  • — это средства, которые сопровождают или заменяют собой слова в речи. Эти средства очень разнообразны и так дополняют и уточняют друг друга, что правильно их интерпретировать можно только в комплексе и с учетом всей ситуации общения.
Знаменитое «По одежке встречают — по уму провожают» — это констатация того, что первое впечатление о человеке мы получаем по тому облику (образу), который создается в первую очередь несловесными средствами. Однако несловесные средства — это не только костюм и внешний вид в целом.
  • Знаменитое «По одежке встречают — по уму провожают» — это констатация того, что первое впечатление о человеке мы получаем по тому облику (образу), который создается в первую очередь несловесными средствами. Однако несловесные средства — это не только костюм и внешний вид в целом.
Система невербалики

Система невербалики

  • Это тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, а также песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.
Основными невербальными средствами общения являются жесты.

Основными невербальными средствами общения являются жесты.

  • Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это  традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские  реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
В письменной речи

В письменной речи

  • визуальный канал остается основным, но ведущими невербальными средствами на письме являются другие — средства, которые возможны только на письме: графики, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные значки и средства выделения , с помощью которых передается информация логического плана. Каждое из этих невербальных средств настолько специфично, что рамки нашего учебного пособия не позволяют охарактеризовать особенности их сочетания с речью, поэтому невербальные средства письменной речи останутся вне нашего рассмотрения.
Акустические невербальные средства

Акустические невербальные средства

  • — это средства, которые воспринимаются на слух. К невербальным акустическим средствам относятся, в основном, голос и интонация, а также ее слагаемые — темп, тембр, ритм, мелодика и др. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь. Кроме голосовых, к акустическим несловесным средствам могут быть отнесены и аплодисменты, хлопки, свист и другие разнообразные звуки.
Тактильные невербальные средства

Тактильные невербальные средства

  • — это средства, которые рассчитаны на осязание, то есть различного рода прикосновения.
Тактильные средства

Тактильные средства

  • жесты-прикосновения для привлечения внимания, различного рода рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский, но и этикетный характер.
  • А в письменной речи — материал для письма (бумага, ткань, кожа и т. д.), способ ее обработки (тиснение, аппликация, прорези и пр.) и т. п.
Тактильные средства

Тактильные средства

  • на тактильных средствах построена специальная азбука Брайля для слабовидящих.
К сожалению, тактильные несловесные средства в лингвистике почти не изучены, вероятно, из-за того, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся, в основном, ситуации публичной коммуникации.
  • К сожалению, тактильные несловесные средства в лингвистике почти не изучены, вероятно, из-за того, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся, в основном, ситуации публичной коммуникации.
Паралингвистика

Паралингвистика

  • — паралингвистика (от греч. para — около и лингвистика) — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Паралингвистика изучает универсальные невербальные средства (характерные для всех людей вне зависимости от их национального языка и культуры), этнолингвистические (то есть имеющие национальную или культурную специфику) и индивидуальные несловесные средства (свойственные отдельным личностям).
Этнолингвистика

Этнолингвистика

  • Очень интересна в отношении невербальных средств этнолингвистика (как русская, так и других национальных культур), поскольку в разных культурах одно и то же значение может выражаться разными способами: один и тот же жест может иметь различные значения в различных культурах. Например, жест «О'кей!» в англоговорящих странах обозначает «все хорошо», во Франции — «ноль», в Японии — «деньги». Болгары выражают согласие покачиванием головы слева направо и отрицание — сверху вниз, то есть диаметрально противоположным образом, чем это принято в России.
Почему несловесные средства относятся к речи?

Почему несловесные средства относятся к речи?

  • Рассмотрение жестов, мимических реакций, особенностей звуковых или иных средств как изолированных друг от друга противоречит и самой природе этих средств, и природе общения в целом. Несловесные средства всегда образуют комплекс — своеобразное высказывание, и в этом отношении они аналогичны словесной речи. У них общие функции, цели, условия общения, исполнители и адресат. Более того, несловесная речь обычно выражает с помощью иных средств то же содержание, что и словесная. Невербальные средства включаются и в процесс речи, и в ее результат — устный или письменный текст. Словесная и несловесная речь чаще всего взаимно усиливают друг друга в одной коммуникативной ситуации, различаясь лишь средствами.
Жесты открытости

Жесты открытости

  • Жест "раскрытые руки" демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт.
  • Руки описывают траекторию от своего "сердца" к "сердцу" собеседнику. Этот жест подчеркивает взаимосвязь интересов,
  • Соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым.
Копирование поведения. Показатель связи с собеседником  Когда один из собеседников копирует язык тела другого, это автоматически создаёт ощущение синхронности в их действиях и устанавливает связь между ними. Осторожное копирование поведения другого человека является наилучшим способом создания взаимодействия: вы скрестили руки, и я скрестил руки.  Если Вы уже синхронизировались с кем-то, то можете затем разомкнуть руки, чтобы показать свою открытость. И если Ваш собеседник повторит данный жест, то это ещё раз подтвердит подсознательную связь между Вами.     6 августа 2009 года. Вашингтон. Посол США в Японии Джон Рус и президент США Барак Обама на встрече в Белом Доме.

Копирование поведения. Показатель связи с собеседником

  • Когда один из собеседников копирует язык тела другого, это автоматически создаёт ощущение синхронности в их действиях и устанавливает связь между ними. Осторожное копирование поведения другого человека является наилучшим способом создания взаимодействия: вы скрестили руки, и я скрестил руки. Если Вы уже синхронизировались с кем-то, то можете затем разомкнуть руки, чтобы показать свою открытость. И если Ваш собеседник повторит данный жест, то это ещё раз подтвердит подсознательную связь между Вами.

6 августа 2009 года. Вашингтон. Посол США в Японии Джон Рус и президент США Барак Обама на встрече в Белом Доме.

Указатель. Негативный жест или эмоциональное одобрение? Указывание пальцем обычно является негативным жестом и должно рассматриваться как проявление грубости. В данном же случае Обама заменяет типичный жест-указатель на более эффектный и эмоциональный, лишённый негатива. Когда человек показывает большой палец, это также является знаком крайнего доверия. 20 августа 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама на встрече с демократами.

Указатель. Негативный жест или эмоциональное одобрение?

  • Указывание пальцем обычно является негативным жестом и должно рассматриваться как проявление грубости. В данном же случае Обама заменяет типичный жест-указатель на более эффектный и эмоциональный, лишённый негатива. Когда человек показывает большой палец, это также является знаком крайнего доверия.

20 августа 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама на встрече с демократами.

Прикосновение к уху. Обаме не нравится то, что он слышит? Порой, когда мы слушаем кого-то, и нам не нравится то, что мы слышим, подсознательно срабатывает реакция в виде прикосновения к уху.   Если во время разговора Ваш собеседник дотронулся до уха, это может быть как знаком того, что ему не нравится услышанное, так и признаком лжи с его стороны. Сравнивая этот случай с другими, стоит отметить, что подобный жест Обама также использует, когда сомневается в сказанном или же пытается надавить на собеседника.    10 сентября 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама во время обсуждения реформы медицинского страхования

Прикосновение к уху. Обаме не нравится то, что он слышит?

  • Порой, когда мы слушаем кого-то, и нам не нравится то, что мы слышим, подсознательно срабатывает реакция в виде прикосновения к уху. Если во время разговора Ваш собеседник дотронулся до уха, это может быть как знаком того, что ему не нравится услышанное, так и признаком лжи с его стороны. Сравнивая этот случай с другими, стоит отметить, что подобный жест Обама также использует, когда сомневается в сказанном или же пытается надавить на собеседника.

10 сентября 2009 года. Вашингтон. Президент США Барак Обама во время обсуждения реформы медицинского страхования

Жесты и позы защиты

Жесты и позы защиты

  • Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника
  • Иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми. Это обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию.
  • Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук, этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук.
Некоторые элементы поз:

Некоторые элементы поз:

  • стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности;
  • широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;
  • посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания;
  • ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;
  • руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности.
Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.   Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

  • удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
  • страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
  • гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
  • отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
  • печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
  • счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Непроизвольные реакции

Непроизвольные реакции

  • покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;
  • побеление лица - страх, признак виновности;
  • расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
  • сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;
  • усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (подергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения...) - тревога, страх, стыд, обман;
  • снижение частоты пульса - повышенное внимание;
  • быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;
  • короткое дыхание через нос - злость;
  • нарушение дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;
  • пересыхание рта (сглатывание, облизывание губ, жажда...) - страх, обман;
  • внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность;
  • испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман;
  • дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица...) - внутреннее напряжение, страх, обман;
  • частое моргание - возбуждение, обман;
  • урчание в животе - страх (не всегда, разумеется...);
  • скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.
Д. У. Джонсон определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность

Д. У. Джонсон определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность

Чтобы это значило?

Чтобы это значило?

Заключительные правила:

Заключительные правила:

  • Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению собеседника.
  • Ждите, когда о состоянии его "скажут" и другие сигналы.
  • Обращайте внимание прежде всего на так называемые "мелочи".
  • Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Невербальное общение

Автор: Солиева Олияхон Юлдашевна

Дата: 13.04.2021

Номер свидетельства: 578091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Кинесические особенности невербального общения"
    ["seo_title"] => string(55) "kiniesichieskiieosobiennostinievierbalnoghoobshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266138"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450100617"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект занятия по вербальному и невербальному общению "Пойми меня""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_zaniatiia_po_vierbal_nomu_i_nievierbal_nomu_obshchieniiu_poimi_mienia"
    ["file_id"] => string(6) "424713"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1501576463"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Этикет. Невербальное общение"
    ["seo_title"] => string(36) "etikiet-nievierbal-noie-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "301030"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456839774"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по воспитательной работе:  «Язык телодвижений или невербальное общение» "
    ["seo_title"] => string(139) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-vospitatiel-noi-rabotie-iazyk-tielodvizhienii-ili-nievierbal-noie-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "165955"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422892089"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Вербальное и невербальное общение преподавателя с обучающимися"
    ["seo_title"] => string(80) "vierbal_noie_i_nievierbal_noie_obshchieniie_priepodavatielia_s_obuchaiushchimisi"
    ["file_id"] => string(6) "366899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481114462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства